Библиографическое описание:

Кустова Е. А. Библия как исторический источник [Текст] // История и археология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 63-66.



 

Настоящая работа предлагает обратить внимание на отсутствие в России такого научного направления, как библейская археология, целью которой является доказывать по материальным свидетельствам достоверность событий, описываемых в Библии.

Ключевые слова: Библия, библейская археология, наука в России, история Древнего мира.

 

Библия — это Священное Писание христиан, объединяющее в себе в общей сложности 77 книг Ветхого и Нового Заветов, 11 из которых в православной традиции признаются неканоническими, в католической — второканоническими, а многими протестантскими религиозными течениями не признаются вовсе. Основой Ветхого Завета является так называемая «Еврейская Библия» или Танах, состоящая из трёх частей: Письменной Торы (Закон), Небиима (Пророки) и Ктубима (Писание) — всего 24 книги, которые более, чем тысячу лет записывались и редактировались. Главной целью редактирования Танаха было не только фиксирование текста письменно, с точностью до знака, но и сохранение правильного произношения этого текста. В 6–7 вв. текст Танаха, в котором использовались 22 согласных буквы древнееврейского алфавита, был снабжён гласными знаками вокализации, интонационными знаками, ударениями и паузами.

Священные тексты христиан и иудеев объединяет много общего, но принципиальное расхождение в них имеет, главным образом, догматическую основу. В иудейской (впрочем, как и в мусульманской) религиозной традиции, Бог — только трансцендентен и, соответственно, Он, по определению, не может воплотиться, приняв формы земного мира. Именно по этому, Мессия, Которого иудейский мир ожидает до сего дня, не воспринялся и не соотносится носителями этой религии с Иисусом Христом, Который, с точки зрения христиан, и есть Тот Самый Спаситель и Царь мира, воплотившийся более 2000 лет назад, Тот Самый Богочеловек, в Котором божественная и человеческая природы соединены не слитно, не раздельно, неразлучно и неизменно; ведь в христианстве Бог и имманентен и трансцендентен одновременно. Соответственно, вектора герменевтических поисков одних и тех же библейских событий, описываемых казалось бы идентично в обоих Священных Писаниях, разнонаправлены. Основание данного разногласия можно найти, например, на страницах книги пророка Исаии. Там есть такие слова: Дева (христианский вариант), Женщина (иудейский вариант) «во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что означает с нами Бог» (Ис 7: 14–16) — этим пророчеством о будущем пришествии Мессии, пророк Исаия вразумлял царя Ахаза, сына Иоафамова, потомка царя Давида, в дни угрозы физического уничтожения царского рода в следствии военного вторжения в Иудею со стороны Ассирии и Египта. В соответствии с иудейским толкованием, здесь речь идёт о молодой женщине которая родит уникального человека-правителя, и он, соответственно, поднимет носителей этой религиозной традиции на вершину земного мироустройства; в христианском же толковании речь идёт о Деве, которая чудесным образом станет матерью Мессии — Богочеловека, т. е. Христа, обладающего как божественной, так и совершенной, неповреждённой грехом человеческой природой; при этом целью воплощения Богочеловека в земном мире является возвращение людей к Богу путём уподобления Ему, приобщение людей по их доброй воли к вечному и благодатному богообщению, которое было утрачено прародителями человечества Адамом и Евой в результате грехопадения. Богословский спор догматического характера между иудеями и христианами с особой силой вспыхнул после Второй мировой войны, из-за археологических находок, сделанных в местечке Вади-Кумран, недалеко от Мёртвого моря, в 1949 году. Десять лет спустя, после открытия, к их систематическому обследованию приступила экспедиция Дж. Хардинга и Р. Де Во, в результате чего миру открылось множество пергаментных свитков 2–3 вв. до н. э. [1], в том числе, и Танаха на греческом языке. Священные тексты, многие из которых были переписаны многократно, соответствовали синодальному переводу современной Библии. Среди древних пергаментов, из которых местные бедуины первоначально пытались выкроить стельки, была найдена, и книга Исаии. Иудеи комментируют эту находку, как вариант Танаха не исправленный масаретами; христиане же ссылаются на тот факт, что имеют дело с очень авторитетной редакцией Септуагинты, или переводе семидесяти, который был так назван в соответствии с преданием, восходящим к «Письму Аристея», и повествующим о 72 благочестивых еврейских мужах, положивших начало этому труду под сенью Александрийского маяка. Христианская традиция утверждает, что качество перевода Септуагинты было высоким и общепризнанным в 3–1 вв. до н. э. даже в среде эллинизированных иудеев, которые использовали его, как основной. Например, «иудейский историограф Эвполем пользовался греческим переводом книг Паралипоменон в середине 2 века до н. э». [2], кроме того, этот перевод был начат по приказу Птолемея Филадельфа (285–246) для Александрийской Библиотеке, и был исполнен самым благоговейным образом.

Однако, все теологические споры утихают между иудеями, православными, католиками, и протестантами, когда речь заходит об историчности Библии. Дело в том, что 18 век — Век Просвещения в Западной цивилизации, породил сомнения в достоверности описываемых там событий; высказывалось не мало мнений о том, что Библия (соответственно и Танах) — это всего лишь сборник мифов и легенд, подобных древнегреческой литературе. Однако 19 век полностью перевернул это представление. На территории Месопотамии, сначала путешественники, а позже исследователи находили холмы (или тели), на вершинах которых иногда виднелись остатки полуразрушенных строений. Раскопки в таких местах дарили миру удивительные открытия: в 1842–1845гг. был открыт Дур-Шаррукин (современный Хорсабад — южная резиденция ассирийских царей Салманассара V (726–722гг.), осадившего Самарию, и Саргона II (721–705гг.), покорившего её (4 Цар 17)); в 1849–1850гг. — Калах (местечко Нимруд (Быт 10:8–11)); год спустя была открыта Ниневия (Тель-эль-Куюнджик (Быт 10:11; Ион 1–4)); в середине 20 века — Урук (или Эрих, ныне — Варка (Быт 10:10)) [3]; в 1933 г. была обнаружена столица Мари [4]; в 1950-х гг. — исследовался Иерихон (Нав 2; 5:16; 6).

Часто подробности Священного Писания даже в мелочах поражали исследователей своей точностью изложенных в нём фактов. Законы, традиции и обычаи, государственное устройство, культ, исторические имена и географические названия — всё постепенно стало обретать определённые черты, обогащалось новыми смыслами, становилось ясным и логичным. Как следствие, именно в 19 веке были заложены первые научные центры, специализирующиеся на исследованиях в данной области: Британский фонд исследования Палестины (1865г.), Американское общество исследований Палестины (1870г.), Германское Палестинское общество (1878г.), Русское Императорское Православное Палестинское общество (1882г.).

Итогом этой деятельности стало рождение такой науки, как библейская археология, подтверждающая и восстанавливающая по вещественным памятникам материальной культуры историю Священного Писания.

За последние 200 лет в этом научном направлении сложилось несколько школ: английская, немецкая, после Второй мировой войны — американская, израильская; работы проводились ведущими исследовательскими центрами мира: Гарвардским университетом США (раскопки в Самарии (4 Цар 5:3)), колледжем BrunMawr (раскопки в Тарсе, на родине апостола Павла); Востоковедческим институтом (OrientalInstitute) Чикагского университета (исследования в «городе колесниц» Мегиддо (2 Пар 8:5–6), иранском Персиполе, иракском Иармо (Jarmo) и в Египте); Британским археологическим факультетом (в Иерихоне); американские факультеты Восточных исследований, как самостоятельно, так и в содружестве с другими учреждениями работали в Эцион-Гавери. Что касается музеев, то, например, Филадельфский университетский музей США проводил раскопки в Беф-Сане (1Цар 31:8–10); Британский музей в Ниневии, Страсбургский в древнем Унгарите (современный Рас-Шамра) [5].Большинство исторических событий, изложенных в Библии научно подтверждено. Однако работы в данном направлении чрезвычайно много — материала, которым располагает только один Британский музей достаточно, чтобы обеспечить работой не одно поколение учёных. За рубежом, по библейской археологии созданы фундаментальные труды, налажен выпуск периодических изданий соответствующей тематики [6], сделаны поистине великие открытия, плодами которых пользуются и в России, например, в области истории древнего искусства, истории Древнего Египта, Шумер, Палестины, Ассирии, Вавилонской империи, Древней Персии, вообще истории Древнего Востока.

Открытия, связанные с подтверждением Библии, как исторического источника, часто сопровождались курьёзами и историями, достойными приключенческого романа. Так, Роберт Кольдевей, приступивший в 1899 году к раскопкам Вавилона (Быт 10:10; 11:1–9; 4 Цар 24–25; Дан), вынужден был организовывать вооружённые эскорты для себя и коллег, чтобы защитится от сынов пустыни, для которых стрельба была или развлечением или средством наживы; в своих дневниках знаменитый археолог не раз описывал эти опасные приключения.

Вести первых открытий, связанных с исследованием библейского региона, печатались в газетах, вызывая бурные споры у просвещённой публики. Так, немецкий учитель Фридрих Гротефенд [7], впечатлённый публикациями о находках Карстена Нибура в Персиполе, даже поспорил на пирушке с друзьями, что сможет дешифровать клинопись. Утром, на свежую голову он нисколько не отчаялся и вскоре добился скромного, но результата, опубликовав его в 1802 году.

Среди исследователей находились скептики, которые задавались целью оспорить Библию. Например, англичанин Вильям Рамсей отправился в Малую Азию исключительно для того, чтобы доказать, что всё, о чём писал евангелист Лука в своём Евангелии и в Деяниях апостолов, является вымыслом. Однако, проведённые им всесторонние исследования, сделали из этого скептика ревностного христианина. Научному подтверждению фактов, изложенных в Библии, посвятили свою жизнь многие зарубежные исследователи [8]; среди которых можно назвать первых французских и английских ассириологов и шумерологов: П. Э. Ботта [9], Ж. Менана [10], Ф. Тюро-Данжена [11], Г. О. Лейарда [12], Г. Рассама [13], Ч. Л. Вулли [14], В. Олбрайта [15], и т. д. Не оценима и работа первых дешифровщиков клинописи (1857г.) — И. Левенстерна, Г. Роулинсона, Э.Хинкса, Ж.Опперда, У. Фокса-Тальбота, а также разработка грамматики языка древних египтян и дешифровка египетских иероглифов Ф. Шампольоном, первые результаты по которым были получены им в 1822г. Библейская археология, в какой-то мере оказалась катализатором для учёных, работающих в самых разных направлениях науки: в физике, химии, биологии, астрономии, ведь вопросы: откуда появился человек и как устроен мир, — вопросы, на которые Библия отвечала языком символов, вдохновлял многих на поиск более конкретных и подробных ответов.

Материальные свидетельства человеческой культуры Ближнего Востока вот уже 200 лет доказывают достоверность описываемых в Священном Писании событий. За рубежом вопрос об историчности Библии лежит в плоскости научных доказательств, а вот в России — более в плоскости веры. Проедённый автором опрос студентов исторических факультетов ТГУ и ТГПУ в мае 2015 года показал, что 49 % будущих историков считают, что Библия — есть сборник легенд. Корни такого рода мнения об этом уникальном источнике информации о прошлом человечества лежат, видимо, в атеистическое прошлое нашей страны, что привело к отсутствию соответствующей научной школы первоначально в СССР, а затем и в России. Библейской археологии, как научного направления, в России не существует, а доказательная база истории Древнего Востока зиждется исключительно на зарубежных исследованиях. «Библейская археология и древнейшая история Святой земли» проф. Д. В. Деопика [16] — единственное светское университетское учебное пособие, выпущенное к 2011 году в России. Библейская археология в России — это скорее удел энтузиастов. Например, в 2003 году, почти 100 лет спустя с момента последней русской экспедиции, организованной Русским Императорским Православным Палестинским обществом (1916г.), экспедиция, во главе с востоковедом и журналистом Андреем Поляковым, поднялась на легендарную гору Арарат в поисках Ноева Ковчега. Их работа широко освящалась в СМИ. Результаты поиска были относительно скромными. А вот китайская археологическая экспедиция, оказались более успешной, их заявление спорно, однако в 2010 году китайские учёные объявили о том, что нашли Ноев ковчег [17].

Отношение к Библии, в последние годы стало меняться. Однако этот процесс не может быть продуктивным без поддержки государства. России нужна соответствующая научная школа с достойным финансированием, кадровым обеспечением, разнообразными учебными программами. История страны не может рассматриваться только в её географических границах, — она часть истории человечества, которая описана и в Библии, факт достоверности описываемых событий в которой, не является особым поводом для дискуссий, например, в Европе, Австралии или Америке.

 

Литература:

 

  1.                Вандеркам Дж. Свитки Мёртвого моря. — 3-е международное издание. — Москва: Аристель, 2012. — 351 с.
  2.                Василиадис Н., Библия и археология / Перевод с греческого. — Москва: Свято-Троицкая Лавра, 2006. — 410 с.
  3.                Бертман С. Месопотамия /Энциклопедический справочник/. — Москва: Вече, 2007. — 416 с.
  4.                Мари, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org›  (дата обращения: 11.05.15.)
  5.                Василиадис Н., Библия и археология / Перевод с греческого. — Москва: Свято-Троицкая Лавра, 2006. — 410 с.
  6.                Прт. Ростислав Снегирёв, Библейская археология. — Москва: Свято-Троицкая Лавра, 2007. -576 с.
  7.                Гротефенд, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: dic.academic.ru›dic.nsf/ruwiki/248915 (дата обращения: 10.05.15.)
  8.                Прт. Ростислав Снегирёв, Библейская археология. — Москва: Свято-Троицкая Лавра, 2007. -576 с.
  9.                Ботта, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: dic.academic.ru›dic.nsf/es/71327/БОТТА (дата обращения: 10.05.15.)
  10.            Православная Библиотека›0–0-0–1873–20 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: golden-ship.ru›Православная Библиотека›0–0-0–1873–20 (дата обращения: 10.05.15.)
  11.            Тюро-Данжен, Франсуа, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org›, wiki/  (дата обращения: 10.05.15.)
  12.            Лэйард, Остин Генри, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org› (дата обращения: 10.05.15.)
  13.            История археологических открытий, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: uchebnikionline.com›…starodavnogo…arheologichnogo… (дата обращения: 10.05.15.)
  14.            Вулли,_Чарльз_Леонард, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org› (дата обращения 10.05.15.)
  15.            Уильям Ф. Олбрайт, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.knowledgr.com›00148384/ (дата обращения 10.05.15.)
  16.            Деоптик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой земли. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2011. — 396 с.
  17.            [“ktrnhjyysq htcehc]. Режим доступа: http://www.utro.ru/articles/2010/04/27/890975.shtml (дата обращения: 29.11.15.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle