Библиографическое описание:

Гринь Е. А., Хадипаш А. А. Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации: некоторые проблемы правоприменения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 59-61.

В данной статье рассматриваются вопросы правовой регламентации и реализации норм экологического законодательства об экологическом контроле (надзоре), а также анализируются проблемы правоприменения общественного экологического контроля

Ключевые слова: экологический контроль (надзор), общественный экологический контроль, окружающая среда.

Проблемы, связанные с осуществлением экологического контроля (надзора) в Российской Федерации (впрочем, как и во всем мире) становятся все более актуальными в наше время. К сожалению, на сегодняшний день, существует множество причин, по которым наша страна не может похвастаться успехами в решении вопросов, которые могли бы позитивно повлиять на сохранение благоприятной окружающей среды.

М. М. Бринчук полагает, что экологический контроль является «важнейшей правовой мерой обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права». Он определяет экологический контроль «как деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований законодательства по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды» [1, c. 126].

С точки зрения С. A. Боголюбова «экологический контроль является важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды, при этом его следует понимать в нескольких аспектах. Во-первых, как институт общей части экологического права, совокупность норм экологического законодательства, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе экологического контроля. Во-вторых, как систему мероприятий, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды» [2, c. 147].

На сегодняшний день, тенденция такова, что деятельность человека разрушает природу. Несмотря на имеющиеся в законодательстве нормы, регулирующие отношения в сфере экологического контроля (надзора), государство не может обеспечить должную реализацию государственно-правовых норм в силу ряда причин. Основу законодательства возглавляет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [3], который раскрывает понятие, содержание, выделяет критерии, права субъектов государственного надзора и контроля. Существуют также постановления, распоряжения, которые более детально регламентируют отношения в данной сфере.

И все же, несмотря на кажущуюся полноту законодательства, эта область нуждается в более детальной регламентации, внесения изменений, дополнений в существующие статьи. Многие поправки, на наш взгляд, могут обеспечить наиболее эффективную работу органов экологического контроля (надзора). Рассмотрим один из наиболее существенных видов– общественный экологический контроль.

Проведение общественного экологического контроля закреплено в ст.68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», где установлено, что общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. В данной статье определяется, что общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Декларация прав и свобод человека и гражданина [4] также закрепляет данный вид контроля. Декларация не содержит права на благоприятную окружающую среду, но управомачивает граждан на непосредственное участие в управлении делами общества и государства (ст.17), дает право на объединение (ст.20), а также обязывает государство поощрять деятельность, способствующую экологическому благополучию (ст.25).

Общественная активность с каждым годом уменьшается ввиду изменения нравственных, экономических, социальных и иных изменений. Общественный экологический контроль, как нам представляется, является наиболее эффективным механизмом реализации законодательных норм в области охраны окружающей среды. Это проявляется в том, что граждане, непосредственно участвуя в этой деятельности, обеспечивают права каждого на благоприятную окружающую среду, к тому же данный контроль является конституционной формой управления делами государства. В связи с этим, необходима активизация конструктивного природоохранного, лесного, водного, земельного и других видов общественного контроля. Для этого необходимо принимать меры законодательного и иного характера. Анализ статей 11, 12, 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дает нам понять, что законодательство имеет правовую базу для осуществления общественного экологического контроля. Исходя из этого, первостепенной задачей является воздействие государства на сознание человека, для формирования у него определенных навыков и понимания своего места в отстаивании своих прав.

Однако содержание ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ряда других норм нуждается в совершенствовании и детализации. Так, в соответствии с п.1 вышеуказанной статьи, публичные органы и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды, но на сегодняшний день, в законодательстве нет норм, которые предусматривают последствия за не выполнение данных обязанностей.

К сожалению, положение ч. 3 ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» о привлечении к ответственности в установленном порядке должностных лиц, которые препятствуют гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, не реализуется в судебной практике.

На наш взгляд, необходимо создание такого нормативного правового акта об общественном экологическом контроле, который будет включать в себя не столько его функции, сколько будет включать конкретные обязанности должностных лиц государственных и муниципальных органов, к которым будут применяться санкции в зависимости от невыполнения предписанных требований.

Также заслуживает внимание важность экологической экспертизы, как одной из составляющей общественного экологического контроля и законодательное восстановление в полном объеме государственной экологической экспертизы с преодолением ее злоупотреблений и коррупционности. Статьи 8.4. «Нарушение законодательства об экологической экспертизе» и 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ [5] не применяются на практике. Здесь важна воля всех слоев населения. Государство должно поощрять общественников в их стремлении через экспертизу и общественный экологический контроль защитить законными способами родную природу.

За последние годы, законодательные органы Российской Федерации значительно сузили права граждан и общественных организаций в сфере общественного экологического контроля, их взаимодействия с правоохранительными, а также государственными природоохранными органами. Такая политика государства привела к отторжению подавляющей части населения от участия в различных формах общественного экологического контроля.

Игнорирование законодательной и исполнительной властью России правовых проблем по участию общественности в управлении государством резко снизило эффективность государственного экологического контроля, что в условиях «дикого капитализма» послужило причиной усугубления неблагоприятной экологической ситуации в большинстве регионов России [6, c. 36].

По мнению генерального директора Ассоциации юристов-экологов России А. К. Веселова России крайне необходимы четкие правовые механизмы, позволяющие общественным организациям и гражданам реализовать свое право на благоприятную окружающую среды, получение информации, участие в принятии экологически значимых решений, на судебную защиту этих прав при наличии государственных гарантий и содействия в осуществлении общественно полезной экологической деятельности. Одним из вариантов достижения указанного, по его мнению, является рассмотрение вопроса присоединения России к Орхусской конвенции и принятие федерального закона «Об участии общественности в охране окружающей среды» [6, c. 54].

Анализируя мнения известных ученых С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, О. Ю. Ганюхина, Б. В. Ерофеева, А. К. Веселова можно сделать вывод, что государству необходимо разработать ряд политико-правовых мер, для того чтобы обеспечить реальное, эффективное функционирование института общественного экологического контроля, поскольку данная форма воздействия может позитивно воздействовать на правосознание людей, а вместе с тем на экологическую ситуацию как в России, так и во всем в мире.

В связи с этим, считаем целесообразным предложить следующие меры, для полной реализации общественного участия и общественного контроля:

-          ратификация международной конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;

-          внесение изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, в соответствии с которыми экологические общественные организации правомочны предъявлять иски в суд в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц;

-          принятие специального федерального закона «Об общественном экологическом контроле», который будет более детально регулировать эту сферу, наделять граждан и общественные организации полноценными полномочиями общественного экологического контроля и обязывать учитывать мнение заинтересованной общественности при реализации проектных решений;

-          улучшение доступа граждан и общественных организации к экологической информации (получение достоверных данных мониторинга атмосферного воздуха, водных объектов, статистика проведенных надзорными ведомствами проверок хозяйствующих субъектов и получения их результатов и др.);

-          возможность ознакомления общественности с заключениями экспертов по результатам государственных экологических экспертиз и общественных экспертиз;

-          присоединение к международной конвенции «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающихся окружающей среды»;

Завершая анализ рассмотрения некоторых проблем осуществления экологического контроля (надзора) справедливо сказать, что решение вопросов в сфере благоприятной окружающей среды, сохранения здоровья людей а также создание необходимых условий для их жизнедеятельности необходимо проводить с учетом комплексного подхода к вопросам организации и осуществления экологического контроля (надзора), так как это обусловлено как внутренней, так и внешней его структурой, носящей надгосударственный характер.

Литература:

1.         Бринчук М. М. Бортник И. Ю. Экологический контроль: понятие, виды, место в правовом механизме, проблемы // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 1. С. 126.

2.         Экологическое право: учебник для вузов / под редакцией С. А. Боголюбова. М.: Высш. образование, 2006. С. 147–148.

3.         Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

4.         О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920–1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.1991. № 52. Ст. 1865.

5.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001года № 195-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

6.         А. К. Веселов «Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика» (Пособие для общественных инспекторов) г. Москва. 2005 г. С.36–54.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle