Библиографическое описание:

Айзенштадт Е. О. Церковная политика Генриха II Святого. Германия, XI в. [Текст] // Исторические исследования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 14-18.



Одной из центральных проблем, рассматриваемого исторического пространства, является взаимоотношение между церковной и светской властями, так как борьба между ними красной нитью проходит через всю историю Европы в средних века.

И именно в Германии противоборство церкви и светской власти раскрываются наиболее ярко, особенно в период правителей Саксонской династии (919–1024), отличившейся яркой церковной политикой, начало которой положил Оттон I. Завершающим этапом стало правление Генриха II (1002–1024), получившего имя «Святой».

Данная тема является актуальной в связи с тем, что в советской историографии вопросы, связанные с взаимоотношениями светской и церковной властью в Европе изучались мало. Стоит сказать, что не рассматривались почти любые вопросы, связанные с церковью за исключением роли церкви в процессе феодализации. Это было связано с господствующей в то время атеистической идеологией, которая не способствовала любым исследованиям, связанным с религией и церковью.

Изменение историографической ситуации происходит после 90-х годов XX века, связанные с распадом СССР. Российская историческая наука по-новому взглянула на вопросы по изучению церкви, стали появляться новые подходы в этом вопросе. Более того, историки по — новому взглянули на вопросы по изучению европейской культуры, образования, повседневной жизни, ведь церковь в средневековой Европе занимала главенствующее место в жизни каждого человека и являлась центром распространения образования и культуры. Именно в монастырях велось написание хроник, на базе них основывались школы, происходило накопление научного материала в виде библиотек и хранилищ различных артефактов. И теперь, когда идеологические рамки были разрушены, можно было по- новому взглянуть на проблемы, которые не могли быть решены в условиях жесткого атеистического контроля государства. С распадом СССР, в Россию стали поступать из-за рубежа и переводиться работы по религии, истории церковной организации. Большую роль играли переводы источников, освещающие отношения светской власти с религиозной, особенно это касается периода правления Саксонской династии. Сразу же стоит отметить, что в российской историографии нет исследований по церковной политике Генриха II. Она уже не изучалась в советской историографии, и еще не рассматривалась в постсоветской. Даже в европейской историографии в течение первых десяти лет XX столетия личность Генриха II изучалось весьма скромно. Он не упоминается в неоднократно переизданном историческом труде Карла Хампе, посвященном средневековому рейху. Исследователи больше интересовались предшественниками и наследниками Генриха. Оттон III — одаренный и высокообразованный юноша — император — и Конрад II — решительный, жесткий и популярный правитель — несколько затмили собой образ болезненного Генриха, считавшегося слишком зависимым от церкви.

Генрих II, немецкий король и император «Священной Римской империи» из рода Людольфингов, правивший в 1002--1024 гг. Умер 13 июля 1024 г. [1]

Генрих II представляется покровителем служителей веры. Ведь только ему удалось провести обновление монастырей и их чистку. При Генрихе II явная граница между церковью и государством перестала существовать. Церковь и государство в представлении императора должны были составлять единое целое. [2]

Сразу же после прихода на герцогство в Баварии Генрих II провел реформу монастырей по образцу реформированного монастыря Горце в Лотарингии, находившегося под влиянием Клюни. [3]

В этой реформе Генриха больше заботили состояние имущества монастырей и монастырское строительство. Материальное благосостояние должно было способствовать истинной службе Богу. [4]

Рассматривая тот факт, как Генрих многократно передвигал аббатов с должности на должность, когда для этого, как казалось императору, наступал удобный момент, стоит рассмотреть важный и богатый монастырь Фульды, который лишился всего имущества, находившегося в его распоряжении сверх самого необходимого минимума, тем самым занимая положение, соответствующее требованиям именно монашеской жизни. [5] Об этом с нескрываемой критикой действий Генриха написано в Кведлинбургских анналах: «В 1013 году Генрих разграбил имущество Фульдского монастыря, ибо ему не по нраву была жизнь его братии». [6]

Епископы были для Генриха, надежной опорой его власти. Как их покровитель он возглавляет ряд синодов и имеет существенное влияние на принимаемые там постановления, даже на решения по вопросам церковного культа. [7] Это подтверждает «Хроника» Титмара Мерзебургского: «По решению синода, а также в силу канонической и папской власти король запретил незаконные браки и продажу христиан язычникам…». [8]

Назначал Генрих епископов почти всегда сам, так как он хотел идти вразрез с каноническим правом, предписывающим выборы прелатов. Поэтому многие епископства до последнего не знали, кто будет ими управлять. [9] «В связи со смертью многих отцов церкви, все боязливо ждали от императора в чье попечение их отдадут». [10] Таким образом, Генрих устанавливал следующие порядки: капитул должен был представить своего кандидата на должность, а затем Генрих предоставлял им инвеституру, вручая ему знаки власти. [11] Подтверждение этому мы можем найти в Хронике Титмара Мерзебургского: «С согласия приора, братии на избрание Тагино, собрав всех на соборной церкви, король посохом епископа Арнульфа вручил духовенство и народ и лично поставил на епископскую кафедру» [12].

Но чаще всего, Генрих назначал епископов, не учитывая мнение местного законодательного органа. То есть если кандидат, предложенный капитулом, не устраивал Генриха, то мнение капитула не учитывалось, и назначался свой человек, близкий королю. [12] «В Имбсхаузене был низложен Вал, аббат Корвейский. На его место без согласия братии был назначен Друтмер. И вся община ушла». [13] «После смерти Гизилера, приор Магдебурга, Вальтард, собрав братию, умолял избрать кого — нибудь на опустошенное место, благодаря чему укрепилось бы древнее право выбора. Но император не исполнил обещанного, передав епархию капеллану Гебхарду». [14] «В сопровождении духовенства и мирян пришел Отто и просил королевской милости утвердить выбор (его в качестве епископа), но король не стал их слушать, а передал епископство своему капеллану Унвану». [15] «Епископ Арнульф интронизировал, по приказу короля, епископа Вольтарда. Также Рединг, согласно общему выбору, был поставлен в приоры». [16] Интересен тот факт, что при подтверждении старых привилегий церкви, Генрих ограничивал капитул в свободе выбора. [17]

Назначенные епископы получали королевские права. Будучи представителями короля, они были обязаны служить ему, преподносить периодически дары и принимать его у себя. Чаще чем во дворцах, Генрих II останавливался в епископских городах. Когда у него получалось, он ставил во главе епархий людей, которые родились или получили образование в других краях. Епископство составляли священники из разных мест, не имевшие какой-либо связи с регионом; настоящее единство создавалось службой на благо королевства. Генрих II надеялся добиться, чтобы хотя бы на этом уровне этническое начало не преобладало и единство государства крепло. [18] Так, например, баварец Тагинон становится архиепископом Магдебурга. Как и многие другие, он вышел из королевской капеллы. Камбрей, относившийся к Реймской архиепархии и охватывавший своей деятельностью подвластную Франции и франкоговорящую область, был передан знатному лотарингцу Герхарду, который воспитывался в Реймсе и был королевским капелланом. [19]

Впрочем, Генрих II не мог постоянно задевать самолюбие епископов, ведь они являлись важной частью его государственной политики, иногда ему приходилось считаться с мнением епископов, и он периодически пересматривал ранее розданные привилегии и права монастырей и перераспределял их так, словно речь шла о его личных владениях. «Придя в Дорнбург, он отправил архиепископа Виллигиза, а также прочих вассалов, к архиепископу Гизилеру, чтобы тот восстановил все, в чем погрешил, разрушив Мерзебургскую епархию, оставил незаконно занимаемый престол. Поначалу он ненавидел его за то, что тот предпочел ему в качестве короля Германа, но потом поручил все владения в Саксонии. Потом ополчился на него». [20] «В Мокрене Титмар получил во власть 4 города: Шкойдищ, Таух, Плюхен, Вурцен и село Рассниц. Еще 5 городов: Айленбург, Поух, Дюбен, Цекеритц — 25 октября». [21] «Цезарь уступил Титмару 3 церкви в Лейпциге, Ольшютце, Геузе». [22] «Грусть епископа нападением баварцев была смягчена тем, что король передал ему Бекенферде». [23] Речь идет о восстановлении Мерзебургского епископства и назначение на пост епископа Титмара.

Генрих не только перестраивал уже имевшиеся епархии и епископства, но и создавал новые. «… Цезарь учредил в подчиненной Христу Саксонии 8 епархий, разделив между ними отдельные парафии». [24]

Говоря о создании Генрихом новых территориальных церковных образованиях, стоит сказать отдельно о епископстве Бамберг, основанное 1 октября 1007 года, за которое Генрих получил прозвище Святой. «Король во Франкфурте созвал поместный собор, где были все епископы по ту сторону Альп. В городе Бамберг было учреждено епископство». [25] «Справил король Троицу в Бамберге, там он приказал записать привилегии, касающиеся дел этого места, скрепив их печатью своей власти и утвердив апостольским правом римского понтифика». [26] Подчиненное Майнцской архиепархии и, однако, находящееся под особым покровительством Рима, епископство Бамберг занимало отдельное положение среди немецких епископств. Оно получило бывшие швейнфуртские графства в Верхней Франконии, герцогские и королевские владения в Баварии, имения в Верхней и Нижней Австрии, Штирии, Каринтии, Тироле с важными горными проходами. [27]

Следующим краеугольным камнем политики императора по отношению к церкви стали действия в Бамберге. Даже освящение местного собора он повелел провести в совершенно не предназначенный для подобной церемонии день недели — вторник. Но это произошло 6 мая 1012 года — в тридцать девятый день рождения императора. «В 1012 году состоялось освящение церкви в Бамбергской крепости во Франконии, для этого дела было назначено 36 епископов. Многим виновным королем была дана милость». [28]

Епископство было создано на северо-восточных границах рейха как мощный католический центр. Место для бастиона христианства действительно являлось стратегически необычайно важным: центр, как предполагалось в будущем, тесно связанный с короной, оказывал сильное влияние на пока еще находившиеся под властью языческих норм и традиций пограничные славянские земли.

Создание епископства Бамберг стало первым крупным успехом Генриха на пути обновления империи, задуманного после смерти Оттона III. [29]

С начала правления Генрих посвятил себя реставрации и строительству церквей. «Вальтард получил от короля пастырский посох. Он был введен, в построенную там церковь». «Король на горе учредил монашескую обитель». [30] «Он же построил церковь св. мученику Роману на месте рощи Шкейтбар». [31]

Генрих II распоряжался владениями церковных институтов словно это были его личные земли. Он легко отнимал и раздавал владения той или иной епархии. [32]

Генрих смело перекраивал границы епархий, как ему было угодно. «Размеры Мейсенской и Цейской епархий он королевской властью убавил, приводя их в прежнее состояние». [33] «Король Генрих, восстановитель нашего достоинства, по приговору суда вернул Мерзебургскому епископству: лес, лежащий между реками Заале и Мульда и округами Сиусили и Плейсснерланд». [34] «Король выкупил у епископа Арнульфа, обменяв на 100 мансов, весь банн епископства на Мерзебургский Бургвард». [35] Бывало, что в наказание он лишал епархии их владений. Подтверждение этому мы можем найти как в Хронике Титмара, так и в Кведлинбургских анналах. «В 1004 году король отнял у Херсфельдского монастыря старинное право отцов, был лишен собственности и своих сыновей». [36] «… Герцог Герман смиренно предстал перед королем в Бурхзале. Добившись милости, он, получив удовлетворение в лене, и стал его рыцарем и другом. Исключение составили лишь потери Аргентины, но приказу и совету короля она изымалась из его владения. Он также должен был восстановить аббатство в этом городе». [37]

Личный вклад императора в процветание церкви в стране отчетливо виден через призму его участия в освящении целого ряда церковных объектов. Часто освящение церквей происходило в преддверии тяжелейших военных походов на Польшу, Бургундию и Италию. Присутствуя на торжественных службах, король просил у Всевышнего поддержки в предстоящих сражениях. Многие дошедшие до нас изображения королевской супружеской пары, представляют императора именно в такие моменты.

Часто при освящении церквей и монастырей император стоял рядом с епископами на клиросе и принимал участие в процессе, внося по ходу поправки и изменения в порядок службы. Как король и император Генрих II успел поучаствовать в пятнадцати освящениях. Их них семь прошли в Саксонии. [38] «Он (Генрих II) с меньшей славой отпраздновал освещение Мерзебургской церкви». [39] «В 1017 году в монашеской обители была освящена церковь Пресвятой Приснодевы Марии». [40] «… Освятил 3-ю и 4-ю церковь в Магдебурге». [41] «В 1021 году в присутствии Генриха II вместе с его супругой в собрании епископов и знати со всего королевства Арнульфом, был освящен этот храм и церковный алтарь в честь святой и неделимой Троицы, Пресвятой Богородицы Марии, св. Иоанна Крестителя, св. Петра …». [42]

Интересное событие произошло во время правления Генриха II, связанное с освящением церковных объектов. «В 1023 году Генрих угодил тройным освящением одного и того же храма в Мерзебурге». [43]

Переходя к участию Генриха в церковных соборах, то, если рассматривать данные источников, можно заключить, что в основном Генрих и был инициатором этих соборов. «В скором времени он провел в западных землях Соборное собрание, на которое стекались отовсюду епископы и очень многие массы народа из разных земель». [44] Соборы назначались Генрихом для решения различных вопросов. Это были не только вопросы административного характера, но и касались обычаев церкви, в которых он был активным реформатором. Например, в феврале 1018 года в Госларе был созван собор, где не в первый раз поднимался вопрос о безбрачии священнослужителей, сторонником которого был император. «в 1018 году в Госларе в присутствии императора, епископов и прочих вельмож был проведен королевский собор — разлучил Готшлака, сына презира Эккерхарда и Гертруду». [45] «В Дортмунде состоялся великий собор, на котором король жаловался епископам на многие бедствия святой церкви; решив по общему их совету, всех прочих апостолов — 40-дневный пост. Во время 4-х постов, за исключением пятницы перед Рождеством Господним — на хлебе, соли и воде». [46]

Некоторые соборы Генрих созывал, чтобы продемонстрировать свое почитание прав старейших отцов и лишний раз не настраивать против себя церковь. Это ярко показано, в созванном Генрихом соборе, где он собирался публично снять с поста неугодного ему епископа. «Ради осуждения Дитриха, епископа Мейца, Генрих назначил великий собор. Все собравшиеся на этом соборе запретили Дитриху служить мессу до тех пор, пока он не оправдается». [47] «Король Генрих в Кобленц провел внушительный собор, расчитывая осудить Дитриха, епископа Мейца, прочих восставших против него. Королем было осуществлено изгнание евреев из Мейнца, было опровергнуто безумие некоторых еретиков». [48] И еще один подобный собор был в Бамберге. «По окончанию строительства соборной церкви в городе Бамберг, в день, когда королю исполнилось 35 лет. 6 мая состоялся великий собор, на котором своим архиепископом был назначен Гебхард, епископ Регенсбургской церкви, а Дитрих, епископ мейцской церкви, был отчитан королем за то, что тот в своем письме несправедливо обвинил его перед папой». [49]

Но бывали и соборы более радостные и торжественные. «В 1014 году король в Равенне провел собор, на который властью папы и по совету папы и сената вызвал своего брата Арнульфа и утвердил его в должность архиепископа». [50]

Если говорить о подарках, которые Генрих преподносил церкви, то монарх преследовал разные цели. Сперва, по тогдашнему обыкновению он старался снискать симпатии церковного руководства своей благосклонностью. Без сомнения, Генрих улучшал политический климат. Привилегии, такие как королевская защита, иммунитет, свободный выбор преемников епископов и аббатов, должны были сделать епископства и монастыри независимыми от внешнего влияния. Материальные ценности, например, книги и предметы церковной утвари в высочайшем художественном исполнении, служили и развитию церквей. Делали службы более привлекательными и красочными. [51] «Император обогатил монастыри края Фридриха большими богатствами». [52] «Генрих одарил некоего священника превосходной ризой». [53] «Твоей милости следует также знать о многочисленных благодеяниях короля нашего и императора Генриха, оказанных им нашей церкви. Частица святого и победоноснейшего креста с другими святыми реликвиями, золотой алтарь, великолепно обрамленный драгоценностями, золотую раку, украшенную драгоценными камнями, а также общую опись, украшенную за его и наш счет, с 2 кадильцами и серебряным кубком щедрой рукой подарил цезарь нашей церкви». [54]

А экономические права и послабления (таможенные, рыночные, денежные) способствовали экономическому процветанию и росту валового продукта монастырей как субъектов экономики. «Император одарил эту достохвальную базилику многочисленными дарами в золоте и шелках и наследственными жалованиями». [55] «Король Генрих обогатил нашу церковь полезными вещами, относящимися к богослужебной утвари; из всех своих даров, которыми он владел в Тюрингии и Саксонии он дал по 2 семьи. Он подарил также Евангелие, украшенное золотом и доской из слоновой кости и золотую с бриллиантами чашу с блюдом и трубой, 2 креста и бутыли, сделанные из серебра, а также большую чашу из такого же металла, вместе с блюдом и трубой. Он возвратил своим указом все земли, которые были утрачены моими предшественниками». [56]

Своими подарками и помощью император поднял епископат на уровень общественного положения более высокий, чем у мирской знати. [57]

Подводя итог, хотелось бы сказать, что Генрих II принимал активное участие в управлении епископствами, так как считал церковные институты основной опорой его государственной политики. Порой, участие в управлении епископствами превращалось жесткий контроль и подчинение их своей власти. Генрих смело разрушал старые порядки, установленные в церковных институтах, вмешивался в церковные обычаи, лишал епископства права выбора и ставил нужных себе людей с целью укрепления своей власти. Таким образом, автономия церковной власти постепенно уничтожалась, и церковная власть шаг за шагом переходила в сферу влияния Генриха II.

Литература:

  1. Hampe K. Deutsche Kaisergeschichte in der Zeit der Ottonen und Salier. — Darmstadt, 1969.
  2. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 76.
  3. Рыжов К. В. Все монархи мира: Западная Европа. М., 2001. С.
  4. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 216.
  5. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 216.
  6. Бульст-Тиле М. Л., Йордан К., Флекенштейн Й.. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К. Л., Неборской Л. Н. СПб. 2008. С. 164.
  7. Бульст-Тиле М. Л., Йордан К., Флекенштейн Й. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К. Л., Неборской Л. Н. СПб. 2008. С. 166.
  8. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 104.
  9. Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V. СПБ., 2008. С. 98–104.
  10. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 85–86.
  11. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 91.
  12. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 138.
  13. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 63.
  14. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 107.
  15. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 90–92.
  16. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. 127–128.
  17. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 120.
  18. Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V. СПБ., 2008. С. 98–104.
  19. Бульст-Тиле М. Л., Йордан К., Флекенштейн Й.. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К. Л., Неборской Л. Н. СПб. 2008. С. 167–168.
  20. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 90.
  21. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 142.
  22. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 160.
  23. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 82.
  24. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 163–164.
  25. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 105.
  26. Большие анналы Хильдесхайма. Немецкие анналы и хроники X-XI с. М. 2012. С. 247.
  27. Бульст-Тиле М. Л., Йордан К., Флекенштейн Й.. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К. Л., Неборской Л. Н. СПб. 2008. С. 169.
  28. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 68.
  29. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 138–139.
  30. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 119.
  31. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005.С. 60.
  32. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005.С. 108.
  33. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 92.
  34. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005.С. 173.
  35. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 92.
  36. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 63.
  37. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 83.
  38. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 227–228.
  39. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 82.
  40. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 75.
  41. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 108.
  42. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 81.
  43. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 84.
  44. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 84.
  45. Большие анналы Хильдесхайма. Немецкие анналы и хроники X-XI с. М. 2012. С. 248.
  46. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 100–101.
  47. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005.С. 127.
  48. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 69.
  49. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 117.
  50. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 75.
  51. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 85.
  52. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 114.
  53. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2005. С. 171.
  54. Хёфер М. Император Генрих II / Перевод с немецкого Васина М. В. — М., 2008. С. 227–228.
  55. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С. 82.
  56. Кведлинбургские анналы. Немецкие анналы и хроники X-XI. \ перевод с лат. И. В. Дьяконова. М. 2012. С.. С. 132.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle