Автор: Эмирханов Вадим Мурадханович

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

международная научная конференция «Исторические исследования» (Уфа, июнь 2012)

Библиографическое описание:

Эмирханов В. М. История возникновения и развития практики оглашения в Церкви в I-V вв. [Текст] // Исторические исследования: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 68-72.

Церковь с первых дней своего существования заботилась о достойной подготовке всех желающих принять крещение. Этот подготовительный процесс назывался «оглашением». Данный термин имеет греческое происхождение: глагол катихео означает слышать что-либо от других, научиться со слуха. В Церкви термин принял значение передачи слушающим главных истин веры для осознанного принятия крещения [4, С.31]. Из этого факта следует тесная связь оглашения с христианским богослужением: крещением, а также Божественной Литургией.

Время появления института оглашения

Иисус Христос, отправляя на проповедь апостолов, сказал им: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Слово «научите» говорит о необходимости передачи основных вероучительных истин желающему принять крещение. Библия свидетельствует нам, что ученики Христа ревностно исполняли эту заповедь. Апостол Петр произнес продолжительную и основательную проповедь в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы, после которой около трех тысяч человек приняли христианство (Деян. 2,14-41). Позже он наставлял в вере римского сотника Корнилия с его родственниками и друзьями, а затем разрешил им креститься (Деян. 10, 24-48). Аналогично поступал Павел (Деян. 16, 13-15) и Филипп (Деян. 8,35-38), и прочие апостолы.

Таким образом, можно однозначно сказать, что зарождение данного феномена относится к первым дням существования Церкви, т.е. к I в.

Прочие предпосылки необходимости оглашения

Помимо прямого указания Иисуса Христа и примеров из жизни святых апостолов были и другие причины необходимости оглашения перед крещением.

Первой причиной являлась нужда в качественных знаниях о христианской вере для желающих креститься. В любом человеческом обществе существуют определенные традиции, правила поведения, цели, задачи. Для желающего стать членом этого общества необходимо знать эти правила и соблюдать их. Христианство, которое также является обществом людей объединенных верой во Христа, не является в этом плане исключением.

Вторая причина заключалась в том, что пастырям Церкви необходимо было время для испытания нравственных качеств катехуменов (оглашенных). Проверялась твердость решения о принятии новой веры. Эта причина была очень важной: во время гонений на христиан бывали случаи их отпадения от Церкви. Историк Е.И. Смирнов пишет по этому поводу следующее: «…во II и III веках, ввиду многих неискренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь признала неудобным совершать крещение вслед за изъявлением желания принять христианство, и поэтому установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество христиан» [7, С. 186]. Пастыри наблюдали за оглашенными не только в период их обучения. По окончании срока оглашения желающих креститься испытывали на предмет тех знаний, которые им преподавали, также требовалось свидетельство их праведной жизни. Свидетелями здесь выступали знакомые им христиане, в первую очередь их восприемники. В Риме этот экзамен имел место за три недели до Пасхи, в других местах – за шесть или семь недель. Тех, кто выдерживал испытание называли electi (лат.). Этот термин говорит об участии в подтверждении достоинства оглашенных всех христиан данной церкви. Вероятно, подобные обычаи имели и другие поместные церкви. [5, С. 292].

Существуя в условиях лютых гонений, Церковь на удивление языческих правителей не только не уменьшалась в своих размерах, напротив, численно возрастала. Язычество сдавало свои позиции христианству. Видя это, языческие ученые и религиозные деятели начали вести информационную борьбу с новой религией. Они стали перевирать многие исторические и религиозные факты, чтобы ослабить христианство и укрепить язычество. Переносились факты христианской истории на языческие личности, известные в области религиозной философии, проводили параллели между библейскими и языческими персонами, внедряли в свои религии догматы схожие с христианскими (н-р, о Троице), говорили о том, что все религии учат об одном божестве, только разными словами и способами, но ни одна из них не может обладать полнотой истины и ведения [4, С. 74]. Такие ложные доктрины могли сбивать с толку недавно обратившихся в христианство язычников. Будучи еще неопытными и неокрепшими в вере, они могли снова увлечься язычеством, отступив от христианства. Об этом свидетельствует церковный писатель Кирилл Иерусалимский (IV в.): «Поскольку много прельщающих философией и тщетною лестью: язычники увлекают обращающихся сладостью языка;…обрезанные обольщают превратным изъяснением Божественного Писания;…последователи еретиков словами льстивыми и красивыми обольщают сердца простых людей, под именем Христовым, как под медом скрывая яд злочестивых правил: о всех их вместе говорит Спаситель: «Блюдите, да никто же вас прельстит…» (Мф. 24,4). Для сего бывают наставление в вере, для сего делаются изъяснения оной» [6, С.43]. Подобное обстоятельство является третьей причиной необходимости оглашения.

Четвертая причина – борьба с внутренними врагами христианства, т.е. сектами, ересями и расколами. В христианскую веру обращались люди различных сословий, с разными религиозными и культурными ценностями. Это обстоятельство явилось предпосылкой для бурного расцвета ересей всех мастей. «Следовало ожидать, что на первых порах, вследствие вступления в Церковь иудеев и язычников, не хотевших вполне отказаться от иудейства и язычества и потому смешивавших христианское учение с воззрениями языческими и иудейскими, появятся еретические заблуждения относительно всей системы христианского учения…» [7, С. 98]. На христианских пастырях лежала трудная задача (до IV в. еще не было разработано систематическое учение о Христе и Св. Духе): объяснять катехуменам ложность еретических учений.

Бывали случаи, когда некоторые из особо ревностных язычников притворно принимали крещение. Изучив подробно христианские истины, став участниками богослужения и таинств, они затем злобно насмехались над Церковью, кощунствовали над ее святынями. В период обучения пастыри тщательно следили за оглашенными: не закрались ли подобные «волки в овечьей шкуре»? Если такие обнаруживались, то сразу изгонялись из собрания катехуменов [4, С. 75]. Эта опасность была пятой причиной.

Шестая причина. После прекращения гонений на Церковь в 313 г. христианство постепенно становится государственной религией. Сами императоры, начиная с Константина Великого, стали принимать крещение и вести активную церковную политику (достаточно взглянуть на историю Вселенских Соборов). Хотя Миланский эдикт и не запрещал исповедовать языческие религии, тем не менее, предпочтение со стороны императоров (за исключением Юлиана Отступника) отдавалось подданным-христианам. Для язычников подъем по карьерной лестнице был закрыт. Это породило негативное явление в жизни Церкви: люди, движимые карьеризмом и корыстью, принимали новую религию притворно, без должной веры. Естественно, что в Церкви появилось много людей случайных, нравственная жизнь которых оставляла желать лучшего [7, С. 422-423]. Подобные христиане являлись позором для Церкви, роняли ее авторитет. Священнослужители и катехизаторы тщательным образом испытывали искренность намерений оглашенных и на сей счет.

Седьмая причина состоит в том, что многие люди считали принятие крещения средством для приобретения земного благополучия и счастья. Затем, видя, что оно не избавляет от скорбей, более того, что люди нечестивые и порочные живут часто богаче и счастливее их, приходили в уныние, разочарование и оставляли христианство. Пастыри на огласительных беседах объясняли людям, что крещение не является средством для избавления от всех зол и приобретения земного благоденствия, а преследует иную цель – соединение с Богом и вхождение в Его Церковь [4, С. 75-76].

Эти причины наглядно демонстрируют, с какими проблемами сталкивалась Церковь в упоминаемый период. Христианские пастыри нашли оглашение крайне необходимым для решения данных проблем.

Разряды оглашенных

Из вышеуказанных причин становится ясно, что период оглашения имел достаточно продолжительный период. Смирнов Е.И. называет следующую длительность - от трех месяцев до трех лет [7, С. 187]. Более того, это время делилось на несколько этапов, соответственно с которыми существовали разряды (классы) оглашенных. К сожалению, древние церковные памятники не оставили сообщения о точном количестве этих классов, поэтому церковные историки придерживаются на этот счет неоднозначных позиций. Одни считают, что было всего два разряда: «совершенные» и «несовершенные» (Зонара, Вальсамон, Свицер). Другие признают три класса: «слушающие», «коленоприклоняющие» и «просящие» (Мальдонат, Бинтерим). Третьи называют четыре класса: «слушающие», «коленоприклоняющие», «просящие» и «избранные» (Бона, Бингам). Поздние исследователи склоняются чаще к варианту с тремя разрядами.

Первый разряд (начальный) – «слушающие» – те оглашенные, которые только что были зачислены в ряды катехуменов и имели право находиться на богослужении до молитвы об оглашенных, слушали Священное Писание и поучения священнослужителей (отсюда и название их) [2, кн. 8, 5].

Из разряда «слушающих» оглашенные переходили во второй – «коленоприклоняющих» или «ниц-простертых». Эти оглашенные оставались на богослужении немного дольше: после чтения Писания и поучений они становились на колени, наклоняли голову, предстоятель читал над ними молитву об оглашенных и благословлял их, возлагая им на голову руки. После этого они покидали богослужебное собрание [3, I В.С., 14-е прав.].

Третий разряд имел различные наименования: в Восточной Церкви оглашенные этого класса назывались «крещаемыми» или «просвещаемыми», в Западной – «просящие» или «избранные». В первом случае подчеркивалась готовность оглашенных уже принять крещение, просветиться им. Во втором, название «просящие» происходило от того, что некоторые ревностные катехумены сами просили крещения, чем сокращали период оглашения (если были достойны этого), а наименование «избранные» говорит само за себя – эти оглашенные отделялись пастырями из прочей массы, т.к. уже были готовы принять крещение. Эти оглашенные покидали богослужение самыми последними. Над ними также читалась особая коленопреклоненная молитва и преподавалось благословение.

Если делить оглашенных на два класса (см. выше), то первые два перечисленные относятся к разряду «несовершенных», соответственно, третий - к классу «совершенных» [4, С. 78-84].

Содержание огласительных бесед

В I в. оглашение имело вид проповеди, как это видно из Библии. О содержании этих проповедей можно судить по вышеуказанной речи апостола Петра в праздник Пятидесятницы. В своей речи он последовательно раскрывает историю спасения человеческого рода, начиная с ветхозаветных пророчеств и заканчивая приходом в мир Мессии, т.е. Иисуса Христа. Петр на основании пророчеств доказывает мессианское достоинство Христа и призывает иудеев уверовать в Него. Апостол Павел, проповедуя в афинском ареопаге, исповедовал «неведомого Бога» творцом мира, источником жизни всего существующего и также призывал слушающих к покаянию и принятию Иисуса Христа (Деян. 17, 22-31). Другие тексты проповедей содержат подобную информацию (Деян. 7,1; 10, 34-43). Христианская жизнь только зарождалась, еще не было развитой догматической системы, поэтому огласительные беседы имели характер простой проповеди, где говорилось о самом главном.

Об эпохе мужей апостольских (II в.) говорить сложнее, т.к. письменные источники не содержат информации о предметах оглашения. Возможно, эти беседы имели схожий характер с оглашением I в. в силу духовной близости мужей апостольских и апостолов. К кон. II в. срок оглашения становится более продолжительным [4, С. 36].

О содержании и объеме бесед III в. можно судить по выдержке из текста Апостольских Постановлений (IV в.): «Итак, имеющий огласиться словом благочестия прежде погружения да будет наставлен в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне Единородном, в убеждении о Святом Духе. Пусть изучит он порядок различного творения, пути промысла, суды различного законоположения. Пусть узнает, почему создан мир, и почему человек поставлен господином мира. Пусть изучит природу свою, какова она. Пусть узнает, как Бог наказал злых водою и огнем, а святых во все времена прославил, - разумею Сифа, Еноса, Еноха, Ноя, Авраама и его потомков, Мелхиседека и Иова и Моисея, также Иисуса и Халева и Финееса священника и верных всех времен. Пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но в различные времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности, от смерти вечной к жизни вечной. Сие и согласное с сим пусть изучает во время оглашения приходящий» [2, кн. 7, 39]. Данный памятник свидетельствует о том, что в это время вниманию катехуменов предлагались беседы достаточно большого объема.

В IV в. оглашение еще более осложнилось. В это время оглашенные уже разделялись на классы. Незадолго до крещения находящиеся на последнем этапе подготовки (просвещаемые) имели уже основные знания о вере. Также они получали дополнительные наставления: углубленные знания в области догматического богословия (сюда входили вопросы триадологии, христологии, пневматологии, антропологии, эсхатологии), нравственного богословия и Священной истории. Об обстоятельности предлагаемых Церковью бесед можно судить по объему и содержанию огласительных бесед Кирилла архиепископа Иерусалимского.

В V в. программа оглашений была фактически той же. К ней добавлялись беседы о суетности языческих учений и временной функции ветхозаветной религии [4, С. 36-38].

В IV и V в.в. развитие огласительных бесед достигло своего апогея. Катехумены получали обстоятельные теоретические знания о христианской вере. К опыту оглашения данного периода обращаются катехизаторы и настоящего времени, что также свидетельствует о высоком уровне этих программ.

Обязанности оглашенных

Катехумены должны были проходить не только теоретический курс, но и практический. Он выражался, главным образом, в участии в богослужении до определенного момента (см. выше). В пользу этого факта говорят практически все сохранившиеся древние литургические тексты. В храме оглашенные стояли в задней части храма – в притворе (нарфике), а верные (т.е. крещеные) - в центральной. Пространство, которое их отделяло, символизировало их непосвященность в евхаристическую жизнь общины.

Сами оглашенные стояли не в случайном порядке, но согласно тому разряду, в котором находились. Самый младший разряд – «слушающие» находился ближе всех к выходу и, соответственно, дальше всех от алтаря. Обязанность участвовать в богослужении вменялась оглашенным с первых дней их подготовки к крещению [4, С. 92]. Это нужно было для постепенного обучения соборной (коллективной) молитве и прививания любви к богослужению.

Оглашенных увещевали обучаться молитве и вне храма. Об этом свидетельствует Кирилл архиепископ Иерусалимский: «Молись чаще, чтобы Бог удостоил тебя небесных и бессмертных Таин» [6, С. 11]. Два этих вида молитвы – церковная и частная – являются обязательным условием христианской жизни.

Помимо молитвенной жизни от катехуменов требовалась и высокая христианская нравственность, т.е. соблюдение Христовых заповедей, борьба с грехом, сожаление о прошлых злодеяниях перед Богом и людьми, исправление своих душевных пороков и развитие добрых качеств души – добродетелей. В помощь в этой духовной работе над собой Церковь предлагала не только молитву, но и пост. Он обычно назначался для третьего разряда оглашенных – просвещаемых и длился не более сорока дней, после чего человека крестили [7, С. 187]. В том, что оглашенные постились перед крещением сомневаться не приходится. «Тем, кто собирается креститься, нужно к этому приготовиться частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов…», - обращается к оглашенным Тертуллиан [9, гл. 20, 20]. Об этом говорит и Сократ в своей Церковной истории [8, гл. 17].

Однако были из оглашенных и нерадивые, которые не спешили оставлять греховную жизнь. Если такие уличались в тяжелых грехах, то их переводили в предыдущие разряды. Катехумены из «слушающих» в этом случае теряли право находиться в храме во время богослужения. Им определялся срок покаяния, в течение которого в богослужебное время они стояли на паперти храма [4, С. 84-85].

Даже из краткого ознакомления с историей возникновения и развития оглашения в Церкви I-V в.в. можно понять насколько серьезное было к нему отношение со стороны священноначалия. Это был действительно институт оглашенных с четко проработанной программой и отлаженной дисциплиной. Оглашение давало необходимые качественные знания о христианской вере, предупреждало о разного рода опасностях, которые могли встречаться на пути христиан того времени, давало возможность участвовать в общественных богослужениях, учило жить по-христиански еще до крещения. Из истории Церкви видно, что оглашенные вели активный христианский образ жизни. От христиан они отличались лишь тем, что не участвовали в Евхаристии. Подобная активность позволяла оглашенным не только привыкать к христианской жизни, но и испытывать свое желание принять новую веру. Институт катехумената был неким ситом для отсеивания непригодных или еще неготовых для христианства людей.

Анализируя основные идеи института оглашения данного периода, можно отметить, что они вполне соответствовали проблемам и задачам того времени и являлись весьма полезным инструментом для их решения.

Литература:

  1. Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 2001. – 1346 с.

  2. Апостольские Постановления: krotov.info ›acts/04/2/constit_apost.htm (дата обращения 10.05.2012 г.)

  3. Книга правил святых апостолов и святых Вселенских Соборов: vselprav.org ›Html/Pr/pr.htm (дата обращения 10.05.2012 г.)

  4. Алмазов А.И., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Каз.: Типография Императорского Университета, 1884. – 779 с.

  5. Афанасьев Н., прот., Вступление в Церковь, Шмеман А., прот., Водою и Духом – М.: изд-во ПСТГУ, 2004. – 450 с.

  6. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, Огласительные и тайноводственные поучения – М.: издание Австралийско-Новозейландской Епрахии РПЦЗ, 1991. – 330 с.

  7. Смирнов Е.И., История христианской Церкви, Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.

  8. Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 7, agios.org.ua ›…Сократ…Церковная_история._Книга_7 (дата обращения 13.10.2012 г.)

  9. Тертуллиан, О крещении: krotov.infolibrary/19_t/ter/tullian_baptism.html (дата обращения 13.10.2012 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle