Автор: Заводчиков Василий Васильевич

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

международная научная конференция «Исторические исследования» (Уфа, июнь 2012)

Библиографическое описание:

Заводчиков В. В. Творцы победы Башкортостана в кинодокументах Куйбышевской студии кинохроники в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) [Текст] // Исторические исследования: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 38-41.

67 лет отделяют нас сегодня от Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В.В. Путин, выступая 9 мая 2012 года на военном Параде, посвященном этой исторической дате, назвал День Великой Победы “днем памяти, гордости и скорби, который объединяет сейчас всех граждан России” [1]. “Настоящими творцами Победы” назвал он ветеранов, которые через всю войну “прошли в едином строю, в едином братстве и вместе вынесли такие трудности, такие лишения и муки, которые человек, казалось, выдержать не может” [2]. В этом едином братстве народов важное место принадлежит творцам Победы Башкортостана.

В годы войны Башкортостан стал одним из крупных регионов по приему эвакуированных предприятий и населения, обеспечению фронта вооружением, горючим, продовольствием и снаряжением. В 1941-1942 гг. республика приняла и разместила около 100 эвакуированных заводов и фабрик, десятки госпиталей, ряд центральных государственных и хозяйственных органов: наркоматы нефтяной промышленности, связи, Госконтроля СССР. В 1941-1943 гг. в Уфе находились Академия наук, союзы писателей, композиторов, художников Украинской ССР. Из западных областей страны прибыло 278 тыс. человек эвакуированных. Зимой 1941-1942 гг. помимо общих войсковых формирований, в республике были созданы 2 башкирские кавалерийские дивизии (112-я, 113-я). Всего за годы войны из республики было отправлено на фронт около 700 тыс. бойцов. Каждый третий из них погиб [3, с. С.202].

Единство фронта и тыла проявлялось в трудовом подвиге народа. В начале войны промышленность республики перестроилась на выпуск оборонной продукции. Подвигом ученых и трудящихся республики явилось увеличение добычи нефти. В конце 1943 г. было открыто Кинзябулатовское месторождение нефти под г. Ишимбаем. Всего за годы войны было добыто более 5 млн. т нефти, ее переработка увеличилась в 1,5 раза. К концу войны промышленность республики выпускала продукции в 2,6 раза больше чем в 1940 г. За 1941-1945 гг. колхозы и совхозы республики сдали государству 160 млн. пудов зерна, 980 тыс. центнеров мяса и другие продукты. Трудящиеся республики внесли в Фонд обороны около 250 млн. рублей. На эти средства были построены авиаэскадрильи “Башкирский истребитель”, “Комсомолец Башкирии”, “Башкирский нефтяник”, “Белорецкий металлург”, а также танковые колонны “Осоавиахим Башкирии”, “Учитель Башкирии”, “Пионер Башкирии”, “Башкирская организация МОПР”, бронепоезда “Александр Невский”, “Полководец Суворов”, “Салават Юлаев”, “Уфа”. В 1941-1944 гг. было собрано и отправлено на фронт 470 тыс. теплых вещей, 360 вагонов с посылками.

За самоотверженный труд и мужество около 1 тыс. рабочих, инженерно-технических работников, более 300 тружеников сельского хозяйства и более 200 тыс. воинов, призванных из республики, были награждены орденами и медалями, 261 человек – уроженцев Башкортостана были удостоены звания Героя Советского Союза, 35 воинов стали полными кавалерами ордена Славы [4, с. 41,203].

Мужество и героизм народа республики, его самоотверженный труд в тылу нашли отражение в кинодокументах, выпущенных Куйбышевской (ныне Самарской) студией кинохроники в годы Великой Отечественной войны. Созданная в 1927 году, она к началу Великой Отечественной войны имела 14-летний опыт работы [5]. Опыт, накопленный творческим коллективом студии в предвоенный период, послужил хорошей основой для кинодокументалистики военного времени. Война с фашистской Германией поставила перед Куйбышевской студией кинохроники новые задачи. На нее было возложено обслуживание 8 областей и 6 автономных республик Поволжья [6].

С января по октябрь 1941 года студия выпускала местные журналы “Средняя Волга”, а с ноября 1941 года переключилась на выпуск киножурналов на союзный экран [7]. В конце 1941 года кадровый состав студии был усилен за счет квалифицированных работников Центральной студии кинохроники, в связи с ее эвакуацией в г. Куйбышев (ныне г. Самара). Согласно приказу Председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г. Большакова “Об упорядочении работы студий кинохроники” (31 декабря 1941 г.), руководство студии должно было “обеспечить выпуск следующей кинопродукции: “Союзкиножурнал” (4 номера в месяц), “СССР на экране” (3 номера в месяц), а также фильмопесни и короткометражные фильмы” [8, с.273-274]. С 1 июля 1942г. производство “Союзкиножурнала” было прекращено и студией был начат выпуск нового регионального киножурнала “Поволжье” (3 номера в месяц) [9].

По решению Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР в 1942 году были ликвидированы студии кинохроники в Воронеже, Саратове, Уфе и Казани и превращены в корреспондентские пункты Куйбышевской студии кинохроники [10]. С этого периода хроника жизни Башкортостана стала рубрикой киножурналов, выпускаемых Куйбышевской студией кинохроники [11, с.75].

Так, в одном из сюжетов “Союзкиножурнала” (1942, № 12, 17 марта) был показан город Уфа, где состоялась очередная сессия Академии наук Украины, на которой выступил президент Академии А.А. Богомолец [12].

О помощи республики фронту шла речь в сюжете (“Поволжье”, 1942, № 19, 5 декабря.), посвященном труженикам башкирской деревни Сафарово, которые отправили в подарок фронтовикам 152 овчины, 300 кг шерсти, много теплых вещей. Кинокамера запечатлела, как бабушка Ракия Байбурина с любовью вяжет для бойцов варежки, носки, шарфы [13].

Ратным подвигам уроженцев Башкортостана и трудовым подвигам тружеников тыла был посвящен выпуск киножурнала (“Поволжье”, 1944, № 49.), в котором режиссер В. Каштелян рассказал о самоотверженном труде передовиков производства на заводах республики. В сюжете шла речь и о героизме Мансура Абдуллина и Фазульяна Ахмалетдинова, которым было присвоено звание Героев Советского Союза [14].

В кинодокументах студии находили отражение и важные вехи истории республики. Так, например, один из сюжетов киножурнала (“Поволжье”, 1944, № 13.) был посвящен двадцатипятилетию образования башкирской автономии в 1939 г. [15].

Патриотизм тружеников республики, их вера в разгром врага, героический труд во имя Победы нашли отражение и в документальных фильмах, выпущенных Куйбышевской студией в годы войны. Так, например, о трудовом героизме народа шла речь в киноочерке “На боевом посту”, снятом студией в 1943 г. (режиссер В.И. Будилович, ассистент режиссера Н. Жданова, оператор С.И. Авлошенко, музыкальное оформление – Б. Мерцалов; звукооператор Л.П. Герцикова) [16]. В одном из сюжетов киноочерка авторы запечатлели, как трудящиеся Уфы провожали на фронт бронепоезд, построенный на их трудовые денежные средства [17].

О героизме нефтяников на нефтяных промыслах Среднего Поволжья и предгорий Урала шла речь в фильме “Нефть – фронту”, выпущенном студией в 1942 г. (режиссер О.Д. Покорский; кинооператоры Н.А. Блажков, Н.П. Киселев; музыкальное оформление А.С. Ройтмана; звукооператор Д.Н. Овсянников.) [18]. Повествуя о трудовой доблести нефтяников, авторы фильма рассказали и о женщинах, работающих на нефтяных промыслах, заменяя ушедших на фронт. Зритель увидел на экране лучших работниц Ишимбаевских нефтяных вышек – Анну Сатонину и Настю Шишкину [19].

В создании многих кинодокументов студии принимал непосредственное участие один из первых башкирских кинооператоров Гильван Амиров. В объектив его кинокамеры попали эпизоды сбора подарков фронтовикам, передачи летчикам Красной Армии эскадрильи боевых самолетов, построенных на трудовые сбережения народа, самоотверженного труда ученых, рабочих, шахтеров в тылу и многие другие сюжеты. Став фронтовым оператором, он снимал наступление Красной армии на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии [20, с.47 – 48.].

Так, в киносюжете “Подарки на фронт” (“Поволжье”, 1942, № 9, 2 сентября.) Г.Амиров заснял упаковку подарков трудящихся Татарии партизанам Белоруссии [21].

В репортаже “Во имя Родины” (“Поволжье”, 1943, № 2.) Г. Амиров совместно с кинооператорами Н. Киселевым, В. Цитроном, С. Фридом запечатлели на военном аэродроме торжественную передачу летчикам Красной Армии эскадрильи боевых самолетов авиаполка “Валериан Куйбышев”. Эти самолеты были построены на сбережения трудящихся Куйбышевской области. Принимая подарок куйбышевских патриотов, летчики дали слово ”беречь самолеты как зеницу ока, смело и бесстрашно вести их в бой на истребление фашистских оккупантов” [22].

Г. Амиров, будучи в составе группы фронтовых кинооператоров, в которую входили В. Доброницкий, Р. Кармен, А. Кричевский, Ю. Кун, Г. Могилевский, М. Ошурков, А. Смородин, Л. Фролов, М. Шнейдеров, В. Штатланд, участвовал в съемках сюжета “На румынской земле” (“Поволжье”, 1944, № 25.). Кинооператоры запечатлели, как части Красной Армии во главе с командующим Украинским фронтом маршалом Советского Союза И.С. Коневым перешли государственную границу и с боями вступили на территорию противника [23].

Г. Амирову удалось запечатлеть на пленке и празднование народом Великой Победы. В числе других операторов он участвовал в создании сюжета “День Победы великого советского народа” (“Поволжье”, 1945, № 19-20.) (режиссер В. Каштелян; операторы М. Ципорин, С. Авлошенко, Г. Амиров, Н. Белоусов, В. Каштелян, К. Лавигин). В этом сюжете было показано, как волжане встретили подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. Кадры запечатлели, как волжане выходили на улицы и со слезами поздравляли друг друга с Победой. Тысячи экземпляров текста о безоговорочной капитуляции Германии были распространены по всем города и селам Поволжья. Повсюду – на заводах, фабриках, городских площадях возникали многотысячные митинги трудящихся, в выступлениях которых звучали слова искренней признательности всем, чей ратный и трудовой подвиг принес долгожданную Победу.

На экране было показано, как в одной из квартир города Куйбышева за праздничным столом родные и друзья чествовали Героя Советского Союза Ивана Чернеца. В ответ на поздравления близких он сказал: “Вот пришел день, который мы все так долго ждали, день полной победы над врагом. Такой народ как наш нельзя победить! Мы прошли тяжелый путь от Сталинграда до Берлина. Он был полон лишений и опасностей, но мы преодолели все и триумфально завершили его. Мы бесстрашно шли по дорогам войны. Нас вела бесконечная вера в победу, вера в правое дело. Мы знали, что победим!” [24].

Г. Амиров смог заснять и возвращение на родную землю уроженца Башкортостана – дважды Героя Советского Союза М.Г. Гареева, который вместе с боевыми товарищами прошел славный путь от Москвы до Берлина. В сюжете “В родной семье” (“Поволжье”, 1945, № 23.) Г. Амиров запечатлел сердечную встречу Мусы Гасейновича Гареева с родными и односельчанами [25].

В одном из выпусков киножурнала (“Поволжье”, 1945, № 29.), посвященном послевоенной мирной жизни, Г. Амиров в сюжете “Три сестры” показал семью шофера нефтяного промысла “Ишимбайнефти” Аверьянова, у которого появилось на свет сразу три дочери – Вера, Надежда и Любовь. В сюжете рассказывалось о большой заботе общественных и городских организаций Ишимбая о семье Аверьяновых, которой была предоставлена новая квартира [26].

Эти и многие другие кинодокументы, созданные Куйбышевской студией кинохроники в суровые военные годы, сохранили для нас не только хронологию тех великих событий, но и имена их участников, вершивших ратные и трудовые подвиги во имя Победы. Дошедшие до наших дней уникальные кадры кинохроники, запечатлевшие беспримерное мужество, героизм, силу духа и сплоченности народа в борьбе с врагом, играют неоценимую роль в сохранении памяти о Великой Отечественной войне, о творцах Великой Победы.


Литература:

  1. Российская газета, 2012, 10 мая.

  2. Там же.

  3. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное изд-во ”Башкирская энциклопедия”, 1996. – 672 с.

  4. Там же.

  5. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф.4095. ОП.2. Д.9. Л.4.

  6. Поспелов А. 25-летие Куйбышевской студии кинохроники // Волжская коммуна, 1952, 30 декабря.

  7. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.19. Л.16.

  8. Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг. Документы и свидетельства / Авт.-сост. В.П.Михайлов, В.И.Фомин. – М.: “Канон” РООИ “Реабилитация”, 2010. – 1048 с.

  9. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.20. Л.7.

  10. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.24. Л.2.

  11. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Указ. Соч.

  12. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.3. Д.6. Л.390.

  13. Там же, Л.31.

  14. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.3. Д.8. Л.3.

  15. Там же, Л.183.

  16. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф.966. ОП.2. Д.805. Л.210.

  17. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.3. Д.4. Л.19.

  18. РГАЛИ. Ф.966. ОП.2. Д.805. Л.194.

  19. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.3 .Д.4. Л.56.

  20. Янгиров Р. Кино в Башкортостане / Р.Янгиров, – Уфа: Изд-во “Башкортостан”, 2001. – 88 с.

  21. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.3 .Д.6. Л.155.

  22. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.30. Л.254.

  23. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.3. Д.8. Л.123-124.

  24. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.3. Д.9. Л.133-134.

  25. Там же, Л.118.

  26. Там же, Л.95.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle