Библиографическое описание:

Ларионов И. А. Понимание принципа равноправия и самоопределения народов и наций в СССР [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 131-133.

Необходимо отметить, что в науке международного публичного права рассматривается вопрос понимания и соотношения принципа равноправия и самоопределения народов и наций с иными принципами международного публичного права и в первую очередь с принципом территориальной целостности государств. Решение данной проблемы в учебно-правовой литературе проводится, как посредством формирования концепций соотношения двух вышеизложенных принципов с одной стороны, и анализом на примере конкретных стран их взаимодействия с другой. Считаем, что наиболее ценным в теоретическом и практическом плане будет являться в рассматриваемом вопросе опыт СССР. Ведь данное государство, просуществовавшее более семидесяти лет, было с огромной территорией, имело самое многонациональное население в мире. В то же время большинство наций, имевших гражданство СССР, не выдвигали каких-либо претензий относительно несоблюдения их социально-культурных, социально-экономических прав и свобод. Тем самым объект настоящего исследования будет состоять в изучении конкретных фактов, раскрывающих вопрос понимания принципа равноправия и самоопределения народов и наций в Советском Союзе. Предметом исследования будет являться ряд документов, научных статей и учебных пособий того времени, в которых затрагивался рассматриваемый вопрос настоящего исследования. Задача работы — в понимании принципа равноправия и самоопределения народов и наций, а также в формировании теоретических и практических выводов. Первый из них будет заключаться в ответе на вопрос: «Соблюдался ли в действительности принцип равноправия и самоопределения народов и наций в СССР?», а второй в формировании мнения относительно того, какой положительный опыт советских ученых-юристов, политиков можно принять во внимание, чтобы применить его для решения ряда проблем международно-правового характера современного времени. Полагаем, что для решения вышепоставленных целей и задач полезными для нас окажутся методы синтеза, индукции, дедукции, абстрагирования и, безусловно, методы исторической ретроспективы и сравнительно-правовой метод. Для формирования выводов целесообразно изучить ряд научных статей и учебных пособий таких авторов и ученых-юристов как В. Н. Кудрявцев, А. Тарасов, Д. И. Фельдман, Б. М. Клименко, В. А. Карташкин, Г. В. Игнатенко, Р. М. Тимошев и некоторых других.

Так, необходимо справедливо отметить, что одним из первых в России вопрос о значении и соблюдении принципа равноправия и самоопределения народов и наций был поставлен В. И. Лениным в его труде «О праве наций на самоопределение», написанным в 1914 году [3]. Анализ данной работы позволил выделить в ней некоторый своеобразный подход к проблематике соотношения принципа территориальной целостности государств и принципа равноправия и самоопределения народов и наций. Так, в современной научной и исследовательской литературе встречаются предложения относительно того, как сделать так, чтобы вышеуказанные принципы не противоречили друг другу. Хотя в то же время В. И. Ленин в своем труде наоборот выдвигал гипотезу о взаимосвязи принципа территориальной целостности государств и принципа равноправия и самоопределения народов и наций. Безусловно, благодаря такой позиции была предпринята попытка для объединения рабочего класса разных народов и национальностей с целью образования единого государства, в котором будут соблюдаться социально-экономические, социально-культурные и личные права и свободы всех национальностей. По нашему мнению, в определенной мере выдвинутое предложение В. И. Лениным может быть актуально как минимум в двух направлениях. Так, к примеру, если государство является многонациональным, то в вопросах политики развития своей культуры, языка, традиций должны иметь возможность принимать участие все национальности, проживаемые на данной территории, а не какая-либо отдельно взятая.

Кроме того, необходимо отметить, что на наш взгляд, отождествление принципа равноправия и самоопределения народов и наций только с социально-культурными правами граждан является ошибочным. Ведь, к примеру, в ряде стран мира существует ограничение права участия в выборах, пользования медицинскими, образовательными услугами по отношению к гражданам, которые относятся к национальным меньшинствам. Тем самым, по своей сути, идет нарушение не только социально-культурных, но и, в том числе, ряда политических, социально-экономических прав лиц.

В дальнейшем идеи о принципе равноправия и самоопределения народов и наций В. И. Ленин в определенной мере развивает в Декрете о мире. Анализ данного документа в отношении соотношения принципа равноправия и самоопределения [4] народов и наций и принципа территориальной целостности государств позволяет сделать ряд определенных выводов. Так, в случае, если каким-либо законным, официальным путем нация захочет выйти из состава государства, то оно не должно никаким образом препятствовать этому. Однако, в то же время, посредством метода абстрагирования, можем отметить, исходя из анализа норм Декрета о мире, что такое разрешение может быть получено лишь в том случае, если социально-экономические, социально-культурные и политические права не будут соблюдаться по отношению к той либо иной нации со стороны органов государственной власти или управления.

Интересно отметить, что в дальнейшем, уже в научно-правовой литературе, учеными-юристами, международниками принцип равноправия и самоопределения народов и наций начал рассматриваться и толковаться в более широком понимании. Так, советские ученые В. Н. Кудрявцев, Г. В. Игнатенко, Б. М. Клименко в своем учебном пособии выдвинули гипотезу о том, что народ (нация) имеет право определять вопросы своего внутреннего развития и устройства, по своему усмотрению устанавливать любую форму отношений с другими народами и государствами [5, с. 169]. Полагаем, что в многонациональном государстве такая возможность может быть воплощена на практике в случае, если в ходе формирования органов законодательной и исполнительной власти целесообразно устанавливать определенный минимум членов-представителей той либо иной нации в органе власти или управления, хотя, на наш взгляд, в любом случае мнение представителей какой-либо нации, к примеру, в парламенте, не будет основообразующим. Тем самым, даже в случае соблюдения на практике принципа равноправия и самоопределения народов и наций, можно прийти к выводу, что в многонациональном государстве каждая нация может иметь национальный суверенитет, но в то же время, государственный суверенитет будет несколько ограничен. Хотя стоит отметить и тот факт, что советский ученый Д. И. Фельдман [6, с. 90] в своем учебном пособии отмечал, что в государстве каждая нация должна иметь, как национальный, так и государственный суверенитет. Однако, на наш взгляд, решить на практике такую задачу является достаточно проблематичным. Доказать данную гипотезу в настоящей работе возможно также на примере СССР. Так, исходя из научной статьи Р. М. Тимошева «Право наций на самоопределение и современные межнациональные конфликты» [2], можем прийти к выводу, что в СССР, в отдельно взятой ССР (к примеру, БССР. УССР, РСФСР и т. д.), изучалась история, язык нации, соблюдались ее обычаи и традиции. Тем самым, на наш взгляд, можно говорить о том, что у каждой нации СССР был свой национальный суверенитет. Хотя в то же время несмотря на вышеизложенный факт, к примеру, исходя из анализа научной статьи А. Тарасова «Право народов на самоопределение как фундаментальный демократический принцип» [1], возможно в свою очередь предположить, что определенное ограничение государственного суверенитета нации той либо иной ССР явилось одной из причин развала всего СССР. Однако, на наш взгляд, в свою очередь является невозможным осуществления на практике того, чтобы каждая советская социалистическая республика принимала решения относительно проведения внешней политики, заключения международных договоров, касающегося всего СССР и его граждан, единолично. В данном случае, на наш взгляд, в многонациональном государстве необходимо учитывать мнения представителей всех народов и наций принимать важные решения, касающиеся будущего всей страны, большинством голосов. В случае же коренного несогласия с ним представителями какой-либо нации, необходимо предоставить ей возможность свободного выхода из состава того либо иного государства и образования своего нового независимого государства. По нашему мнению, вышеуказанные нами тезисы, в большинстве своем, в СССР все же выполнялись.

Полагаем, что в заключение настоящей работы можем сделать ряд практических выводов, которые будут актуальными в настоящее время. Так, на наш взгляд, целесообразно отметить, что:

1)                 принцип равноправия и самоопределения народов и наций должен не противоречить принципу территориальной целостности государств, а наоборот развиваться вместе с ним в тесной взаимосвязи;

2)                 понимание принципа равноправия и самоопределения народов и наций должно развиваться сквозь призму соблюдения не только социально-культурных прав граждан, но, в том числе, и социально-экономических, политических прав той либо иной нации;

3)                 для более четкой работы на практике принципа равноправия и самоопределения народов и наций имеет смысл в законодательные, исполнительные органы обязательно включать представителей всех наций того либо иного многонационального государства;

4)                 даже в случае полного выполнения, с точки зрения норм международного публичного права, органами государственной власти и управления норм принципа равноправия и самоопределения народов и наций, государство в любом случае должно предоставлять право свободного выхода той либо иной нации из состава государства. Однако, безусловно, такое решение должно приниматься большинством голосов путем референдума, в котором будут непосредственно принимать участие представители той нации, которая желает выйти из состава того либо иного государства.

Литература:

1.         Тарасов, Александр. Право народов на самоопределение как фундаментальный демократический принцип /Александр Тарасов // Неприкосновенный запас [Электронный ресурс]. — 2003. — № 2(28). — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/2/taras.html. — Дата доступа: 14.03.2014.

2.         Тимошев, Р. М. Право наций на самоопределение и современные межнациональные конфликты / Р. М. Тимошев // Научно-информационный журнал Армия и общество [Электронный ресурс]. — 2008. — № 3. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pravo-natsiy-na-samoopredelenie-i-sovremennye-mezhnatsionalnye-konflikty.- Дата доступа: 14.03.2014

3.         Ленин, В. И. О праве наций на самоопределение / В. И. Ленин // Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]. — 2008. — Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/lenin. — Дата доступа: 14.03.2014

4.         Декрет II Всероссийского съезда Советов о мире, 26 октября (8 ноября 1917г. // [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет — портал Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx. — Дата доступа: 15.03.2014г.

5.         Курс международного права: науч. изд. — М.: Наука, 1989–1993. — т.2: Основные принципы международного права / авт.кол. Г. В. Игнатенко, В. А. Карташкин, Б. М. Клименко [и др.]; отв.ред.тома И. И. Лукашук; редкол.: В. Н. Кудрявцев (гл.ред.) [и др.]; АН СССР: Ин-т гос-ва и права, 1989. — 240 с.

6.         Международное право. Библиография.1973–1985 г.г. / отв. ред. Д. И. Фельдман. — М.: Международные отношения, 1987. — 360 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle