Сущность и принципы социальных технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, ноябрь 2012)

Статья просмотрена: 8190 раз

Библиографическое описание:

Насимова, Г. О. Сущность и принципы социальных технологий / Г. О. Насимова, М. О. Насимов. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/61/2829/ (дата обращения: 25.04.2024).

В современных условиях все более востребованными становятся наиболее эффективные приемы, способы предотвращения и урегулирования политических конфликтов, выработка конструктивных технологий, направленных на обеспечение стабильности общества. Непрерывно возрастающее значение приобретают изыскание и применение новых и разнообразных конструктивных технологий, которые предоставят возможность противостоять деструктивным воздействиям. В истории существует немало примеров, когда именно отсутствие конструктивных технологий предотвращения конфликтов препятствовало эволюционному развитию общества.

Термин «технология» широко применяется не только в научной, но и в повседневной жизни. Однако, в современной зарубежной и казахстанской науке нет единого подхода к определению данного понятия.

В научной литературе понятие «технология» впервые появилось в Европе в конце XVIII века с развитием машин, трубопроводов, фабрик и промышленной индустрии. В науке, как считают ученые, данный термин начал применяться в начале ХIХ века, в связи с выходом первой части учебника по химической технологии
И.А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых» (1808 г.), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г.), выпуском учебника «Курс химической технологии» (1851г.).

Таким образом, в химии «технология» утверждается как специальный научный термин. В других сферах деятельности и научной литературе, по-прежнему, вместо понятия «технология» нередко использовали такие термины, как «искусство», «ремесло», «дело».

Вместе с тем, особую сложность в признании технологии как самостоятельного понятия представляло проникновение в науку на первый взгляд похожего термина «техника», который нередко даже заменял понятие «технология». Достаточно привести пример того, что в классификациях научных дисциплин технологию относили к техническим наукам.

Однако, отдельные исследователи утверждали о более широком научном использовании технологии, чем у ­технических дисциплин. Согласно точке зрения одних ученых, техника является областью цивилизации и культуры, отражающую степень овладения человеком природой, областью в которую входят материальные средства для достижения целей экономической деятельности. Ряд других авторов подраз­деляли технические науки на две большие группы: науки о материальном составляющем техники и предметов труда, и науки о структуре и функциях технических систем. Тех­нологию они причисляли ко второй группе наук, выделяя при этом несколько направлений: технологию металлообра­ботки, технологию машиностроения, технологию строи­тельного производства, химическую технологию и т. д.

Анализ эволюции терминов «техника» и «технология» позволили А.Д. Бондаренко систематизировать многообразное смысловое их значение и представить в следующей хронологической последовательности:

Первый (начало XIX в. - третья четверть XIX в.): проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химическом производстве.

Второй (третья четверть XIX в. – конец XIX в.): распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.

Третий (конец XIX в. – первая четверть XX в.): господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.

Четвертый (вторая четверть XX в.): возрождение термина «технология», его распространение и утверждение во всех отраслях промышленности. Технология дифференцируется на научную (описательную) и практическую. Термином «техника» начали обозначать в основном материальные носители труда.

Пятый (третья четверть XX в.): строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней. Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: «… наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи…». Данный период исследователи называют этапом утверждения научной технологии.

Шестой (последняя четверть XX в.): дальнейшая дифференциация технологии, обособление, становление и развитие ее теоретической части. Термин техника окончательно отделен и стал вполне самостоятельным [1].

В толковом словаре «Социальные технологии» данный термин трактуется как совокупность средств, при помощи которых человек оказывает влияние на предметы труда в процессе материального производства.

Однако, содержание понятия «технология» многообразно, поскольку выделение в ее рамках научной, теоретической и практической сфер создает серьезные трудности при решении проблем общественного развития.

Как известно, понятие «технология» рассматривалось, прежде всего, в связи с промышленным производством, техническим прогрес­сом, техническими конструкциям и с системами производст­венного процесса. Обусловлено данное представление влиянием того факта, что исторически технология возникла и начала развиваться главным образом в сфере материального производства.

В этой связи уместно обратить внимание на исследования К. Маркса, который, рассматривая закономерности развития технологических процессов, выявил сущность технологии, определил направления дальнейшей технологизации производства и социальных процессов. Под технологией он понимал не науку о технике или о средствах и оруди­ях труда, а сам объективный процесс образования органов. Технология рассматривалась им как процесс, сознательно и планомерно расчле­ненный на операции. Таким образом, К. Маркс впервые обратил внимание на то, что технология не что-то присущее только производственному процессу, но и проявление взаимосвязи с социальными системами. Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений.

Таким образом, идея универсальной применимости понятия «технология», в том числе и к вопросам социального развития получила широкое признание. Появились первые попытки исследовать сущность социальной технологии, раскрыть ее специфику в системе общественных наук. Социальная технология предполагает преобразование и оптимизацию общества. Иными словами, социальная технология – это целостная система обновления общества посредством различных способов и методов, направленная на эффективность решения ее проблем.

М. Марков выделил следующие признаки технологии, рассмотрение, которых, на наш взгляд, даст нам представление о ней.

Первым признаком технологии является разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренне между собою связанные этапы, фазы, операции. По его мнению, смысл данной процедуры заключается в точном определении границы имманентных требований к субъекту, действующему по данной технологии. Чем точнее описание будет соответствовать объективной логике, тем вероятнее возможность достичь высокого эффекта деятельности людей, занятых в этой сфере.

Вторым признаком технологии является координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность действий, порядок их исполнения должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Вместе с тем, реализация данного признака вовсе не означает, что субъект должен быть «привязан» к установленной этапизации. У него всегда есть возможность вмешаться в ход процесса, изменить его порядок, установить другой темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.

Третий признак технологии предусматривает однозначность выполнения, включенных в нее процедур и операций. Это непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Чем значительнее отклонения в действиях субъектов от параметров, предписанных технологией, тем реальнее и серьезнее существует опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. При этом деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет неудовлетворительные последствия. Безусловно, последнее требование особенно касается технологий в сфере производства, поскольку для социальных технологий возможен гораздо больший диапазон отклонений [2].

Соглашаясь с М. Марковым, следует учесть то, что в процессе динамики политического конфликта может сложиться такая ситуация, когда будут ликвидированы породившие их причины, устранены противоположности интересов и целей противоборствующих сторон. Или при трансформации первоначальной цели субъектов конфликта также возможно изменение способов и методов достижения результатов. В этой связи данная ситуация будет требовать не только отклонения предусмотренных процедур и операций, но и установления новых.

Поэтому в современных условиях все большее значение приобретает вариантное решение проблемы, сфера проявления которого весьма широка и многообраз­на. Так, например, многофакторность сегодняшних политических конфликтов чрезвычайно усложняют процесс технологизации их предотвращения. Поэтому вопрос вариантов занимает исключительно важное место, поскольку при выборе лучшего технологического способа необходимо изучить различные способы.

Исследование закономерностей в объективном развитии позволяет выявить различные возможности реализации социальных технологий. Принципиально возможно при ре­шении социально-экономической и политической проблемы необходимо очертить круг возможных технологий, из которых будет выбран оптимальный вариант.

В этом процессе можно выделить несколько процедур:

  • определение цели, которая будет реализована в результате применения данной технологии;

  • построение системы критериев для выбора возможных вариантов;

  • обозначение круга возможных вариантов;

  • выбор оптимального варианта;

  • внедрение избранного варианта.

При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что проблема выбора оптимального варианта ставится в зависимости от конкретных обстоятельств и сложившейся ситуации. Например, задача обеспечения политической стабильности решается в разных странах по-разному.

Одним из условий проектирования эффективных социальных технологий является рассмотрение вопросов, связанных с ее структурой, которая своеобразна и уникальна. При этом, в первую очередь, она зависит от вида социальных технологий. Так, в процессе предотвращения политических конфликтов широко применяются различные способы и методы, и выделение в нем своеобразных этапов становится необходимым условием. Вместе с тем имеются и общие для всех видов социальных технологий черты, позволяющие построить универсальную модель их структуры.

Таким образом, технологи­ческий процесс подразделяется на этапы, а они - на процедуры и операции. Поэтому уточнение понятий «этап», «процедура», «операция», выявление критериев их разделения в методологическом плане является сложным, но важным моментом.

Под этапом понимается некоторый отрезок процесса, который ведет к качественному измене­нию объекта и в котором реализуется цикл «процесс вхо­да - центральный процесс - процесс выхода» [3].

Любая технология проходит через следующие этапы:

а) постановка задачи, включая определение целей, средств, условий исследования;

б) сбор информации;

в) формули­ровка предварительных гипотез;

г) теоретическая разра­ботка;

д) эксперимент и сопоставление его результатов с теорией;

е) окончательная формулировка и оценка полу­ченных результатов.

Этап выражает суть данной технологии и состоит из операций, т. е. из действий, реализую­щих его закономерности и требования.

Операцию можно характеризовать как непосредственно практическое действие, направленное на решение определенной задачи в рамках данной процедуры управления.

При этом операция – это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели, она выполняется одним или несколькими исполнителями.

В общем виде разделение этапов на операции обычно ученые представляют следующей схемой (рисунок 1).

Рис. 1. Разделение этапа на операции


В этой связи социальная технология понимается как предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение поставленной цели или решения конкретной проблемы. При этом реальная проблема заключается не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать.

Ж. Тощенко обращает внимание на следующие признаки социальной технологии: совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата; определенный способ достижения общественных целей; пооперационное осуществление деятельности (операции разрабатывают предварительно, сознательно, планомерно с использованием научных знаний).

В процессе разработки учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность. При этом, социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции; как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом [4].

Н.С. Данакин считает, что «технологический» эффект достигается за счет:

  1. расчленения деятельности на определенное число операций, необходимых и достаточных для ее эффективного осуществления, исключения тем самым «пустых» и бесполезных действий;

  2. четкого распределения операций между исполнителями и исключения «необеспеченных» операций, функций;

  3. координации действия исполнителей и исключения или «минимизации» возможных сбоев;

  4. алгоритмизации деятельности и экономии ресурсов за счет сокращения времени на поиски, выбор вариантов и т.п. [5].

Таким образом, социальные технологии включают в себя совокупность конкретных практических процедур, методов и средств воздействия на процессы, происходящие в обществе. Реализация любого технологического про­цесса, нацелена на достижение определенной цели. Для этого деятельность должна подразделяться на этапы и операции, последовательно приводящие к осущест­влению социально значимой цели. Например, в политике при выработке программ, заранее устанавливают последователь­ность этапов и процедур. При этом необходимо учитывать, что любая технология отражает активное и целенаправленное стремление человека воздействовать на ее объект. Объектом же социальных технологий являются человек, социальные группы и социальные отношения.

В то же время следует согласиться с тем, что социальная технология является элементом человеческой культуры и возникает двумя путями: «вырастает» в культуре эволюционно, либо строится по ее законам как искусственное образование. Что касается разработки технологии, необходимо отметить, что она должна основываться не только на обобщении теоретического и практического опыта, но и на применении новейших достижений науки.


Литература:

  1. Бондаренко А.Д. Современная технология: теория и практика. – Киев: Вища школа, 1985. – 171 с.

  2. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. – М.: Прогресс, 1982. – С. 39.

  3. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. – М.: Прогресс, 1976. – С. 186.

  4. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Мысль, - 2001. – С. 458-459.

  5. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. – Белгород, 1995. – С. 34.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная технология, операция, признак технологии, процедура, процесс, наука, оптимальный вариант, техник, химическая технология, этап.

Похожие статьи

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Дословно «технология» — наука о мастерстве. Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые

Отбор и структура содержания (что); Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Использование инновационных методов обучения дает эффективный результат в образовательном процессе. Инновационные технологии в науке и техники можно сочетать между собой.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

5. Процессуальная характеристика (методические особенности технологии).

- критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения

и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и...

Социальные технологии модернизации высшего образования на...

В этом смысле под социальной технологией понимается систематизированная совокупность способов организации рационально выделенных операций и процедур коллективной деятельности с помощью техник коллективного взаимодействия между участниками...

Современные образовательные технологии в мировом...

Современный этап развития общества характеризуется прогрессирующим развитием инновационных процессов в сфере образования и науки.

При реализации деятельностного подхода к обучению студентов, главным является оптимальность выбора технологий и...

Содержание технико-технологических знаний в технологии...

Содержание технико-технологических знаний в технологии обучения. Авторы: Алиомаров Лимат Мирзаханович, Сайдумов Мугудин Сафарович.

По мнению Б.М. Кедрова, технические науки изучают искусственно созданные человеком системы (технику), являющиеся орудиями и...

Разработка перспективных технологии получения...

Разработка перспективных технологии получения наноструктурных металлических материалов.

— Алма-Ата: Наука, 1981. — 120 с. 3. Корнеев Н. И., Скугарев И. Г. Основы физико-химической обработки металлов давлением.

Модерация — современная образовательная технология...

Ответ прост: все они являются ключевыми процессами технологии модерации.

Этапы технологии модерации: – инициация (начало урока, знакомство)

Некоторые методы и техники модерации.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Ключевые слова: дидактика, технологии, диалог, познание, вальдорфскаяпедагогика, взаимопонимание и партнерство.

На этапе обучения в вузе у студентов интеллектуальные способности требую дальнейшего развития, оттачивания и совершенствования.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Дословно «технология» — наука о мастерстве. Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые

Отбор и структура содержания (что); Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Использование инновационных методов обучения дает эффективный результат в образовательном процессе. Инновационные технологии в науке и техники можно сочетать между собой.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

5. Процессуальная характеристика (методические особенности технологии).

- критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения

и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и...

Социальные технологии модернизации высшего образования на...

В этом смысле под социальной технологией понимается систематизированная совокупность способов организации рационально выделенных операций и процедур коллективной деятельности с помощью техник коллективного взаимодействия между участниками...

Современные образовательные технологии в мировом...

Современный этап развития общества характеризуется прогрессирующим развитием инновационных процессов в сфере образования и науки.

При реализации деятельностного подхода к обучению студентов, главным является оптимальность выбора технологий и...

Содержание технико-технологических знаний в технологии...

Содержание технико-технологических знаний в технологии обучения. Авторы: Алиомаров Лимат Мирзаханович, Сайдумов Мугудин Сафарович.

По мнению Б.М. Кедрова, технические науки изучают искусственно созданные человеком системы (технику), являющиеся орудиями и...

Разработка перспективных технологии получения...

Разработка перспективных технологии получения наноструктурных металлических материалов.

— Алма-Ата: Наука, 1981. — 120 с. 3. Корнеев Н. И., Скугарев И. Г. Основы физико-химической обработки металлов давлением.

Модерация — современная образовательная технология...

Ответ прост: все они являются ключевыми процессами технологии модерации.

Этапы технологии модерации: – инициация (начало урока, знакомство)

Некоторые методы и техники модерации.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Ключевые слова: дидактика, технологии, диалог, познание, вальдорфскаяпедагогика, взаимопонимание и партнерство.

На этапе обучения в вузе у студентов интеллектуальные способности требую дальнейшего развития, оттачивания и совершенствования.

Похожие статьи

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Дословно «технология» — наука о мастерстве. Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые

Отбор и структура содержания (что); Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Использование инновационных методов обучения дает эффективный результат в образовательном процессе. Инновационные технологии в науке и техники можно сочетать между собой.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

5. Процессуальная характеристика (методические особенности технологии).

- критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения

и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и...

Социальные технологии модернизации высшего образования на...

В этом смысле под социальной технологией понимается систематизированная совокупность способов организации рационально выделенных операций и процедур коллективной деятельности с помощью техник коллективного взаимодействия между участниками...

Современные образовательные технологии в мировом...

Современный этап развития общества характеризуется прогрессирующим развитием инновационных процессов в сфере образования и науки.

При реализации деятельностного подхода к обучению студентов, главным является оптимальность выбора технологий и...

Содержание технико-технологических знаний в технологии...

Содержание технико-технологических знаний в технологии обучения. Авторы: Алиомаров Лимат Мирзаханович, Сайдумов Мугудин Сафарович.

По мнению Б.М. Кедрова, технические науки изучают искусственно созданные человеком системы (технику), являющиеся орудиями и...

Разработка перспективных технологии получения...

Разработка перспективных технологии получения наноструктурных металлических материалов.

— Алма-Ата: Наука, 1981. — 120 с. 3. Корнеев Н. И., Скугарев И. Г. Основы физико-химической обработки металлов давлением.

Модерация — современная образовательная технология...

Ответ прост: все они являются ключевыми процессами технологии модерации.

Этапы технологии модерации: – инициация (начало урока, знакомство)

Некоторые методы и техники модерации.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Ключевые слова: дидактика, технологии, диалог, познание, вальдорфскаяпедагогика, взаимопонимание и партнерство.

На этапе обучения в вузе у студентов интеллектуальные способности требую дальнейшего развития, оттачивания и совершенствования.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Дословно «технология» — наука о мастерстве. Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые

Отбор и структура содержания (что); Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Использование инновационных методов обучения дает эффективный результат в образовательном процессе. Инновационные технологии в науке и техники можно сочетать между собой.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

5. Процессуальная характеристика (методические особенности технологии).

- критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения

и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и...

Социальные технологии модернизации высшего образования на...

В этом смысле под социальной технологией понимается систематизированная совокупность способов организации рационально выделенных операций и процедур коллективной деятельности с помощью техник коллективного взаимодействия между участниками...

Современные образовательные технологии в мировом...

Современный этап развития общества характеризуется прогрессирующим развитием инновационных процессов в сфере образования и науки.

При реализации деятельностного подхода к обучению студентов, главным является оптимальность выбора технологий и...

Содержание технико-технологических знаний в технологии...

Содержание технико-технологических знаний в технологии обучения. Авторы: Алиомаров Лимат Мирзаханович, Сайдумов Мугудин Сафарович.

По мнению Б.М. Кедрова, технические науки изучают искусственно созданные человеком системы (технику), являющиеся орудиями и...

Разработка перспективных технологии получения...

Разработка перспективных технологии получения наноструктурных металлических материалов.

— Алма-Ата: Наука, 1981. — 120 с. 3. Корнеев Н. И., Скугарев И. Г. Основы физико-химической обработки металлов давлением.

Модерация — современная образовательная технология...

Ответ прост: все они являются ключевыми процессами технологии модерации.

Этапы технологии модерации: – инициация (начало урока, знакомство)

Некоторые методы и техники модерации.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Ключевые слова: дидактика, технологии, диалог, познание, вальдорфскаяпедагогика, взаимопонимание и партнерство.

На этапе обучения в вузе у студентов интеллектуальные способности требую дальнейшего развития, оттачивания и совершенствования.