К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Административное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, июль 2014)

Дата публикации: 02.07.2014

Статья просмотрена: 2141 раз

Библиографическое описание:

Лебедева, М. А. К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела / М. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/115/5921/ (дата обращения: 16.04.2024).

В настоящее время одним из наиболее важных стратегических направлений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации заключается в выявлении и пресечении экономических преступлений и правонарушений в таможенной сфере. Неоспорим тот факт, что развитие таможенного законодательства в части привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил способствует реальной интеграции России в Европейское сообщество.

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к значительному росту ее участников. Глубокие социально-экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой необходимость пересмотра и совершенствования ее правовой системы, приведение в соответствие с теми задачами, которые ставит перед собой общество и государство на данном этапе развития.

Государство устанавливает определенные правила поведения в таможенной, внешнеторговой, валютной и финансово-кредитной сферах, предусматривает запреты на совершение деяний, нарушающих установленные правила. Однако рост объема соответствующей судебной практики свидетельствует о том, что нарушения установленных правил не являются редкостью.

В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего важные вопросы внешнеэкономической деятельности государства, но также как правоохранительного и контролирующего органа. Увеличивается число административных правонарушений в таможенной сфере, изменяется содержание и характер девиантного поведения в этой области общественных отношений. Поэтому в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции особую актуальность приобретают вопросы квалификации нарушений таможенных правил, проблемы законности привлечения лиц к административной и иным видам ответственности.

Помимо этого следует также отметить, что нарушения таможенных правил, административное производство по которым осуществляют таможенные органы, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как затрагивают экономические интересы государства и тем самым оказывают негативное влияние на состояние его экономической безопасности. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы Российской Федерации, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение.

На данный момент проблема ответственности в таможенном праве — широкая и многоаспектная, охватывающая в свою очередь значимый ряд проблем и актуальных вопросов, имеющих тесную связь с уголовным, административным, гражданским, налоговым правом, валютным законодательством и контролем. Соответственно, правонарушения в области таможенного дела влекут за собой различные виды ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную, материальную (имущественную).

В настоящее время формирование административного и таможенного законодательств носит характер назавершенности из-за сложности и нестабильности, что, несомненно, приводит к значительным проблемам при привлечении к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела. Первоочередным моментом при привлечении к административной ответственности является правильная правовая оценка противоправного деяния, законная квалификация того или иного правонарушения, не нарушающая конституционных прав физических и юридических лиц, что на практике не всегда выполнимо.

Данная ситуация сложилась из-за того, что таможенное законодательство представляет собой один из обширных блоков российского законодательства, в который входят: УК РФ; КоАП РФ; ТК РФ; ТК ТС; Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Закон РФ «О таможенном тарифе» и другие законы, а также подзаконные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, многочисленные нормативные акты ФТС РФ, которые нередко входят в противоречие с другими нормами российского законодательства. Более того, зачастую к правовым основам таможенного дела относится обширный перечень приказов, писем и указаний ФТС России, которые часто отменяются, вместо них издаются новые, требующие определенных временных затрат для их доведения до подконтрольных должностных лиц таможенных органов, что приводит к неоднозначному толкованию норм материального и процессуального права в служебной деятельности.

Таможенные органы Российской Федерации в настоящее время являются субъектами административной юрисдикции, наравне со многими другими федеральными органами исполнительной власти, то есть органами, наделенными полномочиями определять противоправность деяния, квалифицировать признаки правонарушения и применять административные санкции к нарушителю, а также рассматривать споры, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами.

В соответствии со ст. ст. 12, 19 Закона о таможенном регулировании [4], одним из основных видов юрисдикционных производств, входящих в компетенцию таможенных органов, является производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и привлечение лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, однако с учетом специфики производства дел по административным правонарушениям в области таможенного дела, отдельные вопросы производства регулируются положениями Закона о таможенном регулировании.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основным федеральным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность, и занимает особое место в системе законодательства об административных правонарушениях, т. к., во-первых, является единым актом, кодифицирующим законодательство Российской Федерации в данной области; во-вторых, регламентирует общие вопросы административной ответственности; в-третьих, определяет конкретные виды административных проступков и устанавливает виды административных наказаний за совершение данных проступков и, в-четвертых, является единственным сборником материальных и процессуальных норм об административных правонарушениях на территории Российской Федерации.

При решении вопроса об административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела таможенные органы руководствуются общими положениями норм КоАП РФ, положения Таможенного кодекса Российской Федерации не применяются. Нарушения таможенных правил являются разновидностью административных правонарушений и наиболее распространенным видом противоправного посягательства на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права.

Таможенное право включает в себя как и законодательные запреты, нарушение которых влечет за собой уголовную или иную ответственность, так и большое количество общеобязательных таможенных правил, которые обязаны соблюдать и выполнять физические и юридические лица — граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, предприятия, учреждения и организации. Сферу таможенного дела могут затрагивать как правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, так и деликты в области финансов, налогов и сборов, а также предпринимательской деятельности; посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, на общественный порядок и общественную безопасность.

Таким образом следует отметить, что таможенно-правовая ответственность, как предметная разновидность института административной ответственности, представляет собой совокупность относительно обособленных правовых норм, которые регулируют общественные отношения и возникают в результате совершения административных правонарушений в области таможенного дела.

Нарушения таможенных правил имеют такую же юридическую структуру, как и любое административное правонарушение. Состав нарушения таможенных правил — это установленная правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых деяние (действие, бездействие) можно рассматривать как административное правонарушение и включает в себя следующие элементы: объект нарушения таможенных правил, объективная сторона правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и субъективная сторона правонарушения.

За нарушения таможенного законодательства российским законодательством установлена не только административная ответственность, но и другие виды юридической ответственности. Например, в соответствии с таможенным законодательством РФ за просрочку уплаты таможенных платежей участника внешнеэкономической деятельности могут нести финансово-правовую ответственность. А за неправомерные решения, действия (бездействия) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [4] в зависимости от совершенного ими должностного проступка.

Административная ответственность за нарушения таможенных правил, предусмотренная КоАП РФ, наступает лишь в тех случаях, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством: некоторые из составов административных правонарушений (например, ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ) не влекут за собой применение административных наказаний, т. к. в совершенном правонарушении имеются признаки уголовной ответственности (194 УК РФ), которые обладают повышенной степенью общественной опасности.

Среди нарушений таможенных правил существуют и такие деяния, ответственность за которые очень тесно граничат с преступлениями: грубые правонарушения, посягающие на установленные таможенным законодательством основные положения таможенного регулирования и наносящие реальный ущерб экономическим интересам и безопасности государства (например, незаконное перемещение товаров и транспортных средств (ст. 16.1 КоАП РФ), недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) и другие деяния).

Особенностью квалификации административного правонарушения в области таможенного дела является, в большинстве случаев, необходимость наряду с установлением объекта, устанавливать и его предмет, которым могут выступать: товары и (или) транспортные средства, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, средства таможенной идентификации, таможенная декларация и таможенные документы, что в конечном итоге необходимо для правильного назначения административного наказания.

Предмет административного правонарушения следует отличать от объекта нарушения таможенных правил, так как предмет является признаком объекта и представляет собой вещь материального мира, посредством воздействия на которую и совершается правонарушение.

Предмет административного правонарушения — это предмет материального мира, по поводу которого или в связи с которым осуществлено административное правонарушение [8].

Рассмотрим группу административных правонарушений, при совершении которых, наряду с объектом правонарушения, присутствует также и предмет административного правонарушения. Это, в частности, относится к ст. 16.1, 16.4, 16.11, 16.12, 16.21 КоАП РФ, в которых предметом административного правонарушения выступают соответственно: товары и (или) транспортные средства, в отношении перемещения которых нарушены таможенные правила (ст. 16.1); иностранная валюта и валюта Российской Федерации (ст. 16.4); средства таможенной идентификации — идентификационные знаки, цифровая, буквенная и иная маркировка, штампы, печати, пломбы и пр. (ст. 16.11); таможенная декларация и таможенные документы (ст. 16.12); товары и транспортные средства, незаконно перемещенные через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.21).

Важное значение в системе общественных отношений для точного определения квалификации совершенного деяния имеет выделение предмета правонарушения либо преступления, который находит свое выражение в конкретной материальной или физической форме материального мира, на которые непосредственно воздействует преступник либо правонарушитель.

Основным разграничительным признаком нарушения таможенных правил и смежных с ними преступлений — это непосредственно размер ущерба (в денежном выражении), причиненного правонарушителем, который установлен правовыми нормами уголовного законодательства.

Тем важнее и актуальнее является необходимость правильной квалификации нарушений таможенных правил, которая обеспечивает соблюдение законности при привлечении субъекта к ответственности, выражает достоверную социальную и правовую оценку совершенного деяния, гарантируя при этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов физического лица, способствует индивидуализации ответственности и справедливости назначаемых физическому лицу наказаний.

Квалификация административных правонарушений в области таможенного дела является важнейшей стадией деятельности по применению норм законодательства об административных правонарушениях. Правильная квалификация — это необходимое условие законности правоприменительной деятельности таможенных органов. Как показывает практика, ошибки в квалификации порождают ряд негативных последствий. Правильная квалификация нарушения таможенных правил обеспечивает соблюдение законности при привлечении субъекта к ответственности, выражает достоверную социальную и правовую оценку совершенного деяния, гарантируя при этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц, способствует индивидуализации ответственности и справедливости назначаемых наказаний. Неправильная квалификация нарушения таможенных правил может повлечь назначение меры наказания, неадекватной содеянному, необоснованное применение иных ограничительных мер.

В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего важные вопросы внешнеэкономической деятельности государства, но также как правоохранительного и контролирующего органа. Увеличивается число административных правонарушений в таможенной сфере, изменяется содержание и характер девиантного поведения в этой области общественных отношений. Поэтому в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции особую актуальность приобретают вопросы квалификации нарушений таможенных правил, проблемы законности привлечения лиц к административной и иным видам ответственности.

Литература:

1.                 Таможенный кодекс таможенного союза/Под ред. Г. Ю. Касьяновой. — М.: АБАК, 2013. — 256 с.

2.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текс с изм. и доп. на 15 сентября 2011 г. — М.: Эксмо, 2011. — 400 с. — (Российское законодательство).

3.                 Таможенный кодекс Российской Федерации. — М.: Экзамен, 2010. — 232 с.

4.                 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

5.                 Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2006. — № 5.

6.                 Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

7.                 Зубач А. В. Таможенное право: учебник для бакалавров / А. В. Зубач [и др.]; под общ. ред. А. В. Зубача. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 479 с.

8.                 Мустафина С. А. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний: диссертация …кандидата юридических наук: 12.00.14 / С. А. Мустафина. — М., 2011. — С. 56.

9.                 Тимошенко И. В. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела / И. В. Тимошенко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 344 с.

10.             Хомяков Л. Л. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие / Л. Л. Хомяков, М. Ю. Карпеченков, Е. И. Сидоров. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 132 с.

11.             Хомяков Л. Л. Административное производство по делам о нарушении таможенных правил: курс лекций / Л. Л. Хомяков, М. Ю. Карпеченков, Е. И. Сидоров. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. 194 с.

12.             Чермянинов Д. В. Таможенное право: учебник для вузов / Д. В. Чермянинов; отв. ред. Д. Н. Бахрах. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 390 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, административная ответственность, административное правонарушение, РФ, правило, правонарушение, дело, нарушение, область, таможенное законодательство.

Похожие статьи

Административная ответственность в области таможенного...

Российская Федерация, административная ответственность, административное правонарушение, РФ, правонарушение, правило, область, нарушение, дело, таможенное законодательство.

К вопросу о правовой квалификации административных...

Российская Федерация, административная ответственность, административное правонарушение, РФ, правонарушение, правило, область, нарушение, дело, таможенное законодательство.

Административная ответственность физических лиц за...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основным федеральным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность...

Простые и длящиеся административные правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит широкий перечень административных правонарушений в области таможенного дела. За совершение подобных деликтов устанавливается административная ответственность...

Административное расследование нарушений таможенных...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров...

К вопросу о квалификации административных правонарушений...

Так, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица...

К вопросу об административной ответственности за...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, таможенная граница, дело, Российская Федерация, таможенный орган, правонарушение, Советский районный суд, административное наказание.

РФ, административное правонарушение, дело, Федеральная...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров...

Правовые основы производства по делам об административных...

Российская Федерация, административная ответственность, административное правонарушение, РФ, правонарушение, правило, область, нарушение, дело, таможенное законодательство.

Похожие статьи

Административная ответственность в области таможенного...

Российская Федерация, административная ответственность, административное правонарушение, РФ, правонарушение, правило, область, нарушение, дело, таможенное законодательство.

К вопросу о правовой квалификации административных...

Российская Федерация, административная ответственность, административное правонарушение, РФ, правонарушение, правило, область, нарушение, дело, таможенное законодательство.

Административная ответственность физических лиц за...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основным федеральным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность...

Простые и длящиеся административные правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит широкий перечень административных правонарушений в области таможенного дела. За совершение подобных деликтов устанавливается административная ответственность...

Административное расследование нарушений таможенных...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров...

К вопросу о квалификации административных правонарушений...

Так, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица...

К вопросу об административной ответственности за...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, таможенная граница, дело, Российская Федерация, таможенный орган, правонарушение, Советский районный суд, административное наказание.

РФ, административное правонарушение, дело, Федеральная...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров...

Правовые основы производства по делам об административных...

Российская Федерация, административная ответственность, административное правонарушение, РФ, правонарушение, правило, область, нарушение, дело, таможенное законодательство.