Библиографическое описание:

Саттарова А. А. Причинно-факторный комплекс и основные направления предупреждения коррупционной преступности в Республике Казахстан [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 128-132.

 

Проблемы борьбы с коррупцией являются одной из актуальных и важных тем в жизни гражданского общества и государства на современном этапе их функционирования. Известно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. В данной статье проводится анализ основных направлений предупреждения коррупционной преступности в Республике Казахстан.

Ключевые слова: коррупция; коррупционная преступность; количественные характеристики коррупционной преступности; качественные характеристики коррупционной преступности; меры противодействия.

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль»

Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ

Понятие «коррупция» произошло от латинского слова «подкуп», что означает — «прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Более емкое определение коррупции» дается в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и М. Ю. Шведова — это «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [1, с. 731].

Представляется, что понятие коррупции и установление ее проявлений должно основываться на понимании социальной сущности данного явления. Сущность коррупции состоит в том, что она нарушает установленный порядок деятельности государственного аппарата.

Коррупция стала в нашем обществе одним из самых опасных факторов, непосредственно влияющих крайне негативно на личность, общество и государство — это, во-первых. Во-вторых, мировое сообщество обеспокоено распространением коррупции, серьезностью порождаемых ею проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, связями между коррупцией и организованной преступностью и то, что коррупция носит транснациональный характер.

В послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства» отмечено, что государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции. Коррупция — не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности. Мы должны резко усилить борьбу с коррупцией, в том числе посредством совершенствования антикоррупционного законодательства, с тем, чтобы достичь нашей конечной цели — искоренить коррупцию как явление [2].

В исследовании преступности важную роль играют статистические сведения, отображающие преступность и криминогенные процессе в абсолютных и относительных числах, графиках, диаграммах. Преступность как социальное явление можно оценить с помощью количественных и качественных критериев. Оценка эта носит комплексный характер. Каждый показатель играет свою роль в оценке преступности. Дать криминологическую характеристику преступности означает раскрыть ее состояние, структуру и динамику.

Количество совершенных преступлений не является постоянной величиной, ежегодно происходят изменения. Ученые ссылаются на объективные закономерности развития преступности. Сотрудники правоохранительных органов стремятся объяснить снижение преступности хорошей профилактической работы, а ее увеличение — неудовлетворительной работой в целом органов правопорядка или их руководителей [3, c. 63].

Без объективной оценки масштабов преступности невозможно разработать соответствующие превентивные меры.

Количественный анализ преступности начинается с оценки состояния преступности, которое определяется абсолютным числом совершенных преступлений (и лиц, их совершивших) на определенной территории за определенное время. Реальное состояние преступности выражается числом фактически совершенных преступлений (и лиц, их совершивших). Однако с учетом того, что некоторые совершенные преступления являются латентными, на практике состояние преступности определяется по данным уголовной статистики — количеством только зарегистрированных преступлений (в том числе и оставшихся нераскрытыми), а также числом лиц, совершивших преступления [4, с. 14].

За 12 месяцев 2013 года по главе 13 «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» Уголовного кодекса Республики Казахстан от 16 июля 1997 года было зарегистрировано 2411 преступлений, а за 9 месяцев 2014 года — 1915 преступлений. За 2012 год — 2087 преступлений, 2011 год — 2145 преступлений, 2010 год — 2483 преступления, 2009 год — 2467 преступлений, 2008–2483 преступления [5].

Состояние, уровень, структура и динамика преступности — величины переменные, они зависят от различных факторов: экономических, социальных, правовых и других.

Республика Казахстан в 2013 году занял 140 место из 175, что в целом указывает на то, что ситуация не улучшается, а даже наоборот, так как в 2012 году — 133 место из 174 в рейтинге восприятия коррупции. В 2011 году из 180 стран 120 место, а в 2010 году занял 105 место из 178. Такие данные содержат доклад международной организации «Transparency International» [6].

Одним из важнейших положений уголовного права является тезис о том, что ни одно преступление не должно остаться бенаказанным.

Борьба с преступностью предполагает комплекс мер правового, социального, экономического характера. Чтобы эта борьба была успешной, необходимо выявлять причины и условия совершения как преступлений в целом, так и отдельных его видов. На основании выявленных причин и условий следует разрабатывать конкретные меры по их устранению либо нейтрализации.

Применение норм уголовного наказания является важной составной частью борьбы с преступностью. Уголовно-правовые меры выступают не только в качестве принуждения, но и как средство ресоциализации преступника, предупреждения преступности.

Для успешной борьбы с различными видами коррупционных преступлений весьма важное как теоретическое, так и особенно практическое значение приобретает выяление причин и условий, способствующих совершению данных преступлений [7, с. 81].

Искоренение преступности предполагает устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Еще Чезаре Беккариа писал: «Лучше предупредить преступление, чем наказывать» [8, с. 58]. При действенной профилактике могут быть предотвращены многие преступления.

Для успешной борьбы с преступностью в большей степени необходимо изучить причины и условия совершения конкретных преступлений. Под причинами конкретного преступления в криминологии понимаются явления и процессы, породившие общественные взгляды данного лица и вызвавшие его преступное деяние.

Поэтому для установления причин совершения различных видов коррупционных преступлений необходимо прежде всего выяснить так называемые «внутренние причины», к которым относятся психологические личностные особенности того или иного индивида, существование которых обусловлено конкретными условиями формирования личности и привело к образованию у человека антиобщественных установок.

Из этого следует, что для установления причины совершения коррупционных преступлений необходимо, прежде всего, выяснить те обязательства нравственного формирования личности, которые привели к образованию у человека антиобщественных установок. Антиобщественные установки (взгляд, навыки, привычки) личности могут проявляться в самых различных мотивах. Причины преступлений коррупционного характера проявляются из корыстных мотивов. Таким образом, установление в действиях виновного корыстного мотива отражается не только на квалификации содеянного и определении меры наказания, но и на установлении причины совершенного деяния.

Как показывает анализ следственно-судебной практики, во многих случаях одним из серьезных условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, является наличие существенных недостатков в принципе подбора кадров.

Среди форм нарушения принципа подбора являются: прием на должность лиц, не внушающих доверия, или лиц, ранее осужденных за должностные или иные корыстные преступления, а также лиц, не имеющих необходимых знаний для выполнения соответствующих обязанностей по долгу службы [7, с. 84–86].

Совершение коррупционных преступлений по службе могут в известной степени способствовать следующие причины:

1)      трудности преодоления наследства тоталитарного периода;

2)      экономический упадок и политическая нестабильность;

3)      неразвитость и несовершенство законодательства, в том числе и противоречивость законодательства (отдельных законов);

4)      слабость гражданского общества, отрыв общества от власти;

5)      слабость судебной системы;

6)      неразвитость правового сознания населения;

7)      привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно интересов государства и др.

Глубокое и всестороннее изучение личности виновных в совершении коррупционных преступлений имеет весьма важное значение для определения мотива совершения преступления, степени его общественной опасности, назначения и индивидуализации наказания, выявления причин и условий, способствующих совершению преступления, а также предупреждения возможности их совершения.

Социально-демографическая характеристика осужденных также имеет важное значение при назначении наказания, а также выявлении причин или условий совершенных преступлений. Из практики следует, что по данной категории дел в основном осуждены лица мужского пола 96 %, лица женского пола составляют 4 %.

Если обратиться к характеристике возрастного состава осужденных, то предстает несколько иная картина. На первом месте находится возрастная группа 45–55 лет (40 %), на втором месте — 30–40 лет (31,7 %), на третьем — 34–29 лет (17,3 %), четвертом — 21–23 (10 %). Как видно из приведенных данных, наиболее активный возраст — 30–55 лет.

Образовательный уровень — один из важных элементов формирования личности. Образовательный уровень осужденных за исследуемые составы преступлений — высокий: имели высшее образование — 92,3 %, незаконченное высшее — 7,7 %, имели семью — 89 % [5].

Борьба с преступностью должна вестись в двух направлениях: 1) путем выявления преступлений, установления виновных и назначения им справедливого наказания. Эта деятельность государства представляет собой реакцию на уже совершенное преступление. 2) Предупреждение преступлений как основа борьбы с преступностью.

Предупреждение преступлений по своему уровню подразделяются на общесоциальное и специально-криминологическое.

Общесоциальное предупреждение базируется на совокупности экономических, политических, идеологических, правовых и других мероприятий, направленных на улучшение экономической ситуации в стране, социальной сферы, повышение уровня культуры и образования и т. п.

В отличие от общесоциального предупреждения, специально-криминологическое предупреждение заключается в осуществлении мероприятий, непосредственно направленных на устранение причин и условий совершения различных преступлений. Оно осуществляется специальными государственными органами.

Наказание является важным и необходимым средством борьбы с преступностью. Именно наказание прерывает преступную деятельность лиц, совершивших преступление. Оно воздействует на определенную часть неустойчивых в нравственном отношении людей, заставляя их под страхом наказания не совершить уголовно наказуемых деяний.

Но, тем не менее, наказание не является главным средством борьбы с преступностью. Наказание вторично по отношению к преступлению, преступности и их причинам. Поэтому основной упор в борьбе с преступностью должен делаться на ее профилактике, на устранении причин и условий, порождающих эту преступность.

Говоря об общем предупреждении коррупции, необходимо, прежде всего, ее использование как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений [3, с. 179].

Антикоррупционная политика должна являться частью государственной политики и включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

1)      организацию борьбы с коррупцией на всех уровнях;

2)      сужение поля действия условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;

3)      увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за них;

4)      стимулирование мотивов антикоррупционного поведения;

5)      создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

В Республике Казахстан борьба с коррупцией базируется на основных принципах, которые изложены в статье 5 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1998 года № 267-I «О борьбе с коррупцией».

В стране разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, способствующих предупреждению и борьбе с коррупцией, в том числе, в целях исполнения принятых на себя международных обязательств. В частности в настоящей статье хотим отметить следующие последние изменения, предпринимаемые на государственном уровне.

Указом Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстана», в целях совершенствования системы противодействия экономической и коррупционной преступности Глава государства постановил образовать Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (далее — Агентство), как государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан. Кроме того, было принято решение упразднить Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовую полицию) с передачей его функций и полномочий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений и правонарушений вновь образованному Агентству, а экономических и финансовых преступлений и правонарушений Министерству финансов Республики Казахстан [9].

Главой государства 3 июля 2014 года подписан новый Уголовный кодекс Республики Казахстан, направленный на модернизацию уголовного закона в целях усиления борьбы с преступностью в современных условиях, повышения уровня защищенности прав граждан, интересов государства. Новый Уголовный кодекс вводится в действие с 1 января 2015 года. Так, глава 15 посвящена коррупционным и иным уголовным правонарушениям против интересов государственной службы и государственного управления, включающая в себя 11 составов преступлений. Вводятся как обязательные дополнительные виды наказаний за коррупционные преступления лишение званий, чинов, рангов и государственных наград, а также лишение права на государственную службу. Одновременно предусмотрены запреты на применение в отношении коррупционных преступлений следующих институтов — условное осуждение, освобождение от уголовной ответственности, условно-досрочное освобождения, замена наказания более мягким видом. Предусмотрено усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления, в частности новеллой нового Уголовного кодекса является введение кратных штрафов, применение конфискации имущества, пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что позволит повысить эффективность предупреждения коррупции как общественно опасного явления. Ведь в настоящее время коррупция наносит существенный материальный ущерб государству.

13 августа 2014 года в Алматы прошло экспертное обсуждение проекта Программы противодействия коррупции на 2015–2025 годы. В настоящее время ведется активное обсуждение данного проекта, предоставлено немало замечаний, многие ознакомившись с проектом, пришли к выводу, что пока в представленном документе много декларативных норм, мало прописаны практические шаги, которые позволят эти нормы сделать реальностью нашей жизни. Проект документа предусматривает широкое вовлечение в антикоррупционную деятельность гражданского общества, бизнес-сообществ, усиление контроля деятельности государственных органов и корпоративного сектора, совершенствование антикоррупционного законодательства, мониторинг качества государственных услуг, снижение уровня теневой экономики, формирование культуры неприятия коррупции в обществе и модели антикоррупционного поведения на всех уровнях образования и воспитания [10].

По опыту зарубежных стран было принято постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1077 «Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией». Согласно вышеуказанным правилам лицам, сообщившим о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающим содействие в борьбе с коррупцией, установлено поощрение, осуществляемое в форме единовременного денежного вознаграждения. Поощрение в виде денежного вознаграждения устанавливается от 30 МРП до 100 МРП, в зависимости от тяжести деяния. Так же могут устанавливаться поощрения в виде награждения грамотой или объявления благодарности. Финансирование поощрений производится за счет средств республиканского бюджета.

Содействие в борьбе с коррупцией заключается в следующее:

1)   сообщение о факте совершения коррупционного правонарушения или преступления;

2)   представление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление;

3)   иное содействие, имевшее впоследствии значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения или преступления [11].

Необходимо заметить, что лицо, сообщившее заведомо ложную информацию, в установленном порядке несет административную ответственность.

Одной из важнейших функций государства является создание эффективного механизма, призванного защищать человека от посягательства на его права, и способствовать их восстановлению. Как показывает международная практика, одним из показателей процветающей, демократичной и свободно развивающейся страны является отсутствие либо минимального проявления коррупции. В этих целях государством проводится масштабная работа по разработке и внедрению сверхсовременных информационных систем защиты.

В частности, в рамках обеспечения в стране Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан разработан проект «Айкын», предусматривающий прозрачность прохождения обращений, а также исключение личного контакта чиновников и граждан, как предпосылки к коррупционным действиям.

Данный проект предоставляет возможность физическим и юридическим лицам контролировать ход рассмотрения их обращений государственными органами в режиме реального времени. К примеру, отслеживать данные по заявлению, включая не только продвижение документов, принятие решения, но и факты нарушений сроков рассмотрения.

Проект «Айкын» поддержан Администрацией Президента Республики Казахстан, после чего принято решение о необходимости внедрения его в масштабах всей республики. Завершение внедрения проекта «Айкын» запланировано в четвертом квартале 2014 года. С момента действия проекта «Айкын» после регистрации обращения каждому заявителю будет выдаваться талон с уникальным номером, по которому можно будем самостоятельно и в любое время отследить на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам (www.pravstat.kz) порядок и результаты рассмотрения своего обращения. Внедрение сверхсовременной информационной системы — проекта «Айкын» — не только послужит искоренению коррупции, но и предотвратит все предпосылки к коррупционным действиям, что обеспечит реальную защиту конституционных прав граждан [12, с. 7–8].

Очень важным в борьбе с коррупцией является прозрачность деятельности чиновников, и сокращения до минимума контакта с ними с помощью современных технологий. Ярким примером является идея создания электронного правительства в Казахстане, идея создания которого была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан от 19 марта 2004 года. Необходимо отметить, что на всех Web-сайтах государственных органов размещен раздел «Вопросы противодействия коррупции», в целях просвещения граждан страны.

Хотелось бы отметить, что Республике Казахстан необходимы кардинальные изменения, как структуры государственного аппарата, так и механизмов выработки государственной политики. Само реформирование требует вовлечения представителей структур гражданского общества и гражданского процесса подготовки решений на самых ранних стадиях. Кроме того, необходимо приводить национальное законодательство в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами.

Бесспорно, Республикой Казахстан принимаются меры по борьбе с коррупцией, но в настоящее время видно, что механизм реализации этих норм работает не в полной мере, в которой бы хотелось. Несмотря на существующие законодательные возможности борьбы с коррупцией, она по-прежнему имеет место, во многом благодаря отсутствию доверия в эти механизмы. И у международного сообщества, к сожалению, не так много ресурсов, возможностей или средств для того, чтобы более эффективно требовать выполнения международных обязательств.

Таким образом, в Республике Казахстане на сегодня имеются все предпосылки для успешной борьбы с коррупцией. Необходимо и дальше бороться с коррупцией и противодействовать любому ее проявлению с целью обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны.

 

Литература:

 

1.      С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997. — 1303 с.

2.      Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н. А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года) // http://www.akorda.kz (по состоянию на 14.12.2012 г.).

3.      Криминология / Под ред. И. И. Рогова, К. Ж. Балтабаева. — Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2004. — 339 с.

4.      Саматова Г. Б. Криминология: Курс лекций. — Алматы: НИЦ КОУ, 2008. — 56 с.

5.      Информационный сервис «Правовая статистика» // http://pravstat.prokuror.kz.

6.      Отчет Transparency International «Мировой рейтинг индексов восприятия коррупции за 2013 год» //  http://transparency.org.

7.      Агыбаев А. Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: Учебное пособие. — Алматы: Казак университетi, 2003. — 410 с.

8.      Борчашвили И. Ш. Коррупционные преступления: закон, теория и практика: Монография. — Алматы: Жетi Жарғы, 2009. — 488 с.

9.      Указ Президента Республики Казахстан от 06 августа 2014 года № 883 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» // http://akorda.kz (по состоянию на 06.08.2014г.).

10.  Проект программы противодействия коррупции на 2015–2025 года, Астана 2014г. // http://nurotan.kz.

11.  Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1077 «Об утверждении Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией» // http://government.kz (по состоянию на 23.08.2012г.).

12.  Артыкбаев К. Проект «Айкын» — будущее без коррупции // Закон и время. — 2012. — № 2. — С. 7–8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle