Библиографическое описание:

Насимова Г. О., Насимов М. О. Сущность и принципы социальных технологий [Текст] // История и археология: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 42-45.

В современных условиях все более востребованными становятся наиболее эффективные приемы, способы предотвращения и урегулирования политических конфликтов, выработка конструктивных технологий, направленных на обеспечение стабильности общества. Непрерывно возрастающее значение приобретают изыскание и применение новых и разнообразных конструктивных технологий, которые предоставят возможность противостоять деструктивным воздействиям. В истории существует немало примеров, когда именно отсутствие конструктивных технологий предотвращения конфликтов препятствовало эволюционному развитию общества.

Термин «технология» широко применяется не только в научной, но и в повседневной жизни. Однако, в современной зарубежной и казахстанской науке нет единого подхода к определению данного понятия.

В научной литературе понятие «технология» впервые появилось в Европе в конце XVIII века с развитием машин, трубопроводов, фабрик и промышленной индустрии. В науке, как считают ученые, данный термин начал применяться в начале ХIХ века, в связи с выходом первой части учебника по химической технологии
И.А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых» (1808 г.), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г.), выпуском учебника «Курс химической технологии» (1851г.).

Таким образом, в химии «технология» утверждается как специальный научный термин. В других сферах деятельности и научной литературе, по-прежнему, вместо понятия «технология» нередко использовали такие термины, как «искусство», «ремесло», «дело».

Вместе с тем, особую сложность в признании технологии как самостоятельного понятия представляло проникновение в науку на первый взгляд похожего термина «техника», который нередко даже заменял понятие «технология». Достаточно привести пример того, что в классификациях научных дисциплин технологию относили к техническим наукам.

Однако, отдельные исследователи утверждали о более широком научном использовании технологии, чем у ­технических дисциплин. Согласно точке зрения одних ученых, техника является областью цивилизации и культуры, отражающую степень овладения человеком природой, областью в которую входят материальные средства для достижения целей экономической деятельности. Ряд других авторов подраз­деляли технические науки на две большие группы: науки о материальном составляющем техники и предметов труда, и науки о структуре и функциях технических систем. Тех­нологию они причисляли ко второй группе наук, выделяя при этом несколько направлений: технологию металлообра­ботки, технологию машиностроения, технологию строи­тельного производства, химическую технологию и т. д.

Анализ эволюции терминов «техника» и «технология» позволили А.Д. Бондаренко систематизировать многообразное смысловое их значение и представить в следующей хронологической последовательности:

Первый (начало XIX в. - третья четверть XIX в.): проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химическом производстве.

Второй (третья четверть XIX в. – конец XIX в.): распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.

Третий (конец XIX в. – первая четверть XX в.): господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.

Четвертый (вторая четверть XX в.): возрождение термина «технология», его распространение и утверждение во всех отраслях промышленности. Технология дифференцируется на научную (описательную) и практическую. Термином «техника» начали обозначать в основном материальные носители труда.

Пятый (третья четверть XX в.): строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней. Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: «… наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи…». Данный период исследователи называют этапом утверждения научной технологии.

Шестой (последняя четверть XX в.): дальнейшая дифференциация технологии, обособление, становление и развитие ее теоретической части. Термин техника окончательно отделен и стал вполне самостоятельным [1].

В толковом словаре «Социальные технологии» данный термин трактуется как совокупность средств, при помощи которых человек оказывает влияние на предметы труда в процессе материального производства.

Однако, содержание понятия «технология» многообразно, поскольку выделение в ее рамках научной, теоретической и практической сфер создает серьезные трудности при решении проблем общественного развития.

Как известно, понятие «технология» рассматривалось, прежде всего, в связи с промышленным производством, техническим прогрес­сом, техническими конструкциям и с системами производст­венного процесса. Обусловлено данное представление влиянием того факта, что исторически технология возникла и начала развиваться главным образом в сфере материального производства.

В этой связи уместно обратить внимание на исследования К. Маркса, который, рассматривая закономерности развития технологических процессов, выявил сущность технологии, определил направления дальнейшей технологизации производства и социальных процессов. Под технологией он понимал не науку о технике или о средствах и оруди­ях труда, а сам объективный процесс образования органов. Технология рассматривалась им как процесс, сознательно и планомерно расчле­ненный на операции. Таким образом, К. Маркс впервые обратил внимание на то, что технология не что-то присущее только производственному процессу, но и проявление взаимосвязи с социальными системами. Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений.

Таким образом, идея универсальной применимости понятия «технология», в том числе и к вопросам социального развития получила широкое признание. Появились первые попытки исследовать сущность социальной технологии, раскрыть ее специфику в системе общественных наук. Социальная технология предполагает преобразование и оптимизацию общества. Иными словами, социальная технология – это целостная система обновления общества посредством различных способов и методов, направленная на эффективность решения ее проблем.

М. Марков выделил следующие признаки технологии, рассмотрение, которых, на наш взгляд, даст нам представление о ней.

Первым признаком технологии является разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренне между собою связанные этапы, фазы, операции. По его мнению, смысл данной процедуры заключается в точном определении границы имманентных требований к субъекту, действующему по данной технологии. Чем точнее описание будет соответствовать объективной логике, тем вероятнее возможность достичь высокого эффекта деятельности людей, занятых в этой сфере.

Вторым признаком технологии является координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность действий, порядок их исполнения должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Вместе с тем, реализация данного признака вовсе не означает, что субъект должен быть «привязан» к установленной этапизации. У него всегда есть возможность вмешаться в ход процесса, изменить его порядок, установить другой темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.

Третий признак технологии предусматривает однозначность выполнения, включенных в нее процедур и операций. Это непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Чем значительнее отклонения в действиях субъектов от параметров, предписанных технологией, тем реальнее и серьезнее существует опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. При этом деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет неудовлетворительные последствия. Безусловно, последнее требование особенно касается технологий в сфере производства, поскольку для социальных технологий возможен гораздо больший диапазон отклонений [2].

Соглашаясь с М. Марковым, следует учесть то, что в процессе динамики политического конфликта может сложиться такая ситуация, когда будут ликвидированы породившие их причины, устранены противоположности интересов и целей противоборствующих сторон. Или при трансформации первоначальной цели субъектов конфликта также возможно изменение способов и методов достижения результатов. В этой связи данная ситуация будет требовать не только отклонения предусмотренных процедур и операций, но и установления новых.

Поэтому в современных условиях все большее значение приобретает вариантное решение проблемы, сфера проявления которого весьма широка и многообраз­на. Так, например, многофакторность сегодняшних политических конфликтов чрезвычайно усложняют процесс технологизации их предотвращения. Поэтому вопрос вариантов занимает исключительно важное место, поскольку при выборе лучшего технологического способа необходимо изучить различные способы.

Исследование закономерностей в объективном развитии позволяет выявить различные возможности реализации социальных технологий. Принципиально возможно при ре­шении социально-экономической и политической проблемы необходимо очертить круг возможных технологий, из которых будет выбран оптимальный вариант.

В этом процессе можно выделить несколько процедур:

  • определение цели, которая будет реализована в результате применения данной технологии;

  • построение системы критериев для выбора возможных вариантов;

  • обозначение круга возможных вариантов;

  • выбор оптимального варианта;

  • внедрение избранного варианта.

При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что проблема выбора оптимального варианта ставится в зависимости от конкретных обстоятельств и сложившейся ситуации. Например, задача обеспечения политической стабильности решается в разных странах по-разному.

Одним из условий проектирования эффективных социальных технологий является рассмотрение вопросов, связанных с ее структурой, которая своеобразна и уникальна. При этом, в первую очередь, она зависит от вида социальных технологий. Так, в процессе предотвращения политических конфликтов широко применяются различные способы и методы, и выделение в нем своеобразных этапов становится необходимым условием. Вместе с тем имеются и общие для всех видов социальных технологий черты, позволяющие построить универсальную модель их структуры.

Таким образом, технологи­ческий процесс подразделяется на этапы, а они - на процедуры и операции. Поэтому уточнение понятий «этап», «процедура», «операция», выявление критериев их разделения в методологическом плане является сложным, но важным моментом.

Под этапом понимается некоторый отрезок процесса, который ведет к качественному измене­нию объекта и в котором реализуется цикл «процесс вхо­да - центральный процесс - процесс выхода» [3].

Любая технология проходит через следующие этапы:

а) постановка задачи, включая определение целей, средств, условий исследования;

б) сбор информации;

в) формули­ровка предварительных гипотез;

г) теоретическая разра­ботка;

д) эксперимент и сопоставление его результатов с теорией;

е) окончательная формулировка и оценка полу­ченных результатов.

Этап выражает суть данной технологии и состоит из операций, т. е. из действий, реализую­щих его закономерности и требования.

Операцию можно характеризовать как непосредственно практическое действие, направленное на решение определенной задачи в рамках данной процедуры управления.

При этом операция – это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели, она выполняется одним или несколькими исполнителями.

В общем виде разделение этапов на операции обычно ученые представляют следующей схемой (рисунок 1).

Рис. 1. Разделение этапа на операции


В этой связи социальная технология понимается как предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение поставленной цели или решения конкретной проблемы. При этом реальная проблема заключается не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать.

Ж. Тощенко обращает внимание на следующие признаки социальной технологии: совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата; определенный способ достижения общественных целей; пооперационное осуществление деятельности (операции разрабатывают предварительно, сознательно, планомерно с использованием научных знаний).

В процессе разработки учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность. При этом, социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции; как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом [4].

Н.С. Данакин считает, что «технологический» эффект достигается за счет:

  1. расчленения деятельности на определенное число операций, необходимых и достаточных для ее эффективного осуществления, исключения тем самым «пустых» и бесполезных действий;

  2. четкого распределения операций между исполнителями и исключения «необеспеченных» операций, функций;

  3. координации действия исполнителей и исключения или «минимизации» возможных сбоев;

  4. алгоритмизации деятельности и экономии ресурсов за счет сокращения времени на поиски, выбор вариантов и т.п. [5].

Таким образом, социальные технологии включают в себя совокупность конкретных практических процедур, методов и средств воздействия на процессы, происходящие в обществе. Реализация любого технологического про­цесса, нацелена на достижение определенной цели. Для этого деятельность должна подразделяться на этапы и операции, последовательно приводящие к осущест­влению социально значимой цели. Например, в политике при выработке программ, заранее устанавливают последователь­ность этапов и процедур. При этом необходимо учитывать, что любая технология отражает активное и целенаправленное стремление человека воздействовать на ее объект. Объектом же социальных технологий являются человек, социальные группы и социальные отношения.

В то же время следует согласиться с тем, что социальная технология является элементом человеческой культуры и возникает двумя путями: «вырастает» в культуре эволюционно, либо строится по ее законам как искусственное образование. Что касается разработки технологии, необходимо отметить, что она должна основываться не только на обобщении теоретического и практического опыта, но и на применении новейших достижений науки.


Литература:

  1. Бондаренко А.Д. Современная технология: теория и практика. – Киев: Вища школа, 1985. – 171 с.

  2. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. – М.: Прогресс, 1982. – С. 39.

  3. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. – М.: Прогресс, 1976. – С. 186.

  4. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Мысль, - 2001. – С. 458-459.

  5. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. – Белгород, 1995. – С. 34.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle