Библиографическое описание:

Микаилов С. М. Вневедомственная охрана полиции как субъект правоохранительной деятельности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 78-81.

Автор рассматривает направления деятельности вневедомственной охраны полиции в современных условиях и, на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых источников, обосновывает, что данная деятельность является правоохранительной деятельностью. В статье убедительно аргументируется, что, будучи специально уполномоченной государством правоохранительной организацией, вневедомственная охрана полиции является одним из субъектов правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: вневедомственная охрана, полиция, правоохранительная деятельность, правоохранительные органы.

Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что в результате проводимой в стране реформы системы государственного управления (в том числе реформирования системы МВД России), а также административной реформы, существенно изменился организационно-правовой статус подразделений вневедомственной охраны полиции. Государство, возложив на них задачи по обеспечению антитеррористической безопасности и определив ведущую роль в вопросах обеспечения имущественной безопасности, сделало их, по сути, компонентом системы обеспечения национальной безопасности. [3, ст.2; 5; 8; 18] В то же время, продолжаются споры о месте и роли вневедомственной охраны полиции в правоохранительной системе страны. Ряд авторов обосновывают возложение на вневедомственную охрану полиции таких задач излишними, так как считают её деятельность коммерческой деятельностью. [например, 14].

Как известно, нормальное развитие общества и государства невозможно без сохранения различных видов безопасности, которые обеспечиваются путём достижения удовлетворяющего потребностям общества и граждан правопорядка, которая, в свою очередь, достигается в результате различного рода деятельности, в том числе правоохранительной деятельности.

Рассматривая правоохранительную деятельность как форму активного и осознанного отношения к окружающему миру и действительности, можно предположить, что она осуществляется, в первую очередь и в основном, самим государством и его институтами и, следовательно, является одним из видов государственной деятельности.

Данный вывод вытекает из предназначения российского государства и его органов, исходя из обозначенных в Конституции Российской Федерации задач, о чём в той или иной форме говорится в ст. 2, 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст. 114. [1] Например, в Конституции России прямо обозначено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», [1, ст.2] а также установлено, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». [1, ч. 1 ст. 45] Следовательно, задача обеспечения должного уровня правопорядка становится одной из важнейших задач государственного управления, которая, как представляется, решается в результате правоохранительной деятельности.

В решении данной задачи участвуют все ветви власти, в той или иной мере задействованы все органы государства, но для ряда из них, решение задач по обеспечению правопорядка является основной задачей и целью деятельности. Речь идёт о тех органах государства, которые в обыденности, а также в правовых источниках, юридической и специальной литературе, принято называть «правоохранительными органами» (иногда также «органами охраны общественного порядка» или «охраны правопорядка»), а прямыми их целями деятельности является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер принуждения.

По общепринятому в теории и практике мнению, деятельность, осуществляемую данными органами, принято называть «правоохранительной деятельностью», как «властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленной на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе». [13] При этом, основной и обобщённой целью данной деятельности принято считать, охрану самого права и поддержание правопорядка. [11;12;13;15;16;17;19;20;21;23;24;26 и другие]

Исходя из данной цели, обобщённо, в теории управления и теории права, выработаны критерии отнесения органов государства к правоохранительным. Не вдаваясь в детали, обозначим, что, на наш взгляд, значимым критерием из них является тот критерий, согласно которого, к «правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка» [25] исходя из их «специализации и систематического участия в осуществлении правоохранительных функций». [22]

При этом, «в соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков. Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. И, в четвёртых, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов». [13]

Представляется, что все вышеперечисленные признаки и критерии вполне относятся и к деятельности вневедомственной охраны полиции, так как основной целью деятельности вневедомственной охраны полиции (обобщенно) является охрана имущественных прав юридических и физических лиц. [9, п.п.19,20] При этом, во-первых, данная деятельность предполагает применение юридических мер воздействия, которые строго соответствуют предписаниям закона. [2;3;7;10 и другие] Во-вторых, организация и деятельность вневедомственной охраны полиции регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», [3] Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», [4] постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», [6] от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны», [7] распоряжениями Правительства Российской Федерации № 1629-р от 2 ноября 2009г. утвердившего «Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел», [8] от 30 декабря 2011г. № 2437-р «Об оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции», [9] приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, утверждающими Уставы федеральных государственных казённых учреждений подразделений вневедомственной охраны соответствующих субъектов Российской Федерации, [например, 10] приказами МВД России от 4 августа 2006г. № 609 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел», от 31 августа 2007г. № 772 «Об утверждении Порядка обеспечения МВД России охраны имущества по договорам», от 16 июня 2011 г. № 676 «Об утверждения инструкции по организации работы пунктов централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны», от 16 июня 2011 г. № 677 «Об утверждении Положения о Главном управлении вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 16 июля 2012 г. № 876 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов внутренних министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны», от 30 декабря 2011 года № 1345 «Об утверждении методики установления тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» и рядом других нормативно-правовых актов. Данными нормативными правовыми актами определены цели и виды деятельности вневедомственной охраны полиции и установлены особые правила для решения возложенных на неё задач. В-третьих, вневедомственная охрана полиции является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества граждан и организаций на договорной основе. [10, п.1] Иными словами является специально уполномоченной государственной организацией, целями деятельности которой является охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, реализация в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической политики в области охраны имущества и объектов, а также участие в инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны. И, наконец, кроме перечисленных основных направлений деятельности, вневедомственная охрана полиции, являясь составной частью полиции, [4;5] участвует в реализации таких направлений её деятельности как защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений,обеспечение правопорядка в общественных местах. [3, ст.2]

Таким образом, проведенный анализ юридической литературы и нормативных правовых источников позволяет нам установить, что вневедомственная охрана полиции является специально уполномоченной государством правоохранительной организацией, а её деятельность, в свою очередь, является правоохранительной деятельностью. Следовательно, вневедомственная охрана полиции является одним из субъектов правоохранительной деятельности.

Литература:

1.         Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237, 25 дек.

2.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 14.07.2010].

3.         Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 2011, № 7, ст.900

4.         Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. № 5419(43). 02 марта.

5.         Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции» // Рос. газ. 2011. № 5419(43). 02 марта.

6.         Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 2005, № 8, ст. 648

7.         Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» // СЗ РФ, 25.04.2011, № 17, ст.2409

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1629-р от 02 ноября 2009г. «Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 2009, № 45 ст. 5397

9.         Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. № 2437-р «Об оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции» // СЗ РФ, 2012, № 4, ст. 513

10.     Приказ МВД России от 5 мая 2012 года № 418 «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия»

11.     Аврутин Ю. Е. Эффективность правоохранительной деятельности (опыт системного исследования). СПб., 1998. С.20

12.     Божьев В. П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. — М.: Спарк, 2001. – С.32

13.     Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. — М.: Издательство «ЗЕРЦАЛО», 2007. — 440 с.

14.     Дмитриева А. В. Реформирование Управления вневедомственной охраны в контексте развития рынка охранных услуг. Сер.: Аналитические записки по проблемам правоприменения / А. В. Дмитриева. –СПб.: ИПП ЕУ СПб., 2010. — 24с.

15.     Кудинов Л. Д. Субъекты правоохранительной деятельности. Волгоград: Волгоградская высшая следственная школа МВД РФ, 1992

16.     Кучерена А. Г. Общение с правоохранительными органами.// М.: Юстицинформ, 2008. — 224 с.

17.     Макштарева С. Л. Охрана правопорядка как функция государства и ее реализация в форме правоохранительной деятельности: историко-правовой и теоретико-правовой аспекты: диссертация... кандидата юридических наук. — С-Пб, 2008.- 164 с.

18.     Микаилов С. М. Национальная и имущественная безопасность: соотношение понятий и аспекты обеспечения вневедомственной охраной полиции: монография [Текст]: монография / С. М. Микаилов. — М.: Перо, 2013. — 266 с.

19.     Мирзоев Г. Б., Григорьев В. Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 463 с.

20.     Сахаров А. Б. Правоохранительная деятельность и преступность. / Советское государство и право, 1986, № 1.

21.     Тарасов А. М. Правоохранительная деятельность: ее понятие, сущность, правовые аспекты контроля. Российский юридический журнал. 3, 2006

22.     Честнов И. Л. Правоохранительная функция современного государства [Текст] / И. Л. Честнов. // Криминалистъ. -2011. — № 1. — С. 109–112

23.     Числов А. И. Профессиональная правоохранительная деятельность (Теоретико-правовое исследование): Дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.01: СПб., 2000 372 c.

24.     Чувилев А. А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2000.

25.     Шаропуто М. В. Правоохранительные органы. // URL: http://www.bibliotekar.ru/pravoohranitelnye-organy-2/index.htm [Доступ за 11.12.2013г.]

26.     Эриашвили Н. Д., Чернявский А. Г., Кузнецов С. М. Правоохранительные органы: учебник// М, Юнити — дана, 2009, 511с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle