Автор: Мороз Ирина Анатольевна

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)

Библиографическое описание:

Мороз И. А. Проблемы обеспечения товарами торгующих организаций в 50–60е годы XX века [Текст] // Исторические исследования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 88-91.

В статье автор на основе архивных документов и материалов периодической печати анализирует различные формы централизованной транзитной доставки товаров в розничную сеть в СССР в 50–60е годы, выделяет их успехи и проблемы, главной из которых являлась проблема обеспечения товаров торгующих организаций и обеспечение их широкого ассортимента.

Ключевые слова: торговля, розничная сеть, оптовые предприятия, поставщики, централизованная и кольцевая доставка товаров, транзит, посылочная торговля, ассортимент.

 

Если до конца 40х годов в СССР многих товаров в магазинах не хватало из-за разрушенного войной хозяйства, то с начала 50х годов происходит рост выпуска продукции, необходимой для населения страны. Однако по-прежнему покупатели испытывали дефицит многих товаров, и главной причиной часто была не их нехватка, а проблемы доставки товаров в магазины.

Целью данной статьи является анализ состояния обеспеченности товарами магазинов, выявление основных проблем в данной сфере и реализованных путей их решения в СССР в 50–60е годы XX века.

Важнейшим вопросом в организации планирования товарных перевозок являлось ускорение и удешевление движения товаров от мест производства до мест потребления. Наиболее ответственным моментом здесь являлось устранение нерациональных перевозок, к числу которых относились излишне дальние, встречные и повторные перевозки, вызывающие ненужные пробеги транспорта и ничем не оправданные затраты средств [11, с.2].

Излишне дальние перевозки многих товаров, особенно товаров несложного ассортимента, зачастую были связаны со сложившимся размещением производства их по районам страны. Устранить такие перевозки товаров возможно было только путем приближения производства к районам потребления.

Встречные и повторные перевозки товаров — результат неправильного планирования товарных перевозок. Возникали они вследствие того, что оптовые организации недостаточно учитывали размещение промышленных предприятий-поставщиков к районам потребления. Кроме того, из-за недостаточного знания спроса населения либо неблагоприятного размещения торговых баз товары засылались в некоторые районы в количествах, превышающих спрос.

В послевоенный период было многое сделано в направлении более правильного размещения производства товаров народного потребления. На местах, в районах потребления стали производить многие товары, которые раньше завозились из отдаленных районов страны, что значительно улучшило обеспечение населения ими и в определенной мере уменьшило излишне дальние перевозки.

В то же время много было и таких товаров, производство которых можно было наладить на месте, но завозили их из дальних районов.

Производство детских велосипедов, например, сосредоточено было всего в нескольких районах страны: в Центре, на Украине и на Урале; они совсем не производились или производились в незначительных количествах в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Перевозка детских велосипедов производилась за несколько тысяч километров, например, из Горького во Владивосток и многие другие отдаленные города. Производство детских санок было сосредоточено в основном в восточных районах страны, в районах Поволжья (Горький, Куйбышев, Саратов) и в центральных районах (Москва, Ленинград). При таком размещении производства дальние перевозки детских санок были неизбежны. Возили их за тысячи километров из восточных районов в центральные районы страны, на Украину, в Прибалтику и на северо-запад. А ведь санки можно было с успехом делать на месте — производство их совсем несложное [6, с.3].

Кемеровские торговые организации просили Главхозторг завезти в Кемерово и Кемеровскую область из других районов страны вилы, стиральные доски, строительные гвозди, потому что местные областные и городские организации не хотели организовывать производство этих и других простейших товаров у себя на месте при наличии больших сырьевых и производственных возможностей.

К сожалению, такое отношение к расширению производства предметов потребления на месте было не только в Кемеровской области. В Горький, например, завозили из других областей ученические линейки, угольники, конторский клей, лопатки, совочки, коляски для кукол и другие простейшие товары, которые тоже могли бы производиться на месте, тем более, что для этого не требовалось ни дефицитного сырья, ни сложного оборудования.

В Красноярске и Красноярском крае ранее производились, а потом были сняты с производства и завозись из других районов страны пеналы, чертежные доски, угольники, детская мебель, городки, линейки, шахматные доски и другие товары культурного и хозяйственного назначения.

Такое положение было во многих городах и даже в Москве и Ленинграде. В Москве, например, за 1953 и 1954 годы местная и кооперативная промышленность прекратила производство 40 наименований галантерейных товаров, спрос на которые к середине 1950х годов не удовлетворялся (кнопки, портсигары, булавки, шпильки, перчатки, ремни, пуговицы, зеркала и другие товары).

Вопросам размещения производства предметов потребления, в частности товаров несложного ассортимента, часто не уделялось внимание руководством торговли. Особенно это относилось к номенклатуре товаров Главкультторга, Главхозторга и Главгалантереи [8, л.2].

Главные управления не должны были ограничиваться формальным представлением заявок промышленности или плановым органом. Они должны были активно участвовать в разработке промышленностью производственных программ по товарам народного потребления и добиваться перед промышленными министерствами и ведомствами, местными органами удовлетворения своих заявок.

Осуществление основных принципов планирования товарных перевозок предполагало установление единого плана завоза, охватывающего товарную продукцию предприятий промышленности в масштабе целой отрасли производства. На практике этого не было. В результате имели место массовые факты встречных и излишне дальних перевозок отдельных товаров. Так, Главунивермаг в 1954 году ввозил в Москву детские велосипеды с Ленинаканского завода (Армянская ССР), в то время как такие же велосипеды из-под Москвы (с Тульского завода) завозились по разнарядкам Главкультторга в Армению и Грузию.

Детские санки завозились из Иркутска в Казань и в то же время из Куйбышева в Новосибирск; из Саратова они завозились в Ростов-на-Дону, а из Ростова-на-Дону в Вильнюс и т. д.

Велосипеды Харьковского завода завозились в восточные области РСФСР, а в Харьков и на юг завозились велосипеды Горьковского и Пензенского заводов.

Лыжи производства местной промышленности вывозились из Тамбовской и Молотовской областей, а в эти области завозили лыжи производства предприятий союзной промышленности из других районов страны.

По наряду Главхозторга Челябинская база отгрузила в Ленинград мясорубки, а из Ленинграда эти мясорубки были отгружены в Ростов-на-Дону, Днепропетровск и Литовскую ССР [9, л.3].

Ленинградская база Главгалантереи отгрузила в Краснодар духи «1 Мая», «Маки», «Фиалка», «Жасмин» несмотря на то, что в Краснодарском крае вырабатывались такие же духи и вывозились за пределы края. Такие факты имели место и по многим другим товарам Главхозторга, Главгалантереи и Главкультторга.

В результате неравномерного размещения производства некоторых товаров по стране, то есть отсутствия или недостаточного производства их в одних районах и производства, превышающего спрос, в других, получался очень высокий удельный вес вывозных фондов товаров в одних районах и большой завоз их в другие районы.

Особенно высокий удельный вес занимали вывозные фонды таких товаров, как: лыжи — 51 %; игрушки разные — 74,5 %; канцелярские товары — 72 %; спортивно-швейные изделия — 47 %; охотничьи и рыболовные изделия — 63,5 %; детские санки — 73 %; радиорепродукторы — 58,5 %; коньки — 47 %. Многие из этих товаров могли бы вырабатываться на месте [7, л.1].

С целью устранения дальних перевозок туалетного мыла и парфюмерии работники Главгалантереи совместно с работниками промышленности разрабатывали мероприятия по расширению ассортимента этих товаров на каждой фабрике, увеличению выпуска парфюмерно-косметических товаров и туалетного мыла, что позволило увеличить загрузку вагона в 2–2,5 раза. Эффективность этого мероприятия подтверждалась практикой работы Московской базы Главгалантереи, которая, отгрузив 106 вагонов с товарами, получила экономию на железнодорожных тарифах 1320 тысяч рублей и высвободила из оборота 31 тысячу ящиков.

Чтобы избежать ошибок в планировании завоза товаров и покончить с дальними, встречными и повторными перевозками товаров в стране, наносившими ущерб государству, следовало коренным образом изменить работу оптовых организаций Министерства торговли СССР по планированию товарных перевозок [4, с.72].

Наиболее важным моментом при составлении плана товарных перевозок для оптовых торговых и промышленных организаций являлось районирование сбыта товарной продукции отдельных производственных предприятий или районов, то есть прикрепление районов производства к районам потребления. Задача состояла в том, чтобы предприятия или районы производства прикрепить к районам потребления с учетом более рационального использования транспортных средств.

Задача более правильной организации товародвижения в стране имела огромное народнохозяйственное значение, она была связана для народного хозяйства со значительной экономией средств, с лучшим использованием транспорта, снижением товарных потерь при перевозке и ускорением продвижения товаров от производства до потребителя [5, с.3].

Одним из важнейших вопросов являлась организация правильной взаимосвязи между оптовыми и розничными звеньями в торговле. Широко развернувшаяся в конце 1950х годов работа по организации централизованного завоза товаров в магазины городов непосредственно и силами промышленных предприятий и оптовых баз имела большое значение и должна была изменить организацию городской торговли. Эта система означала полный отказ от существовавших ранее методов организации товароснабжения розничной сети и переход к новым, более совершенным методам, дающим возможность значительной экономии транспортных средств, труда и материальных ресурсов.

Но было бы неправильным рассматривать значение централизованного завоза товаров только с точки зрения экономии транспорта и рабочей силы. Важнейшее значение имел тот факт, что при централизованном завозе товаров работники магазинов освобождались от заботы об изыскании и доставке товаров и получали возможность непосредственно заниматься организацией обслуживания покупателей. Само снабжение становилось плановым и регулярным. При этом имелась возможность учитывать заявки каждого торгового предприятия на товары, своевременно пополнять ассортимент товаров в каждом магазине, освободить магазин от необходимости иметь большие страховые запасы товаров на случай неравномерного завоза.

Кроме того здесь открывались широкие возможности для более рациональной организации взаимоотношений между оптовыми базами и розничной сетью. Оптовые базы при таком завозе строили свою работу, исходя из интересов розничной торговой сети и интересов населения.

Централизованный завоз товаров осуществлялся в следующих формах:

-          централизованная доставка товаров с фабрик непосредственно в магазины;

-          централизованная доставка товаров в магазины с оптовых баз;

-          транзитная кольцевая доставка товаров в магазины [1, с.2].

Если первая и вторая формы хотя бы частично применялись ранее, то третья — получила развитие с середины 50х годов. Существо такой системы доставки товаров состояло в том, что оптовая база загружала машину товаром в определенном ассортименте, и она по установленному маршруту объезжала соответствующие магазины. Машину сопровождал товаровед базы или экспедитор, который по прибытии в магазин предлагал директору имеющиеся у него товары, а также знакомился с имеющимся в продаже ассортиментом и выяснял, какие товары в магазине отсутствовали.

Как правило, кольцевые маршруты охватывали мелкие магазины. Работники этих магазинов одобрительно отзывались об этой форме транзита; в этом случае им уже не приходилось беспокоиться о том, чтобы дать заказ, выехать на базу за товаром, а во многих случаях и искать для этого автотранспорт.

Широкое распространение кольцевой завоз получил в Брянской области. Начальник областного управления торговли Н. А. Анцыфоров, обобщая опыт данного вида доставки товаров в магазины, показал, что в 1962 году расход средств на автотранспортные перевозки сократился по г. Брянску более чем на сто тысяч рублей. В основном эта сумма складывалась из показателей горхлеботорга и горпищеторга, которые уменьшили автотранспортные расходы, соответственно на 46 и 41 тысячу рублей. Меньшие суммы сокращения расходов по базе хозторга — 1400 рублей, по базе «Галантерейторга» — 1900 рублей и по базе «Роскультторга» — 3400 рублей.

Если раньше доставка тонны хлеба обходилась в 6 рублей 40 копеек, булок — 9 рублей 20 копеек, то после использования кольцевого завоза соответственно 3 рубля 41 копейка и 5 рублей 20 копеек. В 1960 году убыток на перевозках составил 20,7 тысячи рублей, в 1961 году получена экономия в 53858 рублей [2, с.15].

Вместе с тем в стране имелось много нерешенных вопросов, связанных с кольцевой доставкой товаров. К ним, в частности, относился порядок оплаты шоферов, занятых на кольцевой доставке товаров. Поэтому, в связи с нерешенностью данных проблем, к середине 1960х годов применение данной формы практически прекратилось.

Одной из форм транзита являлась мелкооптовая посылочная торговля, при которой базы получали на свои склады товары непосредственно с фабрик и отправляли их в магазины по заказам последних, минуя промежуточные звенья. Мелкооптовая посылочная торговля ликвидировала излишние перевалки товаров, ускоряла продвижение товаров до покупателей, тем самым сокращая издержки обращения [3, с.10].

Несмотря на относительно высокие расходы по отправке товаров почтой, по ряду товаров посылочная мелкооптовая торговля в середине 50х годов являлась более выгодной формой опта.

Так, по галантерейным товарам на содержание существующих оптовых звеньев потребительской кооперации отчислялось 5–6 % к розничной цене товара, в то время как расходы посылочной торговли по этим товарам составляли 3,5–4 %.

Посылочная контора Центросоюза представляла покупателям — сельпо и раймагазинам — более высокую торговую скидку по сравнению с базами областных и районных союзов.

В 1954 году в общей сумме скидок на товары, полученных потребительской кооперацией от промышленности, доля розничных торговых организаций составила 71,4 %, а по товарам, которые были поставлены посылочной конторой, — 80,4 %.

По отдельным товарам можно представить следующую картину (в процентах) [8, с.8].

Таблица 1

Показатели применения посылочной торговли

Наименование товаров

Общий размер торговой скидки

Доля розничной сети

При получении товара с баз областных и районных потребсоюзов

При получении товара от посылочной конторы

Металлическая и пластмассовая галантерея

20,0

14,0

16,5

Текстильная галантерея

19,0

14,0

15,0

Швейные изделия

9,1

7,0

7,5

Канцелярские товары

12,5

9,0

9,5

 

Все расходы посылочной конторы за 1954 год, включая расходы по доставке товара (до ближайшего к магазину почтового отделения), составили 3,72 % к обороту.

В связи с увеличением оборота и повышением производительности труда издержки обращения посылочной конторы в 1954 году снизились до 3,25 % к обороту и в 1955 году составили около 3 %.

Мелкооптовая посылочная торговля осуществлялась в системе потребительской кооперации с 1950 года и, как показал опыт, полностью себя оправдала.

Сельпо, раймаги и сельмаги, руководствуясь каталогом посылочной конторы, который содержал до 20 стандартных наборов с разными промышленными товарами, могли заказать одну или несколько посылок. Для выполнения заказов был установлен 15-дневный срок.

Учитывая положительный опыт посылочной мелкооптовой торговли, представлялось целесообразным развернуть её в ближайшие годы в более широких масштабах и охватить посылочной торговлей обслуживание также городских магазинов.

Таким образом, в статье сделана попытка осветить различные формы централизованной транзитной доставки товаров в розничную сеть, показаны их успехи и проблемы, главной из которых являлась проблемы обеспечения товарами торгующих организаций.

 

Литература:

 

1.      Алексеев С. Централизованную доставку товаров внедрять повсеместно // Советская торговля. 1956. 29 декабря.

2.      Анцыфоров Н. А. Централизованно, по маршрутам. Брянск: Брянский рабочий, 1963.

3.      Бессарабов В. Всемерно развивать посылочную торговлю // Советская торговля. 1958. № 11.

4.      Капустин В. П. Транспортировка плодов, овощей и картофеля. М.: Сельхозиздат, 1963.

5.      Леонов З., Пекелис Л. Централизованная доставка товаров должна стать основной формой снабжение розничной сети // Советская торговля. 1956. № 2.

6.      Пашковский И. Новый порядок планирования товарооборота в РСФСР // Советская торговля. 1958. 4 января.

7.      Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 7971. Оп. 1. Д. 2744. Информации из городов, областей и республик о состоянии торговли.

8.      Там же. Д.2740. Справка о недостатках в торговой работе организаций Министерства торговли СССР.

9.      Там же.

10.  Серебренников И. О централизованной транзитной доставке товаров // Советская торговля. 1955. № 4.

11.  Устранить недостатки в практике централизованного снабжения, улучшить организацию советской торговли. Передовая // Советская торговля. 1955. № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle