Библиографическое описание:

Патрушева А. А. Некоторые аспекты духовных верований у восточных славян и селькупов [Текст] // История и археология: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 90-92.

Мировоззрение – одно из составляющих любой культуры любого народа. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющее общее видение, понимание мира, места в нем человека. Оно придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Мировоззрение зависит от многих факторов и условий, в которых живет рассматриваемое общество (географическое положение, историко-культурная среда, социально-экономические факторы, время). Но, в каких бы различных временных и пространственных рамках не жили народы, в их взглядах на мир существует множество сходных моментов. Так Фрезер, рассматривая народы, проживающие на больших расстояниях друг от друга, находит в их мировосприятие множество подобного. Так же происходит и со временем, не зависимо от него, в сознании человека из любого общества живет вера в мистическое, первобытное. До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Не зря Юнг говорил: «хотя и исчезли с поверхности, уходя далеко вглубь [пережитки первобытного язычества], однако меняя свою форму, возвращались и возвращаются снова, чтобы компенсировать односторонность современной ориентации сознания» [2].

Особенно растет интерес к русским, в которых видят так называемую «загадочную русскую душу». Надо признать, что в русских больше, чем в европейских людях виден их суеверный взгляд на жизнь. Вероятнее всего эта черта унаследована от языческих предков. Не зависимо от уровня образованности человека, у русских наблюдается склонность к мистике. Люди верят в темные силы, чертовщину, которая может нарушить их планы, вмешаться в нормальный ход жизни. Привычки и ментальность язычников были настолько сильны, что не стерлись даже под напором тысячелетней истории христианства [7].

Христианство, зародившееся вдали от славянских племен, восприняло славянское язычество как чуждую религию. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство, и в конце концов народное мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское Православие [1].

Со временем произошли изменения в образах существ, в их значении, в именах. При том, что современное общество живет в мире индустриальном, информационном, и у него за плечами 70 лет атеизма, все это не способно вытеснить тысячелетнюю историю древней веры.

Так же взаимодействие архаических взглядов и технологий индустриального мира можно рассмотреть на примере нарымских селькупов. Вспомним, как Советская власть принимала меры по внедрению атеистических взглядов. Эти меры не обошли стороной и селькупов, но благодаря, некой изоляции этого народа, им удалось сохранить элементы своей веры. В.И. Ленин писал: «Мы должны бороться с религией... "Страх создал богов". Страх перед слепой силой капитала…». Таким образом, называя капитализм «корнем» религии, вместе с идеей капитализма «убивалась» и сама религия. Но, к сожалению, не было учтено того, что религия – это надежда, это вера в помощь, даже если эта помощь - «манна небесная». Даже Новалис, высказывая свое знаменитое изречение: «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы», которую после использовал Маркс, был сторонником развития государства в компромиссе с церковью. Да и сам Новалис, был мистиком, верил в Божественное Просвещение.

Из советского времени можно привести примеры, когда учителя на уроках рассказывали о действительном положении Земли по отношению к Солнцу, а селькупы возражали: « Если бы Земля вертелась вокруг своей оси, как вы говорите, то вода в реках текла то туда, то сюда» [5]. В подобном восприятии мира отражается взгляд современного человека, в сознании которого уживается 2 типа мышления – логическое, рациональное и дологическое, эмоциональное, которое не заключено в рамки физических законов.

На сегодня тема переплетения научных знаний и мистических идей очень актуальна, т.к. происходит массовое внедрение в сознание молодежи информационных инноваций. Становится обязательным отрицать иррациональную сторону жизни, обосновывать с помощью логики любое действие. Из-за этого становятся не актуальными традиционные мировоззрения, их изучение и передача будущим поколениям. Но идеи невозможно легко «вытравить» из сознания, поэтому иногда мы сами не понимаем откуда в голове возникает образ того или иного мистического существа, который нас пугает, привлекает и захватывает. Именно эти параллели традиционных образов селькупов и образов современного русского человека с языческими корнями, я стараюсь провести.

По верованиям селькупов, наряду с материальным миром живых людей существовал невидимых мир духов, или лозов, как они их называли. Лозы имели возможность пребывать в невидимом состоянии, но могли принимать и материальный облик, при этом иногда даже фантастический. Лозы имели доступ в другие «миры», именно поэтому имели власть над человеком. Они были не только злыми, но и добрыми, помогали и вредили человеку. У них менялось настроение, их нужно было задобрить для успешной охоты и спокойной жизни [5].

Кем же является дух для современного человека? Помимо литературы, где были найдены определения духа, я провела опрос населения г. Томска, в котором были задействованы молодые люди возрастом до 20 лет – 50 человек, люди возрастом 20-40 лет – 50 человек, и люди возрастом 40-60 лет – 50 человек. Этот опрос показал результаты, что независимо от возраста, все опрошенные описывали «духа» очень схоже. Дух – невидимое (в особенности днем) существо, которое вредит или помогает человеку, живет в доме, в лесу, в воде. Исследователи же славянской мифологии таких существ называют нежитью и берегинями. Нежить - особый разряд духов, носящий личины, способные вредить или помогать человеку. Берегини (на подобии греческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видов природы, а так же дом. По этому определению видно, что языческие представления укрепились в сознании современного человека, хотя и претерпев свои изменения. Но будем разбираться дальше и рассмотрим одну из категорий селькупских духов из классификации, представленной О.Б. Степановой – духи-хозяева мест [8].

Духи леса у селькупов. В лесу, по мнению селькупов, живут как Лесная женщина, так и Лесной хозяин. Живет этот Лесной хозяин в подземной берлоге, способен проникать внутрь деревьев. Охотникам он показывается в образе невысокого мужичка, одетого в фуфайку, бурки, шапку. Отличает духа от человека то, что у него один глаз на лбу, шерсть на теле или тяжелый взгляд двух глаз из-под кустистых бровей. Человеку лучше не смотреть ему в лицо. Так же Леший хромает, у него острые локти, и когда идет, шевелит ими и может заколоть ими спутника.

В сказаниях о лесном духе зачастую четко прописано, что человек должен делать и чего не должен делать при встрече с Лешаком, для того, что не навлечь на себя беды. Если же человек побывает в доме у Лесного хозяина, то может лишиться рассудка. После встречи с Духом леса нужно было принести на место встречи подарок, обычно это ткани не меньше метра [4].

Духи леса у славян. Всякий раз, собираясь в лес, надо быть готовым к встрече с его хозяином – Лешим. Внешность Лешего переменчива. Он то представал великаном выше самых высоких деревьев, то съеживался, прячась за низкорослым кустом. Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые. Кое-где его представляют мохнатым рослым «человеком». Одежда на нем запахнута «наоборот», иногда, впрочем, вместо одежды на нем лишь собственный мех.

Леший может «обойти» неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, но при этом Леший берет его под свое покровительство и не позволяет дикому зверю тронуть человека. Может превратиться и в знакомого человека, отвлечь разговором и завести в самую чащу. Так же Леший может быть и благодарным, если ты отнесся к нему и лесу уважительно [6].

Духи воды у селькупов. В фольклоре присутствует и образ Водного духа (Водяного). Водных духов можно найти в каждом рыболовном месте; он обеспечивает хороший улов, живет в воде или на суше возле воды, в балагане, сделанном из рыбьей чешуи. Его угощают рыбой из улова и просят даровать больше рыбы. Но люди Водяного видят крайне редко. Говорили, что если остаться на ночь у балагана Водяного, то не уснешь, а если пойти за Водяным, так вообще можно пропасть. Но обычно все-таки Водяной помогает человеку, но может не дать улова за плохие приношения [9].

В «Происхождение селькупов» Г.И. Пелих записана сказка о «Водных женщинах», которые раньше жили в реках, выходили на берег реки. Женщины с длинными косами, спадающие на землю.

Духи воды у славян. Русалки – русские нимфы и наяды. У них были зеленые волосы, чрезмерно любили качаться на ветвях деревьев [1]. Это предание укоренилось в уме простолюдина, обновляемое современными сказками, что некоторые и теперь верят, что в лесном пруду можно встретить этих загадочных дев. Но изначально русалки были берегинями, живущими в воде. Позже русалки стали утопленницами, их стали боятся.

Существуют и водяные духи или дедушки, которые живут в красивых и богатых домах на дне водоема. Они утаскивают с собой мальчиков, воспитывают их и делают своими преемниками.

Домовые. Славяне большое внимание уделяют домашнему хозяину – домовому. Изначально у славян было 2 вида домовых духов – добрые и злые. Позже же, образ домовых слился воедино и стал представлять собой хозяина дома с изменчивым настроением, которого так же нужно уважать и задабривать. Домовой играл большую роль в славянском мире, т.к. находился ближе всего к человеку, жил с ним в доме и «управлял» этим домом. На сегодня так же существует вера в домовых, их почитают, кормят и стараются их не злить.

К сожалению, почти единственный способ узнать о современных представлениях русского человека, это проводить опросы, беседы с разными возрастными группами населения. Чем я и стала заниматься. Больше мне были интересны дети до 12 лет и подростки от 14 до 20 лет. Дети, потому что я стремилась узнать, вкладывают ли родители в их воспитание истории, несущие корни языческих преданий. А подростки, потому что это тот возраст, в котором люди очень зависимы от окружающей среды, и по их поведению можно узнать об идеалах общества.

Результаты это исследование принесло. Оказалось, что дети до 12 лет хорошо знают Бабу-Ягу, Леших, Русалок. Особенно хорошо представляют себе образы, показанные по телевидению, описанные в книгах в виде сказок. Меньше они узнают «жизненных преданий прошлого» от родителей, бабушек и дедушек. Но и подростки хорошо помнят сказки и образы из этих сказок. А так же было замечено, что подростки в «чертовщину» верят и побаиваются.

Таким образом, подводя итоги, можно говорить о заметно сохранившихся традициях прошлого в обоих рассматриваемых народах. Хорошо заметны изменения в идеях мировосприятия, о причинах которых было сказано выше. Но можно смело говорить о том, что эти изменения не настолько глобальны, насколько могло бы это произойти за несколько тысячелетий «отсутствия» язычества в русской истории.


Литература:

  1. Баженова А.И., Вардугин В.И. Мифы древних славян. Велесова книга. / А.И. Баженова, В.И. Вардугин. – Саратов, 1993.

  2. Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. / М.Ф. Косарев. – М.: Ладога-100, 2003. – 352 с.

  3. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полное собрание сочинений. Изд-ие 5, Т17, 418-419 с.

  4. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. / Г.И. Пелих. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972. 424 с.

  5. Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976.

  6. Семенова М. Быт и верования древних славян. / М. Семенова. – Спб, 2001.

  7. Сергеева А.В. Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. / А.В. Сергеева. – Москва, 2005.

  8. Степанова О.Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представление о круговороте жизни и душе: дис. … канд. истор. наук / О.Б. Степанова. – СПб., 2007. – 154 с.

  9. Тучкова Н.А. [и др.] Селькупы. Очерки традиционной культуры и селькупского языка. // – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.

  10. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д. Фрэзер. – Москва, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle