Библиографическое описание:

Грецкая А. С. Законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 69-72.

В данной статье анализируются законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности уделено значительное внимание Федеральному закону № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», как основному законодательному акту, регулирующему рассматриваемую сферу. Практически полезным результатом по итогам работы автора, является приведенный в статье проект Федерального закона «О профилактике алкоголизма в Российской Федерации» и выделены основные направления законодательного регулирования.

Ключевые слова: алкоголь, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, культура пития, профилактика алкоголизма, законодательное регулирование, административно-правовое регулирование.

На сегодняшний день основным законом, который регулирует оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, является Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Федеральный закон) [1].

«Слово «алкоголь» используется с 1526 г., когда Парацельс ввёл его для обозначения винного спирта» [2].

В настоящее время в российском законодательстве имеется сразу несколько различных официальных определений алкогольной продукции.

В Гельсингфорсской конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров от 19.08.1925, ратифицированной ЦИК СССР 10.07.1929, указано, что «под алкогольными товарами подразумеваются: спирт, равно как и жидкости, содержащие спирт, пригодные для употребления или для изготовления напитков, а также вина или шипучие вина, в которых содержание спирта объемом превышает 18 %. Пиво и подобные напитки с содержанием спирта ниже 12 % не будут включены в число алкогольных товаров» [3].

Согласно, п.п 7 п. 2 ст. 2 Федерального закона[4] «алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха» [5].

Согласно тому же Федеральному закону: «спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции» [6].

Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» пиво было отнесено к алкогольной продукции».

Автор считает данное решение законодателя справедливым, т. к. «сегодня в России на человека приходится около 14 литров чистого алкоголя в год, что, по данным Минздрава, считается признаком тяжелой алкогольной обстановки. Из них только 14 % составляет потребление пива, а доля крепкоалкогольных напитков в этой статистике — более 70 % от общего объема. Но потребление пива постепенно растет. Сейчас один человек в России выпивает около 43 литров пива в год» [7].

На сегодняшний день Федеральным законом № 218-ФЗ расширена компетенция Росалкогольрегулирования в сфере лицензирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ужесточен порядок контроля в этой сфере деятельности. Усиление контроля выразилось в значительном ограничении прав участников рынка в сравнении с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Закон № 171-ФЗ дополнен несколькими обширными статьями (ст. ст. 23.1 и 23.2 Закона № 171-ФЗ), посвященными государственному и лицензионному контролю).

Снижение потребления алкогольной продукции в Российской Федерации, а также лечение от алкоголизма население страны, как последствия неэффективного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, является одним из важных направлений правового регулирования государством.

Считаем, существенным обратить внимание на необходимость психологической помощи страдающим алкоголизмом, т. к. алкоголизм — это зависимость, которая развивает в процессе деградации личности.

Считаем, что принятие Федерального закона «О профилактике алкоголизма в Российской Федерации», окажет существенное влияние на борьбу с алкоголизмом и снижением потребления суррогатного алкоголя.

Профилактика алкоголизма — это принимаемые меры по предотвращению злоупотребления населения алкогольной продукцией.

На сегодняшний день выделяются три этапа профилактики алкоголизма:

-       антиалкогольное воспитание.

-       Считаем, данное направление основным, т. к. только при наличии грамотного и гармоничного воспитания подрастающего поколения возможно формирование здорового общества.

-       психологическая и медицинская помощь лицам, злоупотребляющим алкоголем.

-       психологическая и медицинская помощь для лиц, выздоравливающих от алкогольной зависимости.

Относительно, этих двух направлений считаем, что необходимо создание бесплатных муниципальные центров по профилактике и лечению алкогольной зависимости, в каждом муниципальном образовании, где бы оказывалась не только квалифицированная помощь врача-нарколога, но клинического психолога. Данная мера помогла бы, как на ранних стадиях комплексно решать проблему зависимости, так и в процессе излечения от неё.

Культура пития — это умение населения употреблять спиртные напитки без нанесения ущерба своему здоровью, социальному и материальному статусу.

Автор считает, что обучение культуре пития алкогольных напитков необходимо включить, как специальный курс в антиалкогольное воспитание. Очень важно, чтобы данный курс содержал информацию не только как употреблять алкогольные напитки, но и как правильно подходить к их выбору. Населению необходимо разъяснять, что, выбирая для употребления суррогатную алкогольную продукцию, они наносят вред своему здоровью и более того рискуют потерять жизнь.

Нужно заметить, что культура пития доступна не всем слоям населения, т. к. качественные алкогольные напитки по своей стоимости значительно превышают стоимость суррогата, но, тем не менее, и среди обеспеченных слоев населения есть люди больные алкоголизмом. В связи с этим, автор считает, что данную проблему нельзя объяснить только материальным положением человека, надо в данном случае обратить внимание на ценностные ориентиры человека.

Работа в этих двух направлениях даст возможность формирования у населения нашего государства стремления к здоровому образу жизни, а также поможет снизить употребление суррогатной алкогольной продукции.

На сегодняшний день косвенно затрагивают рассматриваемый проблемный вопрос Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»[8]

Уровень потребления алкоголя и его последствия, связанные с демографическими и социально-экономическими проблемами, также выступают важнейшим показателем экономической безопасности России. По критериям ООН и стандартам ВОЗ, пороговое значение потребление алкоголя на душу населения считается опасным, когда превышает 8 л. абсолютного алкоголя на душу населения в год, в России этот уровень превышен более чем в 2 раза.

Вместе с этим, по данным Федеральной службы государственной статистики, в «I квартале 2013г., по предварительным данным, на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходилось 29,7 % общего объема денежных доходов (в I квартале 2012г. — 29,7 %), а на долю 10 % наименее обеспеченного населения — 2,0 % (2,0 %)»[9].

Такое процентное соотношение денежных доходов населения предопределяет рост алкоголизации населения.

Тем более что «относительная бедность, определяемая на основе самоощущений населения, почти в два раза превышает официально исчисляемый уровень бедности (бедными себя считают около 40 % граждан России) и связана с уровнем неравенства»[10].

Исходя, из выше изложенного можно сделать следующие выводы, что направление законодательного регулирования включает в себя:

-        совершенствование (внесение необходимых изменений в нормативно-правовые акты) существующей законодательной базы в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;

-        обеспечение исполнимости законодательных и подзаконных актов (эффективность правоприменения);

-        создание условий для эффективного взаимодействия всех исполнительных органов власти с целью обеспечения возможности комплексно решения проблемных аспектов, в рассматриваемой сфере.

Проект Федерального Закона

О профилактике алкоголизма в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего закона

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере профилактики алкоголизма в Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование профилактики алкоголизма

1. Общественные отношения, связанные с профилактикой алкоголизма в Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на осуществление деятельности по профилактике алкоголизма, в том числе устанавливать дополнительные гарантии права граждан на осуществление профилактики алкоголизма в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1.                 Алкоголизм — это болезненная зависимость человека от потребления алкогольной и спиртосодержаей продукции.

2.                 Профилактика алкоголизма — комплекс мер, правового, медицинского и социального характера направленных на предотвращение возникновения зависимости потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции у населения.

3.                 Культура пития — употребление населением алкогольных и спиртосодержащих продукции согласно установленных правил и сложившихся традиций.

Статья 4. Цели и задачи данного Федерального закона

Основными целями и задачами, настоящего Федерального закона, являются:

-       снижение уровня алкоголизации населения страны;

-       формирование здорового общества и потребление алкогольной и спиртосодержащей продукции без нанесения вреда своему здоровью и жизни.

Глава 2. Профилактика алкоголизма

Статья 5. Первичная профилактика алкоголизма

1.    Проведение просветительских мероприятий (уроков, выставок, акций, конкурсов и др.) для граждан всех возрастов, с особым уделением внимания подрастающему поколению.

2.    Создание социальных роликов, направленных на формирование у населения стойкого неприязненного отношения к чрезмерному потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции.

3.    Пропаганда активного, культурного и здорового образа жизни, путем привития подрастающему поколению любви к спорту и искусству.

4.    Распространение печатной продукции о вреде чрезмерного потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции.

5.    Взаимодействие государственных органов с общественными организациями и гражданами с целью осуществления совместных профилактических действий.

Статья 6. Вторичная профилактика алкоголизма

1.                       Создание бесплатных муниципальных центров по профилактике и лечению алкогольной зависимости, в каждом муниципальном образовании, где должна оказываться квалифицированная помощь врача-нарколога, психиатра и клинического психолога.

2.                       Введение принудительного лечения от алкоголизма, если медицинской комиссии будет установлено, что дальнейшее прогрессирование зависимости от потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, может нанести вред здоровью и жизни человека, а также его близким.

Статья 7. Третичная профилактика алкоголизма

1.     Создание условий для реабилитации в обществе прошедших лечение от алкоголизма граждан:

-        формирование необходимого количества рабочих мест для социальной адаптации;

-        обязательное трудоустройство, при отсутствии занятости;

-        периодическое (периодичность устанавливается лечащим врачом, при выписке) посещение центра по профилактике и лечению алкогольной зависимости и консультации клинического психолога.

Статья 8. Развитие культуры пития

1.Проведение просветительских мероприятий, в том числе и указание на самой алкогольной и спиртосодержащей продукции доз, установленных ВОЗ, которые причинят наименьший вред здоровью и жизни человека.

2. Потребление алкогольных и спиртосодержащих напитков, согласно инструкции, которая должна располагаться, либо на этикетке, либо крепиться иным образом к бутылке, где будет подробно описано как необходимо употреблять данный напиток.

Глава 3. Заключительные положения

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1.      Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента официального опубликования.

2.      Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Президент Российской Федерации

Литература:

1.                 Ячменев Г. Г. Алкогольная продукция как специфический предмет налогообложения. Налоговые споры: теория и практика, 2006, № 5// ИПС Гарант.

2.                 Королева И. Б. Административно-правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Королева Ирина Борисовна; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.].- Москва, 2008.- С. 43.

3.                 Пивной алкоголизм. ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края [Электронный ресурс] http://www.med-prof.ru

4.                 Журавлева А. Л., д. психол.наук, профессор, чл. — корр. РАН, Юревич А. В., д. психол. наук, чл.-корр. РАН, Юревич М. А. Неравенство доходов: социально-психологические последствия. Психологическая газета «Мы и Мир». № 5, (201), май 2013 года. — С. 2.

5.                 Доклад «Социально-экономическое положение в России». Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru



[1] Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 02.11.2013 N 296-ФЗ )

[2] Ячменев Г.Г. Алкогольная продукция как специфический предмет налогообложения. Налоговые споры: теория и практика, 2006, № 5// ИПС Гарант.

[3] См.: абз. 1 ст. 1  Конвенции «О пресечении контрабанды алкогольных товаров» (Гельсингфорс, 19 августа 1925 года)// ИПС «Консультант Плюс».

[4] Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 30.12.2012 N 286-ФЗ)

[5] См.: пп. 7 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 25.12.2012 N 259-ФЗ) // ИПС «Консультант Плюс»

[6] См.: пп. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 286-ФЗ) // ИПС «Консультант Плюс»

[7] См.: Пивной алкоголизм. ГБУЗ "Центр медицинской профилактики" министерства здравоохранения Краснодарского края// http://www.med-prof.ru

[8] Указ Президента Российской Федерации  «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 7 мая 2012 № 598// ИПС «Консультант Плюс».

[9] См.: Доклад «Социально-экономическое положение в России». Федеральная служба государственной статистики.// http://www.gks.ru

[10] См.: Журавлева А.Л., д. психол.наук, профессор, чл. – корр. РАН, Юревич А.В., д. психол. наук, чл.-корр. РАН, Юревич М.А. Неравенство доходов: социально-психологические последствия. Психологическая газета «Мы и Мир». № 5, (201), май 2013 года. – С. 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle