Библиографическое описание:

Косицына В. М. Совершенствование организационно-тактических мер борьбы с контрабандой культурных ценностей [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 116-120.

В данной статье предпринята попытка определения контрабанды культурных ценностей и рассмотрены пути совершенствования организационно-тактических мер борьбы с контрабандой культурных ценностей.

Ключевые слова: культурные ценности, контрабанда культурных ценностей, организационно-тактические меры борьбы с контрабандой культурных ценностей.

This article attempts to determine the smuggling of cultural property, and consider ways of improving the organizational and tactical measures to combat smuggling of cultural property.

Keywords: cultural values, smuggling of cultural values, organizational and tactical measures to combat smuggling of cultural property

 

Многие культурные ценности имеют свою интереснейшую историю. Сам факт сохранения в течение веков, редкость старинных предметов повышает их ценность. Кроме того, многие культурные ценности сделаны из драгоценных металлов и камней, которые сами по себе представляют значительную материальную ценность. Однако первостепенное значение имеет, прежде всего, культурная их ценность, принадлежность определенной эпохе, выдающимся людям.

Проблема обеспечения сохранности и предупреждения контрабанды культурных ценностей настолько актуальна, что предлагалось возвести ее в ранг национального проекта. Эта проблема находится в поле зрения Общественной палаты РФ, что подчеркивает ее значимость. Создана комиссия палаты по сохранению духовного и культурного наследия. Главным объектом защиты этого наследия является Музейный фонд России — более 80 млн. экспонатов [1, с. 53].

В огромном количестве стран современного мира контрабанда по праву признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Это не случайно, так как контрабанда наносит наибольший ущерб экономическим интересам любой страны, в том числе и Российской Федерации. Подобная разновидность преступлений — контрабанда видимо появился с самого начального момента. То есть с момента появления государственных и таможенных границ. В настоящее время принято считать, что контрабанда существует практически во всех государствах. Практически во всех странах существует перечень предметов, перемещение которых через границу запрещено или ограничено. Особенно это касается контрабанды культурных ценностей.

Общественная опасность преступлений в отношении культурных ценностей включает и еще ряд аспектов.

Во-первых, культурные достижения государства во многом влияют и на его престиж на мировом уровне, поэтому неспособность государства защитить свои ценности, свою культуру говорит в том числе и о неспособности государства поддержать свой престиж. Поэтому, если говорить применительно к России, для государства, претендующего на одно из лидирующих мест в мире, защита собственного культурного наследия, защита того, что создает имидж государству на международной арене, представляется одной из важнейших задач.

Во-вторых, культурное воспитание граждан должно являться также приоритетным направлением политики государства. Без знания собственной истории и культуры невозможно воспитать патриотизм прежде всего у молодого поколения, поэтому большинство государств стараются не растерять то культурное наследие, которое было приобретено трудами наиболее выдающихся их граждан. Статья 44 Конституции РФ провозглашает, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям», незаконный вывоз культурных ценностей фактически лишает многих граждан их конституционного права на знакомство с культурными ценностями, с культурой собственной страны в целом, что сказывается в том числе и на патриотическом воспитании гражданина.

В-третьих, нельзя забывать и о том, что культурные ценности представляют, как правило, большую ценность и в стоимостном выражении, поэтому незаконный вывоз культурных ценностей — это фактически вывоз национального богатства за пределы государства.

Таким образом, степень общественной опасности контрабанды культурных ценностей представляется высокой, и, следовательно, предупреждение и борьба с данным преступлением должны являться приоритетным направлением деятельности любого государства.

Как отмечает В. В. Кулыгин, вторым после хищения по распространенности преступлением в отношении культурных ценностей является контрабанда. В результате проведенного им исследования судебной практики по контрабанде культурных ценностей автор делает следующие основные замечания:

-          количество попыток контрабандного вывоза культурных ценностей остается на достаточно высоком уровне;

-          в большинстве своем через государственную границу незаконно перемещаются предметы, ранее похищенные из музеев или иных мест их хранения;

-          достаточно часто вывозятся не отдельные предметы, а целые коллекции;

-          транзитными странами для вывоза культурных ценностей из России в основном являются Финляндия, Беларусь, Закавказье;

-          сокрытие ценностей производится, как правило, в 52 % случаев в багаже пассажиров, 20 % — в личных вещах, 15 % — в транспортных средствах, в одежде — 5 %, в грузах — 3 %;

-          наиболее часто предметами контрабанды культурных ценностей бывают иконы, старинные монеты, ордена и медали, рукописи, старопечатные и редкие книги, часы, картины, предметы религиозного культа и т. д.

Тема сохранности культурных ценностей и предотвращения их незаконного вывоза из страны стала особенно актуальной в связи с переходом России к рыночной экономике. Культурные ценности все более и более вовлекаются в торговый оборот. Произошла серьезная либерализация этого оборота, во многом изменилось отношение государства к задачам и способам охраны культурных ценностей. В свою очередь это создает условия, при которых можно и должно принципиально по-новому решать названную проблему.

Проблемы борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности нередко рассматриваются разрозненно — отдельно с хищениями, отдельно — с контрабандой. Это не позволяет бороться с организованной преступностью в данной сфере, выявлять всю преступную цепочку [2, с. 5].

Культурные ценности — это достояние, принадлежащее определенной группе: социальной, этнической, и т. п. Все они могут быть выражены определенными формами искусства: устным творчеством, художественными изображениями, танцами, песенным творчеством, прикладными видами. В нашей стране существует целая структура понятия «культурные ценности», зафиксированная в законодательстве.

В соответствии с законами РФ в это понятие входят: произведения культуры, искусства; народные ремесла, промыслы; эталоны поведения; национальные или народные языки, местные диалекты, все говоры; топонимы (названия географических объектов); народный фольклор; все методы, способы и результаты научных исследований; здания, территории, технологии и т. п.; объекты, представляющие культурную, историческую либо научную ценность.

Культурные ценности России (как, впрочем, и всех стран), охраняются государством. Именно оно регламентирует порядок ввоза или вывоза их объектов, определяет правила их приобретения, владения, продажи. Однако культурные ценности, как считают некоторые специалисты, это не просто исторические ремесла, объекты или методики.

Культурными являются только те ценности, которые оказывают определенное влияние на психику человека с целью донесения информации до потомков. Это может быть информация об идеологии, духовности, убеждениях — всех тех явлениях, о которых сложно рассказать другим способом [1, с. 53–61].

Культурные ценности — понятие неоднородное. Они могут быть разными даже в одно время для различных слоев общества. Яркий пример тому: исторические храмы. Для большинства в нашей стране они были едва ли не главными культурными ценностями. Однако для молодой советской власти они были не только малоценными. Большевики считали их вредными, и потому разрушали. Так были утрачены уникальные произведения зодчества, характеризовавшие целые эпохи. Впрочем, утрачены были не только храмы: печальная судьба постигла многие народные промыслы, а также языки и культуру малых народов.

Для того чтобы исторические памятники не разрушались, а виды ремесел или искусства, являющиеся достоянием народов или народностей, не были утрачены, законодательство РФ и дает точное определение понятия «культурные ценности России».

Согласно положениям Конвенции ООН об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г., культурное и природное наследие является бесценным и невосполнимым достоянием всего человечества. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения обедняет наследие народов мира. В этой связи сбережение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, выступает как одна из важнейших задач всех государств.

Проблема сохранения своего культурного достояния стоит и перед нашим государством.

Борьба с контрабандой культурных ценностей является одной из основных задач, возложенных на таможенные органы. И таможенники достойно выполняют возложенные на них функции.

Посягательствам на культурные ценности способствуют факторы, которые можно классифицировать на экономические, организационные, правовые и другие. Из организационных факторов, прежде всего, — постоянные реорганизации и недостатки системы контроля, в частности дублирование функций, до последнего времени — загруженность контролирующих органов работой, не связанной с охраной культурных ценностей; чрезмерная децентрализация контроля, передача на места полномочий по обеспечению сохранности объектов федерального значения и др. Из-за правовых факторов, в т. ч. пробелов в законодательстве, не выполняется ряд требований вышеуказанной Конвенции ЮНЕСКО, например, об установлении для антикваров правил, предусмотренных этой конвенцией, контроля за соблюдением этих правил, уголовных санкций за их нарушение.

Основными чертами, относящимися к состоянию и динамике контрабанды культурных ценностей являются следующие:

-          количество попыток совершения данного преступления остается на стабильном уровне;

-          высокая степень латентности данного преступления;

-          высокая степень общественной опасности контрабанды культурных ценностей;

-          частое совершение данного преступления в соучастии, более того, организованными группами;

-          международный характер контрабанды культурных ценностей;

-          проблема контрабанды культурных ценностей является таковой не только для России и для иных государств с богатым культурным наследием, как правило, не относящимся к странам с развитой экономикой.

Весьма эффективным механизмом противодействия незаконному перемещению товаров через таможенную границу является проведение таможенных осмотров с применением инспекционно-досмотровых комплексов.

В 2009 году были намечены конкретные меры по эффективному и интенсивному применению инспекционно-досмотровых комплексов, такие как:

-          завершение формирования подразделений по применению ИДК в таможенных органах;

-          обеспечение соответствия режима эксплуатации ИДК режиму работы пункта пропуска, в котором используется ИДК;

-          разработка перечня мер, направленных на создание условий для уменьшения текучести кадров в подразделениях по применении ИДК;

-          подготовка обращения на имя руководителя ФТС России об обеспечении таможенных органов СЗТУ, эксплуатирующих ИДК, USB-ключами, позволяющими осуществлять доступ к отсканированным изображениям [2, с. 5].

Увеличение количества дел об административных правонарушениях, возбужденных таможнями, свидетельствует, с одной стороны, об усилении мер по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, повышении эффективности таможенного и пограничного контроля на границе, с другой — об активизации криминальных структур в попытках незаконного перемещения товаров через границу.

Повысить эффективность работы по пресечению контрабанды можно лишь укрепляя взаимодействие всех структур, причастных к обеспечению безопасности в сфере внешней торговли. Планируется активно прорабатывать пути развития двустороннего сотрудничества в различных направлениях деятельности, что, несомненно, поможет оздоровить обстановку в приграничных районах, эффективнее бороться с нарушениями и преступлениями во внешнеэкономической сфере.

Необходимо активизировать совместную работу силовых структур и органов местного самоуправления по противодействию контрабанде на границе.

Важную роль в повышении эффективности работы таможенных органов имеет использование технических средств таможенного контроля и оснащение ими структурных подразделений таможни.

В настоящее время таможенные органы испытывают дефицит по многим позициям материально-технического обеспечения. Проведение эффективного контроля за перемещением товаров становится невозможным без применения надежных технических средств таможенного контроля (ТСТК: досмотровой рентгеновской техникой, приборами радиационного контроля, средствами идентификации), потребность в которых удовлетворена на сегодня в среднем только на 25 %.

Еще одной мерой повышения эффективности борьбы с контрабандой таможенными органами является выработка механизма обмена оперативной информацией по готовящимся преступлениям. Отсутствует механизм противодействия двух таможенных постов сопредельных государств незаконному перемещению наркотических средств в крупных размерах, выявлению устойчивых каналов. Положение осложняет то, что российские таможенные посты осуществляют обмен информацией с сопредельными казахстанскими таможенными подразделениями не напрямую, а только с разрешения вышестоящего руководства.

В условиях объединения таможенных территорий стран Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации борьба с контрабандой культурных ценностей представляет комплекс организационно-правовых мероприятий по выявлению, пресечению, профилактике и раскрытию нелегального перемещения культурных ценностей (ввоз, вывоз, транзит), осуществляемый с привлечением технологических средств таможенного и пограничного контроля, а также оперативно-розыскных методов и средств.

Эффективным правовым инструментом борьбы с нелегальным оборотом культурных ценностей является оперативно-розыскная деятельность, в частности, контролируемая поставка.

В развитие межгосударственных решений на национальном уровне с целью пресечения нелегального оборота культурных ценностей, прежде всего их нелегальной транзитной миграции целесообразно:

-          гармонизировать и унифицировать законодательство стран СНГ, прежде всего стран участниц Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, в части установления уголовной ответственности за нелегальный оборот культурных ценностей, а также расследования данной категории дел (единая подследственность уголовных дел, определение подлежащего применению процессуального законодательства в случае совершения контрабанды в местах объединения таможенных границ и в условиях союзного государства);

-          разработать межгосударственное соглашение «О введении в странах СНГ порядка принятия на себя государством финансовой ответственности в отношении культурных ценностей другого государства — участника СНГ, временно ввозимых для показа на выставках либо для научных исследований», обеспечить принятия соответствующих законодательных актов на национальном уровне, гарантирующих юридическую неприкосновенность данных культурных ценностей на период пребывания на территории страны;

-          целесообразно ввести спецкурс дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для сотрудников органов таможенного и пограничного контроля, следственных и оперативных подразделений, курсантов специальных учебных заведений с названием «Правоохранительная деятельность в сфере предотвращения нелегального оборота культурных ценностей», в рамках которого может быть рассмотрен весь комплекс процессуально-правовых мер (способов), направленных на предотвращение, выявление, раскрытие контрабанды культурных ценностей.

 

Литература:

 

1.         Герасимов, И. А. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия // Проблемы местного самоуправления. — 2008. — № 17. — С. 53–61.

2.         Герасимов А. А. «Культурные ценности: эволюция понятия» // статья М. 2011–5 с.

3.         Международная Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 14.11.1970 г., Париж.

4.         Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. 16.11.1972 г., Париж.

5.         Международная Конвенция ЮНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. 1995 г., Рим.

6.         Федеральный закон № 4804–1 от 15.04.93. «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

7.         Федеральный закон № 54 — ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

8.         Приказ Росохранкультуры № 65 от 10.11.2004 «О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей».

9.         Приказ Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804–1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации».

10.     Доклад Генерального секретаря ООН «Защита от незаконного оборота культурных ценностей». Вена, 17–21 мая 2010 г.

11.     Мартыненко, И. Э. Проблемы реализации во внутреннее уголовное законодательство стран СНГ международно-правовых актов об охране культурного наследия // Мат-лы Международной конференции «Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ»: (Минск, 26–28 апреля 2007 г.). — Минск: Право и экономика, 2007. — С. 67–77.

12.     Русанов Г. А. Понятие «культурных ценностей» и критерии отнесения предмета к культурным ценностям в науке уголовного права // Российская юстиция. 2008. № 4. С. 31–33.

13.     Русанов Г. А. Причины и условия контрабанды культурных ценностей // Ученые записки Западно — Сибирского филиала Российской академии правосудия. Томск, 2008. С. 67–76–0,8 п.л.

14.     Русанов Г. А. Характер насилия при квалификации деяния по п. «в» ч. 3 ст. 188 УК // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск, 2008. С. 41–42.– 0,2 п.л.

15.     Русанов Г. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовноправовые и криминологические вопросы. М., 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle