Библиографическое описание:

Давыдова А. Д. Неравноправное положение женщин в Российской империи [Текст] // История и археология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 1-3.



 

До революции 1917 г. в России действовал режим раздельности супружеского имущества, который предоставлял жене достаточно широкие возможности, хотя и с определенными ограничениями, по распоряжению принадлежащим ей имуществом. Следует отметить, что в рассматриваемый период развития истории России приходится больше говорить о месте и роли женщины в семье, нежели в общественных отношениях. Самое главное, и, что представляло жизненную выгоду для женщины тех времен — это удачное заключение брака 1, с.37.

С раннего возраста девочек начинали готовить к семейной жизни, воспитывая из них хозяек большого семейства. В основании брака лежало соглашение между сочетающимися — брак не мог быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия жениха и невесты. Как и всякий договор, брак в любой период предполагал свободу воли и сознания. Поэтому брак, который был совершен по принуждению или обману, будет считаться недействительным, из-за отсутствия существенного элемента добровольности 2, с.14.

Из этого правила были следующие исключения: если жена до замужества принадлежала к высшему состоянию, то при выходе замуж это преимущество мужу не передавалось, если жена, лишенная всех прав состояния, и по истечении определенного законом срока причислялась в сословие государственных крестьян, вступала в новый брак с лицом, принадлежащим к высшему сословию, а также в случае если жена, лишенная всех особенных присвоенных прав и преимуществ, была сослана в отдаленные губернии и вступила в брак с лицом, имеющим все права состояния, то в этих особых случаях она не приобретала права состояния мужа. Лицо императорской фамилии, вступившее в брак с лицом, не принадлежавшим к «царствующему или владетельному дому», не сообщало ему прав на престолонаследие и права на получение содержание из удельного имущества жена имела право на получение содержания от мужа — «муж обязан доставлять жене пропитание и содержание по состоянию и по возможности своей». Размер содержания определялся сословным положением «по состоянию», по которому выделяли дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели «по возможности» т. е. сообразно со своими средствами 2, с. 16.

В Российской империи семья была многофункциональным социальным институтом, целью которого было воспроизводство человеческого рода и воспитание детей. Законодательно был закреплен институт власти мужа, патриархальная семья. В российской семье жена должна была повиноваться мужу и проживать с мужем совместно, следовать за ним, в случае перемены места жительства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании. Положение женщины в семье до революции регулировалось законодательством, основанном на принципах Домостроя и положениях Священного писания. Иванов С. С. в своей работе «Государство и право России в период сословно-представительной монархии (вторая половина XVI в. — первая половина XVII в.)» писал, что жена была бесправной и ее уделом было содержать дом в порядке. Телесные наказания для женщины были предусмотрены в Домострое, они могли применяться не только к детям, но и к жене. 3, с.22.

С начала XIX века женский вопрос в России, являлся сложной социальной проблемой, охватывающей экономические, политические, правовые, этнические, психологические стороны эмансипации (освобождения) женщин. Защитники их прав и интересов впервые в истории России привлекли внимание общества к разнообразным проявлениям женского неполноправия. Одной из наиболее важных сторон женского вопроса стала проблема изменения положения женщин в семье, достижения их равенства в семейно-имущественных отношениях, расширения возможностей развода. Прогрессивно настроенные юристы XIX столетия требовали пересмотра в действующем «Своде законов» статьи о том, что «жена обязана повиноваться мужу». В сохранении решающей роли родителей при заключении брака они видели «отсталость семейного законодательства», а в существовании обычая регистрировать заключенные браки в церкви — препятствие к свободе разводов и основание к ущемлению прав незаконнорожденных детей. Один из выходов из создавшегося положения мыслился как достижение экономической независимости женщин от супругов и родственников. В России господствовала консервативно-патриархальная концепция, согласно которой женщины занимали подчинённое положение. Данная концепция была основой права и правового статуса женщины в семье. Теоретической и нравственной опорой консервативно-патриархальной концепции было христианское учение, согласно которому жена сотворена после мужа, создана для мужа 4, с.105.

Зависимое и неравноправное положение женщины возникло, как нам кажется, не потому, что природа создала женский организм более слабым, чем мужской, а потому, что в обществе исторически сложилась социальная система более несправедливая к женщинам, чем к мужчинам. Известно, например, что во времена матриархата женщина занимала ведущее положение в семье и обществе, но это положение она утратила при переходе от матриархата к патриархату. И совсем не потому, что изменилась физическая структура людей, что женщины стали физически слабее, а мужчины сильнее. Физическая структура людей не изменилась, а изменилась общественная структура. Мужчина занял ведущее и затем господствующее положение в семье и обществе, а женщина оказалась в зависимом, рабском положении. Прошли тысячелетия. И то, что было создано обществом, стало казаться естественным и само собою разумеющимся 5, с.286.

Главным в правовом регулировании отношений между супругами, в соответствии с дореволюционным семейным правом России, была непререкаемая власть мужа и подчиненное положение замужней женщины. Муж считался главой семьи, и жена должна была во всем ему подчиняться и всюду за ним следовать. Личные права и обязанности супругов в период империи также претерпели существенные изменения. Власть мужа, формально сохранившаяся до 1917 года, приобретает более цивилизованные формы. Прежде всего, с восприятием европейских форм жизни изменилось само положение женщин в обществе. Законодатель в этот период все более активно пытается регулировать внутренние отношения супругов в браке. В Своде законов Российской Империи правовые последствия заключения брака сформулированы следующим образом: «Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ей немощи», — гласит Закон гражданский. Статья 107 формулирует обязанности-жены: «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома» 14, с.217.

В XIX — начале XX вв. в России господствовала консервативно-патриархальная концепция, в рамках которой женщины занимали подчинённое положение. Эта концепция являлась основой законодательства, поддерживалась высшими органами государственной власти, а также значительной частью населения страны. Её теоретической и нравственной опорой являлось христианское учение, согласно которому жена сотворена после мужа — создана для мужа, не только помощница для мужа, но помощница «подобная ему». В научной и общественной среде России XIX в. появляются теории о природных предпосылках неполноценности женщин, в соответствие с которыми заявлялось, что женщины физически слабее мужчин и менее умны, что предполагает ограничение их в правах 15, с.259.

В 1912 г. Государственная дума обсуждает и утверждает проект закона о расширении наследственных прав женщин. Закон «О расширении прав наследования по закону лицами женского пола и права завещания родовых имений», подписанный императором 3 июня 1912 г., уравнивал женщин с мужчинами лишь при наследовании движимого имущества 16, с.910.

В 1914 г. Государственная дума IV созыва вносит ряд поправок в брачное законодательство, итогом которых стал закон 12 марта 1914 г. «О некоторых изменениях и дополнениях действующих узаконений о личных и имущественных правах замужних женщин и об отношениях супругов между собой и к детям» 17, с.914. «Законодательное регулирование положения женщины в семье и браке» даётся характеристика правового положения замужней женщины в России, определяются особенности личных и имущественных прав замужних женщин, а также их прав состояния, определённых в Своде законов Российской империи 18, с. 333.

Исследуя положение замужней женщины в рассматриваемый период, можно сделать выводы о законодательном закреплении института власти мужа, в силу которого жена была обязана повиноваться ему и проживать с мужем совместно, следовать за ним, в случае перемены места жительства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании. К числу прав и обязанностей между супругами, установленных Сводом законов, относилась обязанность мужа доставлять жене пропитание и содержание «по состоянию и возможности своей» (СЗРИ. Т. X, ч. 1, ст. 106).В начале XX в. Свод был дополнен статьёй 1061, в соответствие с которой право жены на содержание сохранялось за ней даже в том случае, если она, по вине мужа, не проживала с ним совместно. Вместе с тем, жена не в праве была требовать себе содержания, если она уклонялась от совместного жительства с мужем, несмотря на требование мужа вернуться к нему 19, с.245.

Рассматривая содержание Закона 12 марта 1914 г. «О некоторых изменениях и дополнениях действующих узаконений о личных и имущественных правах замужних женщин и об отношениях супругов между собой и к детям», автор приходит к выводу о существенном улучшении правового положение замужних женщин, которым предоставляется право отклонять требования мужей о совместной жизни, если она «представляется невыносимой», свободно обязываться векселями, без согласия мужа получать отдельный вид на жительство. Замужние женщины, проживающие отдельно от своих мужей, по новому закону, могли не спрашивать их разрешения при найме на службу, а также и при поступлении в учебные заведения 18, с335.

 

Литература:

 

  1. Женщины в революции. М., 1959.
  2. Пушкарёва Н. Л. Русская женщина: история и современность. М.: Ладомир, 2002.
  3. Иванов С. С. Государство и право России в период сословно-представительной монархии. М., 1960.
  4.         Сергеева Г. П. О концептуальном подходе к проблеме участия женщин в управлении обществом //Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. М., 1991.
  5. Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, т. 16.
  6. Проф. В. М. Хвостов «Женщина и человеческое достоинство» М., 1914.
  7. Юренев П. Журнал гражданского и уголовного права. 1877.
  8. Кавелин К. Очерк юридических отношений возникающих из семейного союза. СПб., 1884.
  9. Заговорский А. И. Личные и имущественные отношения между супругами// Русская мысль. — 1897. Кн. 1.
  10. Боровиковский А. Л. Брак и развод по проекту гражданского уложения// Журнал министерства юстиции — 1902.
  11. Синайский В. И. Личное и имущественное положение замужней женщины в гражданском праве. Юрьев, 1910.
  12. Цитович П. Очерки основных понятий торгового права. Киев. 1886.
  13. Невзоров А. С. Русская женщина в действующем законодательстве и в действительной жизни. Ревель, 1892.
  14. Гражданское право. Учебник./ Под ред. А. Н. Сергеева, Ю. Н. Толстого. Часть 3. М.: Проспект. 1999.
  15. Васюкина Л. А. Женщина в семье и обществе. — М.: Просвещение, 1991.
  16. Собрание узаконений и распоряжений правительства. СПб., 1912, отд.1 № 107.
  17. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. — М.: Юрист, 2003.
  18. Законы гражданские. Практический и теоретический комментарии/ под ред. А. Э. Вориса, В. Б. Ельяшевича. М., 1913.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle