Библиографическое описание:

Барштейн В. Ю. Новая функция специальных исторических дисциплин [Текст] // Исторические исследования: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 76-79.

Определение «вспомогательные исторические дисциплины» заменяет новое – «специальные исторические дисциплины». Их число с каждым днем возрастает. С восьми [1, с. 208] дисциплин оно возросло до шестидесяти двух [2, с. 3-4]. При этом в последнем справочнике был упущен ряд дисциплин (папирология, фотодокументалистика, филигранология, филокартия, филателия и др.) [3, с. 768].
Следует согласиться с разделением специальных исторических дисциплин на две группы: изучающие отдельные типы (виды) источников (нумизматика, бонистика, фалеристика, филателия, сфрагистика и т.д.), и разрабатывающие специальные методы работы с источниками и изучающие отдельные черты и особенности, присущие источнику, независимо от его видовой принадлежности (палеография, хронология, маргиналистика и т.д.) [2, с. 9].
В данной работе нас будут интересовать дисциплины первой группы.
Определения каждой отдельной дисциплины в разных источниках отличаются, иногда вызывая путаницу.
По одному из определений нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения [1, с. 122]. По другому – изучающая монеты и монетные находки как источник исторических, экономических, политических и культурных знаний, а также историю денежного обращения и монетного производства [2, с. 390]. К вспомогательным нумизматическим источникам относят, среди прочего: медали, жетоны, печати, бумажные денежные знаки [2, с. 394]. С этим невозможно согласиться. Печати изучает сфрагистика, бумажные денежные знаки – бонистика. Что касается медалей (преимущественно, настольных) и медалевидных жетонов, то это самостоятельная часть нумизматики. Существуют попытки отделить медали и жетоны от нумизматики: понятие «медальерного искусства», как отдельной дисциплины, на территории бывшего СССР и понятие «экзонумии», которое придумал американский нумизмат Russell Rulau в июле 1960 г. в США и других странах. Еще одно определение нумизматики нам наиболее близко, так как оно учитывает изучение медальерного искусства: наука о монетах, изучает отдельные монеты и клады монет как отражение товарно-денежных отношений, а также памятники медальерного искусства и технику монетного дела [4, с. 95–96]. Как полноценный раздел нумизматики появляется медальерное искусство, но наряду с ним далее говорится о бумажных деньгах и бонах (относятся к бонистике), орденах и медалях (относятся к фалеристике).
Бонистика изучает бумажные денежные знаки и другие ценные бумаги (чеки, талоны, купоны, облигации, акции, ордеры, векселя и т.д.) … как источник исследования истории функционирования и эволюции денежной системы, политико-экономические документы и культурные памятники прошлого [2, с. 104].
Фалеристика комплексно изучает историю основания и функционирования орденов, наградных медалей, нагрудных знаков отличия, значков и жетонов, исследует процессы возникновения и развития наградной системы, а также наградную документацию и статистику в контексте развития общества [2, с. 486]. С таким определением можно было бы согласиться, однако далее [2, с. 487] классифицируются группы наград, относящихся к сфере фалеристики. Здесь мы встречаем: государственные награды (основанные монархами, президентами и т.д.), Нобелевскую премию, отличия имени выдающихся ученых за заслуги перед человечеством, выдающиеся научные достижения и т.д. Позволим себе не согласиться с таким определением объектов фалеристики. Вспомним российскую традицию жалования монет и проистекающее от нее награждение Петром I отличившихся настольными медалями, жетонами [5, с. 9]. Медаль, вручаемая нобелевскому лауреату, также является настольной, как и многие награды имени выдающихся ученых. Все эти объекты относятся, по нашему мнению, к сфере медальерного искусства (разделу нумизматики), в отличие от всех объектов, которые носятся на груди, шее (объекты, изучаемые фалеристикой).
Филателия область коллекционирования и изучения знаков почтовой оплаты, к которым относят марки, этикетки, ярлыки, разнообразные провизории, почтовые штемпели (календарные и специальные гашения), штампы, а также конвертов, почтовых карточек и открыток с этими знаками – напечатанными (так называемых цельных вещей) или наклеенными (так называемых целых вещей), других видов филателистических материалов. Областью изучения филателии самым непосредственным образом является история почтовой связи [6].
Однако, целью настоящей публикации не является формулирование точных определений некоторых специальных исторических дисциплин.
Речь идет о новой функции специальных исторических дисциплин, изучающих отдельные типы (виды) источников (нумизматика, бонистика, фалеристика, филателия и т.д.), точнее – объектов, изучаемых этими дисциплинами. Носителями этой функции около двух столетий являются настольные медали, памятные монеты с момента их появления, бумажные денежные знаки и филателистическая продукция (с повышением их информативности в последние десятилетия). Список не исчерпывается этими примерами, но остановимся на них. Эта функция, не сформулированная достаточно четко и однозначно специалистами до сих пор – быть историческим вещественным источником (если хотите – пособием) для изучения истории: отраслей науки (биология, медицина, физика, химия и т.д.), видов искусств (живопись, музыка, скульптура, архитектура и т.д.), географии, политики и т.д. Мы имеем в виду, что пользуясь информацией, которую содержат медали, монеты, банкноты, марки, почтовые блоки и другие вещественные источники, можно изучать историю, например, биологии.
В 1835 г. в Великобритании была выпущена настольная медаль (49 мм, олово), являющаяся уникальной иллюстрацией деятельности Карла Линнея (швед. Carl Linne, лат. Carolus Linnaeus, 1707–1778) – выдающегося шведского естествоиспытателя и врача, первого президента Шведской королевской академии наук, принадлежащего к тем выдающимся личностям в мировой истории, которым посвящены многочисленные памятники материальной культуры: медали, монеты, марки, банкноты и т.д. [7].
Медаль (рис. 1), о которой идет речь, демонстрирует половую систему растений из 24 классов, основанную на строении тычинок и пестиков.

Рис. 1. Половая система растений Линнея. Медаль Великоборитании


Эта классификация впервые появилась в книге Florula Lapponica (Флора Лапландии) и содержится в одной из основных работ Линнея Systema naturae (Система природы) – книги большого формата на 12 листах, состоящей преимущественно из таблиц, показывающих в виде конспекта расположение отделов трех царств природы (минералов, растений и животных) – их классов, порядков и даже родов. В основу изображения медали положены иллюстрация немецкого или немецко-британского ботаника, мастера ботанической иллюстрации Георга Дионисия Эрета (нем. Georg Dionysius Ehret; 1708–1770), приложившего руку и к работе Линнея.
Одним из ярчайших примеров (и далеко не единственным) возможности изучения истории биологической науки (в частности, микробиологии) средствами бонистики является французская банкнота номиналом 5 франков 1966 г., рассказывающей об основных научных свершениях Луи Пастера (фр. Louis Pasteur; 1822–1895) – выдающегося французского микробиолога и химика (рис.2).
На одной из сторон банкноты – портрет Пастера на фоне овала, в правой части которого – первое здание Института Пастера в Париже. Овал окружен своеобразным орнаментом, слева – виноградные гроздья с листьями, справа – листья шелковицы и шелковичные черви. Виноград заставляет нас вспомнить разработку Пастером средств и методов борьбы с болезнями вина (1857). Пастер доказал, что болезни вина вызываются различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при температуре 50–60°С. Этот метод, получивший название пастеризации, нашел широкое применение в пищевой промышленности. Шелковичные черви напоминают о другой научной задаче, блестяще решенной Пастером (1865). Пытаясь разгадать причины эпидемии, поразившей шелковичных червей и угрожавшей подорвать шелководство юга Франции и Италии, Пастер установил две различные болезни, поражающие червей и разработал эффективные способы борьбы с ними.
На второй стороне банкноты – портрет Пастера на фоне овала, заполненного химическим оборудованием, в левой части которого – фигура мальчика, борющегося с бешенным псом. Изображение – символическое, во-первых, олицетворяет борьбу человека против бешенства, во-вторых, 6 июля 1885 г. 9-летнему Йозефу Майстеру была сделана, по просьбе его матери, первая прививка против бешенства. Мальчик поправился. Большая часть пространства овала (и за его пределами) занята изображением кристаллов. Это дань работам Пастера в области химии в начале его карьеры. Изучение строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии. Слева вверху, над овалом – овцы. Овцам и коровам Пастер ввел микробы сибирской язвы, причем половина животных была предварительно им вакцинирована. Массовый публичный опыт доказал эффективность вакцинации против сибирской язвы. Куры справа вверху над овалом также изображены не случайно. В 1880 г. Пастер выделил культуру возбудителя холеры кур, а случай позволил сделать одно из величайших открытий. Оставленная в термостате без пересева на новые среды культура потеряла способность убивать кур и Пастер предположил, что введение ослабленных культур микробов может создать невосприимчивость у животных к данному заболеванию. Были заложены основы представлений об искусственном иммунитете. И, наконец, кролики в левом нижнем углу. В основе создания Пастером антирабической вакцины (против бешенства) было употребление особым образом высушенного мозга зараженных бешенством кроликов [8].

Рис. 2. Луи Пастер. Французская банкнота


Целый пласт истории микологии раскрывает почтовый блок (2009) «Микологи XVII-XIX вв. и описанные ими грибы» Республики Якутия (рис. 3).

Рис. 3. Микологи XVII-XIX вв. и описанные ими грибы

Почтовый блок Республики Якутия

Центральная часть блока состоит из двух рядов, в верхнем – портреты микологов, в нижнем – грибы. Слева направо: немецкий естествоиспытатель и путешественник Франц Вильгельм Юнгхун (нем. Franz Wilhelm Junghuhn; 1809–1864), «отец финской микологии», профессор ботаники в Агрономическом институте в Мустиала Петер Адольф Карстен (фин. Petter Adolf Karsten; 1834–1917), выдающийся французский ученый-естествоиспытатель Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (фр. Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet, Chevalier de Lamarck; 1744–1829), французский ботаник, миколог, врач Жозеф-Анри Левейе (фр. Joseph-Henri Léveillé или фр. Joseph Henri Léveillé[; 1796–1870). В нижнем рядусоответствующие грибы: Geastrum triplex Junghuhn, Coprinus lagopides Karsten, Amanita virosa (Lamarck) Bertillon, Clavaria zollingeri Léveillé.
Приведенные примеры (их перечень можно продолжать до бесконечности) наглядно свидетельствуют, что объекты, изучаемые специальными историческими дисциплинами, обладают новой функцией – служить историческим вещественным источником (или – пособием) для изучения истории отдельных наук, видов искусств и т.д.

Литература:
  1. Вспомогательные исторические дисциплины. В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин. Под ред. В.Г. Тюкавкина / М.: Просвещение, 1984.– 208 с.
  2. Спеціальні історичні дисципліни. Довідник: навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів/ Редкол.: В.А. Смолій (гол. ред.); І.Н. Войцехівська (кер. авт. кол.), В.В. Томазов, М.Ф. Дмитрієнко та ін. – К.: Либідь, 2008. – 520 с.

  3. Інна Заболотна. Спеціальні історичні дисципліни. Довідник: навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів/ Редкол.: В.А. Смолій (гол. ред.); І.Н. Войцехівська (кер. авт. кол.), В.В. Томазов, М.Ф. Дмитрієнко та ін. – К.: Либідь, 2008. – 520 с. // Український археографічний щорічник.– 2009, Вип. 13/14.– C. 767–769.
  4. Зварич В. Нумизматический словарь.– Львов: Вища школа, 1975.– 262 с.
  5. Щукина Е.С. Два века русской медали. – М.: Терра, 2000. – 272 с.
  6. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F

  7. Барштейн В.Ю. Карл Лінней, його внесок у біологічну науку в медальєрному мистецтві // Наукові звписки Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка. Серія: біологія.- № 3 (48), 2011.- С. 143-150.
  8. Барштейн В.Ю. Памятники материальной культуры в системе биологического образования // Материалы III международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук».– Россия, Москва, 20-25 июня 2010 г.– С. 30–33.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle