Библиографическое описание:

Степанов В. В. Особенности торгово-экономического сотрудничества Китайской Народной Республики и Республики Казахстан [Текст] // История и археология: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 24-26.

Отношения Казахстана с Китайской Народно Республикой, вторым по величине соседом, занимают важное место во внешней политике Республики. Они затрагивали обширный спектр вопросов в политической, экономической, торговой, этнической, пограничной и военной областях. Китайский фактор является постоянно действующим для внешней политики РК.

В настоящее время, как и в начале 1990-х гг., на территории Казахстана, наблюдается своеобразный «китайский бум». Уровень товарооборота между странами с 1991 года вырос более чем в 11 раз. Ка­захстан среди всех стран Центральной Азии является ведущим торговым партнером Китая: объем торговли между двумя странами достиг 8,7 млрд дол­ларов [5, с. 86]. Доля Китая во внешнем товарообороте Казахстана составляет около 16%. Если учесть объ­емы челночной торговли, доля КНР может составлять 22%, это только официальная статистика, неофициальные данные приводят цифру в 30% и более[5, с. 86].

Китай отчетливо демонстрирует свой интерес к региону, активно внедряясь в экономику. Активизация торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества наблюдается не только в двустороннем формате, но и в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Во всяком случае, именно Китай является инициатором идеи создания на пространстве, объединяющем государства ШОС, зоны свободной торговли. Он же выделил 900-миллионный торговый кредит го­сударствам — членам ШОС в 2005 г. и 10-миллиардный кредит на инфраструктурные объекты в 2008 г. [6, с.83]

Что касается торговых контактов, то именно здесь в отно­шениях доминирует КНР. И это вполне закономерно. Главные статьи казахстанского экспорта в Китай — товары сырьевой группы: прокат черных и цветных металлов, металлолом, нефть, а также кожсырье, хлопок-сырец, шерсть. Казахстан импортирует из Китая готовую продукцию, прежде всего, товары повседневного спроса, механизмы, электрооборудование, продукцию транспортного машиностроения и т.п. Причем китайский импорт в Казахстан характеризуется в большинстве случаев товаром невысокого качества, который составляет конкуренцию отечественному производителю в силу своей низкой цены и количества.

Многие китайские специалисты считают сложившуюся на сегодняшний день структуру казахстанско-китайского торгового баланса оптимальной и относят ее к одному из важных преимуществ двустороннего торгово-экономического сотрудничества. По их мнению, такая взаимодополняемость экономических структур, в основе которой лежит способность Казахстана производить первичное сырье, а Китая — его перерабатывать, в ближайшей перспективе будет сохраняться [5, с. 102].

Сегодня КНР, а точнее даже Синьцзянь-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР превращен в экспортно-импортную базу для торговли с Центральной Азией. Практически любой товар китайского производства можно приобрести или заказать в СУАР. И по мере стремительного роста китайской экономики потребность в сырьевых ресурсах Казахстана будет расти, хотя для Китая торговля с ним не играет существенной роли [1, с. 69].

Если же говорить о специфике торговых контактов КНР с Казахстаном, то она во многом аналогична специфике их внешнеэкономических связей с КНР в целом.

Во-первых, это рост объемов взаимной торговли, связанный с предостав­лением Китаем торговых кредитов. Эти кредиты носят связный характер и предназначены либо для приобретения китайских товаров, либо для реализации проектов с участием китайских компаний.

Во-вторых, торговый баланс между КНР и Казахстаном характеризуется устойчивым положительным сальдо в пользу Китая. Причем особенно это заметно после 2005 г., когда Китай начал практиковать выдачу связных торговых кредитов государствам Центральной Азии [2, с.75].

В-третьих, по общему признанию экспертов центрально-азиатских государств, за республиками Центральной Азии, и Казахстаном в частности, постепенно закрепляется роль поставщиков в КНР сырья и природных ресурсов, а за Китаем — поставщика в регион го­товой продукции. Другими словами, государства региона превращаются в сырьевую базу растущей экономики КНР и потребителя, производимых им промышленных, а в последние годы и сельскохозяйственных товаров.

В-четвертых, это деятельность китайских компаний на тер­ритории Казахстана и казахстанских в пределах КНР. Отметим такой неприятный факт — в Казахстане присутствуют практически все крупные компании КНР, а вот о присутствии на территории Китая казахстанских компаний, говорить нельзя. Их единицы — и не потому, что китайцы к себе не пускают. Особых ограничений нет. Просто, с одной стороны, вести бизнес в Китае для иностранцев довольно проблематично, а с другой получаемая прибыль не идет ни в какое сравнение с той, что можно получить, работая в государствах региона.

По-видимому, необходимо признать, что экономическое сотрудничество КНР с Казахстаном полнос­тью подчинено общим задачам развития китайской экономики. Освоение Центральной Азии идет тем темпом, который соответствует китайским возможностям, при этом Китай стремится минимизировать издержки по поддержанию своего неспешного экономического продвижения в регион [2, с. 130]. Массированный товарный экспорт решает сразу несколько проблем китайской экономики.

Первое – это расширение рынка сбыта китайских товаров. Причем, главной целью является не столько расширение географии, сколько вытеснение других производителей и достижение значимых позиций на этих рынках за счет относительно низких цен на товары китайского производства.

Второе – перетягивание на себя, за счет цены, иностранных инвестиций, перспективных производств, а вместе с ними - и носителей лучшего инженерного и управленческого опыта со всего мира. Следствием этого процесса является закрытие национальных перспективных производств, не способных конкурировать с китайскими товарами, и перетек их в Китай [4, с. 38].

Беря на себя роль промыш­ленной мастерской Китай, по сути, не оставляет Казахстану шансов на развитие сколько-нибудь значимого обрабатывающего сектора. При этом, в случае продолжающегося опережающего роста западных районов Китая, он имеет все шансы превратиться в ведущий финансово-экономический центр Центральной Азии и прилегающих, и близко географически расположенных российских регионов, иначе говоря, закрепить свое положение в качестве экономического центра.

Если судить с позиций принципов международной торговли, это является угрожающей тенденцией, потому как дальнейшая сырьевая направленность экспорта РК может привести к экономическому истощению региона. Кроме того, предстоящее вступление в ВТО, ког­да будут снижены ставки таможенных пошлин в торговле с Китаем, еще более усугубит данную проблему. Ведь китайские производители более конкурентоспособны, чем казахстанские. Факторы конкурентоспособности Китая всем известны: это и дешевая рабочая сила, и развитая технологическая база, и емкий рынок, и выход к морю.

Также можно выделить ряд отрицательных факторов осложняющих экономическое сотрудничество Казахстана и Китая.

В сфере двухсторонней торговли это:

  • нестабильность торговых контактов, вызванная значительной ролью в них неорганизованного, стихийного элемента;

  • также серьезной общей проблемой казахстанско-китайского тор­гово-экономического взаимодействия является недостаток знаний об экономических возможностях партнера, неразвитость информацион­ного обеспечения, консалтинговых услуг.

В валютно-финансовой сфере это:

  • несовершенство системы взаимных расчетов, неразвитость сети взаимных корреспондентских связей между банками.

В сфере приграничной торговли это:

  • неблагоприятная для казахстанской стороны структура пригра­ничной торговли, ее организационная слабость, недостаточное знание возможностей партнера, отсутствие надежного механизма взаиморас­четов и урегулирования экономических споров;

  • ввоз китайских дешевых товаров подрывает промышленную и сельскохозяйственную базу Казахстана;

  • проблемы приграничной торговли формируют питательную среду для криминалитета, как для казахстанского, так и для китайского.

Проблемы двусторонних экономических отношений во многом носят объективный характер. Их наличие осознается руководством двух стран и соответствующими ведомствами, которые принимают меры для их решения.

Именно поэтому, создание и развитие промышленных производств в приграничных районах является одним из направлений развития сотрудничества между странами. Как показывает мировой опыт, при эффективной реализации приграничных торговых возможностей эффект роста экономики бывает достаточно высоким [3, с. 75]. Создание совместных предприятий по переработке сырья и снабжение готовой продукцией рынков станет очень перспективным направлением в экономическом сотрудничест­ве.

Кроме того, эти мероприятия потребуют создания соответству­ющей инфраструктуры, т.е. развития транспортных и логистических услуг. Это, в свою очередь, в долгосрочном плане поможет расширить торговлю, особенно с отдаленными странами, дивер­сифицировать географическое распределение торговли и уменьшить связанные с этим издержки.

В целом, Казахстан, является главным объектом экономического интереса Китая в Центральной Азии. Масштабы присутствия КНР в РК на протяжении постсоветского периода поступательно растут и уже представляются значительными. Причем, если первоначально китайский экономический интерес затрагивал преимущественно торговую сферу, что лишь в несущественной степени сопровождалось развитием транспортно-коммуникационных связей, то сегодня стали отчетливо просматриваться более системные усилия КНР по активизации проектно-инвестиционной деятельности в РК. Стала наблюдаться все более устойчивая тенденция диверсификации китайского присутствия в Казахстане по отраслям экономики.


Литература:

  1. Сотрудничество и безопасность в Центральной Азии в условиях политических и социально-экономических трансформаций. — Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2007

  2. Сыроежкин K.Л. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии — Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2006

  3. Хафизова К. Казахско-китайская граница в прошлом и сегодня//Многомерные границы Центральной Азии. Вып. 2. М., 2000. Под ред. М.Б. Олкотт и А. Малашенко

  4. Ходжаев А. О центрально-азиатской политике КНР (на основе китайских источников) // Центральная Азия и Кавказ, 2007, № 3 с. 38

  5. Центральная Азия — Китай: состояние и перспективы сотрудничества. — Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2008

  6. Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центральноазиатской точки зрения. — Берлин: Фонд им. Ф. Эберта, 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle