Библиографическое описание:

Смолинская Е. Н. Особенности производства по делам о налоговых правонарушениях [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 44-46.

Конституция Российской Федерации определила обязанность граждан страны платить законно установленные налоги и сборы. В странах с рыночной экономикой налоги являются главным источником доходной части бюджета. Государство несет огромные экономические потери из-за укрытия больших сумм налоговых платежей налогоплательщиками. [5, с. 1]

Таким образом, невыполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы — это противоправное умышленное невыполнение законно установленных обязанностей по уплате налогов.

Налоговый кодекс РФ вносит понятие налоговое правонарушение, как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность. [7. с. 6]

В соответствии с гл. 16 НК РФ к налоговым правонарушениям относят [7, с. 27]:

-          нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

-          нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

-          непредставление налоговой декларации и нарушение способа представления;

-          нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

-          неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

-          невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;

-          несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

-          непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

В борьбе с налоговыми преступлениями государство прибегает к различным мерам, в том числе и к использованию юридической ответственности. [5, с. 3]

И. Н. Сенякин под юридической ответственностью представляет собой правовое отношение, возникшее из правонарушений, между государством и правонарушителем, который будет обязан испытать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за нарушение требований, которые содержатся в нормах права. [9, с. 5]

С точки зрения автора Мудрых В. В. налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, но имеет тесную взаимосвязь с видами юридической ответственности, напрямую с производством по делам о налоговых нарушениях не связанными. [6, с. 16]

Однако привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах невозможно без применения специальной процедуры, которая называется производством. [5, с. 3]

Козырев А. А. понимает под производством по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах процессуальный порядок деятельности налоговых органов, других контролирующих и правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба. [5, с. 4]

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это процессуальная форма реализации материально-правового содержания ответственности за указанные нарушения. [8, с. 29]

Налоговый кодекс РФ признает три вида производства по делам о налоговых преступлениях и доказывает, что в области налоговых отношений возможно использование трех взаимосвязанных, но самостоятельных вида юридической ответственности.

Пункт 1 ст. 10 Налогового кодекса гласит, что «порядок производства по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса». [7, с. 15] Данная статья говорит о том, что налоговая ответственность это самостоятельный вид юридической ответственности, так как имеет основание, круг субъектов, порядок производства по правонарушениям, указанным в НК РФ и налоговую санкцию. Однако далее указаны другие виды юридической ответственности, которые предоставляют защиту прав и обязанностей субъектов налоговых отношений. [5, с. 4] В пункте 2 ст. 10 установлено, что «производство по делам о налоговых нарушениях, включающих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ». [7, с. 16] Следовательно, ответственность за указанные нарушения будет административной и уголовной. И далее, п.3 ст.10 отмечено, что «производство по делам о налоговых правонарушениях в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ ведется в порядке, установленном таможенным законодательством РФ». [7, с. 16]

При рассмотрении статей НК РФ можно сказать вывод, что главной регулирующей нормой при привлечении к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является налоговое право. [5, с. 5]

Интересную позицию высказывает автор Аветисян К. Р.. Он отмечает, что правовое регулирование производства по делам о правонарушениях в области налогов и сборов осуществляется материальными и процессуальными нормами административного права и налогового права, что вызывает коллизии при их практическом применении. [2, с. 4]

Производство по делам об административных правонарушений в области налогов и сборов и производство по делам о налоговых правонарушений обладают определенными особенностями, связанными как со спецификой регулируемых отношений, так и с необходимостью обеспечения гарантий прав и законных интересов субъектов ответственности. [3, с. 14]

Так, например, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. [7, с. 18] В свою очередь, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства. [4, с. 19]

Еще одним важным моментом, который следует отметить, является различие порядков обжалования правоприменительных актов, предусмотренных НК РФ и КоАП РФ.

Так, апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. [7, с. 34] КоАП РФ устанавливает иные сроки обжалования постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения постановления. [4, с. 14]

Также отличием свидетельствует и различная форма выражения презумпции невиновности, установленной нормами КоАП РФ и НК РФ. [3, с. 21]

В КоАП РФ частности, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением должностного лица. [4, с. 16] Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. [3, с. 21]

НК РФ также устанавливает принцип презумпции невиновности, а именно: лицо считается невиновным в совершении налогового нарушения, пока его виновность не будет доказана. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих, о факте налогового правонарушения возлагается на налоговые органы. [7, с. 40]

С позиции Козырева А. А. в налоговом процессе выделяются самостоятельные стадии:

-       определение факта налогового правонарушения и составление акта;

-       рассмотрение и принятие решения по делу руководителем налогового органа;

-       обжалование и пересмотр решения;

-       исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности. [5, с. 5]

Каждая из них подробно регулируется в НК РФ и по форме отличается от стадий, регламентируемых административным правом. Причем друг от друга стадии отличаются субъектами соответствующих административно-процессуальных отношений, а также специфическими правами и обязанностями, которыми эти субъекты наделены.

Производство по делам о налоговых правонарушениях преследует такие цели [8, с. 7]:

-          охрана фискальных интересов государства;

-          своевременное и объективное выяснение обстоятельств дела;

-          рассмотрение дела в соответствии с законом;

-          наказание виновных;

-          выявление причин, которые привели к совершению нарушений преступления;

-          предупреждение нарушений и воспитание уважительного отношения к налогообложению;

-          — сохранение законности в указанной сфере.

Поводом к возбуждению производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах могут служить:

-          обнаружение должностными лицами материала, указывающего на наличие нарушения;

-          поступившие из государственных органов данные, содержащие события правонарушения;

-          сообщения от лиц, определяющие наличие нарушения. [1, с. 23]

Таким образом, процесс производства по делам о налоговых нарушениях заключается в исследовании причин и обстоятельств совершенного налогового правонарушения и применении к нарушителю предусмотренных законом мер восстановительного и карательного характера.

В заключении хотелось бы добавить, что законодатель обоснованно использует административный процесс в налоговом праве. Рассмотрение дел о налоговых нарушениях и применение административных санкций производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ. Однако и в данной ситуации остро встает вопрос разграничения ответственности за правонарушения в области налогов и сборов и применение мер административной ответственности в процессе исполнительно-распорядительной деятельности налоговых органов. [5, с. 6]

Литература:

1.      Аветисян, К. Р. Особенности возбуждения дела об административном правонарушении в налоговой сфере // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 3.

2.      Аветисян, К. Р. Производство по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов: дис.... канд. юр. наук / Аветисян, К. Р. — Москва, 2012–25 с.

3.      Арсеньева, Н. В. Административная и налоговая ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: возможность консолидации норм и последствия // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 3.

4.      Кодекс РФ об административных правонарушениях: фед. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — 7 января.

5.      Козырев, А. А. Некоторые особенности производства по делам о налоговых правонарушениях // Финансовое право. — 2004. — № 1.

6.      Мудрых, В. В. Ответственность за нарушение налогового законодательства: учебное пособие для вузов / В. В. Мудрых. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 319 с.

7.      Налоговый кодекс Российской Федерации: фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2013) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — 3 августа.

8.      Налоговый юрисдикционный процесс (производство по делам о налоговых правонарушениях) // Финансовая Россия. — 1999.

9.      Сенякин, И. Н. Теория государства и права: Курс лекций / И. Н. Сенякин, А. А. Малько, Н. И. Матузов. — М.: НОРМА, 2000. — 695 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle