О роли материально-технической базы в развитии торговли в 50–60 годы XX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исторические исследования» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 22.02.2017

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Мороз, И. А. О роли материально-технической базы в развитии торговли в 50–60 годы XX века / И. А. Мороз. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11938/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье на основе архивных данных и материалов периодической печати показан уровень развития материально-технической базы торговли в 1950–60 годы XX века. Исследовано применение холодильного оборудования, кассовых аппаратов, торговых автоматов и проблемы их внедрения. Приведены примеры успешного и неэффективного использования торговой механизации в стране и Брянской области.

Ключевые слова: торговля, материально-техническая база, механизация, торговые автоматы, формы и методы торговли

Учитывая тот факт, что в 50–60е годы XX века возрастает спрос населения на продукты питания и предметы народного потребления, руководство страны особое внимание уделяло вопросам технического оснащения предприятий торговли. Широкое внедрение и правильное, эффективное использование техники в торговых предприятиях имели большое значение для дальнейшего развития торговли, повышения её культуры. Это должно было ускорить обслуживание покупателей, позволить лучше сохранять качество товаров, значительно облегчить и повысить производительность труда работников торговли и общественного питания.

Согласно решениям июньского Пленума ЦК КПСС 1958 года по дальнейшему техническому прогрессу во всех отраслях народного хозяйства, работники торговли, плановые органы, заводы торгового машиностроения, конструкторы должны были сосредоточить свои знания и силы на внедрение в торговых предприятиях наиболее производительных машин, экономичных и удобных в эксплуатации [6, с. 421].

Так как в первые послевоенные годы в стране не было возможности разрабатывать и внедрять новую технику, то на первый план выходит задача наиболее эффективного использования имеющегося торгового оборудования. Для изучения ситуации на местах в РСФСР в годовых отчетах областные управления торговли указывали количество неустановленного оборудования. И даже если в 1960 году по сравнению с 1959 годом эта цифра уменьшилась до 7 % с 10 %, то эти 7 % означали 19 тысяч различных видов оборудования, которое не было приведено в действие. А если к этим цифрам добавить оборудование, которое официально считалось установленным, а фактически по тем или иным причинам не работало, то приведенные данные значительно увеличивались [9, с. 2].

Таблица 1

Наличие холодильного, торгового и подъемно-транспортного оборудования в торговых организациях СССР за 1956 год

Наименование видов оборудования

Наличие установленного оборудования

Наличие неустановленного оборудования

% неустановленного к общему итогу

  1. Тепловое оборудование

Котлы пищеварочные:

а. паровые

2316

185

7,4

б. электрические

1266

254

16,7

Электросковороды

1603

172

9,7

Плиты газовые

3970

61

1,5

электрические

1519

224

12,9

  1. Технологическое оборудование

Овощерезки

1420

237

14,3

Посудомоечные машины

1289

290

18,4

Машины для сбивания крема

259

46

15,1

Например, в Тульской области на начало 1960го года оказалось более 380 единиц неиспользуемого оборудования, в том числе 17 холодильных компрессоров, 19 шкафов и прилавков, 87 кассовых аппаратов, 66 торговых автоматов. Более двух лет лежали без использования несколько мармитов на паровом и электрическом обогреве.

В Москве плохо использовались кассовые аппараты. В Мособувьторге на 1 января 1960 года из 311 имевшихся касс 71 аппарат не использовался в работе, в Мосводторге — из 58–52, в Киевском райпищеторге из 229–37. В Казани и Владимире при наличии картофелепереборочных машин картофель перебирался вручную, так как рабочие не знали, как пользоваться этими машинами.

Начальник областного управления торговли Брянской области Н. Анцыфоров в своем докладе об итогах работы за 1960 год указывал, что в этом году торгующие организации имели 540 единиц холодильного, 114 подъемно-транспортного, более 850 механического и 800 единиц теплового оборудования. Только в 1960 году получено 128 холодильников и 600 единиц механического и теплового оборудования. Но ввод в эксплуатацию имеющейся техники и эксплуатация её находились в неудовлетворительном состоянии [2, с. 23].

Довольно часто высокопроизводительное оборудование распылялось по небольшим предприятиям и поэтому использовалось неэффективно. Так, в столовых № 5, 12 и ресторане «Балтика» Калининградского треста столовых были установлены мясорубки производительностью 300–350 кг в час, в то время как в этих предприятиях расходовалось в среднем за смену лишь 30–50 кг мяса, то есть коэффициент использования этого механизма — около 10 %.

Своевременный монтаж оборудования и правильность его эксплуатации во многом зависели от четкой работы предприятий треста Росторгмонтаж. Неплохо была организована работа Ленинградского, Московского и Горьковского комбинатов. Однако Калининградский, Владимирский и некоторые другие комбинаты мало уделяли внимания ремонту технологического оборудования, не оказывали торгам и трестам столовых должной помощи в улучшении эксплуатации оборудования. Этим они способствовали плохому использованию оборудования [3, с. 1].

В 1950–60е гг. в торговле сложилась такая обстановка, когда уровень оснащения предприятий машинами и механизмами и уровень технических знаний обслуживающего персонала пришел в явное несоответствие. Торговая техника приблизилась по своей сложности к промышленной, и квалифицированное обслуживание её требовало специальной подготовки. Таких кадров было очень мало. Зачастую причиной плохой работы торгового оборудования оказывался неквалифицированный монтаж. Многие поломки были результатом неумелого обращения с технически сложными машинами и механизмами. Часто оборудование эксплуатировалось с грубыми нарушениями заводских инструкций. В этой связи особое внимание было уделено подготовке кадров механиков по монтажу, ремонту и эксплуатации холодильного, торгового, технологического оборудования автоматов. В 1961 году в институте им. Г. В. Плеханова был организован факультет по подготовке инженеров-механиков по торгово-технологическому оборудованию для учреждений торговли, монтажных комбинатов, трестов общественного питания, где имелось много различного оборудования.

Решением Правительства Центральное конструкторское бюро торгового машиностроения Минторга было передано Комитету по автоматизации и машиностроению Совета Министров СССР. Центральное конструкторское бюро, находясь в ведении Комитета, сумело лучше координировать разработку новых моделей машин и автоматов на заводах разных ведомств, стало более эффективно решать задачи по созданию новых конструкций этих машин, а также внедрять в серийное производство сложные машины, торговые автоматы на машиностроительных заводах [7, с. 107].

Таблица 2

Наличие установленного оборудования на предприятиях государственной торговли

Вид оборудования

1950 г.

1960 г.

1964 г.

1964 г. в%% к 1960 г.

Контрольно-кассовые аппараты

18891

58214

83382

143,2

Число предприятий, имеющих контрольно-кассовые аппараты

8960

20015

29835

149,1

Подъемно-транспортное оборудование

Подъёмники моторные (лифты и наклонные подъёмники)

313

6727

16624

247,1

Автопогрузчики

4

53

172

3245

Транспортеры всех видов

-

1298

3685

283,9

Тележки грузовые

2109

8089

17506

216,4

Штабелеукладчики

-

45

105

233,3

Бочкоподъёмники

-

62

29

46,8

Фасовочно-упаковочное оборудование

Автоматы и автоматические весы для фасовки сыпучих товаров

1191

227

193

85,0

Приспособления для ручной фасовки сыпучих товаров

240

236

98,3

Пакетоделательные автоматы

-

5

37

74,0

Машины для фасовки картофеля

-

1

100

100,0

Данные вышеуказанной таблицы показывают, что наибольший рост оборудования касается применения автопогрузчиков, моторных подъёмников и транспортеров всех видов. В то же время заметно уменьшение использования бочкоподъёмников и почти всех видов фасовочно-паковочного оборудования.

Нельзя обойти и вопрос механизации счетно-учетных работ. Механизация счетных работ в торговых предприятиях заметно увеличилась. Если на 1 января 1951 года парк счетных машин составлял 1024 единицы, то на 1 января 1960 года их имелось 4122, а уровень механизации учета возрос в восемь раз.

Однако достигнутый уровень механизации учета в торговых предприятиях являлся недостаточным. В оптовом и розничном звене государственной торговли РСФСР на учетных и вычислительных работах занято более 50 тысяч человек.

В части производства новых машин особую важность представляло оборудование, с помощью которого можно было механизировать наиболее трудоемкие процессы.

В общественном питании необходимо было иметь, прежде всего, автоматические поточные линии по производству полуфабрикатов и готовых блюд из мяса, рыбы и овощей. Эти линии разрабатывались Московским ЦКБ и Харьковским ОКБ торгового машиностроения.

Столовые очень нуждались в малогабаритной посудомоечной машине для мытья кухонной, столовой посуды и стаканов. В 1960 году 50 тысяч посудомоек ежедневно мыли эту посуду. А имеющаяся техника для столовых страдала от таких конструктивных недостатков, как большие габариты, низкая производительность, потребление большого количества электроэнергии, часто ломалась. Нужны были более совершенные картофелечистки, чтобы меньше шло картофеля в отходы.

В результате изучения потребностей торговых предприятий к началу 1960х годов была выявлена нехватка следующих видов оборудования:

− машин для механизации грузовых работ — малогабаритных штабелеукладчиков и электрокаров, транспортеров с переменным углом наклона;

− машин для мойки полов, стен и витрин;

− холодильных прилавков с открытой витриной и открытых охлаждаемых витрин с принудительной циркуляцией воздуха для магазинов самообслуживания;

− льдогенераторов;

− оборудования для производства «мягкого» мороженого [5, с. 416].

Обязанность в создании этих машин возлагалась на Государственный Комитет Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению.

В стране увеличилось поступление картофеля, овощей и фруктов. При этом нужно иметь в виду, что основная масса продукции поступала и перерабатывалась на плодоовощных базах и складах в течение 30–40 дней. Вполне естественно, что именно на этом участке требовалось широкое применение механизмов и машин. Однако в плодоовощной торговле механизмы применялись ещё в ничтожных размерах [10, с. 3].

В начале 1960х годов для увеличения производства и улучшения качества пищевых продуктов из картофеля, кукурузы, овощей и фруктов предусматривалось:

− увеличение выпуска транспортеров, магазинных лифтов и подъемников, увеличение выпуска универсальных машин для овощных цехов, шинковальных и других машин и механизмов;

− разработка поточной линии для выпуска жареного, замороженного расфасованного картофеля в упаковке.

Для улучшения торгового обслуживания населения большое значение имело внедрение торговых автоматов.

К началу 1960х годов в стране выпускались автоматы, рассчитанные на установку в закрытых помещениях и пригодные для работы на улицах лишь в теплое время года. Однако нужнее всего были автоматы, рассчитанные на круглогодичную торговлю на улицах и площадях, где через них можно было продавать товары в дни и часы, когда закрыты магазины, и в местах, где нет другой торговой сети.

Выпускаемые в рассматриваемый период автоматы имели существенные недостатки. Одним из них являлась ненадежность работы монетных механизмов. Автоматы комплектовались электродеталями, не отвечающими условиям работы. Перед ЦКБ торгового машиностроения стояла задача — разработать наиболее совершенные универсальные автоматы для продажи товаров в упаковке, автоматы для продажи расфасованного мороженого [8, с. 61].

Марийский завод торгового машиностроения в 1960 году начал выпуск низкотемпературного прилавка с витриной, что позволило значительно улучшить организацию торговли скоропортящимися товарами в магазинах. Тот же завод начал поставлять сквозные охлаждаемые шкафы с возможностью загрузки с одной стороны и выгрузки с другой. Эти шкафы были крайне необходимы для столовых самообслуживания [1, с. 45].

Харьковский завод торгового машиностроения начал выпуск варенечно-пельменных и котлетоформовочных автоматов, которые дали возможность заменить ручной труд при изготовлении пельменей, вареников и котлет.

Вся эта техника могла быть наиболее эффективно использована только при наличии хорошо спланированных торговых помещений. В 1950е годы планировка торговых помещений, их конфигурация, устройство входов являлись мало рациональными, приводили к большим потерям площади под всякого рода коридоры, вестибюли. Из-за наличия большого количества коридоров, перегородок затруднено было применение горизонтальных средств механизации для подачи товаров.

Чтобы улучшить продажу одежды, обуви, тканей и различных технически сложных товаров необходимо было строить крупные специализированные отдельно стоящие магазины, а также торговые центры. Так как торговые центры начали возводиться с начала 1960х годов, то вплоть до этого времени шло обсуждение наличия необходимых предприятий в них. Считалось, что в торговом центре должен быть универмаг, блок крупных специализированных магазинов промышленных товаров — «Детский мир», мебельный, книжный, комиссионный, аптека, блок магазинов продовольственной торговли — продовольственный магазин самообслуживания, овощефруктовый магазин и ресторан, закусочная или кафе.

Всё это необходимо было учитывать при проектировании не только торговых центров, но и предприятий общественного питания. Причем в последнем случае особое внимание уделялось оснащению предприятий поточными механическими линиями и холодом. Так как основной акцент был сделан на работу с полуфабрикатами, то планировалось значительно сократить площади производственных и подсобных помещений, чтобы позволить увеличить количество посадочных мест в торговых залах.

К сожалению, во многих предприятиях общественного питания не был механизирован ряд процессов: мойка посуды, деление и разделка теста, производство котлет, загрузка продуктов и другие [11, с. 9].

Бесперебойная торговля в магазинах невозможна без развития складского хозяйства. В это время был разработан проект общетоварных складов с размещением товаров различных оптовых баз и торгов, с единым административным помещением, подсобным техническим хозяйством, подъездными путями, средствами механизации трудоемких работ.

Отечественной и зарубежной практикой доказано, что основой организационно-технического прогресса в торговле являлось внедрение в магазинах методов полного или частичного самообслуживания покупателей [4, с. 17].

При правильном применении самообслуживания в 1,5–2 раза ускорялся процесс продажи по сравнению с обычными способами. Новые формы продажи товаров создавались удобства для покупателей, сокращали время, затрачиваемое на покупку, давали большой экономический эффект для государства. Такие магазины могли успешно работать, если они имели хорошо оборудованные подсобные помещения для хранения товаров.

Оборудование должно было быть рассчитано на открытую выкладку товаров, удобную для осмотра и отбора товаров. Оно должно быть легким, подвижным, изготовленным из стальных или алюминиевых профилей с пластиком разных цветов и разноцветным стеклом или в виде легкого деревянного каркаса, облицованного современными материалами. Главным же элементом оснащения магазина была его комплексная механизация.

Торговля не терпит застоя. Она должна постоянно менять формы, экономить время людей в приобретении покупок, полнее удовлетворять их требования. Важную роль в решении перечисленных проблем в 1950–60е годы играло техническое оснащение предприятий торговли и общественного питания, главными задачами которого были:

  1. Полное и наиболее эффективное использование имеющегося оборудования и всех средств механизации.
  2. Организация производства новых, более совершенных машин и механизмов для оснащения ими торговых предприятий.
  3. Создание магазинов, столовых и складов передового типа.
  4. Внедрение и совершенствование новых методов торговли с наиболее полным использованием современной техники.

Литература:

  1. Андрачников Е. И., Каплан Л. Г. Эксплуатация холодильного оборудования в торговых предприятиях. М., Госторгиздат, 1962.
  2. Государственный архив Брянской области. Ф. 2542. Оп. 2. Д. 144. Доклад тов. Анцыфорова об итогах работы за 1960 год и задачах по дальнейшему улучшению государственной торговли в области.
  3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А410. Оп. 1. Д. 991. Годовой статистический отчет по системе Министерства торговли РСФСР за 1953 год.
  4. Калязин Г. А., Орлов Г. Н. Механизация и автоматизация процессов в торговле и общественном питании. М., Госторгиздат, 1963.
  5. Народное хозяйство СССР. 1922–1972. Статистический сборник. М., Статистика, 1972.
  6. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов в 5 томах. 1917–1967 гг. Т. 4. 1953–1961. М., Издательство политической литературы, 1968.
  7. Российский государственный архив экономики (далее — РГАЭ). Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Цифровые данные об организационном построении торговли и сети предприятий торговли и общественного питания по состоянию по стране на 1е января 1965 года.
  8. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 386. Материалы Управления торгового оборудования по вопросам оснащения предприятий торговли и общественного питания холодильным и торгово-техническим оборудованием за 1965 год.
  9. Там же. Ф. 7971. Оп. 2. Д. 606. Отчеты о наличии холодильного, торгового и технологического подъемно-транспортного оборудования в торговых организациях за 1956 год.
  10. Торговле — современную технику. Передовая // Советская торговля. 1960. № 12.
  11. Трифонов С. Эффективно использовать технику в торговле // Советская торговля. 1959. № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): машина, общественное питание, автомат, торговое машиностроение, предприятие, механизм, особое внимание, работа, тепловое оборудование, Брянская область.

Ключевые слова

торговля, материально-техническая база, механизация, торговые автоматы, формы и методы торговли

Похожие статьи

Тенденции развития рынка общественного питания

торговая зона, ресторан, предприятие, общественное питание, проезжая часть, целевая аудитория, клиент, заведение, особое внимание, демографическая ситуация.

Характеристика деятельности и производственная структура...

Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, предприятие, товар, режим работы, изделие, реализация товаров, площадь помещений.

Альтернативные методы подбора оборудования для предприятий...

Эффективное управление общественным питанием

Общественное питаниеособая отрасль народного хозяйства, которая относится одновременно и к

3) ритмичности работы предприятия

Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача...

Альтернативные методы подбора оборудования для...

бережливое производство, общественное питание, логистическая цепь, перегретый пар, потеря, тепловое оборудование

информационная система, система, общественное питание, заказ, схема работ, работа ресторана, технологическая платформа, заработная плата.

Продвижение услуг ресторана с помощью online-сервиса

Особое место в рекламных мероприятиях услуг общественного питания занимают

Наименование торговых предприятий.

Особенности функционирования предприятий общественного питания в Калининградской области (на примере ресторанной сети «Табаско»).

Безопасность как основа качества услуг общественного питания

Торгово-технологическое, холодильное оборудование, посуда, приборы, инвентарь и другие предметы материально-технического оснащения

Менеджеры и персонал предприятий общественного питания обязаны обращать особое внимание на предотвращение ситуаций...

Применение системного подхода в общественном питании как...

бережливое производство, общественное питание, перегретый пар, логистическая цепь, избыточное давление, потеря, системный подход, тепловая обработка, тепловое оборудование, готовая продукция.

Особенности применения SWOT-анализа в территориальном...

1) расширение экспортного рынка для основной продукции Брянской области, в частности, продукции лесопереработки и мебельной промышленности, машин и. механизмов транспортного машиностроения, дорожной техники

Концепция внедрения бережливого производства на...

Для эффективной работы предприятия нужно всего лишь изменить модель управления, наладить четкое взаимоотношение между

бережливое производство, общественное питание, логистическая цепь, перегретый пар, потеря, тепловое оборудование, тепловая обработка...

Похожие статьи

Тенденции развития рынка общественного питания

торговая зона, ресторан, предприятие, общественное питание, проезжая часть, целевая аудитория, клиент, заведение, особое внимание, демографическая ситуация.

Характеристика деятельности и производственная структура...

Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, предприятие, товар, режим работы, изделие, реализация товаров, площадь помещений.

Альтернативные методы подбора оборудования для предприятий...

Эффективное управление общественным питанием

Общественное питаниеособая отрасль народного хозяйства, которая относится одновременно и к

3) ритмичности работы предприятия

Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача...

Альтернативные методы подбора оборудования для...

бережливое производство, общественное питание, логистическая цепь, перегретый пар, потеря, тепловое оборудование

информационная система, система, общественное питание, заказ, схема работ, работа ресторана, технологическая платформа, заработная плата.

Продвижение услуг ресторана с помощью online-сервиса

Особое место в рекламных мероприятиях услуг общественного питания занимают

Наименование торговых предприятий.

Особенности функционирования предприятий общественного питания в Калининградской области (на примере ресторанной сети «Табаско»).

Безопасность как основа качества услуг общественного питания

Торгово-технологическое, холодильное оборудование, посуда, приборы, инвентарь и другие предметы материально-технического оснащения

Менеджеры и персонал предприятий общественного питания обязаны обращать особое внимание на предотвращение ситуаций...

Применение системного подхода в общественном питании как...

бережливое производство, общественное питание, перегретый пар, логистическая цепь, избыточное давление, потеря, системный подход, тепловая обработка, тепловое оборудование, готовая продукция.

Особенности применения SWOT-анализа в территориальном...

1) расширение экспортного рынка для основной продукции Брянской области, в частности, продукции лесопереработки и мебельной промышленности, машин и. механизмов транспортного машиностроения, дорожной техники

Концепция внедрения бережливого производства на...

Для эффективной работы предприятия нужно всего лишь изменить модель управления, наладить четкое взаимоотношение между

бережливое производство, общественное питание, логистическая цепь, перегретый пар, потеря, тепловое оборудование, тепловая обработка...