Библиографическое описание:

Грецкая А. С. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации (с изложением комплексной программы административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции) [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 16-22.

Алкогольный производственный комплекс сегодня действует в условиях нестабильной внешней среды, которую можно условно подразделить на среду регионального уровня и среду национального уровня. Каждый из уровней среды может быть представлен как экономическими агентами, непосредственно влияющими на функционирование алкогольного производственного комплекса, так и экономическими агентами, оказывающими косвенное влияние на его развитие, т. е. производить контроль над производством и оборотом на двух уровнях власти.

Согласно № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [6]: Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:

1)      лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2)      государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных действующим законодательством Российской Федерации и международными договорами.

Под государственным контролем (надзором) за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции следует понимать деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями посредством организации и проведения их проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий, и деятельность указанного уполномоченного федерального органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении организациями, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Важной характеристикой механизма административно-правового регулирования алкогольного рынка выступает система вертикального распределения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), организацией и проведением проверок организаций, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предметом проверки является соблюдение организацией, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязательных требований.

Органы государственной власти на уровне Российской Федерации, наделены более широкими полномочиями по сравнению с органами власти субъектов: регулирование цен, импорта и экспорта алкогольной продукции, проведение контрольных мероприятий, маркировка алкогольной продукции, установление ставок акциз и видов подакцизной продукции, государственных стандартов, лицензирование (за исключением лицензирования розничной продажи), утверждение технических условий в области производства и оборота алкогольной продукции и др.

Органы государственной власти субъектов обладают значительно меньшими полномочиями в алкогольной сфере. К их числу можно отнести, выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, государственный контроль за соблюдениями организациями законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, внесение предложений по разработке и реализации, совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Органы местного самоуправления осуществляют контроль в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и её качеством.

В сфере государственного регулирования, производства и оборота алкогольной продукции исполнительно-распорядительную деятельность осуществляет система федеральных органов исполнительной власти.

В целом, к полномочиям органов государственной власти РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:

-        регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; регулирование экспорта, импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями; введение обязательной маркировки акцизными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории РФ [5, с. 15];

-        установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

-        установление национальных стандартов и утверждение технических регламентов в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

-        определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдача лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;     

-        формирование и ведение государственного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

-        установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также порядка представления в установленный срок в государственный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции;

-        определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе установление единого порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; установление порядка сертификации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

-        установление порядка сертификации основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также утверждение перечня видов такого оборудования; разработка и принятие государственных целевых программ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, обеспечение охраны окружающей среды; установление максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции; введение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — единая государственная автоматизированная информационная система) для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции;

-        определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и отозванных лицензий;

-        введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции; осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции; внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции; другие вопросы, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отнесенные к ведению РФ [5, с. 16].

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть государственная власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную исполнительную и судебную.

В соответствии со статьей 11 Конституции: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Также: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» [2].

Лишь государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная организация, обладающая правом на законное насилие [7, с.60]. На основе принципа разделения государственной власти построена ее организация в демократическом обществе, при ней осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Таким образом, можно сказать, что контроль за государством должен начинаться с контроля внутри государства, т. е. с эффективной системы сдержек и противовесов в системе разделения государственной власти.

По смыслу Федерального закона N 171-ФЗ, сущностными моментами государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции выступают, установление правил предпринимательской деятельности на алкогольном рынке, осуществление контроля за соблюдением указанных правил, принятие мер правового воздействия в отношении участников алкогольного бизнеса, допускающих нарушения, а также защита прав предпринимательских структур в судебном и внесудебном порядке.

Указанным Законом также определяется круг вопросов в области предпринимательской деятельности участников алкогольного рынка, регулирование которых может осуществляться только с помощью федеральных законов.

Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 171-ФЗ государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ ограничения, касающиеся производства и оборота алкогольной продукции, могут устанавливаться только федеральным законом.

В соответствии со статьей 105 Конституции Российской Федерации принятие федеральных законов осуществляется Государственной Думой. Во исполнение положений Федерального закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации и иные органы исполнительной власти уполномочены принимать подзаконные нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Правительство Российской Федерации определяет:

1)         требования к автоматическим средствам измерения, учета и передачи информации в ЕГАИС;

2)         использование пищевого и непищевого сырья для производства этилового спирта;

3)         уведомления о закупке этилового спирта (п. 5 ст. 9 комментируемого Закона);

4)         порядок государственного контроля над денатурацией этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции;

5)         формы справок;

6)         средства укупорки потребительской тары;

7)         государственные органы, имеющие право продавать федеральные специальные марки;

8)         форму отчета об использовании ранее выданных специальных и акцизных марок;

9)         требования, предъявляемые к форме специальной и акцизной марок;

10)     правила производства, продажи и использования акцизных и специальных марок;

11)     алкогольную продукцию, упаковка которой не позволяет осуществить маркировку марками;

12)     порядок регулирования импорта и контроля качества импортируемой алкогольной продукции;

13)     технические регламенты и национальные стандарты;

14)     порядок учета производства и оборота алкоголя (формы деклараций);

15)     положения об экспертных комиссиях.

Контрольные полномочия в сфере производства и оборота алкогольной продукции на сегодняшний день осуществляет значительное количество государственных органов, что вполне объяснимо и оправдано, поскольку создание единого органа контроля по всем направлениям (финансовому, техническому, социально-экономическому и др.) невозможно, так как требует на современном этапе повышения эффективности контролирующей системы, в том числе посредством надлежащего правового регулирования и регламентирования деятельности органов контроля всех видов и форм.

Государственный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного, самоуправления в пределах их компетенции.

Ввиду значительного количества органов государства, соприкасающихся с процессом производства и оборота алкогольной продукции, полномочия контрольно-надзорных субъектов, которые непосредственно контролируют производство и оборот алкогольной продукции и, вместе с тем, обладают юрисдикционными полномочиями следует квалифицировать по целевому назначению на две группы.

Первая группа включает органы, осуществляющие общую политику страны, межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота алкогольной продукции. К данной группе относятся — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития Росси), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральная налоговая служба (ФНС).

К числу принадлежащих второй группе органов государственного контроля, обеспечивающих соблюдение законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции следует на наш взгляд отнести следующие органы: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы стандартизации, метрологии и сертификации; антимонопольные органы; суды; Федеральная таможенная служба; Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Вопросы, возникающие на стыке компетентности нескольких государственных органов: эффективное решение таких проблем представляется возможным лишь в процессе взаимодействия государственных органов, а также выработке совместной стратегии государственного регулирования, совместного механизма выявления правонарушений.

Несмотря на такую острую необходимость эффективного взаимодействия, зачастую не происходит из-за отсутствия тщательно разработанных форм эффективного взаимодействия.

По мнению автора, в данном случае такими формами взаимодействия могут стать:

-        заключение соглашений и договоров между государственными органами и органами местного самоуправления;

-        создание консультативных, координационных, совещательных и иных рабочих органов и групп, как временных так и постоянно действующих;

-        создание паритетных комиссий на случаи возникновения споров и конфликтов между орунами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами.

Автором, предлагается комплексная программа административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в которой представлены основные, по его мнению, направления для работы над проблемными аспектами в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Комплексная программа административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

Комплексная программа административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции представляет собой систему взаимосвязанных мер, которые направлены на совершенствование рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции, его эффективное и качественное регулирование, усиление борьбы с контрафактной алкогольной продукцией и самогоноварением, с помощью прямых и косвенных методов, применение которых в совокупности должно привести к улучшению ситуации, как с незаконным оборотом алкогольной продукции, так и ее чрезмерным потреблением.

I.                   Основные положения

Актуальность создания данной программы обусловлена тем, что российское государство одним из приоритетных направлений своей деятельности ставит создание благоприятных условий для своих граждан и в связи с этим разработка комплекса мер регулирования оборота алкогольной продукции, является насущной необходимостью.

Реальными потребителями алкоголя в России сегодня является не менее 67 % населения. Особое опасение вызывает тот факт, что более 10 % в структуре потребления алкоголя занимают спиртосодержащие жидкости «двойного назначения» (парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии и другие) [3, с. 9].

«Алкоголь — главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем — около 30 % смертности среди мужчин и 15 % среди женщин. Алкогольная смертность включает не только случайные отравления алкоголем, но и 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия, 1/4 смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и многое другое» [1, с.5].

II.                Законодательное регулирование

Направлениями законодательного регулирования, являются:

-        совершенствование (внесение необходимых изменений в нормативно-правовые акты) существующей законодательной базы в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;

-        обеспечение исполнимости законодательных и подзаконных актов;

-        создание условий для эффективного взаимодействия всех исполнительных органов власти с целью обеспечения возможности комплексно решения проблемных аспектов, в рассматриваемой сфере.

В рамках программы предлагается внести следующие законодательные изменения:

1.      Ввести государственную монополию на оборот алкогольной продукции, т. к. данная мера поможет решить проблему с контрафактной алкогольной продукцией и увеличит поступления в государственный бюджет;

2.      Законодательно разработать и ввести в действие нормы, относительно создания государственных, специализированных магазинов для реализации алкогольной продукции с работой в временном промежутке с 11:00 до 22:00, за исключением выходных дней, в которые предлагается запретить продажу алкогольной продукции

3.                      Ввести понятие малозначительности административного правонарушения, определить его критерии, согласно, существующей судебной практики Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда Российской Федерации, которое необходимо включить в статью 2.9 КоАП РФ: Малозначительность в административном правонарушении — это действие (бездействие) в котором отсутствует угроза жизни и здоровью человека и не нанесен существенный вред охраняемым общественным отношениям.

Предлагается установить, следующие критерии малозначительности для состава по статье 14.16 КоАП РФ:

-       отсутствие угрозы жизни и здоровью человека;

-       отсутствие существенного вреда охраняемым общественным отношениям;

-       добровольный отказ от совершения правонарушения;

-       наличие действий направленных на предотвращение последствий от совершенного правонарушения.

4.      С целью повышения эффективности применения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», необходимо все существующие нормы, относительно оказания услуг общественного питания собрать в одном Федеральном законе «Об оказании услуг общественного питания», где будет четко прописано понятие общественного питания, а также установлены более жесткие требования относительно переоборудования торговых точек бары, кафе и закусочные.

5.      Внести изменения в пункт 5 статьи 16 Федерального закона (в ст. 3 Краевого закона, соответственно по аналогии с Федеральным законом), а также дополнить указанный пункта следующим абзацем: «реализация алкогольной продукции в магазинах с оборудованной в них точкой общественного питания допускается в случае, если площадь магазина не менее 100 кв. метров, а также при наличии обслуживающего персонала (повара, официанты, бармены и др.) и охраны».

6.      Установить административную ответственность за самогоноварение, как за изготовление, так и за реализацию. Данные изменения предлагается ввести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в виде отдельного состава с назначением штрафа в диапазоне с 5 до 10 тыс. руб. Для обеспечения реализации данной нормы предлагается также увеличить штат участковых уполномоченных с целью контроля соблюдения данной нормы.

7.      С целью выявления недобросовестных участников оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции нормативно закрепить необходимость при регистрации организаций с ОКВЭД: 51.34 (Оптовая торговля алкогольными и другими напитками), 51.34.2 (Оптовая торговля алкогольными напитками, включая пиво), 51.34.21 (Оптовая торговля алкогольными напитками, кроме пива) [4] — проводить проверку налоговыми органами таких организаций по следующим критериям:

-       наличие лицензии на ведение соответствующего вида деятельности;

-       наличие складских помещений;

-       транспортных средств;

-       достаточное количество персонала для осуществления выбранного вида деятельности;

-       соответствие лиц, указанных в учредительных документах при регистрации — лицам, осуществляющим деятельность в организации;

-       адрес регистрации, указанный в учредительных документах соответствует реальному местоположению организации.

8.      Разработать и принять федеральный закон «О социальном контроле», где будет дано понятие социальному контролю, а также выделены его основные формы.

9.      Разработать и принять федеральный закон «О профилактике алкоголизма в Российской Федерации».

10.  Обратить внимание и разработать меры по устранению существенного недостатка сложившейся практике при разрешения дел о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, когда происходит слепое следование судами выводам надзорных органов, изложенных в протоколе об административном правонарушении и иных прилагаемых к нему материалах

11.  Обратить внимание и разработать меры относительно того, что операторы дьюти-фри заранее и преднамеренно ставятся в положение невозможности получения лицензии, т. к. складские помещения данных торговых точек беспошлинной торговли располагаются на режимных объектах — Аэропортах, Морских Вокзалах, Международных Автомобильных Пунктах Пропуска, большинство из которых в силу действующих правовых норм РФ (антитеррористических ограничений, противопожарных ограничений, отдельных положений ФЗ о Государственной Границе РФ и др.) не допускают исполнения обязанности получения лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции

III.             Экономическое регулирование

К направлениям экономического регулирования следует отнести:

-        необходимость обозначения сферы оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, как полностью регулируемой государством;

-        признание необходимости более тщательного анализа и исследования, при определении размера ставки акциза на алкогольную продукцию;

-        рассмотрение возможности применения фиксированной акцизной ставки;

-        уделение значительного внимания экономическому благосостоянию и занятости населения, как одному из важных факторов влияющих на оборот нелегальной алкогольной продукции, а также повышенный спрос на алкогольную продукцию в целом;

-        государственная поддержка и развитие отрасли алкогольной промышленности, а также сферы ее оборота.

Обратить внимание и принять соответствующие меры по следующим направлениям:

1.      На сегодняшний день, несмотря на большую значимость решения социальных вопросов, государственное регулирование в сфере производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции носит преимущественно фискальный характер. Деятельность осуществляется в двух направлениях: ведение тщательного контроля за деятельность (лицензирование) и увеличение бюджетных поступлений (посредством налоговых платежей);

2.      При всём положительном влиянии акцизной системы регулирования на алкогольную промышленность она не решает проблему суррогатного алкоголя, подделок акциз и пьянства в стране в целом.

3.      Необходимость урегулировать ценовую политику на алкогольную и спиртосодержащую продукцию путем установления фиксированной ставки акциз с расчётом доступности алкогольной и спиртосодержащей продукции населению.

IV.             Медицинское регулирование

К медицинскому направлению регулирования, рассматриваемой сферы, следует отнести:

-        —доступную профилактику и лечения для всех категорий населения;

-        — обеспечение возможности лечения больных алкоголизмом без учета их согласия, либо с согласия их родственников;

-        — создание бесплатных муниципальных центров по профилактике и лечению алкогольной зависимости, в каждом муниципальном образовании, где бы оказывалась квалифицированная помощь врача-нарколога, психиатра и клинического психолога. Данная мера помогла бы на ранних стадиях комплексно решать проблему зависимости;

-        — законодательное закрепление принудительного лечения от алкогольной зависимости.

V.                Социальное и политическое регулирование.

Гражданское общество

К мерам социального и политического регулирования можно отнести:

-        формирование в обществе нетерпимости к злоупотреблению алкоголем и отказа от употребления суррогатного алкоголя;

-        повышение социального уровня населения, возможность активной социальной мобильности граждан.

-        развитие и совершенствование антиалкогольной политики в государстве.

Гражданское общество, как сектор независимый от государства, также должен быть включен в работу по регулированию сферы оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

VI. Образовательное регулирование

К образовательному направлению регулирования следует отнести:

-        воспитание здорового подрастающего поколения посредством различных просветительских программ;

-        доступность информации об алкогольной продукции, как её вреде, так и пользе, при условии соблюдения культуры пития.

Обратить внимание на необходимость включения обучения культуре пития алкогольных напитков, как специального курса в антиалкогольное воспитание. Очень важно, чтобы данный курс содержал информацию не только как употреблять алкогольные напитки, но и как правильно подходить к их выбору. Населению необходимо разъяснять, что, выбирая для употребления суррогатную алкогольную продукцию, они наносят вред своему здоровью и более того рискуют потерять жизнь.

VII. Заключительные положения

Изложенные в данной программе меры, применимые в совокупности должны способствовать эффективному административно-правовому регулированию оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Определение эффективности данной программы возможно посредством исследования каждого из направлений и рассмотрения динамики ситуации в рассматриваемой сфере в целом.

Литература:

1.           Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально — экономические последствия и меры противодействия. Доклад Общественной Палаты Российской Федерации. — М., 2009. С. — 5.

2.           Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). //Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

3.           Королев Д. А. Правовое регулирование отношений по взиманию государственной пошлины при осуществлении нотариальной деятельности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 2011. — С.9

4.           Постановление Государственный комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (в ред. изменений № 2/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 17.06.2011 № 134-ст, № 3/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 14.12.2011 № 1517-ст) // СПС «КонсультантПлюс».

5.           Пысин А. В. Особенности административно-правового регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (алкогольной продукции) // Современное право. — 2007.- № 12(1).- С. 15.

6.           Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»//СЗ РФ. — 1995. — N 48. — Ст. 4553.

7.           Четвернин В. А. Введение в курс общей теории права и государства. Учебное пособие. — М.: Институт права и государства РАН. — 2003. — С. 60.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle