Библиографическое описание:

Квалдыков Р. В., Романов В. А., Сухоруков Д. В. Право на социальное обслуживание как элемент социально-правового статуса граждан Российской Федерации [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 35-37.

В статье анализируются преимущества и недостатки социального обслуживания в государственной системе социальных служб в Российской Федерации. Рассматривается право на социальное обслуживание как элемент социального и правового статуса граждан России.

Ключевые слова: право на социальное обслуживание, правовой статус граждан, социальная помощь, социальное обслуживание, система социальных служб.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Право на получение социальной помощи возникает, если среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) ниже установленной в регионе величины прожиточного минимума.

Право на социальную помощь имеют:

1)                 семьи с детьми в возрасте до 16 лет — учащимися общеобразовательных учреждений — до окончания обучения (не старше 18 лет);

2)                 семьи с детьми — учащимися профтехучилищ, техникумов, вузов до окончания обучения (не старше 23 лет), у которых один из родителей является неработающим инвалидом, или оба неработающими пенсионерами;

3)                 семьи с неработающими пенсионерами или инвалидами;

4)                 одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды [1, с. 37].

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Важно не забывать, что:

1)        Социальная помощь назначается на основании заявления — декларации гражданина на период 6 календарных месяцев. После чего документы оформляются вновь;

2)        Заявление-декларация подается в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания;

3)        Заявление-декларация оформляется письменно: либо от имени гражданина, либо от имени семьи;

4)        Социальное пособие не облагается налогом, не включается в средний заработок для расчета размеров алиментов, пенсий, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

5)        Семьи, в которых неработающие граждане трудоспособного возраста не зарегистрированы в службе занятости, права на социальную помощь не имеют.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации [2].

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Порядок и основания предоставления материальной помощи гражданам устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании [3].

Социальное обслуживание на дому предоставляется:

1)        гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет);

2)        инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи из-за ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей.

Право на получение социального обслуживания имеют:

1)      во внеочередном порядке инвалиды и участники Великой Отечественно войны; инвалиды боевых действий; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; реабилитированные лица; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

2)      в первоочередном порядке иные категории ветеранов ВОВ; вдовы погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, не вступившие в повторный брак; вынужденные переселенцы (беженцы); одинокие нетрудоспособные граждане пожилого возраста и инвалиды.

Социальное обслуживание на дому предоставляется на основании письменного обращения в Центр социального обслуживания (ЦСО). В договоре, заключаемом при принятии на обслуживание между клиентом и ЦСО, оговариваются виды и периодичность предоставления услуг, условия их оплаты. При среднедушевом доходе ниже прожиточного минимума гарантированные социальные услуги предоставляются бесплатно. Дополнительные социальные услуги предоставляются всем категориям платно.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Право на получение стационарного обслуживания имеют:

1)      лица, достигшие пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет);

2)      лица, не имеющие трудового стажа, при назначении им социальной пенсии;

3)      инвалиды I — II групп инвалидности, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате воруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта [4].

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. Размер оплаты не может превышать 75 % размера трудовой или социальной пенсии гражданина. При праве на получение двух пенсий расчет по оплате за проживание производится по одной из них. Временное выбытие граждан из стационара по личным основаниям разрешается только с согласия руководителя стационарного учреждения на срок не более одного месяца. Жилые помещения, занимаемые гражданином по договору найма или аренды, сохраняются за ним в течение 6 месяцев после размещения в пансионат. Если в жилых помещениях остались члены семьи, в течение всего времени пребывания в стационаре. По личному заявлению при наличии объективных причин осуществляется перевод проживающих из одного стационарного учреждения в аналогичное стационарное учреждение.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1)      гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

2)      гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3)      несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, право на социальное обслуживание имеют граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.

Литература:

1.      Мачульская Е. Е Право социального обеспечения. Учебное пособие. М. 2012.

2.      О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации: [25 июля 2002 года № 115-ФЗ] // Российская газета. 2002. Ст. 38.

3.      Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: фе-дер. закон Российской Федерации: [10 декабря 1995 года № 195-ФЗ] // Российская газета. 1995. Ст. 28.

4.      Колоколова Е. О., Котляров С. Б. Полномочия органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. 2013. № 6. С. 6–8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle