Библиографическое описание:

Алимбетов А. В., Сагинбеков К. С., Газаев А. И. Законодательный пробел в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 125-127.

В статье рассмотрены особенности исполнения наказания в исправительных учреждениях разных видов. Анализируя условия отбывания наказания в различных исправительных учреждениях, авторы выявили ряд пробелов в дифференциации исполнения наказаний, и было предложено более детально законодательно регламентировать эти нормы УИК РК.

Ключевые слова: Уголовное наказание, уголовно-правовое регулирование, уголовно-исполнительный кодекс, концепция правовой политики, пенитенциарная преступность, исправительные учреждения, условия отбывания наказания

Изучение преступлений, совершаемых в исправительных колониях, имеет большое практическое значение для правильной работы не только учреждений уголовно-исполнительной системы, но и для всей судебной и правоохранительной системы Республики Казахстан.

В соответствии с Концепцией [1] правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения. Так как одним из приоритетных направлений развития правовой политики страны является дальнейшее развитие уголовно-исполнительного законодательства, Концепция предусматривает принятие комплекса мер в уголовно-исполнительной сфере по экономии мер уголовной репрессии, создания условия для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества, сохранению баланса между интересами общества и государства по наказанию виновных и соблюдению их прав и законных интересов в период отбывания наказания, ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и др.

При этом, Комитетом уголовно-исполнительной системы была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан и данный момент интенсивно реализует разработанную Концепцию (программу) реформирования УИС которая была с удовлетворением воспринята правозащитными организациями и мировой общественностью, оказывающими посильную помощь в ее реализации.

Вопрос профилактики противоправного поведения осужденных получил соответствующее освещение в специальной литературе, что объясняется его практической значимостью. Так, Шиханцов Г. Г. [2, c. 343–345] подчеркивает принципиальный аспект этой деятельности, признавая, что предупреждение преступности в местах лишения свободы — это лишь часть профилактических усилий в масштабах всего общества, необходимого снижения агрессивного фона во всей стране. Наряду с этим, указанный криминолог приводит целый ряд мер, которые, по его мнению, могут сыграть превентивную роль в отношении пенитенциарного рецидива. Речь идет, о создании цивилизованной обстановки исполнения наказания; соблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства, прокурорском надзоре за его реализацией; целенаправленном обучении сотрудников исправительных учреждений способам и приемам выявления, изучении и разрешении конфликтов среди осужденных, использовании при этом возможностей оперативных аппаратов; групповой и индивидуальной профилактике; об отграничении общения носителей воровской морали от потенциальных жертв; тщательно продуманной и хорошо организованной дисциплинарной практике по своевременному реагированию на нарушения режима; поддержке, развитию и использованию группировок осужденных положительной направленности; использовании роли религии в предупреждении преступлений.

В борьбе с преступностью в исправительных учреждениях широко используются уголовно-правовые и криминологические средства. Вместе с тем, после принятия новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Казахстан, возник целый ряд острых проблем, связанных с практикой его применения в местах лишения свободы, так и с выработкой системы предупредительных мер в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

В этих условиях необходимо не только расширять сферу применения мер взыскания к осужденным, не только повышать ответственность осужденных за содеянное, но и в первую очередь изучать причины совершения правонарушений и находить более эффективные меры по их предупреждению.

Реализовать основные положения цели наказания можно только создавая в исправительных учреждениях благоприятную атмосферу, обеспечивающую реальные возможности для формирования установки личности на правопослушное поведение. Созданию такой обстановки серьезно препятствует наличие в исправительных учреждениях регистрируемой и латентной преступности как явлений, сопровождающих пребывание осужденного в местах лишения свободы.

По мнению Ю. М. Антоняна, для противодействия пенитенциарной преступности необходимо: строже контролировать жизнь осужденных и не допускать распространения тюремной субкультуры; обеспечивать защиту жизни, здоровья, чести, достоинства осужденных; противодействовать проникновению алкоголя, наркотиков и других запрещенных предметов, пресекать все связи, которые могут привести к нарушениям правопорядка; улучшение воспитательной работы [3, c. 583–597].

Оценивая все выше приведенные подходы к разрешению проблемы предупреждения пенитенциарной преступности, необходимо признать, что криминологи практически единодушны во мнении о необходимости системного подхода к профилактике противоправного поведения осужденных. Мы, разделяя эту точку зрения, считаем, что реализация системного подхода превентивной деятельности в исправительных учреждениях должна осуществляться с учетом национальной специфики. Так, в исправительных учреждениях УИС Республики Казахстан прежде всего должен быть решен вопрос компенсирования объективно существующего непреодолимого противоречия между условиями жизни на свободе и условиями жизни в неволе.

Поэтому одной из важнейших профилактических мер является улучшение коммунально-бытового содержания осужденных, приведение их в соответствие с международными стандартами. Комитет уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан концептуально определился, что наиболее оптимальными в управлении будут являться учреждения с максимальным лимитом наполнения 500 мест. Строительство новых учреждений направлено на создание осужденным нормальных коммунально-бытовых условий, соответствующих требованиям международных стандартов, а также реализации норм Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан об отбывании осужденными наказания на территории той области, в которой он проживал до ареста или был осужден.

Согласно концепции, актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно-полезному труду или обучению, социальным программам ресоциализации, в том числе антинаркотического, антиалкогольного содержания либо иными формами социально-активной деятельности.

Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности Комитета УИС является решение вопросов по обеспечению трудом осужденных. В данном направлении выполнено немало.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан [4] все лица, осужденные к лишению свободы, обязаны трудиться на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Кроме того, осужденные могут также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. В свою очередь администрация учреждений трудоустраивает осужденных с учетом пола, возраста, трудоспособности и специальности. Согласно статье 101 уголовно- исполнительного кодекса оплата труда осужденных обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и не может быть ниже установленного минимального размера заработной платы. На данный момент минимальный размер заработной платы составляет 19 066 тенге.

Согласно ч.4 статьи 117 УИК РК осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, разрешается, ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости только средства, заработанные в период отбывания лишения свободы.

А в ч.2 данной статьи осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере до восьми месячных расчетных показателей (Мрп,1 731*8=13848тенге).

По нашему мнению, представляется целесообразным дополнить данную статью, так как нарушается баланс между осужденными отбывающие наказания в облегченных и строгих условиях.

На наш взгляд законодатели при принятии данной нормы учитывали экономическое положение того времени, то есть происходило снижение доходов населения и государства.

Так как в 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов [5], а к 1 январю 2012 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 12 тысяч долларов США. Прогноз правительства, рассчитывало достичь такого уровня только к 2015 году [6].

За эти годы в Казахстане ввели в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечили постоянной работой около 24-х тысяч казахстанцев. Всего по стране создано порядка восьмисот различных производств. До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге. Будет создано 161 тысяча постоянных рабочих мест и 207 тысяч — на период строительства.

А по итогам 11 месяцев 2011 года на оплачиваемые работы трудоустроены почти 14,5 тысяч осужденных, что составляет 48,7 % от общей трудоспособной численности. Это на 15,2 % больше чем за аналогичный период прошлого года.

В настоящее время основная часть осужденных работает на предприятиях УИС, которые выпускают строительные материалы, продукты питания, изделия из металла и дерева и другую продукцию. В 2011 году с целью увеличения количества рабочих мест для осужденных на предприятиях УИС были открыты 26 новых видов производств.

В настоящее время в 48 исправительных учреждениях пенитенциарной системы республики организовано бесплатное профессиональное обучение по 44 специальностям, по которым осужденные могут работать не только на предприятиях УИС, но и после освобождения [7].

По нашему мнению, ч.4 ст.117, ч.4 ст.119, ч.3 ст.121 Уголовно- исполнительный кодекс Республики Казахстана должна быть в следующей редакции «осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, разрешается, ежемесячно расходовать средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере до двух месячных расчетных показателей». Подобные ограничения в отношений, осужденных отбывающих наказание в строгих условиях, будет существенно отражать цель наказания. Так как действующая норма весьма далека от принципа дифференциации исполнения наказаний.

Таким образом, расширяется карательная сторона исполнения наказания в отношении осужденных отбывающие наказание в строгих условиях. При этом наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Литература:

1.                  Указ Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» // www.akorda.kz/ru/ -Официальный сайт Президента Казахстана//.

2.                  Шиханцов Г. Г. Криминология. Учебник для вузов. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. — 368 стр.

3.                  Антонян Ю. М. Преступность в местах лишения свободы. // В кн.: Криминология: Учебник. — Юристъ, 2005. — 734 стр.

4.                  Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. N 208 // Алматы: Юрист, 2011–68с.

5.                  Назарбаев Н. А. Построим будущее вместе!: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана // www.akorda.kz/ru/.- 28.01.2011 г.

6.                  Назарбаев Н. А. Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства: Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // www.akorda.kz/ru/. — 14.12.2012 г.

7.                  Актуальное интервью с заместителем председателя Комитета УИС МВД РК, полковником юстиции Талгатом Ахметовым — Пресс-служба КУИС МВД: http://kuis.kz/ru/news/49

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle