Библиографическое описание:

Дербенев А. С. Экономическое сотрудничество США и Саудовской Аравии (июль 1943 – июнь 1945 гг.): слова и дела [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 16-18.

Международная политика США на ближневосточном направлении все чаще становится объектом внимания политических и экспертных кругов. В конце 2010 – начале 2011 г. арабский мир вступил в полосу народных волнений. В этой связи в научных публикациях по международной тематике можно наблюдать новый виток интереса к изучению региональных и международных процессов на Ближнем Востоке. Стоить отметить, что на сегодняшний день проблема американо-саудовских экономических отношений в 1943-1945 гг. весьма слабо освещена как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Использование в данной статье ряда американских дипломатических документов позволяют взглянуть на американо-саудовские отношения в 1943-1945 гг. под новым углом.

В 1943 г. американская внешняя политика на ближневосточном направлении стала существенно инициативнее. Особый вес приобрели американо-арабские отношения. 18 июля 1943 г. американский посол в Эр-Рияде Джеймс Муз вручил верительные грамоты королю Саудовской Аравии Абдель Азизу. Арабский город Джидда стал дипломатической столицей [1].

Деловой интерес официального Вашингтона к Саудовской Аравии стимулировался серьезными положительными сдвигами в экономике обоих государств. Об укреплении хозяйственных позиций США в королевстве свидетельствует то, что американские бизнесмены стали активнее проникать в главный сектор экономики Саудовской Аравии – нефтяной и тем самым «арабский акцент» в американской внешней политике становился все сильнее. Важное значение для Вашингтона имели факторы экономического взаимодействия с Эр-Риядом. Развивая отношения с Саудовской Аравией, американское внешнеполитическое ведомство строило планы относительно расширения и углубления двусторонних торгово-экономических связей. Это было необходимо по ряду причин. Во-первых, американцы приобретали новых торгово-экономических партнеров и повышали свой международный статус. Во-вторых, американо-арабское сотрудничество в сфере безопасности подтвердило заинтересованность сторон в расширении политического диалога.

В меморандуме на имя президента США 22 декабря 1944 г. госсекретарь представил ряд проектов по расширению долгосрочной финансовой помощи Саудовской Аравии в рамках ленд-лиза. Основными причинами расширения помощи были: растущие потребности американской экономики в арабской нефти и планы по строительству аэродромов на территории Саудовской Аравии. Кроме того, госсекретарь подчеркнул, что «экономическую поддержку необходимо реализовать в ближайшее время, в условиях острой конкурентной борьбы, разворачивающейся на арабском нефтяном рынке, ибо другие развивающиеся нации могут опередить нас, что самым серьезным образом отразится на позициях США в зоне Персидского залива» [2,p.141]. Диапазон проектов был весьма широк.

Первый проект внешнеполитического ведомства США заключался в следующем: по оценкам американских внешнеполитических стратегов для удовлетворения неотложных нужд Саудовской Аравии потребуется 43 млн. долл., американское правительство может предоставить кредит на пять лет. Сущность второго проекта заключалась в том, что Экспортно-Импортный банк США обеспечит финансирование совместных американо-арабских проектов в различных сферах. Третий проект был адресован командованию вооруженных сил США, в котором говорилось: «Оказать помощь Саудовской Аравии посредством строительства аэродромов и связанных с ними коммуникаций, инфраструктуры и направить военных специалистов для обучения арабской армии и создания стратегически важных объектов». Все эти предложения были одобрены командующими сухопутных и военно-морских сил США [3,p.734-735].

Пакет финансовой помощи королевству предполагалось вынести на обсуждение в Конгресс. Некоторые его представители считали, что часть денежных средств Саудовской Аравии попадет в руки бизнесменов Aramco, а процесс принятия проекта финансовой помощи затянется, как и оказалось на самом деле.

22 февраля 1945 г. руководство Государственного Военно-Морского Kоординационного Kомитета (SWNCC) изложило Ф. Рузвельту свой взгляд на перспективы финансовой помощи Саудовской Аравии в рамках ленд-лиза.

По оценкам специалистов SWNCC для тотальной модернизации Саудовской Аравии потребуется примерно 28 – 57 млн. долл. в период 1945-1950 гг. Было решено оказать помощь двух видов:

1. В краткосрочной перспективе военное ведомство США должно было обеспечить строительство аэродромов, в частности, сооружение авиабазы в Дахране и создание сети современных дорог.

2. В долгосрочной перспективе предоставить денежные средства для модернизации нефтяных промыслов [4].

В меморандуме Госдепартамент, подчеркивая стратегическую значимость воздушных путей над Саудовской Аравией, указывал на то, что наиболее ценным является арабская нефть для вооруженных сил США. Кроме того «военная миссия и строительство дорог отвечают национальным интересам Соединенных Штатов» [5, p. 852-853].

Важнейшим шагом вперед в американо-саудовских отношениях стала встреча на высшем уровне. Состоявшиеся в феврале 1945 г. переговоры между президентом США Ф. Рузвельтом и королем Саудовской Аравии Абдель Азизом на борту американского военного корабля «Куинси» в Суэцком канале стали важной вехой в истории взаимодействия двух государств. В ходе её президент США подчеркнул интерес американского политического руководства и бизнес сообщества к расширению отношений с Саудовской Аравией [6, p.30-31].

Важным предметом обсуждения двух лидеров явился вопрос о еврейских беженцах в Палестину. Король недвусмысленно намекнул президенту США, что евреям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны, должно быть предоставлено жизненное пространство на территории стран «оси», ибо арабы рассматривали еврейскую иммиграцию в Палестину как серьезную угрозу арабскому миру [7,p.29]. Король подчеркнул, что арабы будут всеми средствами противодействовать еврейской миграции в Палестину. По словам полковника Эдди, Абдель Азиз был неуступчив [8,p34-35.].

Позже Рузвельт направил королю письмо, в котором говорилось, что «американское правительство будет вести диалог по палестинской проблеме как с евреями, так и с арабами, и не будет принимать решения без согласия всех заинтересованных сторон» [9, p.289-290].

Обещание Рузвельта король использовал в дальнейшем при обсуждении палестинского вопроса. Абдель Азиз неоднократно просил руководство США соблюдать заявленные обязательства в отношении евреев.

Помимо Палестины Абдель Азиз поставил вопрос о послевоенном сотрудничестве двух государств. Он прямо спросил Рузвельта: «Будет ли Саудовская Аравия представлять в долгосрочной перспективе интерес для США?» Король заявил: «Стоит ли мне доверять англичанам, когда они заявляют, что будущее моего государства с ними, а не с американцами, что политические интересы США в Саудовской Аравии временны, только на период войны…и что только одна Англия может быть надежным партнером королевства после войны, как это было вначале моего правления?» Рузвельт прислушивался к мнению арабского лидера. После встречи с Рузвельтом Абдель Азиз сообщил Эдди: «Контраст между президентом Рузвельтом и премьер-министром Черчиллем очень велик. Черчилль уклоняется от обсуждения спорных вопросов, стремится не брать на себя никаких обязательств, вынуждая меня неоднократно возвращаться к предмету разговора. Президент же стремится добиться взаимопонимания при обсуждении проблем, развеять мрак и пролить свет на проблему» [10,p.8-9].

На борту крейсера президент США Франклин Рузвельт и король Саудовской Аравии Ибн Сауд подписали соглашение, известное как «пакт Куинси», о праве монополии США на разработку саудовских месторождений. Согласно пакту США получили эксклюзивные права на разведку, разработку месторождений и приобретение саудовской нефти, в свою очередь, гарантируя арабам защиту от любой внешней угрозы. Встреча на высшем уровне стала мощным двигателем американо-саудовских отношений. Абдель Азиз лавировал между США и Британией, отстаивая интересы своего государства. В июне 1945 г. в Конгрессе США проходили слушания о финансовой помощи Саудовской Аравии. Было принято решение отсрочить финансовую помощь королевству. После этих событий Эдди сообщил Абдель Азизу, что единственным источником помощи королевству в сложившейся обстановке является «армия Соединенных Штатов». Эдди считал, что король может отклонить помощь американских военных, так как арабские деловые круги и религиозная элита опасались проникновения американских военнослужащих, поэтому наряду с военной помощью в королевство должна поступать гуманитарная помощь [11,p.913-914].

Анализ различных форм экономической деятельности США в Саудовской Аравии показывает, что все они концентрируются в основном на получении доступа к местным энергоресурсам и другим видам стратегического сырья, таким образом, экономический и нефтяной фактор входили в число ключевых в стратегии США. В Вашингтоне отводили саудовской нефти особую роль в борьбе за сферы влияния на Ближнем Востоке. Американцы оказывая экономическую помощь, предприняли попытку решить проблему добычи и транспортировки саудовской нефти на территорию своего государства. Американская экономическая помощь стала одним из ключевых в развитии нефтяного сектора саудовской экономики. Это в свою очередь предопределило специфику политической и экономической истории страны и оказывал влияние на изменения в региональном балансе сил. «Американские монополии полностью контролировали добычу нефти в Саудовской Аравии и Бахрейне, 50% - в Кувейте, 25% - в рамках британской концессии «Ирак петролеум компании», кроме того, были представлены и в других арабских странах», - отмечает Б. Кунихолм [12,p.80].

Разработка и реализация американских программ экономической помощи королевству связывалась с развитием нефтяного сектора эмирата. Официальный Вашингтон заложил базу для долгосрочного экономического сотрудничества с нефтяным эмиратом.

Литература:

  1. См.: A Guide to the United States History of Recognition, Diplomatic, and Consular Relations, by Country, since 1776: Saudi Arabia. Режим доступа: http://history.state.gov/departmenthistory/people/moose-james-sayle

  2. Miller A. D. Search For Security: Saudi Arabian Oil and American Foreign Policy 1939-1949. N. C., 1980.

  3. Larson H. M. New Horizons, 1927-1950, History of Standard Oil Company. N.J., 1971.

  4. Подробнее об отчете специалистов SWNCC см.: Records of the State-War-Navy Coordinating Committee 19, 7 February 1945.

  5. Foreign Relations of the United States (далее - FRUS). 1945. The Near East. Vol. VIII.

  6. Eddy W. F.D.R. Meets Ibn Saud. N. Y., 1954.

  7. FRUS. 1945. Vol. VIII.

  8. Eddy W. Op. сit. Р. 34-35.

  9. Edward R. Stettinius, Jr., Roosevelt and the Russians. Wash., 1949.

  10. FRUS. 1945. V. VIII.

  11. FRUS. 1945. V. VIII.

  12. Kuniholm B. R The Origins of the Cold War in the Near East: Great Power Conflict and Diplomacy in Iran, Turkey, and Greece. N. J., 1980.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle