Библиографическое описание:

Потапова Е. А. Избирательное право в конституциях стран СНГ [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 14-15.

 Еще в середине 90-х и 2000-х годов в странах СНГ проведена полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых выборов [1,3]. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретает исследование действующего избирательного права и законодательства.

Распад СССР и утверждение государственного суверенитета в бывших союзных республиках не могли не сказаться на содержании их конституционного законодательства.

Специфика конституций стран СНГ проявляется, во-первых, в темпах и объеме конституционных преобразований; во-вторых, в построении институтов власти; в-третьих, в закреплении разнообразных форм государственного устройства.

Каждое государство Содружества использовало в ходе конституционных преобразований свой собственный конституционный опыт, опыт конституционных реформ в России. Конституции стран СНГ принимались как путем референдума (РФ, Казахстан, Республика Беларусь), так и парламентским путем (Туркменистан, Узбекистан, Украина).

Институту выборов, как в советский период, так и в современный, всегда придавалось исключительно важное политическое значение. Обратившись к истории можно сделать вывод, что для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституциями бывших республик были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены.

В Конституции России и Республики Казахстан заложены демократические принципы построения избирательной систем, но прямого закрепления принципов избирательной системы в Основном законе нет, т. е. в конституционной практике РФ и РК не упоминаются даже самые основополагающие принципы, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они оказались «утраченными» вместе с традиционной главой " Избирательная система» [3,14], несмотря на то, что Конституция РСФСР 1918 года включала в себя раздел, посвященный вопросам организации выборов «Активное и пассивное избирательное право», кроме того, имели место главы «О производстве выборов», «О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов»; в Конституции РСФСР (Основном Законе) 1925 года раздел «О выборах в Советы включал в себя три подраздела: «Об активном и пассивном праве», «О производстве выборов», «О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов», Конституция (Основной закон) РСФСР 1937года уже традиционно имела главу «Избирательная система»; Конституция СССР 1977г., Конституция РСФСР 1978 года, конституции союзных республик, включая РСФСР, также содержали главы, посвященные избирательной системе.

Примечательно, что в проекте Конституции Российской Федерации, который был вынесен на обсуждение Конституционного совещания, принципы избирательного права формулировались в ст. 7 следующим образом: «Высшим выражением непосредственной власти народа Российской Федерации являются выборы гражданами своих представителей в органы власти и общенародный референдум, проводимые свободным, всеобщим равным, прямым, тайным голосованием» [3,14]. Но в окончательный вариант Конституции РФ этот текст внесен не был, так как участники Конституционного совещания не пришли к согласию. Вследствие этого, в настоящее время принципы действующей в РФ избирательной системы определены в основном, в текущем законодательстве, при этом необходимо отметить, что современная наука избирательного права расширила перечень принципов избирательного права. [2,112].

Законодатель отчасти восполнил этот пробел нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», благодаря чему удалось приблизиться к международным избирательным стандартам, процедурам и технологиям, отвечающим подлинно справедливым и свободным выборам.

В настоящее время в конституциях некоторых стран СНГ нормы о выборах детально регламентированы и содержатся в специальных главах или разделах. К таковым относятся, например, Конституции Украины (раздел 3. Выборы. Референдум, ст. 69–74) [4], Республики Узбекистан (гл. 23. Избирательная система, ст. 117) [5], и Республики Беларусь (гл. 1, Избирательная система, ст. 68–72, гл.2, Референдум (народное голосование, ст. 73–78.) [6]. В остальных конституциях стран СНГ нормы о выборах содержатся лишь в общем виде.

В отдельных странах СНГ действуют так называемые органические законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (на основе ее бланкетных норм) (Грузия, Молдова), а в Таджикистане, Казахстане закон о выборах имеет статус конституционного. Содержание специальных законов о выборах стран СНГ имеет много общего, что обусловлено их структурой, задачами и назначением. Вместе с тем имеются и существенные различия в этих законах. Они касаются в первую очередь содержания и объема, решаемых в них вопросах. Во многом эти различия обусловлены соответствующими конституциями, возможностью регулирования отдельных видов выборов.

В некоторых странах в настоящее время действует избирательный кодекс (Азербайджан, Беларусь, Молдова), содержащий в систематизированном виде все основные нормы избирательного права и детально регулирующий избирательный процесс.

Избирательное право и система организации выборов играют определяющую роль в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституции государств участников СНГ содержат основополагающие положения, касающиеся организации и проведения выборов, имеющие высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны.

В конституциях стран СНГ закреплено значительное число институтов непосредственной демократии (выборы, референдум, народная правотворческая инициатива).

 Избирательные права в конституциях государств — участников СНГ могут быть сформулированы по — разному, но, как правило, они сводятся к степени детализации изложения того или иного правомочия. В основном, в конституциях стран СНГ содержатся общие нормы избирательного права, имеющие имплицитный характер, а также эксплицитные нормы о способах избрания соответствующих выборных органов (парламента, президента и др.), а все остальное регулируется другими конституционными законами иными правовыми нормами, то есть Конституциями и избирательным законодательством стран СНГ, но, в связи с отсутствием во многих странах в конституциях разделов или глав об избирательной системе недостаточно четко гарантируется защита демократических принципов и норм избирательного права, несмотря на то, что основные политические права и свободы закреплены в Основных законах в соответствии со стандартами демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Литература:

1.                  Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. / Учебник для ВУЗов / Под ред. Вешнякова А. А. // М.: Норма, 2003. — 816 с.

2.                  Современное Российское избирательное право: понятие, принципы, источники. / Учебник для ВУЗов / Князев С. Д. // Владивосток: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010 г. — 735 с.

3.                  Конституционное совещание. / Стенограммы. Материалы. Документы. / Том 1. / М., 1997. С. 314.

4.                  Конституция Украины от 28 июня 1996 года. Конституции государств Европы в 3 томах. Т. 3 / Под общей ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — 736 с.

5.                  Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 года с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 года. / Конституции государств Европы в 3 томах. Т. 3 / Под общей ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — 736 с.

6.                  Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 года с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 года и 17.10.2004 года. Конституции государств Европы в 3 томах. Т. 1 / Под общей ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — 736 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle