Библиографическое описание:

Салимов В. А. Реформа здравоохранения Б. Обамы на начальном этапе её реализации: сторонники и противники [Текст] // Исторические исследования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 24-26.



В статье рассматривается реформа здравоохранения Б. Обамы на самом начальном этапе её реализации. Показано как происходило обсуждение реформы и какие предпринимались усилия, чтобы новая реформа здравоохранения учла многочисленные группы интересов не только в Конгрессе, но и среди медицинских страховых компаний.

Ключевые слова: Б. Обама, реформа здравоохранения, Medicare, Medicaid

Реформа здравоохранения была одним из важнейших пунктов первой предвыборной кампании президента Б. Обамы в 2008 г. Как ожидали авторы законопроекта, благодаря ей удастся распространитьмедицинское страхованиена 32 млн. американцев, которые на тот момент были лишены его, и что она обойдётся бюджету США в 940 млрд. долл., которые предполагалось потратить в течение 10 лет [1].

По замыслу авторов реформы она должна сделать медицинское страхование более доступным, запретить страховым компаниями взвинчивать цены в связи с ухудшением состояния здоровья клиентов или отказывать в страховании хроническим больным, а также больным детям. Для тех, кто страдает различными заболеваниями, но не имеет до сих пор страховки, была создана специальная программа, в рамках которой они смогут на льготных условиях её приобрести. Родители получили право вписывать в свои страховые планы детей, пока тем не исполнится 26 лет. Были установлены лимиты на стоимость страховки, а также на стоимость визитов к врачу. Налоговые льготы получили предприятия малого и среднего бизнеса, предоставляющие страховку своим сотрудникам [2].Также была создана специальная федеральная служба, которая должна бороться с необоснованным повышением страховых взносов, и другой незаконной практикой частных компаний [2].

Конечная цель реформы здравоохранения, задуманной Б. Обамой — обеспечить медицинской страховкой большинство американцев и сократить огромные расходы на охрану здоровья.

Законопроект подготавливался более года. Президент Обама и лидеры Демократической партии активно продвигали его, сталкиваясь с упорным сопротивлением как со стороны республиканцев, так некоторых членов своей партии. Реформа здравоохранения разделила политическую элиту не только Вашингтона, но и страны в целом, как никакой другой политический вопрос на тот момент.

Лозунг демократов, поддерживающих реформу: «Здравоохранение — право, а не привилегия».

9 сентября 2009 года Обама выступил с обращением к Конгрессу, в котором изложил основные пункты программы реформирования системы здравоохранения [3]. Он заверил, что эти расходы не приведут к дальнейшему росту бюджетного дефицита, и сделал акцент на том, что реформа обойдётся стране дешевле войн в Афганистане и Ираке или сокращение налогов, при его предшественнике — Дж. Буше-мл.

Согласно плану администрации, средства на предстоящую реформу должны были быть получены за счёт урезания других статей бюджета, а также более практичного распределения доходов в сегменте медицинского страхования. В перспективе, отметил Обама, если темпы роста доходов на страхование удастся ограничить, бюджет выиграет около 4-х трлн. долл.

Кроме того, Президент заверил, что расходы на реформу не ставят под угрозу интересы пожилых американцев, пояснив, что эффективность обслуживающей их программы Medicare будет наоборот увеличена. Таким образом, Обама ответил на утверждения критиков о том, что реформа будет проводиться в ущерб пожилым гражданам [3].

7 ноября 2009 года Палата представителей одобрила законопроект реформы здравоохранения. За законопроект проголосовали 220 конгрессменов при необходимых 218 голосах; 215 членов Палаты представителей, в основном республиканцы, проголосовали против законопроекта.

Однако законопроект, одобренный Палатой представителей, уже содержал некоторые поправки. Во-первых, налоги, финансирующие реформу, были перераспределены в сторону от богатых домовладений к отраслям. Во-вторых, были отодвинуты сроки начала различных компонентов реформы [4, с.5].

Битва за реформу, которая продолжалась почти целый год не прошла даром. Когда в январе 2009 года, Обама только-только занял кресло в Белом Доме, он уже в следующем месяце изложил подход своей администрации, какой видит обновлённую систему здравоохранения. Многие в Америке восприняли это с некоторой долей иронии, т. к. за почти что полвека существования Medicare и Medicaid, реформы в данной области представлялись либо упущенной возможностью, либо оканчивались громадным провалом.

В начале продвижения реформы Обама, скорее всего, детально проанализировавший причины провала усилий своего предшественника-демократа Б. Клинтона, дал Конгрессу возможность поработать над различными вариантами реформы. В своей диссертации Гулемпиченко О. В. упоминает об этом, а также отмечает, об уроках, которые администрация Обамы вынесла из поражения реформы при Клинтоне. Она также делает акцент на том, что демократы при первом темнокожем президенте США продемонстрировали намного больше сплочённости, чем при Клинтоне, а также что разработка и обсуждение реформы шли при тесном сотрудничестве администрации Обамы с Конгрессом и группами интересов [5].

К концу 2009 года более-менее необходимый компромисс был найден — два наиболее близких варианта реформы прошли через Палату представителей и Сенат. Весной 2010 года законопроект о реформе здравоохранения и дополнение к нему был утверждён Конгрессом и подписан президентом.

Вскоре после утверждения законопроекта, Обама назвал голосование в Конгрессе историческим. «Это не радикальная реформа, это главная реформа. Это законодательство не позволит решить все проблемы нашего здравоохранения, но мы движемся в правильном направлении», — подвел итог президент в специальном заявлении, сделанном вскоре после голосования [6].

Тем не менее, несмотря на эйфорию, охватившую Белый Дом после принятия нового закона о здравоохранении, у новой реформы нашлось множество противников. Республиканцы и консервативные демократы протестовали против новых трат на фоне растущего дефицита американского госбюджета. Помимо этого противники реформы считали, что из-за неё под правительственный контроль может перейти система национального страхования.

Помимо этого законопроект устанавливал более жёсткие правила и стандарты для страховой индустрии, деятельность которой с самого начала регулировалась законами штатов. Ещё один пункт предполагал создание так называемых страховых бирж, которые должны были помочь американцам выбрать оптимальный тип страховки и обязывать работодателей оплачивать медицинскую страховку всем своим сотрудникам. В противном случае хозяевам предприятий грозит штраф.

Естественно, новоиспечённая реформа встретила жёсткое противодействие страховых компаний, которые столкнулись с угрозой лишиться части прибылей. Выразителями страховой индустрии и их интересов являлись всё те же республиканцы. Несмотря на то, что на выборах в Палату представителей в ноябре 2009 года победили республиканцы, обеспечив тем самым себе большинство в нижней палате Конгресса США, они не смогли отменить закон о реформе здравоохранения, и реформа была принята [7].

Помимо этого, хоть цель реформы здравоохранения, задуманной Б. Обамой — обеспечить медицинской страховкой всех американцев, большинство американцев резко отрицательно отнеслись к тому, что отныне государство будет решать, какую страховку они должны купить. К тому же принятие закона об обязательном страховании означало и повышение налогов, что также является непопулярной мерой.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что законодательное оформление реформы системы американского здравоохранения позволяет говорить о том, что в целом с этой задачей новое руководство демократов более или менее успешно справилось, в отличие от администрации Б. Клинтона. При этом не следует забывать, что многие влиятельные сегменты медико-промышленного комплекса (МПК) активно поддержали Б. Обаму на президентских выборах 2008 года, не без основания рассчитывая на то, что сотни млрд. долл., ассигнуемых из федерального бюджета на реформу системы здравоохранения, в конечном итоге осядут на счетах практикующих врачей, больниц, фирм и компаний, прямо или косвенно связанных с МПК [8].

Также хотелось отметить, что принятая реформа являлась необходимым шагом на пути повышения эффективности национальной системы здравоохранения. Вместе с тем это скорее начальный шаг, не решающий сам по себе проблему больших расходов на здравоохранение в США, поэтому следует ожидать дальнейших реформ в этом направлении. Интересен тот факт, что по некоторым результатом, которые уже имеются к сегодняшнему моменту, позволяют с уверенностью говорить о том, что, по сути, принятая реформа позволила обогатиться некоторым страховым компаниям, которые специализируются на страховании людей. Данный вывод исходит из того, что по этой реформе страхование стало обязательным для всех, что говорит о том, что граждане, не имеющие на тот момент медицинскую страховку, должны будут её купить у страховой компании. Однако некоторые страховые компании неизбежно разорились, т. к. несмотря на то, что медицинское страхование стало обязательным для всех, стоимость страховки снизилась.

Литература:

1. В мире: Реформа здравоохранения может сократить бюджет США на 138 млрд. долл. за 10 лет: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://respublikabelarus.com/component/content/article/10975-V-mire-Reforma-zdravookhraneniya-mozhet-sokratit-byudzhet-SSHA-na-138-mlrddoll-za-10-let (дата обращения: 27.11. 2015).

2. Травкина Н. М. «Ящик Пандоры» от Барака Обамы: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.ng.ru/ideas/2010–03–31/9_obama.html (дата обращения: 18. 02. 2016).

3. Обама изложил суть реформы здравоохранения: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://lenta.ru/news/2009/09/10/obama/ (дата обращения: 27. 11. 2015).

4. Козлов К. США: краткий обзор реформы здравоохранения // Центр макроэкономических исследований Сбербанка России, 2010. — 6с.

5. Гулемпиченко О. В. Роль демократической партии и групп интересов в борьбе за реформу здравоохранения в США в период администраций У. Клинтона и Б. Обамы.: Дис…к.и.н.- Москва, 2012. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/rol-demokraticheskoi-partii-i-grupp-interesov-v-borbe-za-reformu-zdravookhraneniya-v-ssha-v- (дата обращения: 20.10.2015).

6. Белянинов К., Строкань С. Конгрессмены согласились на самую страшную реформу от Барака Обамы: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.ryzkov.ru/index.php?catid=1:2011–12–26–10–24 25&id=23655&Itemid=25&option=com_content&view=article (дата обращения: 29. 01. 2016).

7. Палата представителей США одобрила реформу здравоохранения: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://lenta.ru/news/2009/11/08/bill/ (дата обращения: 18.02.2016)

8. Травкина Н. М. «Ящик Пандоры» от Барака Обамы: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.ng.ru/ideas/2010–03–31/9_obama.html (дата обращения: 18. 02. 2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle