Библиографическое описание:

Ерофеева В. В., Краева В. Н. Краткая история становления экологического аудита в России [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 102-104.

В статье рассматривается внутренняя правовая сущность экологического аудита и его становление в России. Приведена краткая характеристика этапов становления экологического аудита, раскрыты ключевые моменты по каждому из этапов. В заключении приводится краткая справка о современном состоянии экологического аудита в Российской Федерации.

Ключевые слова: история становления, экологический аудит.

Механизм экономической охраны окружающей среды — это совокупность экономико-правовых инструментов, которые можно применять в целях рационального природопользования и более эффективной охраны ОС. Одним из элементов этого экономического механизма, который активно используется за рубежом, является экологический аудит, проблема в том, что его механизм недостаточно развит в России и по настоящее время не имеет самостоятельной законодательной базы.

Цель исследования: рассмотреть этапы становления экологического аудита в Российской Федерации, кратко охарактеризовать каждый из них.

В науке экологического права предпринимались попытки выделить периоды становления экологического аудита (например, работы И. Г. Иутина [4]). Большинство исследователей выделяют следующие этапы развития экологического аудита в России:

1)        конец 1980-х — начало 1990-х гг. Данный период характеризовался формированием «скелета» законодательно закреплённых основ общего аудита;

2)        середина 1990-х. Данный период отмечается развитием критериев финансового аудита и созданием основы для организационно-правового механизма экологического аудита;

3)        начиная с 1998г. Этот этап можно охарактеризовать разработкой и структуризацией организационно-правового механизма экологического аудита, активным внедрением его в формирование управления природопользованием;

4)        начало ХХI в. — настоящее время. Этот период характеризуется законодательным закреплением понятия «экологический аудит», усовершенствованием процедур экологического аудита.

Рассматривая подробнее обозначенные этапы, можно кратко охарактеризовать их главные черты: Первый этап — конец 1980-х — начало 1990-х гг. Этот этап характеризуется полным отсутствием правовой базы экологического аудита в Российской Федерации. На практике экологический аудит проводился в единичных случаях. Основными причинами проведения экологического аудита на российских предприятиях являются:

1)                 желание выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к тому, как поставщик соблюдает нормы по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

2)                 желание получить кредиты международных финансовых структур, в частности Международного банка реконструкций и развития и Европейского банка реконструкций и развития.

В данный период экологический аудит проводился в основном зарубежными компаниями и специалистами. Например, аудиторские фирмы «А Dames & Moore Group Company» (Данная консалтинговая фирма — выполнила экологический аудит для Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомола, в целях совместного инвестиционного проекта с французской фирмой «Рено». Ранее эта фирма проводила экологические проверки Оскольского электрометаллургического комбината в Белгородской области, Таганского металлургического завода в Ростовской обл., и др.), «Аргур Андерсен», «КПМГ», «Делойт энд Туш», «Прайс Уотерхаус», «Эрнст энд Янг» и др. Правовой базой являлись международные стандарты.

Второй этап — середина 1990-х. Наиболее значимыми нормативными правовыми актами рассматриваемого периода являлись приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. -№ 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» [1] и приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» [2].

Приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» утвердил вопросы организации экологического аудирования в системе Госкомэкологии России, возложив на Управление науки и информации организацию работы по введению экологического аудирования в системе Госкомитета, включая обеспечение разработки нормативных правовых и инструктивно-методических документов по экологическому аудированию. В данном документе были урегулированы следующие принципиальные вопросы. Во-первых, экологический аудит признавался одним из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения в Российской Федерации, подлежащих лицензированию. Во-вторых, определялись принципы, виды (обязательный и инициативный) и задачи экологического аудита. В-третьих, закреплялось положение о том, что правом на проведение экологического аудита могли обладать физические лица, прошедшие обучение и аттестацию, и юридические лица (экологические аудиторские организации), получившие лицензию на осуществление данного вида деятельности. Аттестация эко-аудиторов на получение права осуществлять экологический аудит являлась гарантией обеспечения профессионального и эффективного выполнения экологическими аудиторами своих обязанностей. При этом для осуществления своей деятельности экологическая аудиторская организация должна была иметь в своем штате не менее трех аттестованных в установленном порядке экологических аудиторов. В-четвертых, закрепляя ряд обязанностей и требований к экологической аудиторской организации, предусматривалось право экологической аудиторской организации самостоятельно определять формы и методы экологического аудита, исходя из требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с аудируемым субъектом хозяйственной и иной деятельности, а также осуществление иных прав.

Третий период — начиная с 1998г.Временное положения о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов содержало основные задами (аттестация и контроль) и функции Комиссии (методическое руководство и координация деятельности учебно-методических центров по обучению экоаудиторов, организация работы по ведению Реестров аттестованных экоаудиторов и др.), определяло организационную структуру и регламент работы» а также права Комиссии (проводить аттестацию экоаудиторов, требовать от аттестованных экоаудиторов определенные сведения, утверждать программу обучения экоаудиторов, осуществлять контроль за процессом обучения и др.). При этом организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возлагалось на НИЦ «Экобезопасность» Госкомэкологии России.

В этот период экологический аудит проводился на таких крупных подведомственных ОАО «Газпром» предприятиях, как ООО «Севергазпром», ООО «Астраханьгазпром», ООО «Тюменьтрансгаз». Был проведен экологический аудит в ряде нефтяных компаний: ОАО «НК «ЮКОС», ОАО «Нефтяной концерн «Роснефть», а также на крупных промышленных предприятиях: завод ОАО «РУМО» по производству дизельных моторов (г. Нижний Новгород); Рыбинский моторостроительный завод (Ярославская область); Красноярский алюминиевый завод; АО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»; Московское авиационное производственное объединение («МАЛО») и ряд других машиностроительных предприятий.

Среди значимых событий рассматриваемого периода следует отметить, что на федеральном уровне в соответствии с утвержденной Госкомэкологией России программой в 1998 г. осуществлена централизованная подготовка трех групп профессиональных экоаудиторов общей численностью 156 человек. Слушатели курсов Госкомэкологии России получили свидетельства о прохождении обучения по экологическому аудированию и удостоверения экоаудитора европейского образца; после аттестации в установленном порядке, внесены в Федеральный реестр экоаудиторов Госкомэкологии России. В течении второго и третьего этапов были созданы необходимые правовые и организационные предпосылки для активного развития экологического аудита.

Четвёртый период — начало ХХI в. — настоящее время. На данном этапе получает дальнейшее развитие такой вид экологического аудита как аудит системы управления окружающей средой в связи с активным внедрением в практику российскими предприятиями систем управления окружающей средой (систем экологического менеджмента). Так, по данным Федерального агентства по охране окружающей среды Германии (Umweltbundesamt) на июнь 2002 г. в России насчитывалось 14 организаций, получивших сертификат ИСО 14000, на декабрь 2002 г. — уже 23 организации, а на декабрь 2003 г. — 48 организаций. По данным Общественного Регистра сертификации систем экологического менеджмента [3] на июль 2007 г., 263 российские организации получили сертификат системы на соответствие требованиям ИСО 14001. На сегодняшний день перечень этих организаций расширился до 331, из них 32 организации имеют сертификаты с истёкшим сроком действия.

Подводя итог современному этапу развития, можно констатировать факт отстранения государства от регулирования отношений в области экологического аудита, и развитие аудита в рамках системы управления окружающей средой предприятий.

Заключение: Уже несколько лет идет работа над законопроектом «Об экологическом зудите». В 2003 г. Министерство природных ресурсов РФ подготовило концепцию законопроекта «Об экологическом аудите». Согласно концепции целью разработки и принятия законопроекта «Об экологическом аудите» является создание действенного инструмента по проведению независимого анализа, оценки информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также подготовка квалифицированных рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению качества управления в области окружающей среды. Т. З. Юсупов, учитывая важность экологического аудирования в современных условиях, предлагает регламентацию правоотношений в этой сфере осуществлять на уровне акта высшей юридической силы, то есть закона. По итогам: Всероссийской конференции «Экологическая экспертиза в современной России» [5] учеными и практиками также было признано необходимым принятие Федерального закона «Об экологическом аудите». Неоднократно предложения урегулирования отношений в области экологического аудита на уровне федерального закона высказывались на парламентских слушаниях [6].

Литература:

1.         25 сентябрь 2006 г. http://www.jurbase.ru/texts/sector123/tez23191.htm

2.         30 ноября 2007 г. http://www.lawrussia.ru/text/legal_469/doc469a258x337.htm

3.         30 июля 2007 г. http://www.14000.ru/register/

4.         Иутин И. Г. Правовые основы экологического аудита: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008.

5.         Резолюция Всероссийской конференции «Экологическая экспертиза в современной России». Итоги и перспективы // Экологическая экспертиза в современной России. Итоги и перспективы. Всероссийская конференция. Москва, 14–15 декабря 2005 г. М.. РГГУ, 2006. С. 289.

6.         Юсупов Т. З. Гражданско-правовые аспекты экологического аудирования. Дис…канд. юрид. наук. М., 2003.С. 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle