Толерантный характер архитектуры ярмарочных городов Западной Европы и России в средние века и новое время | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины

Опубликовано в

международная научная конференция «Исторические исследования» (Уфа, июнь 2012)

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, Л. А. Толерантный характер архитектуры ярмарочных городов Западной Европы и России в средние века и новое время / Л. А. Мельникова. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/54/2443/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматривается толерантный характер архитектуры ярмарочных городов, выразившийся в строительстве многофункциональных здании, а также в их архитектурном стиле. Вершиной проявления толерантности в архитектуре стало строительство ярмарочного дома на территории Нижегородской ярмарки в конце XIX века.

Ключевые слова: толерантный характер архитектуры, ярмарочные города, купеческие строения, кирпичный стиль, эклектика, русский стиль.


Проблема сохранения культурного наследия современных городов в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с активной градостроительной деятельностью местной власти, ведущей к изменению исторически сложившегося облика города. Следует отметить, что архитектурно-пространственный облик города формировался под влиянием множества факторов: географического, природного, социокультурного и др. Однако не менее, важную роль в формировании облика города сыграли специфика занятий его жителей, а также присущая им особая ментальность. Для жителей городов, в которых проводились международные ярмарки, было характерно такое качество как этническая и религиозная толерантность. Это связано с тем, что в период проведения ярмарочной торговли в ярмарочные города прибывало большое количество людей.

К примеру, с 1356 по 1464 годы в период расцвета ярмарки в Женеве население города выросло почти в пять раз.

К середине XVI века население ярмарочного города Антверпен превышало 100 тыс. жителей, а ко времени упадка ярмарки к 1589 году население сократилось до 42 тыс. жителей.

К концу XV века город Лион представлял собой крупный торговый и финансовый центр с населением 65 тыс. человек.

В XIVXV вв. на международную ярмарку в Брюгге стекались купцы со всей Европы. Город стал общим рынком германских и фламандских народов. Здесь встречались немцы, англичане и скандинавы с нормандцами, итальянцами, португальцами, испанцами и жителями Лангедока [3, с. 211]. В этот период население города составило 105 тыс. жителей, из которых 15 тыс. были иностранцами. Кроме того, в Брюгге располагались резиденции двадцати иностранных государств.

В XIX веке на Нижегородской ярмарке торговали купцы со всей России, Сибири, Средней Азии, Персии, Кавказа, частью из Западной Европы и Америки.

В конце 1850-х годов из 15 тыс. торговцев на Нижегородской ярмарке иностранцы составили 700 человек. Из них 485 прибыли из Европы, 215 – из Азии (120 персов, 70 бухарцев, 15 хивинцев и 10 ташкентцев). Среди остальных выделялись следующие группы: русские – 12500 человек (83,3 %), армяне – 1500 (10%) и татары – 300 (2%) [7].

Особенно значительным было участие мусульман, которых насчитывалось от 10 до 15 тыс., в основном татар [5].

В XIX веке на ярмарку в город Ирбит приезжало до 100 тыс. представителей различных национальностей: вогулы, армяне, татары, киргизы, бухарцы, калмыки, чуваши, вотяки, пермяки [4, с. 79]. Население города в этот период увеличивалось почти в 15 раз.

Мы полагаем, что этническая и религиозная толерантность, присущая жителям ярмарочных городов, отражалась на архитектуре города.

Исследователь Т.Я. Вавилова считает, что история архитектуры демонстрирует многочисленные примеры воплощения идей социальной толерантности. Тем не менее, толерантный подход как таковой свойственен лишь довольно поздним периодам истории архитектуры – начиная с эпохи Возрождения. Идеи гуманизма, характерные для данного периода, обусловили развитие социальной сферы и возникновение объектов социальной помощи. К XVII веку активно развивается строительство таких объектов как богадельни, вдовьи дома, госпитали, дома инвалидов, сиротские дома и др. [2, с. 18].

Мы полагаем, что проявление этнической и религиозной толерантности в архитектуре ярмарочных городов нашло отражение в строительстве многофункциональных объектов и культовых зданий.

Для ярмарочных городов характерно большое количество ярмарочных площадей и купеческих строений (гостиные дворы, торговые лавки), а также гостиниц, постоялых дворов, трактиров и других заведений, направленных на обслуживание посетителей ярмарки.

К примеру, в Провене был выстроен десятинный оклад – здание, которое снимали тулузские купцы, приезжающие на ярмарку. В Антверпене на улице Мясника возвышалось здание скотобойни, на верхних этажах которого располагались помещения для проведения переговоров. В Брюгге знаменитое здание купца Ван дер Берса строилось как гостиница для купцов. В XII веке здесь стали собираться купцы, чтобы совершать торговые сделки и обсуждать свои дела. В Лионе на улице Сен-Жан расположен Адвокатский дом XVI века, который был в свое время постоялым двором.

В Лейпциге для многочисленных гостей, приезжающих на ярмарку был выстроен Королевский дом, который, в сущности, представлял собой гостиницу.

В силу того, что мусульманский элемент играл огромную роль в торговле на Нижегородской ярмарке, на ее территории была создана зона, пространственно объединяющая мусульман. В данной области были заложены традиции восточного торгового города. Рядом с ярмарочной мечетью располагалась Магометанская площадь, на которой торговали купцы из Средней Азии, Закавказья, Ирана, Турции и других мусульманских государств. Названия улиц в этом районе носили соответствующие названия: Азиатский переулок, Персидская улица, Оренбургская улица и др. [7].

В 1899 году на территории Нижегородской ярмарки функционировали гостиные дома, управляемые Тимерши Соловьевым, постояльцами которой были в основном мусульмане, главным образом татарские купцы. В этой гостинице можно было отдохнуть, послушать музыку, как русскую, так и татарскую, а также почитать мусульманские газеты [5].

В ярмарочных городах для приезжающих на ярмарку иностранцев строились культовые сооружения. На территории Нижегородской ярмарки, наряду со Спасским собором были выстроены армянская церковь и мусульманская мечеть. Во второй половине XIX века в Ирбите кроме православных сооружений функционировала еще и мечеть.

Строительство зданий, соответствующих этнической и религиозной толерантности, позволяло создавать комфортную социокультурную среду для приезжающих на ярмарку, в условиях которой осуществлялась торговля, оправлялись религиозные обряды и проводились национальные праздники.

Мы полагаем, что толерантный характер архитектуры ярмарочных городов нашел свое выражение в архитектурном стиле ярмарочных сооружений.

Расцвет ярмарки в таких городах как Провен, Труа, Брюгге, Антверпен, Лион и др. приходился на различные временные периоды. В связи с этим формирование архитектурного облика этих городов зависело от характерного для данного периода архитектурного стиля. Вместе с тем возведение сооружений в средние века происходило медленными темпами, что обусловило смешение различных стилей выстроенных зданий. К примеру, архитектура города Брюгге явилась результатом смешения романского, готического стилей, а также стиля раннего ренессанса.

Однако именно открытость ярмарочных городов для большого количества приезжающих позволяла осваивать различные направления и стили в архитектуре. Вместе с тем не следует абсолютизировать данное утверждение, так как на облик города оказывали влияние и другие факторы. В том же Брюгге было построено множество зданий из кирпича, вследствие отсутствия иного материала. Кроме того на градостроительную политику влияло местное купечество и его эстетические вкусы. А торговый класс, как известно, в любом деле исходил из принципа коммерческой выгоды. В связи с этим здание должно было, в первую очередь, добротным и удобным.

Этому принципу в полной мере соответствует архитектурный облик ярмарочного города Ирбита, для архитектуры которого характерен кирпичный стиль, как наиболее удобный, вследствие дешевизны данного материала.

Мы полагаем, что наивысшего развития этническая и религиозная толерантность достигла в архитектурном облике ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде. Это связано с тем, что международная ярмарка в Нижнем Новгороде возникла в результате переноса Макарьевской ярмарки в его окрестности в начале XIX века. Поэтому строительство ярмарочного комплекса в городе изначально велось для организации международной ярмарки, с большим размахом и при участии власти. Главной отличительной чертой архитектуры ярмарочных строений в Нижнем Новгороде стал эклектизм, как проявление толерантности в архитектуре. К примеру, на территории ярмарочного комплекса Нижнего Новгорода были выстроены китайские ряды для торговли чаем. Несмотря на то, что основой архитектурного стиля данных сооружений был классицизм, выстроены они были в духе китайской архитектуры.

Присутствующие в первоначальном архитектурном варианте Староярмарочного собора элементы в стиле французского Возрождения во второй половине XIX века были заменены на древнерусские: арки с гирьками-висягами, ширинки с фигурными вставками «штучного набора», ряды кокошников кровли [6].

До сих пор много споров вызывает специфика архитектуры Нижегородской ярмарочной мечети. Одни ученые считают, что мечеть была выстроена в духе иерусалимской мечети Куббаи ас Сахра, другие – сравнивают мечеть с памятником русским воинам, павшим при взятии Казани (он же – храм Спаса Нерукотворного).

И наконец, образцом толерантного подхода в архитектуре является главный ярмарочный дом Нижегородской ярмарки. Изначально ярмарочный дом был выстроен в классическом стиле. В 1890 году он был перестроен в русском стиле. Однако в архитектуре ярмарочного дома присутствуют элементы, не характерные для русского стиля. Все помещения здания выполнены в стиле французского Возрождения. Влияние этого стиля обнаруживается также в арочном витраже центрального объема и больших окнах с частыми переплетами на третьем этаже, освещающих зал пассажа [1, с. 153].

Таким образом, несмотря на разнообразие архитектуры ярмарочных городов, для нее характерно проявление такого качества как толерантность. Это связано с открытостью ярмарочных центров для широкой торговли. Толерантный характер архитектуры выразился в строительстве многофункциональных зданий и культовых сооружений. Вместе с тем выражением толерантности стало смешение различных архитектурных стилей в облике ярмарочного города.


Литература:

  1. Бубнов Ю.Н. Архитектура Н. Новгорода сер. XIX – нач. XX века. Н. Новгород, 1990. 176 с.

  2. Вавилова Т.Я. Актуальность применения категории «толерантность» в архитектурно типологии объектов социальной сферы // Социология города. 2010. № 3. С. 16–22.

  3. Пиррен А. Средневековые города Бельгии. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. 512 с.

  4. Черепанов С. Ирбитская ярмарка (из путевых заметок) // Ирбит и Ирбитский край. Очерки истории и культуры. Екатеринбург: «ИД «Сократ», 2006. 256 с.

  5. Таиров Н.И. Нижегородская ярмарка и татары // URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/1/sect1_zagidul.htm (дата обращения: 18.04.2012).

  6. Нижегородская ярмарка // Энциклопедия Нижнего Новгорода URL: http://www.nnov.org/ (дата обращения 28.03.2012).

  7. Загидуллин И.К. Нижегородская ярмарка как центр экономической и общественной жизни татарских предпринимателей // Официальный сайт духовного управления мусульман Нижегородской области URL: http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2017 (дата обращения: 14.05.2012).

Основные термины (генерируются автоматически): Нижегородская ярмарка, Брюгге, город, религиозная толерантность, толерантный характер архитектуры, архитектурный облик, архитектурный стиль, международная ярмарка, Нижний Новгород, русский стиль.

Похожие статьи

Черты готики в русской архитектуре XVIII–XIX вв.

«Готический стиль» в архитектуре России XVIII-XIX вв. играл существенную роль, формируя пространство как крупных городов, так и их пригородов, как дворянских усадеб, так и небольших деревень. Русский архитектурный стиль демонстрирует свою уникальность и...

Роль первых всемирных выставок в развитии архитектуры...

Что же касается ярмарок, то они появились как мероприятия рыночного характера с главной целью — сбыт товаров.

Всемирные выставки — это международные выставки

Оно было новаторским для своего времени, породив новую архитектурную форму.

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

«Русский стиль» («русско-византийский стиль») — это национальный стиль в архитектуре, носивший эклектичный характер, и используемый в XIX и

Пенза застраивалась по мере своего роста, и каждая историческая эпоха оставляла в архитектурном облике города свой след.

Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия... Статья посвящена исследованию архитектурного облика исторического центра города Пензы. В архитектуре присутствуют такие стили как классицизм, барокко, рококо, русский стиль, конструктивизм, хай–тек, но не...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры...

Филатов Н. Ф. Нижегородское зодчество XVII — начала XX века. Горький, 1980. храмовой архитектуры, церковь Николы, псковско-новгородский стиль, городе Саратове, развитие русской архитектуры...

К вопросу сохранения объектов деревянного зодчества

В русской архитектуре деревянное зодчество занимает исключительное положение.

Архитектурное своеобразие было обусловлено местными социально-экономическими и

Результатом такого строительства является утрата индивидуального облика города.

Параллельные практики в моде и архитектуре | Статья в журнале...

Ключевые слова:модерн, архитектура, Антонио Гауди, эклектика, архитектурные формы, архитектурные стили.

Многие мировые города, в частности, Нью-Йорк, Париж, Лондон... Эклектика как архитектурная особенность на примере творчества...

Литературные салоны и их роль в процессе развития русской...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Члены Артели приняли активное участие в выставке в Нижнем Новгороде (1865). Литература: Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке.

Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города...

Исторический стиль в русской архитектуре конца XIX — начала XX вв.; стремился освоить и приблизить к современности наследие русского зодчества XI-XVII вв.; в противовес стилизаторству европейских архитектурных стилей, превалирующих в царской России.

Похожие статьи

Черты готики в русской архитектуре XVIII–XIX вв.

«Готический стиль» в архитектуре России XVIII-XIX вв. играл существенную роль, формируя пространство как крупных городов, так и их пригородов, как дворянских усадеб, так и небольших деревень. Русский архитектурный стиль демонстрирует свою уникальность и...

Роль первых всемирных выставок в развитии архитектуры...

Что же касается ярмарок, то они появились как мероприятия рыночного характера с главной целью — сбыт товаров.

Всемирные выставки — это международные выставки

Оно было новаторским для своего времени, породив новую архитектурную форму.

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

«Русский стиль» («русско-византийский стиль») — это национальный стиль в архитектуре, носивший эклектичный характер, и используемый в XIX и

Пенза застраивалась по мере своего роста, и каждая историческая эпоха оставляла в архитектурном облике города свой след.

Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия... Статья посвящена исследованию архитектурного облика исторического центра города Пензы. В архитектуре присутствуют такие стили как классицизм, барокко, рококо, русский стиль, конструктивизм, хай–тек, но не...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры...

Филатов Н. Ф. Нижегородское зодчество XVII — начала XX века. Горький, 1980. храмовой архитектуры, церковь Николы, псковско-новгородский стиль, городе Саратове, развитие русской архитектуры...

К вопросу сохранения объектов деревянного зодчества

В русской архитектуре деревянное зодчество занимает исключительное положение.

Архитектурное своеобразие было обусловлено местными социально-экономическими и

Результатом такого строительства является утрата индивидуального облика города.

Параллельные практики в моде и архитектуре | Статья в журнале...

Ключевые слова:модерн, архитектура, Антонио Гауди, эклектика, архитектурные формы, архитектурные стили.

Многие мировые города, в частности, Нью-Йорк, Париж, Лондон... Эклектика как архитектурная особенность на примере творчества...

Литературные салоны и их роль в процессе развития русской...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Члены Артели приняли активное участие в выставке в Нижнем Новгороде (1865). Литература: Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке.

Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города...

Исторический стиль в русской архитектуре конца XIX — начала XX вв.; стремился освоить и приблизить к современности наследие русского зодчества XI-XVII вв.; в противовес стилизаторству европейских архитектурных стилей, превалирующих в царской России.