Библиографическое описание:

Камалджанова Т. А. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв. [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 18-21.

Казахстан является полиэтничным государством, поэтому представляется актуальным изучение места и роли каждого этноса в частности и татар в истории становления и развития республики. Выбор периода для исследования – XVIII-XIX вв. был неслучайным, так как именно в это время происходит интенсивное формирование представителей татарской диаспоры на территории Восточного Казахстана. Известно, что татары данного региона в основной своей массе были заняты в торговле: «Татары, переселившиеся сюда из Вятской, Казанской, и Тюменского уезда Тобольской губерний, в промышленности и, особенно в торговле предприимчивы, деятельны, трудолюбивы…» [1, с. 5].

Название «татары», как свидетельствует один из источников – «От скифов до татар» имеет домонгольские корни. Стоит различать два понятия «татары»: одно из них обозначает непосредственное название этнической группы, другое – собирательное название для группы племен, составляющих определенный комплекс, даже если в него входили племена разного происхождения (такое же разделение есть и в понятии «монголы»). Долгое время татарами назывались все тюркоязычные народы каганата. В свою очередь, многие из них присваивали себе это название, т.к. на протяжении многих столетий оно олицетворяло стойкость, величие и непобедимость.

Существует несколько гипотез о происхождении этнонима «татары». Вот некоторые из них: когда началось монгольское нашествие, люди, видевшие передовые отряды армии, в ужасе кричали «тартары, тартары!», что означает «жители ада» (от греческого «тартар» - преисподняя, подземное царство мертвых). В переводе с китайского «та-та» («да-да») обозначает «тащить, тянуть» или «стрелок из лука». В тунисском языке также есть слово, похожие на название «татары», тогда в прямом значении оно переводится как «колонизатор». Также есть мнение, что этноним произошел от слов «тат» - гора и «ар» - житель, то есть буквально «люди, спустившиеся с гор» [2, с. 152]. В казахском языке есть слова «татыр» - солончак, «татыру» - угощать, «тату» - пробовать, дружный, «татулык» - дружба, хорошие приятельские отношения [3, с. 41].

Татары как народ имеют достаточно различий, основанием для которых служит территория проживания, вероисповедание и даже внешний вид. И.В. Ерофеева указывает на то, что в зависимости от места проживания в официальных документах татар упоминают как «казанских», «крымских», «литовских», «оренбургских», «сибирских», «тобольских», «барабинских», «тюменских», «томских», «ишимских». Но эти группы не имели каких-нибудь существенных отличий, т.е. не являлись отдельными племенами [4, с. 232].

Тюрколог с мировым именем В.В. Радлов (1837-1918 гг.) отмечал, что иртышские татары являются смесью вытесненных сюда уже много столетий назад татарских племен. Частью переселившихся в XV-XVI вв. из южных ханств Средней Азии, численно преобладавших поволжских татар, частью переселившихся позднее. Среди причин, способствовавших переселению татар Поволжья в Южную Сибирь, выделяют следующее. С одной стороны – активная русификаторская политика правительства, выразившаяся в насильственной этнической и конфессиональной ассимиляции инородцев России. С другой – правительство своими распоряжениями поощряло рост числа жителей пограничных районов империи [3, с. 42].

Первые сведения о массовых миграциях татар на территорию Казахстана относятся к середине XVIII века. Первоначальными точками расселения во второй половине XVIII в. был Уральск, с 1760 г. царским правительством было разрешено заселение Иртышской линии, и татары устремляются в построенные на ней крепости Петропавловск и Семипалатинск. Приблизительно тогда же стали складываться татарские слободы в Петропавловске и Семипалатинске [4, с. 233].

В 1776 г. генерал-губернатором Западной Сибири «для заложения крепости по новому проекту» был откомандирован капитан И.Г.Андреев… В апреле того же года он прибыл в Семипалатинскую крепость. Вместе с Андреевым прибыло 40 работников, 25 солдат Семипалатинского батальона, 50 тюменских и тобольских служилых татар и 200 ссыльных колодников. В новую крепость стали переселяться жители старой крепости, военнослужащие [1, с. 59], различные тюркоязычные выходцы из Поволжья, Западной Сибири, Средней Азии и Восточного Туркестана («татары», «сибирские бухарцы», «бухарцы», «ташкентцы», «кашгарцы», «шала-казахи» и пр.), традиционно занимавшиеся посреднической торговлей в казахских кочевьях [4, с. 233]. Как отмечают документы, в то время: «население Семипалатинской области главным образом состоит из инородцев (88,39%), при чем в уездах процент этот еще увеличивается, достигая 93,41%» [5, с.8].

С 60-х гг. до середины 90-х гг. XVIII в. семипалатинские торговые татары стали размещаться на территории Меновой слободки, находившейся на полуострове Полковничьем [4, с. 233]. Из-за сильных разливов Иртыша в «1792 г. начальник Сибирской линии генерал-майор Штрандман разрешил перевести на новое место купеческую, или меновую слободку. Отведенное им место позже стало называться Татарской слободкой, где купцы построили гостиничный двор [1, с. 59].

В 1786 г. в районе Новоишимской линии в 40 верстах от крепости Петропавловской татары-переселенцы из Поволжья основали деревню Маулет авылы-Мамлютово, где шесть лет спустя в ходе шестой ревизии (1792 г.) было зарегистрировано 176 душ мужского пола [4, с. 233].

В первой четверти XIX в. торговые татары стали селиться в районе Усть-Каменогорска, где они размещались на левом берегу Иртыша ниже крепости, вблизи менового двора. В 1826 г. там проживало 37 татар. [4, с. 234].

Приехавший в Семипалатинск в июле-октябре 1826 г. известный путешественник и исследователь доктор К.А. Мейер отмечал в городе уже четыре мечети. «Город расположен к востоку от крепости, приблизительно в пол версте от нее. Он довольно большой, и в нем стоят деревянные, в большинстве случаев маленькие и невзрачные дома, четыре деревянные мечети, деревянный же гостиный двор, очень обветшалое здание таможни, а на северной окраине множество киргизских юрт. В восточной части города в Иртыш впадает маленькая речушка Семипалатинка. Город населяют русские, татары, несколько ташкентцев, несколько немцев и евреев и довольно много киргизов [6, с. 462].

Вплоть до середины XIX в. население «татарских слободок» отличалось определенным непостоянством и неоднородностью этнического состава, и формировалась главным образом за счет внешних миграций. В 1836 г. в Петропавловске проживало 459 татар, в Семипалатинске – 1451 и в Усть-Каменогорске – 210 человек [4, с. 234].

Известно, что татары по роду занятия в основном были купцами и торговцами. Об этом свидетельствуют архивные данные: «… Большое число жителей города было связано с торговлей, поэтому купечество составляло довольно значительный процент его населения …» [1, с. 63]. Татары вели торговлю мехами, кожей, коврами, тканями, галантерейными товарами, кондитерскими изделиями, чаем, восточными пряностями и специями, вытесняя из этих сфер торговцев из числа местных народов [7, с. 170]. Вместе с тем, они были одним из самых образованных народов, превышая уровень грамотности по губернии на 20%. Необходимо отметить, что в материалах переписи 1897 г. образовательный уровень татар определяется в трех категориях: грамотные на русском языке (составляли 4,7% от численности татар), грамотные на других языках (27%), имеющие образование выше начального (0,03%) [8, с. 192]. В целом, по Семипалатинской области доля грамотных составляло 6%, среди казахов – 6,5%, русских – 27,5%. [8, с. 189]. По материалам переписи татарский язык в Семипалатинской области находился на 3-м месте по распространенности (9,940 тыс. чел.) [2, с. 155].

Татары по вероисповеданию относились к подавляющей части населения в области – магометанам [2, с. 155], которых по Семипалатинской области составляло 89,8% [5, с. 7]. В социальном отношении большинство татарских переселенцев относились к сословию мещан (37,6%), 28,2% татар являлись крестьянами; 9,9% - казаками и 2,4% - купцами [4, с. 236].

В 80-х г. XIX в. в Семипалатинской области, как и во всей России, создавались попечительские организации и общества. В начале XX века в Семипалатинске действовало более 70 благотворительных обществ. И самое активное участие в их деятельности принимали татары [3, с. 42]. До наших дней сохранились несколько мечетей, в том числе единственная на территории Казахстана двухминаретная мечеть, построенная в 1858-62 гг. на средства местных купцов Сулейменова, Абдышева, Рафикова, Халитова. Одноминаретной мечети, жемчужине татарского края, построенной в 1910 г. на средства купца Латифа Мусина позднее было присвоено его имя. С именами купеческих Мусиных, Халитовых, Рафиковых связано развитие научно-технического прогресса и промышленности в городе. Садык Мусин, основатель династии купцов Мусиных, «семипалатинских Елисеевых, как называли их на самой крупной в России макарьевской ярмарке, построил первую в округе паровую мельницу» [1, с. 19]. Они же, Мусины, стояли у истоков пароходства на Иртыше. В 1908 г. на пристани верхнего Иртыша уже насчитывалось 46 пароходов и 87 барж, из них 2/3 принадлежали Л.Мусину [9].

Вместе с тем, в г. Семипалатинске стали появляться кожевенные, салотопенные и другие заводы, которые как сообщают документы ни по числу их, ни по размерам производства не соответствовали обилию сырого материала и в техническом отношении стояли на первоначальной ступени развития. Так, мыловаренный завод купца Баймурата Рафикова в 1854 г. имел один мыловаренный чан производительностью 80 пудов. Но постепенно шел рост числа заводов и их производительности. Так, мыловаренный завод Халитова производил не менее 1000 пудов мыла в год. [1, с. 63]. Производительность паровой мукомольной мельницы в 1910 г. составил 1309270 пудов зерна [1, с. 19]. В Усть-Каменогорске зафиксировано 2 мыловаренных, 6 кожевенных заводов, 4 кирпичных [10, с. 36]. Из этого мы видим, что татары по роду занятий были не только купцами занятыми в торговле, но и крупными владельцами промышленных предприятий, создаваемых как в г. Семипалатинске, так и в области [2, с. 63]. Почти все они жили в правобережье и в большом достатке: «дома их составляют лучшую часть города» [1, с. 5]. Самой зажиточной частью Семипалатинска был Татарский край, сохранивший свое название до наших дней. По первой переписи 1882 г. проведенной в г. Семипалатинске численность татар составляло 22,8%.

Таким образом, к концу XIX в. татары стали третьей по численности крупной диаспорой на территории Казахстана (после русских и украинцев) и проживали почти во всех регионах края за исключением Сырдарьинской области.


Литература:

1 Татары Семипалатинского Прииртышья. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области. - Семипалатинск, 1998. – 67 с.

2 Завалко Д.А. Татарская диаспора на территории Восточного Казахстана в XIX в. // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы V Международной научно-практической конференции. - Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс, 2004. – С. 151-158.

3 Михнова П.В. Архитектурное наследие как социально-демографическая характеристика общества (на примере городов Северо-Восточного Казахстана // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы VI Международной научно-практической конференции. – Усть-Каменогорск, 2005. Часть 2. – С. 34-44.

4 Алексеенко Н.В., Алексеенко А.Н., Ерофеева И.В., Масанов Н.Э. История Казахстана народы и культура. - Алматы: Дайк-Пресс, 2000. – 680 с.

5 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Семипалатинская область / под ред. Н.А. Тройницкого. – Семипалатинск, 1905.

6 Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. - Семипалатинск, 2004. – 610 с.

7 Закиров Р.З. Татары в меняющемся мире. Очерки этнополитической истории в XX – начале XXI вв. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2006. – 207 с.

8 Завалко Д.А. Татарская диаспора в ВКО в конце XIX – четверти XX века (по материалам всеобщих переписей населения) // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы VI Международной научно-практической конференции Усть-Каменогорск, 27-28 ноября 2004 г. - Усть-Каменогорск, 2005. Часть 1. – С. 188-193.

9 Оспанов Д. Семей татарлары // Ертіс өңірі. – 2003. - 7 тамыз. – 7 б.

10 Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. - Усть-Каменогорск, 1995. – 77 с.

Основные термины: Семипалатинской области, Международной научно-практической конференции, территории Восточного Казахстана, Татарская диаспора, торговые татары, Восточно-Сибирского филиала АН, сопредельных территориях, филиала АН СССР, Организация Восточно-Сибирского филиала, VI Международной научно-практической, переселению татар Поволжья, территорию Казахстана, Этнодемографические процессы, массовых миграциях татар, территории Казахстана, материалы vi Международной, Семипалатинске численность татар, официальных документах татар, тобольских служилых татар, семипалатинские торговые татары

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle