Библиографическое описание:

Ягмурова Л. М., Джумаева Г. Н., Розыева Г. Г. Роль права в формировании правовой культуры [Текст] // Исторические исследования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 79-82.



Сегодня Туркменистан является одним из государств, в котором осуществляемые позитивные преобразования позволили достигнуть значительных успехов в общественно-политическом и социально-экономическом развитии. На новом этапе развития государства появилась необходимость совершенствования Основного Закона страны в соответствии с требованиями времени и международными стандартами. В Конституции республики нашли свое отражение как национальные традиции, так и мировой демократический опыт, основные принципы государственного устройства, учтены общечеловеческие интересы. В этой связи следует отметить, что не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 года в странах-членах ООН, содержат перечень фундаментальных прав Всеобщей декларации прав человека или же они были имплентированы в них.

Туркменистан объявил человека высшей ценностью общества и государства. Сегодня в республике создаются все условия для обеспечения основных прав и свобод граждан, предусмотренных как в международном праве, так и в национальном законодательстве. В этой связи Президент Туркменистана на заседании совета старейшин, отметил две кардинально новые конституционные нормы, внесенные в Основной Закон. Первая из них гласит, что “главной задачей органов государственной власти является защита, поддержка человека и служение ему”, вторая определяет Туркменистан государством, гарантирующим каждому человеку социальную защищенность.2 Одновременное изложение в Основном Законе двух конституционных норм в отношении защиты и обеспечения прав человека полностью подтверждает признание в Туркменистане человека высшей ценностью государства и общества. “Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на 2011–2030 годы” является одним из примеров, подтверждающих нацеленность государственной политики страны на обеспечение социальной защиты граждан.

Общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. И, естественно, что решение новых задач, стоящих перед государством, связано с созданием и использованием наиболее эффективных методов их решения.

Согласно прагматизму основной характеристикой бытия человека является действие. Человек может воздержаться от познания, от занятий наукой, — люди жили и в донаучную эпоху — но он не может воздержаться от действия, чтобы жить. Aктивно воздействуя на социальную среду, человек получает результат, а именно конструирует среду в которой он живет, устанавливает определенные нормы и принципы. И, естественно, что общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Не нужно объяснять, что современное общество является продуктом взаимодействия людей, объединенных различными отношениями и интересами. При всем разнообразии составных частей общества, оно не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. А таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, является право.

Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое изменяет содержание права, влияет на его развитие. Таким образом, ценность права можно объяснить его способностью служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Право выступает и одним из мощных средств государственного управления, и критерием справедливого распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса.

Следует отметить, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с латинского право (jus) и справедливость (justitia) звучат синонимично. Право по своему назначению противостоит несправедливости.

Конечно, возникая как результат объективной потребности общества, право обеспечивает стабильность и правовой порядок в данном обществе. Вместе с тем, право не только должно соответствовать экономическому и духовному уровню общества и развиваться вместе с ним, но и должно включать в себя все ценное как от обычаев, так и от морали, религии, господствующих в данном обществе.

Вместе с тем, право выступает фактором прогресса, источником обновления общества. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов.

Изменение системы социальных ориентиров и потребностей в Туркменистане обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни. Соответственно изменяется и право. Отражая назревшие социальные потребности, право в Туркменистане, с одной стороны, вынуждено «подстраиваться» под происходящие изменения, а с другой — само выступает инструментом, посредством которого быстро и качественно осуществляются необходимые преобразования. Да, право обладает инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность и вносит элементы упорядочения в общественные отношения, делает их цивилизованными, а также выступает как нормативно закрепленная справедливость.

Хотелось бы отметить, что демократическое преобразование нашего общества, достижение в нем демократического мира и согласия, граждане Туркменистана связывают с правом, правовым регулированием общества, а именно, с правовым государством. Убежденность в справедливости права предопределяет гражданскую активность людей, которая, в свою очередь, является элементом правовой культуры общества.

Основу совершенной системы правового регулирования общества составляет высокий уровень правовой культуры его членов. Для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием. Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой — к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.

В современном обществе правовая культура выступает важнейшей составляющей общей культуры человека. Соответственно, важными целями образования должны стать формирование правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение их использовать. Процесс формирования и развития правовой культуры должен строиться в соответствии с основными ее компонентами: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

На данном этапе развития нашего государства актуальность проблемы формирования правовой культуры граждан возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в Туркменистане, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Чтобы правильно и глубоко разобраться в политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.

Формирование правовой культуры предполагает развитие интеллекта, расширение кругозора правовых представлений, формирование установок и нравственно-правовых ценностных ориентаций, активацию самостоятельной поисковой деятельности молодежи.

Правовая культура позволяет гражданину самостоятельно найти свое место в жизни, нести ответственность за принятое решение, последствия его реализации и, вместе с тем, является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность. Вместе с тем правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.

Формирование правовой культуры начинается в школе и направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся: вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе; воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе; воспитание чувства ответственности за свое поведение; формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка. Исходя из этого, в Туркменистане предусматривается реализация стратегии, направленной на создание всех условий для полноценного раскрытия молодыми людьми своего потенциала.

Позитивные общественно-политические и социально-экономические преобразования, осуществляемые сегодня в жизни нашего государства требовали конституционных реформ. Исходя из этого, правительством Туркменистана было принято решение о совершенствовании Основного Закона страны. В этой связи Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что “в нашем государстве, объявившим человека главной ценностью общества и государства, должны быть созданы все условия для обеспечения основных прав и свобод, предусмотренных в международном праве и гарантированных в национальном законодательстве”3.

В настоящее время в нашей республике происходят серьезные изменения всей системы образования. Одним из факторов, обусловивших процессы реорганизации, в частности, вузовской модели образования являются процессы глобализации, затронувшие практически все аспекты нашей жизни, и информатизации образовательного процесса.

Праву принадлежит особое место в образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия, направленные на правовое воспитание личности оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения студента, поскольку слабая система правового воспитания молодежи, самым отрицательным образом сказывается на повышение преступлений совершаемых несовершеннолетними подростками. Соответственно, актуальной становится всемерная активизация работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди молодежи. Сегодня Туркменистан присоединился к свыше 40 международным договорам ООН в области прав человека, восемь из которых являются основополагающими международными документами.4 Масштабы деятельности Туркменистана в качестве постоянного нейтрального государства и активного участника государственного сообщества, подтверждают его успехи не только в совершенствование национальной правовой системы в соответствии с общепризнанными нормами международного права, гарантии и защиты прав и свобод человека, но и во всех отраслях развития в целом.

Литература:

  1. Гурбангулы Бердымухамедов. Выступление на заседании совета старейшин Туркменистана. //Демократия и право. Ашхабад, 2015, № 3.
  2. Егоров С. Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. Издательство “НОРМА”, Москва, 2008.
  3. “Нейтральный Туркменистан”, 11 сентября 2015 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle