Автор: Руднев Вячеслав Валентинович

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Библиографическое описание:

Руднев В. В. Ветка ели. Представления о флоре в народной культуре [Текст] // История и археология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 35-37.



 

Ключевые слова: народная культура, предсказание погоды, флора, ель

 

Освоение природы — одна из наиболее сложных форм деятельности человека. Исторически, жизнеобеспечивающая деятельность общества сопряжена с историей освоения природы обществом. Сохраняющаяся глобальная зависимость общества от природы, определяет сегодня актуальность обращения к вопросам истории освоения природы обществом. Флора и фауна — основные объекты внимания человека на протяжении истории развития общества. Внимание общества к природе имеет свои особенности в каждую эпоху. Однако глобальная зависимость общества от природы, а также сложный характер взаимозависимостей в природе и ограниченные знания человека о природе, определяют особое внимание общества к освоению природы. Проблема использования природы при решении вопросов питания, лечения, организации жизнеобеспечивающей деятельности — актуальна для общества любой эпохи и, в силу этой универсальности, предоставляет возможность для проведения сравнительных исследований способствующих уточнению истории культуры жизнеобеспечения и, в частности, истории культуры до индустриального общества.

Непосредственная зависимость человека до индустриального общества от природы, своеобразие его представлений об окружающем мире, сложно влияли на специфику его видения мира. Это хорошо демонстрируют представления о флоре, зафиксированные в народной культуре. Исторически, деревья занимали особое место в культуре жизнеобеспечения народов Евразии. Традиционно, деревья использовались в строительстве и при лечении болезней; они служили важными фенологическими индикаторами и топливом. Столь многообразная зависимость человека до индустриального общества от флоры (в частности, деревьев) нашла отражение в народной культуре. Исследователи, обращавшиеся к изучению поверий народов Европы, связанных с деревьями, отмечают что сложное многообразие характерных черт (которыми наделено дерево в культуре народов Евразии), сводится к идее, что дерево — живое существо: «Дерево — двойник человека, разделяющий его судьбу; дерево — вместилище его души; дерево — тотем; дерево — местопребывание духа; дерево — фетиш; душа дерева, способная отделяться от него (дриада) или неотделимая (гамадриада); дух дерева, наказывающий за непочтительное к нему отношение, карающий за попытку срубить его; дерево — носитель плодоносных сил, посылающий урожай (вегетативный демон), носитель эротической потенции; дерево — оракул; дерево — очаг разрушительных сил («буйная береза», «прокудливая береза») и многое другое» [1,с.157].

Деревья (каждая порода деревьев) имели в народной культуре свое определенное практическое применение (например, русские крестьяне лиственницу и сосну использовали для строительства изб, а из липы, клена, рябины и осины вырезали ложки; дубовые желуди использовали на корм скоту, а из березовых почек варили лечебные отвары) и эти различия были жестко закреплены в народной культуре. Представления о флоре в народной культуре (в частности о деревьях) были сложно связаны с локальными природно-климатическими условиями и своеобразием культуры жизнеобеспечения и спецификой видения мира. Это иллюстрируют, например, представления о ели зафиксированные в культуре народов Евразии.

Ель, однозначно ассоциирующаяся сегодня с торжествами по случаю Рождества и Нового года, лишь недавно приобрела эти функции (использование ели в такой форме начало распространяться по миру из Эльзаса лишь с XVIII века). Ранее ель рассматривалась как строительный материал, топливо и средство защиты от злых духов (колючие иглы активно способствовали появлению представлений о апотропеических свойствах ели). Например, немцы, оберегая скот и заботясь о его плодовитости, ставили у хлевов елочки для каждой коровы (до XIX века). Начиная строительство дома, ветви ели подкладывали под четыре угла дома, чтобы предохранить дом от опасных молний и гроз. С этой же целью веточки ели хранили под кроватью (Германия) и привязывали к яблоням в саду. В Восточной Европе традиционно старались не иметь ель около дома, где живет молодая семья (чтобы они не остались бездетными). В Сибири и на Европейском Севере местные жители наблюдали за положением ветвей на ели, чтобы предсказать погоду (перед дождем ветви в кроне дерева опускаются). В лесной зоне России крестьяне, занимавшиеся земледелием, пчеловодством и охотой использовали для предсказания погоды сухую еловую ветвь в качестве примитивного «барометра». Ветвь (отрезанную от ели вместе с частью ствола дерева и очищенную от коры) прикрепляли (за стволовую часть) к стене сарая (или избы) горизонтально (чтобы ветка могла свободно перемещаться по вертикали). Изменение положения ветви перед дождем (и сушью) фиксировались зарубками на стене. Обычно перед дождем конец ветви опускается вниз, а к погоде сухой и ясной поднимается вверх Предсказания такого народного «барометра» ценились крестьянами весьма высоко, а амплитуда колебаний еловой ветви была велика.

Сложное соединение объективных наблюдений и ирреальных представлений характерно для всего массива народных представлений о флоре, зафиксированных в культуре народов Евразии. Это хорошо иллюстрируют народные представления связанные с дубом- деревом широко распространенном в Европе. Традиционно дубу уделялось особое внимание в культуре народов региона. Мощный ствол, крепкая древесина, долговечность (дубы, подчас, достигают 2000 летнего возраста) сделали это дерево символом величия, а его древесина использовалась в особых случаях. Как известно, во время грозы молнии часто поражают именно дуб. Возможно это обстоятельство сыграло роль важного дополнительного аргумента, обеспечившего дубу, в народных представлениях, «связь» с богами: Зевсом (верховным богом античных греков) и Юпитером (у римлян). Листья дуба неизменно присутствуют в венках, которыми отмечают героев и победителей, а кора дуба традиционно используется в лечебных целях (как сильное вяжущее средство и укрепляющее кровеносные сосуды). В народных представлениях дуб, связанный с богами, часто был предметом поклонения.

Возможно особо почтительное отношение к дубу нашло отражение в представлениях и об омеле — растении нередко паразитирующем на дубе. Дж. Фрэзер в исследовании «Золота ветвь» упоминает предание, согласно которому судьба членов одного семейства в графстве Перт (Шотландия) была неотделима от омелы, растущей на огромном дубе [2, с. 780]. Шотландцы верили, «что ветвь омелы, срезанная с этого дуба новым кинжалом в канун дня Всех Святых,- перед этим надо было трижды обойти вокруг него в направлении движения солнца и произнести заклинание, — служила надежным средством от любых колдовских чар и верной защитой на поле битвы» [3, с.780]. Можно предположить, что именно симбиоз дуба и омелы определил особую популярность омелы в народной культуре шотландцев. Традиционно, шотландцы клали ветви омелы в детские колыбели, считая, что это лишает фей возможности превратить малышей в эльфов [4, с. 780].

Следует отметить, что современная медицина считает, что омела весьма полезна при лечении гипертонии и как кровоостанавливающее средство. Исследователи не исключают, что растущая на дереве (иве, дубе, липе) омела биологически особенно активна. Этот эффект определяется состоянием питающего растения.

Долговременные эмпирический опыт использования еловых веток нашел отражение в культуре народов населяющих регион распространения хвойных деревьев. Отвар из молодых еловых шишек сегодня используют при лечении цинги, воспалительных заболеваний органов дыхания. Колючие еловые ветви используют в садоводстве (чтобы обезопасить стволы яблонь от повреждения коры зайцами). Древесина ели, как и раньше, используется в строительстве. Энтузиасты, проверившие работу примитивного «барометра» из еловой ветви, убеждены в его полезности для предсказания погодных изменений за 8–12 часов [5].

Очевидно, что именно такие особенности ели как колючесть, пахучесть, неизменный зеленый цвет иголок способствовали не только появлению особого внимания к дереву и выявлению свойств ели, но и применению ели в качестве апотропея (оберегающего от гроз и горя).

Амбивалентное отношение к флоре, отмечаемое в народной культуре, предопределено сложным чувством страха перед неизвестной реальностью и признательностью миру за позитивные возможности которые предоставляет человеку флора. Фактически, именно широкое внимание к окружающей среде, характерное для общества до индустриального периода, способствовало выявлению связей между отдельными природными явлениями, что фиксировалось не подвергаясь анализу. Объединение наблюдаемых объектов и явлений по цвету, запаху, определенному времени суток, фазе луны и т. п. (при систематизации наблюдений) объективно способствовало как выявлению неизвестных связей в природе так и вело к ошибкам, к появлению суеверий. Примеры представлений о свойствах флоры, зафиксированные в народной культуре, это иллюстрируют.

Сегодня, когда в результате избыточного прессинга индустриального общества на природу проблема сохранения природы и более последовательной адаптации хозяйственной деятельности общества к экологическим возможностям планеты стоит особенно остро, интерес к системным взаимозависимостям в живой природе (к моделям щадящего природопользования), зафиксированным в народной культуре, особенно велик.

 

Литература:

 

  1.                Токарев С. А., Филимонова Т. Д. Обряды и обычаи, связанные с растительностью // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М., «Наука», 1983, С. 157.
  2.                Фрэзер Джеймс Джордж Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., Политиздат, 1980. С. 780
  3.                Фрэзер Джеймс Джордж Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., Политиздат, 1980. С. 780
  4.                Фрэзер Джеймс Джордж Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., Политиздат, 1980. С. 780
  5.                Сайт источник: www.fozet.com

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle