Библиографическое описание:

Хадисов С. В. Перспективы совершенствования системы разделения властей путем принятия поправок в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 32-34.

В статье рассматриваются различные точки зрения на проблему необходимости и возможности пересмотра Конституции РФ с целью устранения внутренних противоречий и правовых пробелов в конституционных нормах, приводятся проанализированные предложения конституционалистов, касающиеся улучшения правового механизма взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Ключевые слова: поправки и пересмотр Конституции, конституционно-правовые пробелы, возможность и необходимость изменения Конституции.

Актуальность проблемы совершенствования закрепленной в Конституции РФ системы разделения властей связана с самой возможностью и необходимостью пересмотра норм Конституции для юридического оформления изменений, произошедших со времени принятия Конституции РФ во всех сферах общественной жизни.

В научной литературе сущность данной проблемы связывают с вопросами существования пробелов в Конституции РФ. В теории конституционного права есть несколько различных точек зрения на проблему необходимости и возможности пересмотра конституционных положений для устранения правовых пробелов.

Такие исследователи, как Г. А. Гаджиев, Н. В. Витрук отрицают наличие пробелов в Конституции РФ, обосновывая свою позицию возможностью толкования конституционно-правовых норм Конституционным Судом для выявления неявного смысла конституционных норм. Ряд других ученых не отрицают существование пробелов в Конституции, но выступают против внесения в нее каких-либо изменений и дополнений. Сторонники данной позиции считают возможным устранение правовых пробелов другими способами, например, правотворческой деятельностью, официальным толкованием. По мнению Т. Я. Хабриевой «один из каналов оживления конституционного регулирования — толкование. …Другим инструментом развития конституционных норм служит законодательство» [1, С. 12]. Иную причину против внесения поправок приводит М. А. Митюков, который считает, что «любая кампания по ревизии Конституции может сломать хрупкий баланс сил в обществе и каркас новой государственности, прервет медленное, но поступательное вхождение страны в русло конституционализма» [2, С. 48]. В том же смысле другой автор пишет, что «учитывая формально-юридические недостатки Конституции РФ и изменения общественно-политической ситуации в стране со времени ее принятия, представляется, что наиболее правильным и приемлемым вариантом является не радикальное либо частичное реформирование нашей Конституции, а ее постепенная и осторожная адаптация к велениям времени» [5, С. 7]. Разумно будет привести позицию официальных властей. Так, Президент В. В. Путин выступал против внесения каких-либо поправок в Конституцию, обосновывая это тем, что «ресурсы Конституции далеко не исчерпаны» [3, С. 4]. Позиция третьих (В. И. Осейчук, С. А. Авакьян, А. В. Малько и др.) заключается в признании факта наличия правовых пробелов в Конституции РФ и необходимости их устранения путем принятия поправок или новой Конституции РФ. Так, А. В. Малько пишет, что «в современных условиях Конституция уже сама затягивает переходный период развития российского общества, тормозит процесс формирования в нем правовой государственности, не позволяет создать систему обеспечения провозглашенных прав и свобод. Это вызывает необходимость подготовки проекта новой Конституции РФ — Конституции РФ преимущественно для гражданского общества, а не для власти» [4, С. 27].

По мнению Н. В. Еленина, наличием сложного порядка внесения поправок и, тем более, изменения Конституции РФ «вполне объяснимо желание разработчиков конституции обеспечить хотя бы относительную стабильность конституционного строя страны в сложный период политических и социальных реформ и обращение с этой целью к опыту других стран. Однако часто российский законодатель, стремясь быстрее заполнить правовой вакуум, копирует отдельные положения законодательства западных стран, считая соответствующие нормы правильными, проверенными временем и потому универсальными. При этом не учитываются различия правовых систем, правовых традиций, долгий путь развития, который прошли эти страны, создавая свою систему правового регулирования общественных отношений» [6, С. 8].

Многие спорные вопросы, возникающие по отношению к Конституции, связаны с механизмом взаимодействия законодательной и исполнительной властей друг с другом. Роль и место органов законодательной власти должны быть четко определены и закреплены в Конституции (Основном Законе) государства.

Между тем, путем издания разных федеральных законов на основе одних и тех же конституционно-правовых норм стало возможным полностью изменить порядок формирования Совета Федерации. Это означает, что пробелы в Конституции все-таки существуют, в частности, в правовом регулировании механизма разделения властей. Поэтому важно однозначно определить порядок формирования и все вопросы, связанные с компетенцией Совета Федерации. За время, прошедшее со времени принятия Конституции, в стране произошли кардинальные изменения, изменилась политическая и социально-экономическая конъюнктура. Объективно установившийся новый порядок в стране требует закрепления всех изменений на высшем правовом уровне. Роль парламента должна возрастать, предпосылками к этому является расширение полномочий и компетенции Совета Федерации, в частности, осуществление им парламентского контроля.

Все это требует пересмотра многих положений Конституции РФ, устанавливающих границы властных полномочий органов исполнительной, законодательной и судебной властей. Конституция РФ, принятая в 1993 г. несла и несет на себе отпечаток конституционного кризиса, произошедшего в октябре 1993 года. Естественно, что она закрепила такой порядок, при котором возникновение такого противостояния между законодательной и исполнительной властью, могущего привести к гражданской войне и другим катастрофическим последствиям снова, свелось бы к минимуму. Нельзя не учитывать и тогдашнюю социально-экономическую ситуацию в стране. В тот период являлось объективной необходимостью превалирование исполнительной власти в лице Президента над законодательной властью в лице парламента. Думается, иначе, без жесткой централизации власти, выход из системного кризиса государственной власти был бы труднодостижимым.

Но прошло 20 лет. Произошли перемены в очень важных институтах общества, и они требуют закрепления на высшем юридическом уровне. Много вопросов вызывает восстановление и установление оптимального баланса сил в механизме разделения властей, в частности, роль Федерального Собрания при формировании Правительства РФ, взаимный контроль Парламента и Президента по отношению друг к другу, границы законотворческой деятельности Президента РФ и т. д.

Предлагаемые в науке конституционного права решения указанных проблем реформирования механизма разделения властей можно разделить на следующие:

— по сферам взаимодействия Федерального Собрания с другими органами государственной власти:

а) совершенствование конституционных норм, устанавливающих порядок формирования и прекращения деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей путем повышения роли Федерального Собрания в процессе формирования и прекращения деятельности Правительства РФ, улучшения механизма импичмента, изменения механизма роспуска Государственной Думы РФ, совершенствовании порядка формирования судебных органов;

б) совершенствование конституционных норм, закрепляющих механизм применения мер конституционной ответственности органов законодательной, исполнительной и судебной властей по отношению друг к другу;

в) реформирование порядка взаимодействия органов государственной власти в правотворческой деятельности путем проработки практики делегированного законодательства, улучшения системы взаимодействия Федерального Собрания и Президента РФ в процессе законотворчества, реформирования порядка взаимодействия палат Федерального Собрания в правотворчестве.

г) усиление контрольных функций Федерального Собрания РФ.

— по изменению компетенции Федерального Собрания РФ:

а) расширение полномочий Государственной Думы в процессе формирования Правительства РФ;

б) расширение компетенции нижней палаты по применению мер конституционной ответственности к органам исполнительной власти;

в) расширение полномочий и предметов ведения Совета Федерации;

г) усиление эффективности контрольных функций Федерального Собрания РФ в целом.

Таким образом, исходя из актуальности указанных проблем, большого объема научной литературы, посвященной данному вопросу, многочисленных социологических данных, получаемых в ходе систематического проведения опросов, можно сделать вывод о том, что проблема изменения, реформирования, совершенствования Конституции РФ остается одной из центральных в сфере конституционного права России. Готова ли власть на разработку нового проекта основного учредительного политико-правового акта государства, в состоянии ли она не только юридически закрепить требования новой действительности, но и обеспечить их выполнение, будет ли нести ответственность за действие новой Конституции РФ, покажет время.

Литература:

1.                  Хабриева Т. Я. Теория современного основного закона и российская Конституция. Журнал российского права. 2008. № 12.

2.                  Митюков М. А. Проблема реализации демократического потенциала Конституции Российской Федерации. Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования./ред. — сост. к.Г. Гагнидзе. М., 1998. С.50

3.                  Путин В. В. Наш долг — бережно относиться к Конституции. Журнал российского права. М.: Норма, 2004, № 1. — С. 4.

4.                  Малько А. В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики. Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4.

5.                  Электронный ресурс. Аничкин Е. С. Преобразование Конституции Российской Федерации: Сущность и причины // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 323. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/preobrazovanie-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii-suschnost-i-prichiny (дата обращения: 18.10.2013).

6.                  Электронный ресурс. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat \\ URL: http://www.dissercat.com/content/uchreditelnoe-sobranie-politiko-pravovaya-priroda#ixzz2i4eeOGpD.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle