Криминал как часть жизни города Иркутска в конце XIX-начале XX вв. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 30.04.2016

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Гуров, К. А. Криминал как часть жизни города Иркутска в конце XIX-начале XX вв. / К. А. Гуров. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10449/ (дата обращения: 20.04.2024).



Анализируются деструктивные процессы криминогенного характера происходившие в г. Иркутск в конце XIX — начале XX вв. имевшие влияние на социокультурную, экономическую и административную составляющие жизни города в рассматриваемый период.

Ключевые слова: г. Иркутск, преступность, преступный элемент.

В конце XIX — начале XX вв. Сибирь выделялась, по сравнению с центральной частью Российской Империи, особой криминогенной обстановкой со своеобразной спецификой преступности и отношением с преступным миром. Это обусловлено, в первую очередь тем, что, как точно подмечает Николай Михайлович Ядринцев, «Сибирский край выполнял тюремную повинность за целое государство», а так же различными социально-экономическими факторами. Например такими факторами побуждающих к преступности как: бессемейность (ведь 2/3 ссыльных были людьми бессемейными, а ссыльным запрещалось, на протяжении первых пяти лет ссылки, запрещалось заводить семьи) [1, c. 206]; и так сказать «разгульность Сибири» — по статистике потребление хлебного вина (водки) на человека в Иркутской губернии, по данным за 1910 г. — 4,7 ведра, при том, что средние показатели по Российской Империи были равны 0, 59 ведра на человека [2, c. 2] (ведро — мера объёма равная 12,3 литра).

С 1885 по 1898гг. число осуждённых окружными судами увеличилось на 12 %, что является не сильно большим ростом в условиях капиталистической трансформации страны, то с 1899 по 1908гг., — на 66 %, и естественно, немалая часть осуждённых попадала в Иркутскую губернию [3, c. 75]. И несовершенная пенитенциарная система поставляла ссыльных на свободу, предоставляя им возможность продолжать тот образ жизни, который их и привёл в места заключения. В 1898г. в Иркутской губернии находилось около 71 800 чел. ссыльных, и при этом 41 % из них находились в бегах [4, c 131]. Именно в 1898г. Иркутский судебный округ выходит на, сомнительного почёта, первое место по преступности, превысив общероссийские показатели по уголовным делам. Большинство дел, зарегистрированных в Иркутской губернии «против порядка управления», т. е. по побегам из мест ссылки [5, c. 130]. Так как надзор за ссыльными был совершенно фиктивным [6, c. 29]. А вот разыскать беглых «специалистов криминальных дел» практически не представлялось возможным. Виной тому оказывалась особая обстановка, в которой были вынуждены работать органы правохранения. В силу отдалённости региона, а так же из-за неучтения центром административного деления многие судебные и полицейские реформы выполнялись не в полной мере. Некоторые округа (уезды), нередко по пространству превосходящие размеры многих губерний Европейкой России, имели недостаточное количество служащих для работы на такой большой территории. И следствием этого являлась слабость полицейского надзора из-за несоответствия числа полицейских объёму возложенных на них задач, пространством полицейских участков и неудовлетворительным личным составом чинов полиции [7, c. 98–106]. Кадровая проблема возникла из-за непрестижности работы полицейскими и низкими окладами содержания. Размер жалований полицейских был примерно таким же как и у чернорабочего без какой-либо профессиональной квалификации, помимо этого полицейские были вынуждены самостоятельно покупать оружие и боеприпасы [8, c. 51]. Повседневное напряжение, риск, с которым сопряжена работа полицейского, вкупе с малым размером жалований уменьшали количество желающих заниматься розыскным делом. И сложившаяся ситуация подталкивала служащих на совершение должностных преступлений, таких как пособничество преступникам, взяточничество и покрывательство [8, c. 53].

Всё это создало идеальную среду для расцвета криминального мира г. Иркутска. «Какое же это наказание для преступного элемента, когда в Сибири преступник находит более благоприятную почву для всякого рода преступной деятельности?» [9, c. 2] вопрошала местная газета, таким образом подчёркивая то, что Сибирь стала местом с чрезвычайно обострившейся криминогенной обстановкой.

Самые распространённые преступления в г. Иркутске были кражи, грабежи конокрадство. Вот небольшая статистика за 1898–1899 гг.: «По сведениям полиции в Иркутске совершено 277 краж со взломом (раскрыто 127); 980 краж без взлома (раскрыто 571); 253 конокрадства (раскрыто 119); 104 грабежа (раскрыто 62); 23 убийства». [10, c. 126] Помимо банальных грабежей в Иркутске довольно развито было мошенничество, чаще всего связанное с обманом предприимчивых обывателей, желающих приобрести для сбыта фальшивые ассигнации. Хотелось бы привести краткий пример такого преступления подчерпнутый из Криминальных хроник Иркутска:

1 марта 1896г. Владелец бакалейной лавки мещанин Василий Дмитриев заявил приставу 2-й полицейской части о том, что он оказался жертвой мошенничества. Желая приобрести фальшивые деньги (по цене 1рубль за 25 копеек), Дмитриев обратился к мещанке Раскопиной, познакомившей его в трактирном заведении «Якорь» с двумя неизвестными ему лицами. Изготовление денег производилось в квартире Дмитриева. Однако после ухода фальшивомонетчиков Василий Дмитриев обнаружил, что вместо фальшивых кредитных билетов ему оставили только пачку бумаги с тремя рублёвыми билетами. За изготовление партии фальшивых ассигнаций Дмитриев заплатил мошенниками 4000 рублей [10, c. 119].

Встречались и среди Иркутских преступников настоящие виртуозы криминальных дел. Достаточно ярким примером считаю Старжевского Евгения Бальтозаровича (входившего в своё время в Всеимперскую преступную группу Вульфа Слуцкого, готовившую грандиозное хищение сокровищ из оружейной палаты Московского кремля). При жизни Старжевский был признан полицией вором-профессионалом, мастером по подкопам. Кроме не известных его удачных акций, оставшихся безнаказанными он провёл в 1906г. ограбление Иркутского ломбарда, в этом же году хищение из золотосплавочной лаборатории Иркутска через подкоп 5 пудов 30 фунтов золота. Организовал в 1907г. получение по подложным документам из Иркутского отделения государственного банка 62 тыс руб. В 1908г. из Томской почтовой конторы 285 тыс руб. в 1909 г. при осуществлении подкопа под Томскую почтовую контору был пойман с поличным и осуждён на 4 года заключения. После освобождения в 1913г. организовал подкоп под Иркутскую почтовую контору [10, c. 184].

В конце XIX — начале XX вв. преступный элемент чувствовал себя в городе, как дома. Достаточно распространены были явления взяточничества, что оберегало многих представителей криминального мира от задержаний и справедливых наказаний. Хорошо был развит рынок поддельных документов, позволяющий преступникам в розыске спокойно жить под чужими именами. Многие преступники намеренно стремились в Иркутск, видя в нём благодатную почву для своих деяний. На какое-то время высокий уровень преступности, стал для города нормой. Можно с уверенностью сказать, что когда простые горожане засыпали — город закипал своей тайной криминальной жизнью. Данное явление следует учитывать, изучая развитие г. Иркутска, и оно представляет интерес, для последующего изучения.

Литература:

  1. Ядринцев Н. М. Сибирь — как колония: [К юбилею 300-летия. Современное положение Сибири. Её нужды и потребности. Её прошлое и будущее]. — СПб.: типогр. М. М. Стасюлевича, 1882. — 471 с.
  2. Пьяная Сибирь// Сибирь 1910г. № 192 С.2
  3. Мулакаев Р. С.. Полиция России (IX- начало XX вв.). — Н.Новгород:, 1993. — 103 с.
  4. Марголис А. Д. О численности и размещении ссыльных в Сибири в конце XIX в. — В кн.: Ссылка и каторга в Сибири (XVIII–XX вв.). Новосибирск, 1975. — 231 с.
  5. Тарновский Е. Н. Свод статистических сведений по делам уголовным за 1898г // Журнал минестерства Юстиции. — 1902. — № 1. — С. 125–130.
  6. Качуров С. Ю. Основные направления деятельности полиции Иркутской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2002. № 1–2. С.29
  7. Качуров С. Ю. Полицейские формирования министерства внутренних дел в Восточной Сибири XIX — начала XX века (на примере Иркутской губернии) С.98–106. // Силовые структуры и общество: исторический опыт взаимодействия в условиях Сибири. // Материалы научно-теоретического семинара, — Иркутск, 24–25 июня 2003г. Иркутск.: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2003. 308с.
  8. Сысое А. А. На службе сыска…достаток поправляя// Земля Иркутская 2003. № 1 С.51.
  9. Сибирская газета 1886г. № 7 С.2.
  10. Сысоев А. А.. Криминальные хроники Иркутска: хронологический перечень. — Иркутск: Оттиск, 2013. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иркутск, Иркутская губерния, Сибирь, конец XIX, преступный элемент, криминальный мир, преступник, ссыльный, Томская почтовая контора.

Ключевые слова

преступность, г. Иркутск, преступный элемент

Похожие статьи

Общекультурные процессы развития бурятского общества...

А. А. Сирина отмечает, что с начала XIX века общеобразовательные процессы Восточной Сибири

Из книги Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество.

Основные термины (генерируются автоматически): Восточная Сибирь, Иркутск, Иркутская епархия, Петербург...

Факторы детерминации организованной преступности...

Об этом сообщает пресс-служба Избирательной комиссии Иркутской области» [5].

Рассмотренные факторы, обусловливающие криминальную ситуацию в Восточной Сибири, не

В Иркутске суд вынес приговор участникам преступной группировки «Близнецы».

П. И. Макушин: развитие книжного дела в Иркутске

Иркутск всегда считался самым читающим городом Сибири. Во второй половине XIX века в России происходило бурное развитие печатного дела и

Совместно с купцом Михайловым он открывает в Иркутске отделение Томского Сибирского книжного и писчебумажного магазина.

К вопросу о крестьянском протесте в Восточной Сибири...

Но идейное руководство Д. П. Донского (Балаганский уезд Иркутской губернии), все же, сглаживало такие противоречия.

9. Боженко Л. И. Соотношение классовых групп и классовая борьба в Сибирской деревне (конец 1919–1927 гг.) Томск, 1969 г. Издательство Томского...

Олекминская политическая ссылка. Вильгельм Иванович Русс

Россия – единственная страна в мире, где ссылка достигла таких

Через Олекминскую ссылку прошли все категории ссыльных: уголовные, религиозные и политические.

30 апреля 1890 года он разрешил ее перевод в Нижнеудинский округ Иркутской губернии.

Общественная благотворительность иркутян в годы Первой...

Товарищество сосредоточило в своих руках почти 90 % помола зерна в Иркутской губернии.

Во многом это объяснялось тем, что Иркутску в эти годы была отведена роль одного из центров организации военной экономики на территории Сибири.

Организация политического розыска в Тобольской губернии...

Политические ссыльные, будучи расселенными, по уездам губернии, в

Государственные преступники, перевозились с большими затратами в Тобольскую губернию, а по

ишим, Тобольская губерния, Западная Сибирь, тюменский уезд, конец XIX, ковер, Ишимский округ...

Оценка деятельности А. Н. Муравьева в качестве губернатора...

После ссылки в Сибирь служил городничим в Иркутске, председателем Тобольского губернского управления.

В Нижегородской губернии он сделал многое.

Развитие здравоохранения в Западной Сибири в конце ХIХ — начале ХХ века.

Основные этапы и направления развития и формирования Иркутска

На рубеже 18–19 веков Иркутск в числе прочих городов Сибири становится

1. «Малый город» был административным центром обширной Иркутской провинции.

Массовое освоение Иерусалимской горы произошло в конце XIX — начале XX вв., а в середине XIX в. город только...

Похожие статьи

Общекультурные процессы развития бурятского общества...

А. А. Сирина отмечает, что с начала XIX века общеобразовательные процессы Восточной Сибири

Из книги Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество.

Основные термины (генерируются автоматически): Восточная Сибирь, Иркутск, Иркутская епархия, Петербург...

Факторы детерминации организованной преступности...

Об этом сообщает пресс-служба Избирательной комиссии Иркутской области» [5].

Рассмотренные факторы, обусловливающие криминальную ситуацию в Восточной Сибири, не

В Иркутске суд вынес приговор участникам преступной группировки «Близнецы».

П. И. Макушин: развитие книжного дела в Иркутске

Иркутск всегда считался самым читающим городом Сибири. Во второй половине XIX века в России происходило бурное развитие печатного дела и

Совместно с купцом Михайловым он открывает в Иркутске отделение Томского Сибирского книжного и писчебумажного магазина.

К вопросу о крестьянском протесте в Восточной Сибири...

Но идейное руководство Д. П. Донского (Балаганский уезд Иркутской губернии), все же, сглаживало такие противоречия.

9. Боженко Л. И. Соотношение классовых групп и классовая борьба в Сибирской деревне (конец 1919–1927 гг.) Томск, 1969 г. Издательство Томского...

Олекминская политическая ссылка. Вильгельм Иванович Русс

Россия – единственная страна в мире, где ссылка достигла таких

Через Олекминскую ссылку прошли все категории ссыльных: уголовные, религиозные и политические.

30 апреля 1890 года он разрешил ее перевод в Нижнеудинский округ Иркутской губернии.

Общественная благотворительность иркутян в годы Первой...

Товарищество сосредоточило в своих руках почти 90 % помола зерна в Иркутской губернии.

Во многом это объяснялось тем, что Иркутску в эти годы была отведена роль одного из центров организации военной экономики на территории Сибири.

Организация политического розыска в Тобольской губернии...

Политические ссыльные, будучи расселенными, по уездам губернии, в

Государственные преступники, перевозились с большими затратами в Тобольскую губернию, а по

ишим, Тобольская губерния, Западная Сибирь, тюменский уезд, конец XIX, ковер, Ишимский округ...

Оценка деятельности А. Н. Муравьева в качестве губернатора...

После ссылки в Сибирь служил городничим в Иркутске, председателем Тобольского губернского управления.

В Нижегородской губернии он сделал многое.

Развитие здравоохранения в Западной Сибири в конце ХIХ — начале ХХ века.

Основные этапы и направления развития и формирования Иркутска

На рубеже 18–19 веков Иркутск в числе прочих городов Сибири становится

1. «Малый город» был административным центром обширной Иркутской провинции.

Массовое освоение Иерусалимской горы произошло в конце XIX — начале XX вв., а в середине XIX в. город только...