Библиографическое описание:

Смесова Е. А. Из истории деятельности «Пушкинского общества» в Туркестанском крае [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 34-36.

Кардинальные изменения, произошедшие за годы независимости в Узбекистане, определили ход и развития отечественной истории. Обращение к узловым страницам истории Узбекистана, к тем её разделам, которые стали переломными в ходе развития, в частности, колониальному является особо актуальным.

Изучение событий, имевших место в Туркестане в 1905-1907гг, и в последующие годы имеет важное значение для анализа исторических предпосылок в крае. В этом плане одной из важнейших задач историков Средней Азии является дальнейшее и более обстоятельное, более глубокое изучение истории в колониальном Туркестане, тем более, что многие стороны этой темы нуждаются в дополнительном исследовании и разработке.

В это время позитивно изменилась деятельность широких кругов местного общества. Особенно это сказалось в оживлении деятельности гражданских и военных собраний, в создании новых общественных и культурно-просветительных организаций. Появляются новые общественные собрания в Коканде(1895г), на станции Фараб(1899г),в Новом Маргилане (1900г),Чимкенте(1901г)Красноводске(1903) и многих других городах края.[1, c.42]

С 1896 года в Туркестане возникают общественные организации нового типа – ремесленные собрания. Впервые такое собрание было открыто в Кизил-арвате при главных мастерских Среднеазиатской железной дороги. Еще более массовый характер в крае различных культурно- просветительных кружков, союзов и обществ.

«Общество по устройству народных чтений в Туркестанском крае» было названо «Пушкинским» в память поэта А.С. Пушкина.[2, c.3]

Деятельность «Пушкинского общества» проходила не без ведома колониальных властей, и даже с их помощью, и вниманием. Подобная заинтересованность может быть объяснена тем, что царская администрация была напугана растущим революционным движением в России. Для того, чтобы противодействовать его распространению на окраины, было решено направить «умы подданных в желаемом направлении», используя опыт центральных районов империи, где были созданы легальные рабочие организации. Российское правительство надеялось, что создание таких организаций отвлечет рабочих от революционной борьбы. Они были созданы в таких центрах как Москва, Санкт-Петербург, Киеве, Одессе, Баку и др.

«Пушкинское общество» образованное в 1901 г., начало функционировать с 15 января 1902 г. Его деятельность выразилась в организации отделов народного чтения, воскресных школ и книжных складов. Обществу было предоставлено уставом право, устраивать библиотеки, читальни, чтения, курсы, школы, издавать печатные произведения, производить книжную торговлю, открывать филиальные отделения во всех городах и селениях края.[3, c.374] В архиве сохранилась программа народных чтений с 17 февраля по 31 марта 1902 г. Знакомство с текстом этой программы даёт представление о народных чтениях, о том, где и на какие темы они проводились.

Например, 17 февраля проводились народные чтения на Ташкентском вокзале и в аудитории Сельскохозяйственного общества по произведениям Н. А. Некрасова «Мороз красный нос» и Станюковича «Максимка»; 24 февраля состоялись чтения по произведениям М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и А. Толстого «Садко». [4, c.8-9]

В марте народные чтения состоялись 10 раз по произведениям : «Человек за бортом» Станюковича, «Забытый рудник» Немировича-Данченко, «Полтава» А. С. Пушкина, «Князь Серебряный» А. Толстого и др.

Контингент лекторов и устроителей чтений подбирался очень тщательно, и утверждался генерал-губернатором. Власти боялись «перехода народных чтений в руки людей неблагонамеренных и обращения чтений в орудие противоправительственной пропаганды». Больше всего власти колониального Туркестана боялись сближения, взаимопонимания русских и местных трудящихся масс. Отсюда и определенные поправки в проекте устава общества, которые решила внести колониальная администрация. Согласно правилам, выработанным колониальной администрацией, председателем и товарищем председателя «Пушкинского общества» могли быть только лица христианского вероисповедания. [5, c.3-5] Учащиеся учебных заведений, солдаты, юнкера, а также люди, состоявшие под следствием или судом, не могли быть членами общества. Свыше года рассматривался устав «Пушкинского общества», и только 27 июня 1901 года устав был утвержден генерал –губернатором края Сахаровым после целого ряда поправок и дополнений.

Устав общества, небольшая голубая брошюра на 10 страниц, был отпечатан а Ташкентской типолитографии В.М.Ильина.

Власти настойчиво пытались подчинить своему влиянию деятельность организации, но для большинства членов, несмотря на установленный полицейский надзор, общество было центром общественной, политической и культурно-просветительной деятельности.

Сведения о деятельности «Пушкинского общества» сохранились в архиве и газете «Туркестан». Например, сохранился отчет общества за 4 года его деятельности с 1902 по 1905 гг.[6, №17] За 4 года деятельности общества было проведено 143 народных чтения, причем наибольшее их число состоялось, по данным отчета, в 1902 г. Однако просветительская деятельность общества зачастую наталкивалась на противодействие со стороны правительственных агентов. Так, в 1904 г. были прекращены народные чтения на Ташкентском вокзале, вследствие того, что местная жандармерия решила осуществить своё «право» на цензуру этих чтений.

Воскресные школы «Пушкинского общества» начали функционировать с 1902 г. Число учащихся в них колебалось от 50 до 80 человек в мужских школах, от 30 до 40 человек в женских. Слушателями воскресных школ были рабочие, мелкие служащие и их дети. К занятиям в воскресных школах допускались лица, утвержденные генерал-губернатором или директором народных училищ, после проверки «политической и нравственной благонадежности» желающих учиться в этих школах.[7, c.20]

Значительно лучше обстояло дело с книжными складами «Пушкинского общества» и книжной торговлей. В распоряжении общества имелись 2 склада и книжный киоск на Воскресенском базаре в Ташкенте, обслуживавшие в больших размерах «духовные нужды на книгу». Книжные склады общества имелись в Черняево, Коканде, Самарканде, Андижане, Бухаре, Перовске, Чарджуе, Аулие-Ата и Петро-Александровске.

В 1905 – 1907 гг., находясь под влиянием социал-демократов, эсеров и анархистов, «Пушкинское общество» большим тиражом стало выпускать издания «Донской речи», «Молота», «Буревестника» и др. На складе общества, на Саларской улице, в доме Гейера продавались листки «Донской речи» со следующим содержанием: 1.Что такое всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право. 2. Как надо расходовать народные деньги. 3.Что дают рабочим профессиональные союзы. 4. Что такое палата представителей. 5.Как в Пруссии выбирают не представителей народа, а представителей богачей и чиновников. 6. Какие народные представители не нужны народу.

Газета «Русский Туркестан» сообщала, что 7 сентября 1905 г. на Соборной улице, у магазина ЗАХО заведующий книжным складом общества Гольберт продавал листки издания «Донской речи», посвященные злободневным вопросам общественной жизни России. [8, №193].

Итак, просветительская деятельность «Пушкинского общества» в 1905 г. велась с целью донести до народа истинное значение происходящих в ту пору событий. На страницах газеты «Русский Туркестан» члены «Пушкинского общества» заявляли: «Давно пора сдать в архив близорукую теорию высших и низших рас, согласно которой одни нации предназначены провидением к господству, другие же низшие расы – предназначены к постепенному исчезновению с арены общественной жизни. Мы не сомневаемся, что 6-миллионное население Туркестанского края сыграет далеко не последнюю роль в экономической жизни России и прочих стран». [9, 258]. Но, считалось, чтобы оно сыграло эту роль, необходимо ему помочь в политическом и культурном росте.

Такие заявления совершенно противоречили целям и надеждам колониальной администрации, которая при помощи легального «Пушкинского общества» стремилась отвлечь трудящихся от борьбы за свои права. Репрессии царизма против членов общества – А. Борейши, В. Корнюшина, А. Худаш, А. Гольберта, Г. Михина, Л. Кистяковского и других, привели в конце 1907 г. почти к полному его бездействию. Деятельность общества закончилась в продаже книг издания преимущественно «Посредника» из киоска в Кауфманском сквере, да и эта продажа была предоставлена на единоличном распоряжении и ответственность казначея общества Ю.О.Якубовского.[10, c.315]

Однако, популярность общества у русского трудового населения была довольно велика. Успех обеспечивался и тем, что в его культурно-просветительской работе видное место отводилось театру. В 1909 г. во время выработки программы проведения 100-летнего юбилея Н. В. Гоголя, Совет «Пушкинского общества» привлек к проведению юбилейных торжеств драматическое общество «Волна». Они подготовили совместно спектакли «Ревизор» и «Женитьба». Оба спектакля прошли в апреле 1909 г. с огромным успехом и затем были неоднократно повторены.

Однако одно за другим закрывались в крае общественные и культурно-просветительские организации. Среди них общество «Ревнителей просвещения» в городе Верном, собрание в новом Маргилане, ремесленное собрание в Кизил-Арвате и др. Сведения о деятельности №Пушкинского общества»этого периода крайне скудны.

В 1912 году А.И.Добромыслов в историческом очерке по этому поводу писал, что «Общество только в начале привлекало к себе внимание ташкентского обывателя и , только после 5 лет почти полного прозябания оно с начала 1910года стало как будто возрождаться».[11, c.241] Но это возрождение было встречено местными властями недоброжелательно и дело дошло до того, что Пушкинскому обществу долгое время не разрешали проводить даже внутренних собраний его членов.

В заключении отметим, что несмотря на большие трудности «Пушкинское общество» не прекращало работу своих отделов ,этому не могли помешать ни зоркое внимание, и бесконечные придирки со стороны властей, ни репрессии самых лучших представителей общества, ни запреты его деятельности. Для воспитания масс организация использовала все возможные методы. Так, в последующие годы своей деятельности общество с этой целью использовало пропагандистскую силу театра .В итоге подобная деятельность способствовала развитию освободительного движения в Туркестане.


Литература:

  1. В.П.Дьяченко «Русский драматический театр в Туркестанском крае» – Ташкент, Фан,1966,стр 42

  2. ЦГА РУз., ф.И – 1,оп 028,д.420,л 3

  3. ЦГА РУз.,ф.И – 1,оп 4,д.1201,л 374

  4. ЦГА РУз.,ф.И – 17, оп. 1, д. 15567, л. 8 – 9.

  5. ЦГА РУз., ф. И – 1, оп. 28, д. 420, л. 3 – 5.

  6. Газета «Туркестан» от 17 сентября, 1906 г. - №17.

  7. ЦГА РУз., ф. И – 17, оп.1, д. 15567, л.20.

  8. Газета «Русский Туркестан» 7 сентября 1905 г. - №193.

  9. Газета «Русский Туркестан» 6 декабря 1905 г. - № 258.

  10. ЦГА РУз., ф. И –462,оп. 1,д. 296,л.315

  11. А.И Добромыслов «Ташкент в прошлом и настоящем» Ташкент,1912 г.,стр 241

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle