Особенности становления профессионального музыкального образования в Республике Татарстан в начале ХХ века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанова, А. Н. Особенности становления профессионального музыкального образования в Республике Татарстан в начале ХХ века / А. Н. Степанова. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3910/ (дата обращения: 18.04.2024).

Переломным моментом в развитии музыкального профессионального образования является конец XIX начала XX вв. Начавшаяся в 1905 году революция подтолкнула татарскую культуру в своем демократическом развитии. Происходит своего рода прорыв просветительства в области искусства, которое по своим масштабам перешагнуло от домашнего музицирования к попыткам массового исполнения и стремлению просвещаться, изучать и узнавать историю своего народа, историю русской и зарубежной культур. Передовыми просветителями этого времени и учеными можно выделить К. Ф. Фукс, С. М. Шпилевского, Г.Исхаки, К.Насыри, И. Ф. Эрдмана, Н. П. Загоскина и многих других, которые явились основоположниками перехода от традиций и религиозных устоев к освоению новых западных и европейских отраслей искусства. Благодаря развитию революционно настроенных просветителей конца XIX века, позднее умело подхватили их настрой не менее талантливая молодежь ХХ века. Впоследствии они стали очень известными деятелями искусств: поэтами и писателями Г.Тукай, М.Гафури, Г.Камал, Ф.Амирхан, Ш.Камал, Г.Кулахметов, Г.Ибрагимов, С.Рамиев, театральными деятелями Г.Кареев, С.Гизатуллина-Волжская, И. Кудашев-Ашказарский, революционными деятелями М.Вахитова, Х.Ямашева, Ш.Бабича, музыкальными деятелями В.Апанаев, Г.Зайпин, Ф.Агеев, Б.Урманче, И. А. Козлов, певцами К.Мотыгый, Ф.Латыпов, М.Рахманкулова, пианист-самоучка З.Яруллин, композитор С.Габяши и многие другие.

Но, несмотря на все желание просветителей, каким-либо образом заострить внимание на проблеме приобщения и развития татарского народа к искусству в целом, со стороны мусульманского духовенства это стремление вызывало большое негодование и протест по религиозным соображениям. Долгое время препятствуя внедрению музыки в жизнь молодежи и развитию музыки как профессионального образования в республике.

Благодаря прямому воздействию революции 1905 года в 1906–1908 г.г. появляются первые проблески театра и музыки. Все насыщеннее становится музыкальная жизнь в Казани, все чаще устраиваются музыкальные вечера, которые немало внесли развития в музыкальную жизнь татарского народа. На таких вечерах выступали, как правило, исполнители народных песен, самодеятельные ансамбли народных инструментов разного состава. О таких музыкальных вечерах знали не многие, и посещать такие вечера могло ограниченное количество человек. Все это способствовало в 1907 году 1 декабря открытию Восточного клуба в Казани.

Восточный клуб (Шэрек клубы) являлся своего рода одним из культурно-просветительских учреждений, где одной из главных возможностей клуба была организация музыкально — литературных вечеров. Помимо музыкально-литературных вечеров организуются разного рода музыкально — инструментальные ансамбли, а также спектакли, различные концерты, спектакли, детские новогодние утренники и балы, лекции, вечера танцев. Все творческие выступления не происходили без участия музыкальных ансамблей, которые служили музыкальным дополнением к различным литературным чтениям и спектаклям.

Помимо исполнения солистами и ансамблем национальной, зарубежной, русской музыки, также происходило исполнение в составе хоров симфонической музыки, отрывков из оперных арий русских и зарубежных композиторов. Восточный клуб нередко посещали известные деятели искусств С.Рамиев, Г.Тукай, Ф.Амирхан и другие. В Восточном клубе существовал свой струнный оркестр.

В 1906 году организовывается драматическая труппа «Саяр», что в переводе обозначает «Странствующие». В театре существовал музыкальный ансамбль. Состав музыкальных инструментов был разнообразен: гармоника, флейта, скрипка, мандолина, фортепиано. Репертуар ансамбля был в основном национального содержания: от простых одноголосных народных песен до произведений с сопровождением нескольких инструментов. Также следует отметить, что в составе данного ансамбля начинали свою музыкальную деятельность С.Сайдашев, М.Музафаров и другие. Следует сказать, что вся просветительская деятельность, направленная в сфере искусств совершалась для музыкального развития и образования молодого поколения республики.

В начале ХХ века благодаря богатой исполнительской деятельности общественность знакомится с талантливыми исполнителями вокальной музыки К. Тухватуллиным, Ф. Латыповым, инструменталистами: скрипачом Г. Зайпиным, пианистом — самоучкой З. Яруллиным при непосредственном участии скрипача, пианиста и композитора И. А. Козлова. С конца 1900-х до начала 30-х годов ХХ века огромный вклад в пропаганду татарской музыки внес Г. Сайдуллин. Для сохранения традиций и приобщения как можно большего количества народных масс к искусству народное и исполнительство народных песен переносилось граммофонные пластинки. В записи на пластинках звучали и татарские, русские, башкирские, украинские, польские народные песни, произведения мировой классики, фрагменты из опер.

В целом дореволюционный период является подготовительным в области татарского музыкального профессионализма благодаря ряду неоценимых трудов как собирания по крупицам истоки непосредственно истинной татарской музыки, так и пропаганде татарской музыки путем исполнительства великих татарских музыкантов. Все это и послужило сильным толчком в становлении татарского музыкального образования, впоследствии которое формируется в первое десятилетие после октября.

Значительным событием в Музыкальной жизни республики явилось образование в 1904 году музыкального училища, на базе музыкальной школы Р. А. Гуммерта. Специализированными предметами являлись фортепиано, струнные инструменты, духовые инструменты, сольное пение, теория композиции. Позднее, с 1906 года появляется класс оперного и драматического искусства. Кроме специализированных предметов были еще теория, сольфеджио, анализ музыкальных форм, гармония, хоровое пение, оркестровая игра. Окончившие училище получали право работать учителем музыки, управляющим хором пения приходских и начальных училищ [4, с.102].

В 20 — е годы происходит много публикаций обработок татарской народной музыки, как вокальной, так и инструментальной, сделанной музыкантами — профессионалами. Это отражалось в записи татарской профессиональной музыки от простых форм к более сложным формам. Все насыщеннее становилась музыкальная жизнь в республике благодаря регулярным концертам. В 20-е годы ХХ века появляются работы А.Эйхенвальда, который тесно сотрудничал с народными певцами. В это же время работал В. И. Виноградов.

Становится известным творчество Салиха Сайдашева, чье новаторство заключается в том, что он сумел объединить в татарской профессиональной музыке татарскую пентатоническую песню с русской советской музыкой. Салих Сайдашев употреблял народное творчество в большом количестве в музыке к драматическим спектаклям Татарского государственного академического театра.

Также над изучением народной музыки много работал С.Габаши. В 1910–1912 г.г. Илларион Александрович Козлов теоретически обобщает татарские народные песни как один из первых русских профессиональных музыкантов в большой печатной статье «Пятизвучные бесполутоновые гаммы в татарских и башкирских народных песнях и их музыкально — теоретический анализ».

Огромный вклад в становлении татарской профессиональной музыки послужила организованная подготовка национальных композиторов в Москве. Многие композиторы начинали свою профессиональную музыкальную деятельность с народных мелодий для голоса с фортепиано. Поначалу не всем композиторам удавалось успешно и правильно обработать татарские народные мелодии. Из-за нехватки профессионального образования в написании обработок получались простые, лишенные всех богатых возможностей инструментальной гармонизации и средств выразительности музыкального инструмента. Но были и успехи в написании обработок у А.Гречанинова, А.Эйхенвальда и др.

В 40-е годы появляются новые имена таких композиторов М.Музафаров, А.Ключарев, З.Хабибуллин, Дж.Файзи и Н.Жиганов. Творчество каждого из них отличает свой индивидуальный стиль написания обработок народных песен. В 40–50 — е годы обработки народных песен стали использовать Р.Яхин, А.Валиуллин.

Наиярчайшими примерами можно выделить такие обработки у М.Музафарова «Фазыл чишмэсе», «Аниса», «Зэнгер шэл», «Зилэйлyк», «Галиябану» и др. Обработки М.Музафарова отличало использование гармонического и фактурного варьирования. В творчестве А.Ключарева обработки татарских и башкирских песен для голоса и фортепиано занимали большое место, а также одноголосной с простыми подголосками до сложных разнообразных обработок a capella (исполнение вокального произведения без сопровождения инструмента). Среди них такие песни как «Эллуки», «Ямьле», «Ак идел буйлары», «Кара урман», «Гармонь». Обработки для голоса и фортепиано Н.Жиганова выделяются простотой средств выразительности и в то же время отточенностью деталей в таких обработках как «Сабан кое», «Илге бага» и др.

В 1934 году Г.Лобачев публикует сборник «Татарские и башкирские песни для голоса с фортепиано», мелодии которых записал от татарской певицы С.Садыковы. В эти годы над обработками народных песен также работали С. А. Кац, Ф. З. Яруллин, З. В. Хабибуллин; немало обработок народных песен сделал М. Г. Латыпов, а также большое внимание народной песне уделил Ю. В. Виноградов, написал вариации на тему «Апипа» для симфонического оркестра. В области обработок немало работал Дж.Файзи. Его знаменитая музыкальная комедия «Башмачки», где он использует обработки для хора и большое количество обработок народных песен для голоса и фортепиано. Дж.Файзи обращается только к современной татарской песне 30–х гг., где большое воздействие оказывает профессиональное творчество, советская массовая песня и музыка братских народов «Райхан», «Сария», «Алма бакчасы» и др.

Огромный вклад в пропаганду народного фольклора внес Р.Яхин. Начиная с «Вариаций для фортепиано» на татарскую народную тему «Яз да була», работа продолжилась в фортепианном концерте (финал), где использует такие народные песни как «Тан», «Галиябану», и др.

Главное достоинство обработок Р.Яхина было в стремлении сделать фортепиано не столько в помощь голосу, сколько действующим лицом, развивая выразительными средствами песенный образ.

Подытоживая картину становления профессионального образования в Татарстане в начале ХХ века можно сказать, что музыкальное образование начало развиваться благодаря первым профессиональным учебным заведениям, которые внесли огромный вклад в становление и развитие профессионального музыкального образования в республике. Также благодаря сохранению своих национальных традиций и передачу народного наследия через влияние западного и европейского искусства произошло становление профессионального музыкального образования.

Литература:

1.                           Нигмедзянов М. Н. Татарская народная песня в обработке композиторов. Татарское книжное издательство, Казань, 1964. — 140с.

2.                           Садрижиганов Д. Г. В мире музыки (Воспоминания). Татарское книжное издательство, Казань, 1990. — 120с.

3.                           Сайдашева З. Н. В мире татарской музыки: Сборник статей / Казанская консерватория. — Казань, 1995. — 220с.

4.                           Валиахметова А. Н. Музыкальная культура в Татарстане (середина XIX века -первая четверть XX века): учеб. пособие. — Изд. 2-е, доп. — Казань: Изд-во ТГГПУ, 2009. — 147с.

Основные термины (генерируются автоматически): Восточный клуб, обработка, огромный вклад, музыкальная жизнь, песня, профессиональное образование, татарская профессиональная музыка, фортепиано, профессиональное музыкальное образование, татарская музыка.

Похожие статьи

Формирование профессионального музыкального стиля...

Музыкальное воспитание и обучение занимает особое место в процессе формирования личности, поскольку музыка отражает всю полноту природы человека во всей его гармоничной целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное.

Становление фортепианного творчества в Казахстане

Формирование профессионального музыкального стиля...

В 20 — е годы происходит много публикаций обработок татарской народной музыки, как... Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного...

Значение курса «История узбекской музыки»... | Молодой ученый

Одним из основных предметов, играющих главную роль в формировании профессиональных знаний о музыкальном искусстве в педагогических университетах (направление «Музыкальное образование») является курс «Истории музыки»...

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Непосредственный вклад в развитие казахской фортепианной музыки внесли отечественные композиторы.

В европейской музыкальной культуре процесс эволюции фортепиано не был одномоментным явлением и включал в себя такие стадии как переход клавесина к...

Создание специализированных музыкально-образовательных...

Формирование в Дагестане системы специального музыкального образования происходило параллельно со становлением профессионального композиторского творчества и образованием композиторской школы.

Музыкальное искусство Дагестана в 50–80-х годах XX века

В 1950–1960 гг. начинается новая ступень в развитии профессиональной дагестанской музыки. Постепенно в республике формируется новая музыкальная инфраструктура: открываются музыкальные школы, филармонии, появляется Союз композиторов (1954, ранее, 1947 г...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Формирование профессионального музыкального стиля средствами изучения фортепианных произведений. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 декабря...

Становление народно-инструментального и профессионального...

Формирование профессионального музыкального стиля...

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане. Появление нового для казахской музыкальной среды инструмента — фортепиано.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Формирование музыкально-эстетической культуры учителя музыки.

Становление народно-инструментального и профессионального...

Создать концертирующий хоровой коллектив в рамках непопулярного нынче музыкального образования среди детей очень сложно.

Похожие статьи

Формирование профессионального музыкального стиля...

Музыкальное воспитание и обучение занимает особое место в процессе формирования личности, поскольку музыка отражает всю полноту природы человека во всей его гармоничной целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное.

Становление фортепианного творчества в Казахстане

Формирование профессионального музыкального стиля...

В 20 — е годы происходит много публикаций обработок татарской народной музыки, как... Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного...

Значение курса «История узбекской музыки»... | Молодой ученый

Одним из основных предметов, играющих главную роль в формировании профессиональных знаний о музыкальном искусстве в педагогических университетах (направление «Музыкальное образование») является курс «Истории музыки»...

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Непосредственный вклад в развитие казахской фортепианной музыки внесли отечественные композиторы.

В европейской музыкальной культуре процесс эволюции фортепиано не был одномоментным явлением и включал в себя такие стадии как переход клавесина к...

Создание специализированных музыкально-образовательных...

Формирование в Дагестане системы специального музыкального образования происходило параллельно со становлением профессионального композиторского творчества и образованием композиторской школы.

Музыкальное искусство Дагестана в 50–80-х годах XX века

В 1950–1960 гг. начинается новая ступень в развитии профессиональной дагестанской музыки. Постепенно в республике формируется новая музыкальная инфраструктура: открываются музыкальные школы, филармонии, появляется Союз композиторов (1954, ранее, 1947 г...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Формирование профессионального музыкального стиля средствами изучения фортепианных произведений. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 декабря...

Становление народно-инструментального и профессионального...

Формирование профессионального музыкального стиля...

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане. Появление нового для казахской музыкальной среды инструмента — фортепиано.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Формирование музыкально-эстетической культуры учителя музыки.

Становление народно-инструментального и профессионального...

Создать концертирующий хоровой коллектив в рамках непопулярного нынче музыкального образования среди детей очень сложно.