Значение количественного показателя в деле обеспечения полицейским персоналом современных миротворческих операций ООН | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, июль 2014)

Дата публикации: 02.07.2014

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Зверев, П. Г. Значение количественного показателя в деле обеспечения полицейским персоналом современных миротворческих операций ООН / П. Г. Зверев. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/115/6007/ (дата обращения: 26.04.2024).

Статья посвящена исследованию вопроса достаточности количественного обеспечения полицейского персонала ООН на современном этапе. Внимание уделяется опыту региональных организаций и отдельных государств в решении данного вопроса.

Ключевые слова: ООН, миротворческие операции, полицейский персонал, количество

В условиях современных миротворческих операций важным является не только вопрос качества подготовки сотрудников национальной полиции, принимающих участие в составе компонента гражданской полиции той или иной миссии [1], но и количественный индикатор ее обеспеченности полицейским персоналом. В совокупности два этих аспекта дают представление о значении и роли полицейского компонента в миротворческих и миростроительных процессах Организации Объединенных Наций на современном этапе.

В своем заявлении, сделанном в июле 1997 г., председатель Совета Безопасности ООН признал растущую роль гражданской полиции в содействии укреплению доверия и безопасности в целях предотвращения конфликтов, их сдерживания и построения мира в постконфликтный период. При этом государствам было рекомендовано надлежащим образом готовить сотрудников гражданской полиции и экспертов по правовым вопросам. Председатель подчеркнул «важность подбора квалифицированных сотрудников гражданской полиции с учетом максимально широкого географического диапазона» [7].

Ряд стран, принимающих участие в Проекте по вызовам ООН [2], регулярно направляют в миротворческие операции, проводимые Организацией, довольно большое количество сотрудников полиции. В начале 2000-х годов более семи с половиной тысяч гражданских полицейских находилось в восьми миротворческих миссиях. При этом подавляющее большинство из них были дислоцированы в Юго-Восточной Европе (более полутора тысяч — в Боснии и Герцеговине и четыре с половиной тысячи — в Косово). Что касается Африканского континента, на тот момент там находилось всего 89 полицейских, 22 из которых проходили службу в Западной Сахаре, 54 — в Сьерра-Леоне и 13 — в Демократической Республике Конго. В Восточном Тиморе работало 1 316 сотрудников гражданской полиции, в Гватемале — 9, а на Кипре — 35 человек [8]. Такой дисбаланс вызвал массу критических замечаний по поводу того, что, в то время как промышленно развитые страны Запада могут выделить на проведение операций в развивающихся странах большие финансовые средства, свои миротворческие силы они все же предпочитают направлять в менее опасные «горячие точки».

На состоявшемся в Карлайле (США) семинаре были отмечены трудности, связанные с набором сотрудников полиции в качестве гражданских полицейских для участия в миротворческих операциях. Например, в США эта проблема решается в основном посредством набора сотрудников полиции, вышедших в отставку. Для стран с низким возрастным порогом выхода сотрудников полиции на пенсию это может быть реальным решением, чего нельзя сказать о тех странах, где пенсионный возраст довольно высок. Также важно, чтобы опыт работы в полиции был актуальным, отвечающим современным условиям.

В Соединенных Штатах к числу факторов, позитивно влияющих на набор сотрудников полиции, кроме тех, которые увольняются в запас по Международной уголовной следственной тренировочной программе (МУСТП / ICITAP), можно отнести следующие. Во-первых, диверсифицированную структуру полиции, а во-вторых, отсутствие единой точки соприкосновения правительственных структур, ответственных за координацию обеспечения полицейским персоналом операций ООН в пользу мира, как рекомендуется в Докладе Брахими [6]. Набор и обучение американских полицейских через МУСТП осуществляется компанией «Динкорп» (Dyncorp). В некоторых странах существуют политические ограничения в отношении направления сотрудников полиции для участия в миротворческих операциях. Наиболее распространенной проблемой для государств-членов, как это отражено в Докладе Брахими, является то, что «количество и состав их полицейских сил, как правило, предназначены только лишь для решения внутригосударственных задач» [6, para.122]. Более того, можно добавить, что полиция, в отличие от военных, постоянно находится «в состоянии войны» — войны с преступностью, обеспечивая общественную безопасность и правопорядок. Доклад Брахими предлагает государствам-членам создавать национальные резервы действующих сотрудников полиции, которые доступны и подготовлены для оперативной дислокации в миротворческих операциях ООН, находясь, в контексте системы Организации, в состоянии ожидания [1; 6, para.120].

ООН поощряет участие в миротворчестве региональных организаций в соответствии с главой VIII своего Устава [3]. В последнее десятилетие значительную роль в полицейской деятельности европейских операций в пользу мира играет ОБСЕ. Завершив в 1997 г. миссию гражданской полиции в Восточной Славонии, ОБСЕ занялась деятельностью по обучению и подготовке полицейских кадров в Косово, играя координирующую роль в развитии полицейской деятельности на всей территории бывшей Республики Югославии.

ОБСЕ тесно сотрудничает с ООН, Европейским Союзом и другими организациями на Балканах, а также учредила систему быстрого реагирования в целях оперативного направления наблюдателей и иных лиц, включая сотрудников полиции, при возникновении кризиса. Существует также письменное соглашение о координации усилий ООН и ЕС в рассматриваемой сфере, которое может послужить примером для заключения аналогичных соглашений с другими региональными организациями: ЭКОВАС в Африке, АСЕАН в Юго-Восточной Азии, ОАГ в Америке.

Еще в ноябре 2001 г. ЕС объявил о своем намерении дислоцировать до конца 2003 г. 5000 гражданских полицейских, 1000 из которых должны были быть готовыми к мобилизации в течение одного месяца [4]. С этой задачей ЕС справился. Полицейские, о которых идет речь, находились в состоянии готовности к отправке в кризисные регионы, в том числе за пределы Европы, на основе мандата ООН, принятие которого обычно предшествует развертыванию миротворческих сил. В рамках Секретариата ЕС стал функционировать Отдел по делам гражданской полиции, первоначально состоявший из 7 сотрудников полиции. В то же время подчеркивалось, что гражданские полицейские из стран ЕС, дислоцированные в различных миссиях до 2003 г., входили в состав указанных 5000 сотрудников полиции.

В 2000 г. в прессе появилось сообщение о совместном заявлении министров иностранных дел Швеции и Финляндии, по мнению которых, выделение каждой страной всего по 1 % от общего числа сотрудников национальной полиции для несения службы за рубежом в качестве гражданских полицейских — абсолютно реальная задача [5]. Особенно ценным было признано создание комплексных баз данных на глобальном и региональном уровнях, в которых отражалась бы возможность сотрудников национальной полиции участвовать в миротворческих операциях. ООН, как ведущая организация, должна обеспечить, чтобы вся информация такого рода, содержащаяся в рабочей и оперативной документации, максимально соответствовала ее стандартам. ОБСЕ и ЕС уже создали такие базы данных. Между ООН, с одной стороны, и ОБСЕ, ЕС и ЗЕС — с другой, было проведено несколько координационных совещаний, касавшихся обмена информацией, после которых региональные организации вплотную занялись созданием баз данных, содержащих сведения о полицейских ресурсах. В частности, базы данных международных организаций должны содержать такого рода информацию, как количество сотрудников полиции, которые могут быть направлены от каждой страны, категории полицейского персонала, профессиональные навыки и квалификация, а также соответствующую справочную информацию. Во избежание устаревания информации в международных базах данных и потери ею своей эксплуатационной ценности, национальные полицейские органы должны иметь возможность оперативного контакта с международными миротворческими структурами, прежде всего, с Департаментом операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ). Информация таких баз данных может быть использована для начала дискуссии с национальными правительствами по поводу потенциального участия в миротворческих операциях, а также по другим вопросам, например, в связи с проведением встреч стран-доноров.

Активная разработка реестра в количестве около ста сотрудников полиции была начата в январе 2002 г. Отделом гражданской полиции ДОПМ в штаб-квартире ООН в тесном сотрудничестве с государствами, направляющими свои контингенты. Изначально реестр был ориентирован на персонал штаб-квартиры и специализированных категорий, таких как служба подготовки и обучения местной полиции. Опыт прошедших двенадцати лет показал, что формирование такого реестра значительно способствовало набору персонала, готового к оперативному развертыванию для работы по ключевым направлениями в целях обеспечения скорейшего запуска новых миссий. В то же время ответственность за подбор таких сил, их обучение и обеспечение готовности к развертыванию по запросу по-прежнему лежит на государствах-донорах.

Литература:

1.      Зверев П. Г. К вопросу о подготовке сотрудников полиции для участия в миротворческих операциях ООН // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2014. — № 2 (36).

2.      Зверев П. Г. Проблемы формирования основополагающей доктрины миротворческих операций ООН в начале 2000-х годов // Материалы международной научно-практической конференции «Достижения и перспективы правовой науки», 9 июня 2014. — Уфа: Аэтерна, 2014.

3.      Зверев П. Г. Роль региональных организаций и соглашений в поддержании мира // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 351–352.

4.      EU General Affairs Council Police Capabilities Commitment Conference Declaration, Brussels, 19 November, 2001.

5.      Lindh A., Tuomioja E. Katastrofhjälp duger inte, Dagens Nyheter, 30 april 2000.

6.      Report of the Panel on United Nations Peace Operations, A/55/305-S/2000/809 of 21 August 2000, para.124.

7.      Security Council Presidential Statement, S/PRST/1997/38 of 14 July 1997.

8.      UN-DPKO, 31 December 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская полиция, сотрудник полиции, полицейский, баз данных, набор сотрудников полиции, национальная полиция, операция, полицейский персонал, полицейская деятельность, современный этап.

Ключевые слова

ООН, количество, миротворческие операции, полицейский персонал

Похожие статьи

Полиция и общество: система и люди | Статья в журнале...

сотрудник полиции, государственная служба, дело, обязанность, противодействие коррупции, опасное поведение руководителя, гражданское общество, Российская Федерация, антикоррупционное поведение...

Правовая оценка действий сотрудников полиции, совершаемых...

Конституционное положение о праве каждого на защиту своих прав, детализировано в отраслевом законодательстве: уголовном (ст. ст. 37, 108, 114 УК РФ), гражданском (ст.1066 ГК РФ), а также и в отдельных федеральных законах...

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

В настоящее время в России осознается необходимость создания полноценного положительного образа защитника правопорядка (полицейского). Свидетельством этому являются развернувшиеся в обществе и научной среде острые дискуссии о будущем полиции...

Сравнительный анализ организации деятельности органов...

Звание сержанта получают сотрудники полиции, работающие в

Главная полицейская канцелярия, как орган управления полицией была упразднена.

Ключевые слова: МВД РФ, ОВД России, полиция, гражданское общество, общественные отношения, охрана...

О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности...

В случае допущения незаконных действий со стороны сотрудников полиции должны быть четко законодательно закреплены принципы, механизмы, условия возмещения вреда, причиненного сотрудниками полиции в результате совершенных ими противоправных действий.

Правовой статус сотрудника полиции | Статья в журнале...

Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой...

Административно-правовой статус российского полицейского

Например, сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации»...

Муниципальная полиция как один из методов профилактики...

Эти полицейские силы, как правило, ответственны перед местными властями (мэрами, городскими собраниями и т. п.). С точки зрения их роли в деятельности полиции они являются превентивной полицией — то есть силами предотвращения правонарушений.

Развитие кадровой политики в системе МВД | Статья в журнале...

дело, МВД РФ, гражданский персонал, Россия, Российская Федерация, полиция, общественный совет, общественный порядок, сотрудник полиции, социальная защищенность.

Похожие статьи

Полиция и общество: система и люди | Статья в журнале...

сотрудник полиции, государственная служба, дело, обязанность, противодействие коррупции, опасное поведение руководителя, гражданское общество, Российская Федерация, антикоррупционное поведение...

Правовая оценка действий сотрудников полиции, совершаемых...

Конституционное положение о праве каждого на защиту своих прав, детализировано в отраслевом законодательстве: уголовном (ст. ст. 37, 108, 114 УК РФ), гражданском (ст.1066 ГК РФ), а также и в отдельных федеральных законах...

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

В настоящее время в России осознается необходимость создания полноценного положительного образа защитника правопорядка (полицейского). Свидетельством этому являются развернувшиеся в обществе и научной среде острые дискуссии о будущем полиции...

Сравнительный анализ организации деятельности органов...

Звание сержанта получают сотрудники полиции, работающие в

Главная полицейская канцелярия, как орган управления полицией была упразднена.

Ключевые слова: МВД РФ, ОВД России, полиция, гражданское общество, общественные отношения, охрана...

О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности...

В случае допущения незаконных действий со стороны сотрудников полиции должны быть четко законодательно закреплены принципы, механизмы, условия возмещения вреда, причиненного сотрудниками полиции в результате совершенных ими противоправных действий.

Правовой статус сотрудника полиции | Статья в журнале...

Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой...

Административно-правовой статус российского полицейского

Например, сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации»...

Муниципальная полиция как один из методов профилактики...

Эти полицейские силы, как правило, ответственны перед местными властями (мэрами, городскими собраниями и т. п.). С точки зрения их роли в деятельности полиции они являются превентивной полицией — то есть силами предотвращения правонарушений.

Развитие кадровой политики в системе МВД | Статья в журнале...

дело, МВД РФ, гражданский персонал, Россия, Российская Федерация, полиция, общественный совет, общественный порядок, сотрудник полиции, социальная защищенность.