Библиографическое описание:

Евдокимова О. В. Рыболовство в традиционном мировоззрении коми-пермяков [Текст] // История и археология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 78-80.

Человек в своей активной деятельности постоянно соприкасается с миром природы. Хозяйственные занятия часто формируют направление творческой народной мысли, развитие и трансформацию мифологических представлений.

В этнокультурной традиции деятельность общества складывается из ряда норм и ритуалов, примет и запретов, а также из своеобразного диалога с мифологическими персонажами.

Коми-пермяки с ХV в. – православные христиане, однако образы низшей мифологии (лешие, водяные, домовые) в отличие от языческих божеств высшего ранга сумели сохранить свое первоначальное естество, они продолжали нести у коми-пермяцкого промыслового населения древнюю функцию духов – хозяев мест.

Результативность рыбного промысла коми-пермяки связывали с настроениями водяного духа – Вакуля. Куль по отношению к рыбакам выступает в разных ролях: он может быть их помощником, одаривающим рыбой, регулятором количества улова и злобным существом, пугающим рыбаков, портящим их снасти. В большинстве случаев та или иная функция духа зависит от действий самого человека.

Судя по опубликованным источникам и рассказам старожилов, Водяной показывался из воды в виде огромного человека с большой головой, с темно-зелеными глазами илистыми волосами, одетого в зеленый кафтан. Крупных старых щук часто принимали за живое воплощение этого духа, особенно тогда, когда щуки стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, так как верили, что они в силах обратить острогу против самого рыбака. У коми-пермяков было зафиксировано поверье, что в оз. Адты (Гайнский район) обитает огромная щука – хозяин всех рыб. Она позволяет рыбачить на озере всем желающим, но время от времени взамен забирает то лодку, то сеть, то собаку, а иногда и человеческое дитя [4, с. 124]. Встреча с кулем всегда представлялась предупреждением о грозящем несчастье. И, чтобы Куль и кульпияны не вышли из воды, на берегу ставили крест или звонили в колокол.

Учитывая свои сложные отношения с Водяным, коми-пермяки приурочивали к началу рыболовства обряд жертвоприношения воде – «дарили воду»: задабривали водяного яйцами, блинами, хлебом и даже деньгами и кусками ситца [6, с. 289].

В качестве дара оставляли сигареты, а также пойманную рыбу. При строительстве запруды для промысловых целей один из рыболовов, слывущий в народе знающим тöдiсь, признался, что обещал человечью «голову» водяному взамен на ее прочность [1, с. 86]. Вера в необходимость и эффективность приношения жертвы бытует и в настоящее время.

Другим выражением почитания водоемов и Вакуля является устная форма благодарения, произносимая после удачного улова.

Для подчинения себе водяных и «приманивания» рыбы коми-пермяки использовали различные «наговоры». В День Cв. Петра и Павла они обращались к Петру с молитвами об успешном лове рыбы. Провожая мужа на промысел, хозяйка приговаривала: «Сет, Петр-Павел, чери». («Дай, Петр-Павел, рыбу») [3, с. 127-130].

Перед самим рыболовным процессом «наговаривали»: «Ловись рыбка большая и маленькая». Если первый клев был удачным, вновь наживали на крючок приманку и говорили: «Дай бог не последнюю» [1, ПМ].

Для того, чтобы рыболовный процесс прошел успешно, в Великий четверг было принято бросать мерёжу посреди двора. Спустя некоторое время рыболовы мерёжу убирали, клали на место, показав, что порыбачили [2, ПМ].

Благоприятным днем для ловли рыбы считался и Ильин день (2.08). Тогда применялся один из самых распространенных способов рыболовства – лучение рыбы [3, ПМ].

В Кочевском районе в День Николая Чудотворца было принято ходить на реку. По легенде, в ней жила русалка, которая часто забирает к себе местных жителей. В дар жителям реки приносили чучело из использованного банного веника, чтобы чувствовался человеческий запах. Куклу в воду опускал обязательно мужчина, он и просил о спасении: «Забери эту куклу в дар, у нее родных и близких нет! По этой кукле никто плакать не будет, а таких, как мы, с собой не берите». Затем опускали чучело в воду, и колдовали. Стоит отметить, что вместе с чучелом в воду бросали и краюшку хлеба, чтобы рыбы было вдоволь [1, ПМ].

Особое внимание рыболовы округа обращали на природные явления и время года. Когда цвели черемуха и рябина хорошей добычей рыболова были окунь, лещ, красноперики. А когда цвела рожь - пескари, аргыши, караси. Если цвел шиповник – шаклей [4, ПМ]. Когда цвел шиповник, ар (красноперик) становился красным. Цветение миновало – он принимает обыкновенный вид, не красный [5, ПМ].

Рыбу ловили круглый год, но основной промысел падал на летние и первые осенние месяцы. Использовали невод, применяли ветель. Тихая солнечная погода считалась наиболее удачной для клева. Дождь мешал удачной рыбалке. Зимой ставили морды (или по течению, или напротив ставилась: если рыба вверх поднимается, по течению, тогда морду к верху надо ставить, и наоборот. В ноябре вверх идет налим и хариусы).

Уяснение причинной связи между подготовкой к рыбалке и результатами лова приводило к появлению многих поверий и примет среди населения округа.

Юсьвинские рыболовы готовились к дождливой погоде, если вылавливали кровянистую рыбу, а к солнечной – вёдру, если пойманная рыба не кровила [3, с. 143].

Бытовало поверье в «капризные» озера, где нельзя было ловить рыбу в грязной и сырой одежде, употреблять сети, не просохшие еще после лова в другом месте, бросать мусор в воду или на берегу, воспрещались ссоры или вражда между участниками рыбной ловли. При не соблюдении правила вместо рыбы в сети попадался конский навоз или же под «нечистым» рыбаком лодка вдруг начинала погружаться в воду.

Рыбаки Косинского района перед уходом на промысел, подкидывали вверх рукавицы, при этом произносили: «ну-ка, рыба попадет или нет мне?» Если рукавица падала пальцем вниз – попадет, и наоборот (если пальцем вверх – рыболовный процесс окажется неудачным). Если человека наполняли злые мысли, он предпочитал не ходить на рыбную ловлю [6, ПМ].

Информанты рассказывали, что утром перед рыболовством не рекомендовалось топить печь, труба должна была оставаться закрытой, чтобы несчастья не было [6, ПМ].

Бытовало и такое поверье: когда рыба начинала метать икру (об этом свидетельствовали растения, птицы: шиповник зацветает, значит окунь нереститься начинает. Кукушка начинает куковать, плотва начинает нереститься), колокола не звенели, чтобы не испугать рыбу [1, ПМ].

Было принято уважительно относится к пойманной рыбе. Нельзя было ее оскорблять, мять руками, отдавать собакам, позволять детям играть с ней. Особенно оскорбительным для рыбы считалось выбросить ее на улицу [5, с. 184].

В запретных действиях можно проследить остатки бытового полового табуирования. Поскольку, промысловая деятельность считалась мужским занятием, прикосновение женщин к орудиям промысла могло повлечь за собой неудачу на промысле. Перед рыбной ловлей, после интимного общения с женщиной, необходимо было пройти очищение путём омовения тела. Во время критических дней женщинам не позволяли ловить рыбу сетями, иначе вода и сеть становились «нечистыми».

Среди запретных действий следует отметить следующие воспрещения: запрещалось срезать удочки вблизи муравейника, чтобы не ловить одну мелочь; нельзя было плевать или наступать на сети и удочки, перешагивать через них женщинам; не вырезалось удилище из дерева, наклонившегося на полдень, чтобы рыба не срывалась с крючка; нельзя было брать на рыбалку еду из рыбы; не мели полы и не выносили мусор из дома, если кто-то уходил на рыбную ловлю; перед рыболовством было запрещено курить - считалось, что рыба чует запах [5, с. 213].

Важное место в традиционном рыболовстве занимали магические действия и предметы, наделяемые сверхъестественными силами. Например, дыму приписывалась очистительная сила. Этот обряд получил название окуривание. Рыбаки на Иньве, если рыба переставала попадаться в невод, верили, что подействовала сверхъестественная сила. В этом случае поступали следующим образом: вытаскивали невод на берег, разводили костер и забрасывали его травой, направляя дым на невод. Потом и сами рыбаки очищались, проходя через дым.

Большое магическое значение придавали зубам щуки. В деревне Чажегово Гайнского района рыбаки обрезывали из бересты щучью челюсть, объясняя это тем, что щука – рыба святая, и любит, когда ее поминают, это означало – рыбалка будет удачной [3, с. 140].

В Коми-Пермяцком округе рыба входила в состав не только будничных, но и праздничных, и поминальных блюд. Важную роль играл рыбный пирог, включавшийся, коми-пермяками в различные обрядовые действия. Обоснование подобной значимости рыбного пирога можно найти в одном из коми-пермяцких преданий, согласно которому чудские люди для того, чтобы ублажить Висела, лесного царя у леших, стряпали рыбный пирог из окуней, любимое его кушанье [2, с. 219].

Связывая щуку с кулем, коми-пермяки избегали выпекать поминальные пироги с этой рыбой, подчас и вовсе отказывались употреблять ее в пищу.

Рыбным пирогом обязательно угощались во время трапезы, которой отмечалась установка матицы – важной конструкции потолка жилища. Перед тем как поднять матицу, коми-пермяки поясами привязывали к ней рыбный пирог, завернутый в белый холст как символ будущего довольства хозяина дома. Рыбный пирог выпекался на здоровье людям и для благополучной жизни в новом доме [3, с. 164].

Такой пирог был существенной частью родильного обряда. Навещая роженицу, как русские, так и коми-пермяцкие женщины обязательно приносили рыбный пирог, игравший важную роль в ритуалах, направленных на благополучие семьи.

Итак, рыболовство коми-пермяцкого народа в значительной мере зависело от природного фактора, а также от своеобразного диалога с мифологическими персонажами, что способствовало формированию творческой народной мысли, развитию и трансформации мифических представлений.


Литература:

  1. Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. /СПб.: Издательство «Маматов», 2011. - 272 с.

  2. Заветный клад: Избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия. / Кудымкар, 1997. - 219 с.

  3. Кирьянов И.К., Коренюк С.Н., Чагин Г.Н. Рыболовство в Пермском крае в стародавние времена. – Пермь: «Книжный мир», 2007. – 168 с.

  4. Климов В.В. О чем говорят названия Пармы. Кудымкар, 1971. – 156 с.

  5. Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине 19 – начале 20 в. / М., 1983. – 248 с.

  6. Смирнов И.Н. Пермяки: историко-этнографический очерк. – Казань, 1891. – Т. IX.- Вып.2. 289 с.


Полевые материалы автора:

        1. Полевые материалы автора: Кочевский район, д. Кузьмино, Хомяков Михаил Андреевич 1949 г.р., Хомякова Тамара Ивановна 1952 г.р.

        2. Полевые материалы автора: Юсьвинский район, д. Б.Они, Ошмарина Евдокия Филипповна 1926 г.р.

        3. Полевые материалы автора: Косинский район, д. Кривцы, Колегова Мария Трофимовна 1925 г.р.

        4. Полевые материалы автора: Юсьвинский район, д. Андроново, Климова Александра Алексеевна, 1935 г.р.

        5. Полевые материалы автора: Кудымкарский район, д. Балкачи, Рыбъяков Николай Матвеевич 1930 г.р.

        6. Полевые материалы автора: Косинский район, с. Пуксиб, Голева Ирина Александровна 1928 г.р.



Основные термины (генерируются автоматически): Полевые материалы автора, рыбный пирог, мировоззрении евангельских христиан, 20-е годы ХХ, промыслы Башкирских племен, Традиционные промыслы Башкирских, творческой народной мысли, годы ХХ века, рыбную ловлю, мифологическими персонажами, Юсьвинский район, Похожая статья, Косинский район, Южном Урале, баптистов Башкирии, «приманивания» рыбы коми-пермяки, рыболовный процесс, традиционном мировоззрении коми-пермяков, успешном лове рыбы, Коми-Пермяцком округе рыба.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle