Библиографическое описание:

Махмудов У. Б. Из истории экономических отношений Хорезма в Античной эпохе [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 81-83.

Экономическо-культурные отношения Хорезма с мировым народами, непременно, началась раньше истории торговых центров. Например, в результате археологических исследований уже сказано, что корни таких отношений упираются к культуре Кальтаминор в эпоху неолита. По информациям археологических исследований центры торговли Хорезма, точнее, города возникли намного позже на первом половине I тыс. до н. э.

Но с возникновением таких центров торговли расширились экономическо-культурные отношения, и под своим воздействием втянули множество государств. Особенно, украшения найденные в культуре кальтаминор относящиеся к эпохи неолита, сделаны из ракушек встречающиеся только на красном море и на Персидских и Арабских проливах [4. c.78–82]. Если будем наблюдать зону действия культуры Кальтаминор, то мы увидел, что его воздействие распространилась до пустыни Гоби и до Шинжон (Китай), до Южного Казахстана, Приваласья и до Южной Сибири [3. c.15]. Позже, наблюдаем что сильное воздействие земледельческих центров Древнего Востока стал толчком для развития промышленного хозяйства на территориях Хорезма. Единственным доказательством этого, считается, нахождение гончарных изделий относящийся к Южному Туркменистану и следа поливных каналов относящиеся к эпохе бронзы к культуре Тозабогьям [3. c.16].

А именно, если смотреть на изящество и многообразность глиняных посуд найденных в Койкирилганкалье, то можно заметить, что они были заготовлены для аристократических слоёв населения.

Потому что “лакированные чашки, толстые вазы” новые виды гончарных посуд были найдены в крепости и в больших домах [2. c.83].

Одним словом, все эти отношения показывают что Хорезм стал непременно соединяющиеся сетам дальнего Севера с древними цивилизациями среднего Востока. Археологические, этнографические, лингвистические информации утверждают, что экономическо-культурные отношения Хорезмийцев во II-I тыс. до н. э. стали сильно расширятся. Теперь он в свою зону виляния будет притачивать скифов и фрак-киммерийцев живущих на берегах Каспийского и Чёрного моря.

Доступность этих отношений обосновал со своими археологическими, лингвистическими, топонимическими и ономастическими доказательствами известный археолог и этнограф С. П. Толстов [4. c. 93–96]. Из культуры Амиробод относящиеся к эпохе поздней бронзы и раннего железновековья нашли достаточные следы экономическо-культурных отношений. Теперь общество стоит на границе цивилизации. Нужно сделать один шаг чтобы осуществлять новые центры торговли. В VII-VI в. до н. э. Хорезм вошёл в новую эпоху своей истории.

В конце IV в начале VI в. до н. э. на территории Хорезма появилась раннее классовое общество-рабовое государство. Это в свою очередь связано с социально-экономическим развитием, в том числе большую роль играет поливное земледельчество, которое развивался с помощью больших поливных каналов. Сеть каналов Гавхоре и Чермонёб длина которого 60–70 км были построены в эту эпоху. Среди этих каналов еще имеет особое значение Канал Киркиз (на правом берегу Амударьи), а на левой стороне канал Чирманяп, канал Хазарасп длина которого состоит из 200 км, Хайконик (Палваняп), Мадра (Газават) и Бадак (Шават) [3. c.74].

Ранние центры торговли в политической и социально экономической жизни Хорезма появилась в этом эпохе. Изученные С. П. Толстым и так названные культуры городов той эпохи и “древние города, население живущие за стеной” отличались со своей громадностью.

Длина городов в следующий не превышала 0,5 км, а в том эпохе длина городов состояла из 1 км (например, размер Кальаликира состояла из 1100/700м, а размер Кузаликира 1000/4000м) эти города относились к той эпохе [4. c.101].

Под названием Большой Хорезм это государство кроме территории Хорезма объединил ещё Арию, Сугдиёну, Парфию. Появление классового общества явился стимулом для развития центров торговли. В обществе произошло второе общественное разделение труда то есть от земледелия отделился ремесло являющиеся стимулам развития городских центров торговли. К центрам торговли большого Хорезма, кроме Кальаликир и Кузаликьир. Можно отнести Дингилжа и Ойбуйиркальа. Однако эти государства жили недолго. В конце VI в. до н. э. в центральной Азии установилась власть Ахеменидов. Хорезм вошёл в состав этого государства и платил дань. Его втягивание в политическо-социальной и экономические процессы ахеменидского государства в свою очередь служила для развития внешних торговых связей. Качества ремесленных изделий этого периода была очень высоким, а также увеличился вид этих изделий. В результате связи Хорезма с Востоком, на Хорезмское ремесленничество повлияла художественная культура передней Азии. В результате обследования в 1996 году памятника Хуммузтепа была обнаружена, что Хуммузтепа обеспечивала гончарными изделиями не только Хорезм но и другие соседние края. Нахождение Хорезма в составе Ахеминидского государства в IV-VI в.в до н. э. ещё расширила его внешние и внутренние торговые связи. Ведение в оборот монеты связано именно с этим периодам.

В IV в. до н. э. Хорезм отделился от Ахеминидского государства. Во время Александра Македонского и Селевкидов Хорезм оставался независимым. Это в свою очередь привела к развитию экономики и превращение Хорезма в центр торговли та Великом Шёлковом пути. Предметы найденные во время археологической раскопки ярко показывают, что ремесленничество и торговля на высоком развитие кроме этих торговых центров, как Базаркальа, Куйкирилганкальа, Кунарликальа, Жонбоскальа, Кургошинкальа, Ойбугиркальа, Туккальа, Капарас, Гулдурсун, Калажик, Кирккизтепа, Кунакальа, Хазарасп, Тупроккальа (Хивинской район), Октепа, Кат (Шаватский район), Тупроккальа (Янгиарикский район) существовали ещё другие города. Выше упомянутые являлись самыми крупными и известными. Найденные среди раскопок различные ювелирные украшения ввозились из Сурии, Египта и из Северного Чёрного Моря [4. c.304]. Вместе с этим избранные ювелирные украшения свидетельствует о высоком вкусе Хорезмийцев и показывает широкие внешние связи Хорезма с другими странами.

Начиная со II в. до н. э. появление Великого Шёлкового пути усилила роль связки Хорезма между кочевниками, оседлыми жителями и способствовала его превращения в один из центров мировой торговли.

В результате археологического раскопка в Хорезме на левом берегу Сарикамиша в его западной границе были найдены памятники кочевников и полукочевников относящийся VII в. д.н. э. до V в. н. э. Смотря на качества этих предметов, можно определить, что этот центр удовлетворял не только свои потребности торговли Хорезма между кочевниками.

В IV-III веках до н. э. существовали пограничные крепости Девкесган, Ойбугиркалъа которые контролировали основные дороги торговли, до новой эпохи эти дороги без никого изменения осуществляли свою деятельность.

В результате эти пограничные крепости стали централи торговли [1. c. 31–32].

Такие экономические отношения требовали из правителей Хорезма выпускать свои монеты.

В результате археологических раскопок найденные образцы монет показывают что на одной стороне монеты изображён правитель, а на другой стороне изображён конный воин [5. c.173–195].

Это экономическое развитие продолжалась в I-IV в то есть, когда Хорезм находился в составе Кушанского государства. Об этом свидетельствует изделия найденные в Тупраккале, Аёзкаьле, Анкакалье, Гауркалье [5. c.105].

В IV в Хорезм делился от Кушанского государства и здесь в 305 году Африк основал династию Афрегидов Хорезмшахов эта династия просуществовала до X века. Первые представители Афрегидов пытались повысить роль Хорезма в качестве великих мировых держав. Они пытались захватить основной торговой участок Великого Шёлкового пути. Но великое переселение народов начатое гуннами в IV веке помешала этим процессом. Хорезм тоже не оставался на стороне в процессе великого переселения народов. Этот процесс, способствовавший резкому изменению хозяйства общественного строя и политической жизни в Хорезме, с VI века начала развиваться интенсивно.

Литература:

1.                  Вайнберг Б. И. Роль кочевников в развитии экономики и торговли Хорезма в древности. Города и каравансараи на трассах Великого Шелкового пути. Тезисы докладов Международного семинара ЮНЕСКО.

2.                  Гуломов Я. Г. История поливания Хорезма, Ташкент, 1959, — 320с

3.                  Машарипов О. Хорезмнома (Древний Хорезм) I том, Ургенч, 2005, — 272с

4.                  Толстов С.П по следам древнехорезмийской цивилизации М., “Наука” 1948, — 317с

5. Толстов С. П. Древний Хорезм. М., “Наука” 1948, — 352c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle