Автор: Андриец Ульяна Михайловна

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)

Библиографическое описание:

Андриец У. М. Деятельность коммунистического союза молодёжи на Дальнем Востоке РСФСР в 1920-е — 1930-е гг.: историографический обзор [Текст] // Исторические исследования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 32-39.

Историография проблемы, в которой освещается история комсомольской организации в 20-е — 30-е гг. включает в себя два основных периода: советский и современный.

В советское время, когда ВЛКСМ занимал исключительное положение в сфере молодежной политики, история комсомольского движения приковывала научный интерес многих исследователей. Обширный советский период целесообразно разделить на подпериоды. В период с 1918 — по 1927 гг., партийными лидерами и организаторами комсомола велась теоретическая разработка проблем коммунистического воспитания. 1927–1956 гг. — период утверждения сталинской концепции молодёжной политики, резкого ограничения самостоятельности комсомола, контроля партии за всеми направлениями работы с молодёжью. Период «развитого социализма» (1956–1985 гг.), на который приходится большая часть исследований по истории ВЛКСМ, большинство из которых носят субъективный, апологетический характер. Период «перестройки и гласности» (1985–1991 гг.), в ходе которого впервые были предприняты попытки объективного рассмотрения истории ВЛКСМ, но одновременно начался процесс забвения положительного опыта комсомольской организации и смещения акцентов на негативные стороны деятельности союза.

С 1918 по 1927 гг. партийные лидеры, отмечающие важную роль молодёжи в революционных свершениях, уделяли большое внимание молодёжной тематике. Определяющее влияние на деятельность КСМ оказала работа В. И. Ленина «Задачи союзов молодёжи» [1]. Ленин, обратившись к молодёжи как к будущим строителям коммунизма, обозначил основные цели молодёжного движения. Среди этих целей было хозяйственное возрождение страны, реорганизация промышленности и восстановление сельского хозяйства на технической основе, распространение пролетарской культуры, всесторонняя поддержка рабоче-крестьянской власти и борьба за разрушение старого общества. Главной же задачей молодёжи Ленин считал образование на основе глубокого изучения и осмысления различных философских течений и воспитание, которое должно было проходить в тесной связи с упорным трудом на благо коммунистического общества.

Более 30 работ посвятил вопросам юношеского движения видный государственный и партийный деятель Н. И. Бухарин [2]. Будучи прикреплённым от ЦК ВКП(б) к ЦК РКСМ, он во многом определял политику партии по отношению к комсомолу. Деятельность союза молодёжи он видел как сочетание политической работы с участием в решении вопросов экономики, производства, профессионального образования. Комсомол он называл «наследным принцем революции», который должен был внести весомый вклад в построение социалистического общества.

Разработкой теории коммунистического юношеского движения занималась Н. К. Крупская [3]. В её работах даны советы по организации коммунистического союза молодёжи, по идейно-политическому воспитанию и вовлечению молодёжи в социалистическое строительство, подведены первые итоги деятельности организации. Крупская настаивала на том, что в основе работы союза коммунистической молодёжи должна быть возможность для активности каждого члена, широкое участие в общественной работе и непрерывное самообразование подрастающего поколения. В 1922 г. в брошюре «РКСМ и бойскаутизм» [4] она раскритиковала комсомольскую организацию за подражание партии, склонность к ограничению своей работы представительствами и выступлениями, в то время как первостепенная задача повышения образовательного и культурного уровня трудящейся молодёжи через активную самодеятельность реализовывалась слабо.

Немало внимания уделял молодёжной проблематике и Л. Д. Троцкий, видный партийный деятель и теоретик, пользующийся в то время у молодёжи большой популярностью. На V Всероссийском съезде РКСМ он охарактеризовал вопрос воспитания молодёжи, как вопрос «жизни и смерти республики, судьбы революционного движения» [5]. Главными задачами коммунистического союза молодёжи, по его мнению, являлись задачи укрепления и развития сознания рабочей молодёжи через приобщение к достижениям современной науки, а также хозяйственная, культурная и общественная работа в т. ч. организация быта, основанного на коллективизме. Коммунистической союз молодёжи Троцкий считал организацией, необходимой партии для сплочения молодого поколения в деле созидания социализма.

Впервые разработка вопросов истории РКСМ была предпринята в трудах Е. Герра, Г. Левгура, Л. Шацкина, А. Шохина [6]. В этих работах отражено создание и деятельность комсомольской организации, превращение комсомола в общественно-политическую структуру. Авторы доказывали, что работа комсомола должна проходить только через самостоятельные коммунистические организации, в которых молодёжь могла бы проявить максимум самостоятельности, необходимой в воспитании коммунистического мировоззрения.

В 1921 г. по решению ЦК РКСМ была создана Комиссия по изучению истории коммунистического союза молодёжи и юношеского движения (Истмол). Эта комиссия занималась сбором, изучением и изданием материалов и документов по истории молодёжного движения в России и СССР. Помимо издания документальных сборников о комсомоле и комсомольцах, истмол опубликовал большое количество очерков и популярных брошюр, заложив основы научной историографии молодёжного движения и комсомола в стране.

В 1918–1927 гг. дальневосточная организация КСМ в условиях затяжной гражданской войны переживала сложный этап становления, накапливала опыт в восстановительный период. Специальные исследования по истории РКСМ ДВК не велись. Однако, активно публиковались отчёты комитетов, материалы съездов и совещаний РКСМ, резолюции конференций и другие документальные материалы, призванные помочь в работе комсомольским организаторам, разъяснить цели и методы работы, разрешить спорные вопросы.

В период с 1929 г. по 1956 г. сократилось число публикаций, что было связано с условиями предвоенных, военных и послевоенных лет. Кроме того, в силу сложившегося в стране тоталитарного режима, доступ исследователей к архивным источникам был значительно ограничен, а возможности объективной интерпретации недавнего прошлого не было. Исторические исследования могли вестись только в рамках концепции исторического развития России, изложенной в «Кратком курсе истории ВКП(б)» [7]. Многие партийные и комсомольские деятели предыдущего периода подверглись остракизму, их работы изымались из библиотек. В начале 30-х гг. прекратил своё существование Истмол. Целью сталинской молодёжной политики было сделать молодёжь послушной, безоговорочно преданной режиму, оттеснить её от непосредственного участия в политической жизни, не допустить самостоятельной оценки политических вопросов и выбора форм и методов работы молодёжного союза, сделать КСМ исполнителем воли партии [8]. Новые принципы функционирования комсомола обозначены в работах И. В. Сталина, где КСМ был охарактеризован как «резерв и инструмент партии», «подсобное орудие» ВКП(б) по воздействию на внесоюзную молодёжь [9]. Сталин подчёркивал, что реализация задач, стоящих перед РЛКСМ (строительство социализма, борьба с классовыми врагами, освоение научных знаний) возможна только при неукоснительном следовании указаниям, исходящим от коммунистической партии [10].

Большой интерес представляет книга О. Рывкина [11], в которой автор последовательно излагает историю движения пролетарской молодежи с 1911 до середины 20-х годов и приводит немало фактов, касающихся образования и деятельности групп, организаций, союзов рабочей молодежи.

Проблемы молодёжной политики и вопросы истории КСМ были затронуты в работах А. Диментмана, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Ф. Крутова, И. А. Михайлова, В. М. Озерова [12]. Комсомол в них изображался только с положительных сторон, отмечались успехи организации в деле воплощения в жизнь политики коммунистической партии.

Следующий период — с 1956 г. по 1985 г. характеризуется большей свободой мысли, расширением источниковой базы в связи с некоторым отходом от тоталитарного режима.

Научная разработка истории молодёжного и юношеского движения стала вестись особенно активно после создания в 1969 г. Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. Большое количество докторских и кандидатских диссертаций по комсомольской тематике было защищено на базе отдела истории молодёжного движения научно-исследовательского центра ВКШ. Вышли монографии таких известных историков комсомола и юношеского движения, как A. Н. Ацаркин, А. Я. Лейкин, А. С. Трайнин, Н. В. Трущенко и др. [13]

Работы, относящиеся к данному периоду, последовательно доказывают тезис о том, что комсомол, как «боевой помощник и резерв коммунистической партии», занимает господствующее положение в молодёжном движении, а его деятельность — это период побед, героических свершений под чутким руководством партии.

В работах З. Г. Апресяна, Г. Н. Деревякина, В. А. Зубкова, А. Н. Новикова, В. А. Сулемова, Е. П. Шматко и др. [14] рассмотрены вопросы партийного руководства комсомолом и политического воспитания молодежи. Авторы исследований доказывают положение о безусловной необходимости и огромном положительном влиянии руководящей роли коммунистической партии в деле организационного развития комсомольской организации, идейно-политического воспитания советской молодежи и вовлечения ее в строительство нового общества.

В 1978 г. вышел обобщающий труд по истории ВЛКСМ «Славный путь Ленинского комсомола» [15]. В этом фундаментальном труде раскрыто становление молодёжного движения в России, представлены героические страницы истории комсомола в годы Великой Отечественной войны, освещена деятельность организации по воспитанию советской молодёжи. Однако негативные процессы, имеющие место в самом комсомоле и связанные с его общественной деятельностью не получили освещение.

В трудах дальневосточных исследователей данного периода непременно подчёркивается героизм, самоотверженность комсомола, который, характеризуется как главный помощник партии в превращении ДВК в форпост социализма на Тихом океане [16].

В 50-е — 80-е гг. появляются очерки, посвящённые истории местных комсомольских организаций [17]. Написанные на основе широкой источниковой базы, очерки отражают участие КСМ в общественно-политической жизни, вклад в строительство новостроек края. Авторы анализируют стиль и методы работы комсомольских организаций. Однако, эти работы носят научно-популярный характер, их целевой аудиторией является молодёжь, вновь вступающая в комсомол, пропагандисты и комсомольские работники. В связи с этим, история ВЛКСМ в них выдержана в духе героического пафоса, описания череды побед комсомола на всех участках советского строительства.

Многочисленные работы отображают ведущую, направляющую, решающую роль партии в деятельности дальневосточного комсомола [18]. Активность, творческий энтузиазм комсомола получает положительные оценки при условии, если он сообразуются с партийной программой. Попытки же КСМ обдумать, оценить свою деятельность, отстоять некую самостоятельность и независимость, которые имели место быть на начальном этапе комсомольского движения, характеризуются как «юношеский авангардизм», лишённый смысла и не имеющий права на существование [19].

Проблеме социалистической индустриализации посвящены работы дальневосточного историка Г. А. Унпелова [20]. Основное внимание автор уделил коммунистической партии, которая предстает как главный вдохновитель и руководитель социалистического строительства. Комсомол представлен не как самостоятельный субъект созидательной деятельности, а в контексте партийного руководства, способности партии большевиков организовать и увлечь массы, благодаря которой в короткий срок на большой территории удалось провести индустриализацию.

Общественно-политическая деятельность ВЛКСМ в период коллективизации сельского хозяйства также получила освящение в трудах дальневосточных исследователей. В работах И. К. Вербы [21] дан анализ деятельности молодёжи по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, раскрывается борьба с кулачеством. В данных исследованиях подчёркивается положительный опыт комсомола в колхозном строительстве, его особая роль в укреплении колхозного строя в силу малочисленности в ДВК сельских партийных организаций.

Тема планового переселения молодёжи на советский Дальний Восток получила освещение в исследованиях Н. А. Билим [22]. Высокие темпы роста промышленности ДВК в 30-е гг. историк связывает с государственными мерами по обеспечению края рабочей силой, в т. ч. по линии ВЛКСМ.

Проблематике Хетагуровского призыва и жизни молодых дальневосточниц посвящены работы Н. И. Дубининой [23]. На основе архивных документов, периодической печати, широкого круга воспоминаний и писем, автор исследует феномен комсомольских призывов, отмечая, что Хетагуровское движение — показатель советского времени с характерным для него подъёмом общественной активности молодёжи, готовностью молодых людей к подвигу на благо Родины. Сам факт такого массового движения молодёжи, по мнению автора, опровергает тезис о тоталитарной системе в СССР и пассивности молодёжи.

В период 1985–1991 гг. курс на перестройку не только инициировал изменения в социально-экономической и политической сфере советского общества, но и побудил к переосмыслению исторического прошлого. В 1987 г. на ХХ съезде ВЛКСМ была поставлена задача разработки истории ВЛКСМ «во всей её сложности, без упрощений и недомолвок» [24, c. 52]. С одной стороны, комсомол по-прежнему считался основой для воспитания молодого поколения, рассматривался как активная созидательная сила советского общества [25], подчёркивалась его особая роль в коммунистическом строительстве, формировании политической и правовой культуры, в трудовом и патриотическом воспитании [26]. По-прежнему некоторыми авторами отмечалась исключительная роль партийного руководства в идейно-организационном оформлении, развитии творческих устремлений комсомола [27]. С другой стороны, стали очевидны многие недостатки комсомольской организации, началось разрушение стереотипов о советской молодёжи и комсомоле. Впервые комсомол стал рассматриваться не как организация, занимающая монопольное положение в структуре молодёжных объединений, а как часть системы молодёжного движения [28]. Были затронуты темы альтернативных комсомолу молодёжных движений, а сама способность ВЛКСМ выступать в качестве передового политического отряда и единственного представителя интересов молодёжи была подвергнута сомнению.

В этот период многие устоявшиеся постулаты и суждения о комсомоле подверглись верификации. В 1991 г. выпущены Очерки истории ВЛКСМ [29], целью которых стала объективное представление истории комсомола, отказ от догматизма и конъюнктуры. Авторы отмечают перерождение комсомола из самодеятельной, демократической организации 20-х гг. в покорного и безмолвного исполнителя решений и указаний коммунистической партии. Подчёркивая роль ВЛКСМ в решении не только молодёжных, но и общегосударственных задач, авторы приходят к выводу, что главной целью вовлечения молодых людей в комсомол было «сделать всё молодое поколение единомыслящим, единоорганизованным, действующим по единым стандартам» [29, c. 95] на благо социалистического строительства. Следует отметить существенный недостаток «Очерков» — в них отсутствуют ссылки на источники.

Особо острой проблематикой стало отношение партии и комсомола. В работе А. А. Галагана [30] история комсомола поделена на два этапа: ленинский (1918–1928 гг.) и сталинский (1929–1985 гг.). Ленинский этап, по мнению исследователя, отличался относительной самостоятельностью, независимостью комсомола, паритетным отношением с коммунистической партией. В последующий же период комсомол оказался в полном подчинении компартии, отношения с которой строились как отношения «между управляющей системой и управляемым объектом» [30, c. 68].

Важное место в историографии данного периода заняли исследования, посвящённые влиянию культа личности Сталина на комсомол. Исследователи пришли к выводу, что в период директивного руководства комсомол лишился самостоятельности, возможности самоуправления, были ограничены сферы его деятельности, в дальнейшем это привело ВЛКСМ к деформации и глубокому кризису [31].

Современный период историографии характеризуется тем, что были ликвидированы идеологические ограничения, произошёл отказ от формационного подхода и переход к методологическому плюрализму, была значительно расширена источниковая база, что позволило по-новому взглянуть на многие события и явления ХХ в., в том числе и на историю ВЛКСМ.

Если в советское время комсомольское движение изображалось как путь достижений и побед, в котором не было проблем, противоречий, ошибок, то в 1990-е гг., напротив, появилось множество работ, в которых комсомол оценивался исключительно негативно. К примеру, в работах Ю. А. Стецюры, посвящённых анализу участия молодёжи в социалистической модернизации и формированию политико-идеологического контроля над ВЛКСМ, автор утверждает, что посредством комсомола в молодёжи воспитывался страх перед властью, нетерпимость к другому мнению, двойная мораль и антидемократизм [32].

В последнее время многие авторы исторических исследований отказываются от тенденции видеть в советском прошлом лишь ошибки. Пришло понимание, что комсомол, будучи порождением, неотъемлемой частью советской системы, являлся и «её активным творцом и её жертвой» [33]. Вышли в свет работы, в которых историки попытались критически проанализировать, объективно отразить сущность, роль комсомола. Большое значение имеет сборник, посвящённый 80-летию комсомола [34], в котором обозначены новые методологические подходы к изучению истории ВЛКСМ. Автор статьи, указывает на необходимость поиска альтернативных подходов в изучении истории комсомола, оценки событий и процессов с общечеловеческих позиций, выявлении в деятельности комсомола гражданского содержания, интересов как молодого поколения, так и страны в целом.

Крупнейшим исследователем истории комсомола является В. К. Криворученко [35]. Историк проанализировал процесс огосударствления комсомола, рассмотрел организацию и систему политического контроля в молодёжной среде, зависимость ВЛКСМ от партии и её негативные последствия. Автор обратил внимание на то, что комсомол изначально не был организацией, создаваемой молодёжью в своих интересах, а был организацией, создание которой обуславливалось задачами строительства нового общества. Криворученко приходит к выводу, что деятельность комсомола способствовала сплочению молодёжи в деле созидания социализма и, как следствие, прогрессивному развитию советского общества. Особое внимание учёный уделяет анализу негативного опыта ВЛКСМ, связанного в первую очередь с участием организации в репрессиях 30-х гг. [36]

О. В. Татаринов в своём исследовании обращает внимание на то, что в условиях тоталитарного режима и господства коммунистической партии комсомол превратился в «инструмент в руках компартии», который использовался для подчинения молодых людей воле государства и партии, для подавления инакомыслия. С другой стороны, автор отмечает, что при всех своих недостатках комсомол способствовал объединению молодёжи и стал основой для формирования и социализации молодого поколения [37].

Вопросы, связанные с историей комсомольской организации, отражены в монографии В. И. Соколова [38]. В работе дан критический анализ истории образования и развития ВЛКСМ как организации молодежи унитарного типа. Довольно подробно автор осветил быт и повседневность молодежи исследуемого периода. Особую ценность работе придает довольно обширный фактический материал.

Заметное место в новейшей историографии вопроса занимают работы историка А. А. Слезина [39]. Исследователь ввёл в научный оборот широкий круг неиспользованных ранее источников, воспоминаний, по-новому оценил ранее опубликованные документы. Комсомол рассматривается автором как прочное связующее звено между государством и молодёжью. Автор считает, что участие в работе государственных учреждений давало комсомольской молодёжи ощущение сопричастия к власти, и хотя это чувство было иллюзорным, оно прививало энтузиазм, воспитывало гражданственность, патриотизм, привлекало к активному участию в общественно-политической жизни. Также указывается на то, что комсомол, как своеобразное «министерство молодёжи» способствовало развитию советской государственности, служило институтом политической социализации, проявляло заботу о трудовой занятости, просвещении юношества. Однако А. А. Слезин делает вывод, что молодёжная политика советского государства, осуществляемая через ВЛКСМ, который был организацией при коммунистической партии и не обладал самостоятельностью, способствовала становлению тоталитарной модели политического поведения, этатистского типа политической культуры.

Проблема истории дальневосточного комсомола 1920–1940-х гг. ещё не нашла специального отражения в современной историографии. Хотя в ряде исследований были затронуты отдельные аспекты.

Большой интерес представляет диссертационное исследование И. Л. Долговой [40]. Автор исследовал социальный характер дальневосточной молодёжи 1930-х гг., уделил большое внимание комсомолу как основному звену в партийно-государственном руководстве молодёжью. Рассмотрен такой аспект, как переселение молодых комсомольцев на Дальний Восток. Успех комсомольских призывов исследователь объясняет тем, что с одной стороны эти призывы были обеспечены партийной и государственной поддержкой, с другой — сообразовывались с социально-психологическими особенностями молодёжи: романтизмом, открытостью, эмоциональностью, мобильностью. Проанализировав статистические данные, автор говорит о недопустимости ставить под сомнение решающую роль комсомола в строительстве Комсомольска-на-Амуре и приписывать эту роль заключённым. Спорным представляется вывод о том, что политическая активность комсомольской молодёжи была лишь ритуальной, а поддержка, которую молодёжь оказывала советскому режиму, была обусловлена нежеланием молодых людей подвергать себя опасности. Рассматриваются сюжеты, которые замалчивались советской историографией, но имели место в молодёжной среде, в том числе среди комсомольцев (девиантное поведение, суициды, пьянство, сексуальная распущенность). Темы повседневности и быта, психологического, морально-нравственного состояния молодёжи Дальнего Востока, затронутые в исследовании Долговой, являются малоисследованными и ждут своей дальнейшей разработки.

Е. Б. Бакшеева в диссертационном исследовании, посвящённом политике Советского государства в отношении русской православной церкви на Дальнем Востоке, затронула такой аспект деятельности комсомольских организаций, как антирелигиозная борьба [41]. Комсомольцы принимали участие в антирелигиозной кампании на Дальнем Востоке РСФСР, входили в состав краевого совета Союза безбожников. Автор отметил, что именно комсомольцы, участвующие в ликвидации религиозности, «привносили в семьи основы атеистического мировоззрения», при том, что среди самих комсомольцев не было единства в вопросах религии.

В исследовании Е. А. Мининой, посвящённом молодёжной политике в дальневосточной деревне в период коллективизации, подчеркивается особое значение ВЛКСМ в реализации молодёжной политики, а также особые «патронажные отношения» между ВЛКСМ и ВКП(б), которые обусловили сложности в претворении молодёжной политики в сельскую жизнь. Выделены несколько направлений деятельности дальневосточного комсомола в период коллективизации: участие в создании материально-технической базы колхозов и внедрение в колхозное производство принципов новой организации труда, политико-воспитательная и культурно-просветительская работа, помощь в выявление антисоветских элементов [42].

Молодёжной политике советского государства на Дальнем Востоке в 20-х — 40-х гг. ХХ в. посвящена работа историка Н. Н. Билим [43]. Автор приходит к выводу, что воспитание нового человека, осуществляемое в т. ч. посредством КСМ, было важнейшим условием существования новой политической системы. Во многом именно успешно организованное воспитание подрастающего поколения позволило партии большевиков построить социалистическое общество. На основе анализа широкого круга документальных материалов, автор отмечает значительный вклад молодёжи в построении нового государства. Комсомол, являясь массовой идеологической и политической организацией молодёжи, решал важные государственные задачи: борьба с неграмотностью, защита интересов молодёжи, приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры, оборона отечества. Н. Н. Билим опровергает утверждение современных историков о том, что советская воспитательная система формировала унифицированного, нацеленного на бездумное исполнительство человека. Исследователь справедливо указывает на то, что «не способные творчески мыслить и работать люди не могли создать передовое производство, культуру, науку, вывести СССР в разряд передовых стран мира» [43, c. 121].

Однако, несмотря на ряд важных публикаций, посвящённых молодёжной политике советского государства, история ВЛКСМ требует своего дальнейшего комплексного изучения. Целесообразно не только выявить ошибки, но и проанализировать положительный опыт, который мог бы иметь практическую значимость в реализации молодёжной политики в условиях «общества потребления», которое ставит перед молодыми людьми не меньше проблем, чем тоталитарное общество.

 

Литература:

 

1.      Ленин В. И. ПСС. т.41, с. 301–318.

2.      Бухарин Н. И. Избранные произведения. М., 1988.; Его же. Проблемы теории и практики социализма. М., 1989.; Его же. Путь к социализму. Новосибирск, 1990.

3.      Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 тт. М., 1957.

4.      Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм. / Воспитание молодёжи в ленинском духе. М., 1989.

5.      Троцкий Л. Д. Проблемы культуры. Культура переходного периода. М.: Оникс, 2011.

6.      Герр Е. Очерки по истории РЛКСМ. М., 1925.; Левгур Г. История РКСМ. М., 1926. Его же. Как возник и развивался комсомол. М., 1922.; Шацкин Л. Начало юношеского движения и первый съезд. М., 1920.; Его же. Основные вопросы юношеского движения. М., 1924.; Шохин А. Краткий очерк истории комсомола. М., 1926.

7.      История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс / Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б). — М., 1938.

8.      См. Криворученко В. К. Молодёжь, комсомол, общество 30-х гг. ХХ столетия: к проблеме репрессий в молодёжной среде. М., 2011.

9.      Сталин И. В. ПСС, т. 6. с. 65–68.

10.  Сталин И. В. ПСС, т. 7. с. 241–249, т.11. с. 66–77.

11.  Рывкин О. Очерки по истории ВЛКСМ. На заре движения. М., 1931.

12.  Диментман А. Комсомол — верный помощник и резерв коммунистической партии. М., 1938.; Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. Избранные речи и статьи. М., 1958.; Киров С. М. О молодёжи. Сб. выступлений, докладов и речей. М., 1969.; Крутов Ф. Путь борьбы и побед. М., 1938.; Михайлов И. А. ВКП(б) — организатор и руководитель комсомола. М., 1943.; Озеров В. М. Ленинский комсомол. М., 1947.

13.  Ацаркин А. Н. Пролетарская революция и молодежь. Рождение комсомола. — М., 1981; Лейкин А. Я. Против ложных друзей молодежи. — М.,1980.; Он же. Исторический опыт борьбы коммунистической партии с буржуазными и мелкобуржуазными партиями и союзами за молодежь (1917–1925 гг.) — Л., 1981; Трайнин А. С. Под знаменем революции. — М.,1975.; Трущенко Н. В. Партия и комсомол (1918–1920 гг) — Горький, 1966.

14.  Апресян З. Г., Сулемов В. А. Партийное ядро в комсомоле. М., 1975.; Апресян З. Г., Сулемов В. А. Будущее принадлежит молодёжи. М., 1969.; Деревякин Г. Н. Коммунистическая партия — руководитель и организатор трудового воспитания молодого поколения рабочего класса в годы социалистического строительства. (1921–1937 гг.) Саратов, 1984.; Зубков В. А. Комсомол и коммунистическое воспитание молодёжи. Л., 1978.; Зубков В. А., Педан С. А. Ленинский комсомол в годы восстановления народного хозяйства (1921–1925 гг.) Л., 1975.; Новиков А. Н. Партийное руководство комсомолом в период подготовки и проведения коллективизации. М., 1982.; Сулемов В. А. и др. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени Ленина. М., 1983.; Сулемов В. А. Союз молодых борцов. М., 1971.; Сулемов В. А. Сапаргалиев С. У. Боевой резерв партии. М., 1980.; Шматко Е. П. Комсомол в системе диктатуры пролетариата в период реконструкции народного хозяйства СССР (1926–1937 гг.) М., 1983.

15.  Славный путь Ленинского комсомола. М., 1978.

16.  За советский Дальний Восток. Владивосток, 1982.; Комсомол Дальнего Востока в годы социалистического и коммунистического строительства. Владивосток, 1974.; Кузнецов М. С. Дальневосточная партийная организация в борьбе за осуществление задач культурной революции (1928–1937 гг.). — Томск, 1971.

17.  Амурский меридиан страны Комсомолии. Благовещенск, 1980.; Дорогой борьбы и побед: очерки истории Амурской комсомольской организации (1918–1964 гг.) Хабаровск, 1966.; И вновь продолжается бой. Летопись комсомола Приморья (1918–1978 гг.) Владивосток, 1978.; Комсомолия края моего. Очерки по истории Хабаровской краевой комсомольской организации. Хабаровск, 1968.; Орлов В. И. Комсомол Приморья в борьбе и труде (1920–1957 гг.). Владивосток, 1958.; Смоляков А. В. Под алым стягом революции. Комсомол Дальнего Востока в 1920–1922 гг. Хабаровск, 1978.; Шаги комсомола Приморья. Хроника дат и событий. Владивосток, 1970.

18.  Из истории организаций КПСС на Дальнем Востоке (1905–1941 гг.) Хабаровск, 1962.

19.  Верба И. К. Борьба дальневосточной комсомольской организации за укрепление своих рядов (1923 0 1932 гг.) // История, археология и этнография народов Дальнего Востока. Владивосток, 1973. вып.1, с.77–82.

20.  Унпелов Г. А. Социалистическая индустриализация Дальнего Востока. Владивосток, 1972 г. Он же. Завершение социалистической реконструкции промышленности Дальнего Востока. Владивосток, 1975.

21.  Верба И. К. Деятельность дальневосточной комсомольской организации по организационно-хозяйственному укреплению колхозов и завершению коллективизации сельского хозяйства в крае. // Некоторые вопросы истории КПСС и международного коммунистического движения. Хабаровск, 1972. с. 12–38. Верба И. К. Деятельность дальневосточной комсомольской организации по внедрению в колхозное производство принципов правильной организации труда (1933–1939 гг.) / Партийная организация Дальнего Востока в авангарде борьбы за построение социализма и коммунизма. Хабаровск, 1974 г. с. 31–40.

22.  Билим Н. А. Сто дорог на Восток. Хабаровск, 1978.

23.  Дубинина Н. И. Дальневосточницы в борьбе и труде. Исторический очерк 1917–1941 гг. Хабаровск, 1982; Её же. Ты позови, Дальний Восток! Хетагуровское движение. Хабаровск, 1976.

24.  ХХ съезд ВЛКСМ 15–18 апреля 1987 г. Стенографический отчёт. М., 1987. с. 52.

25.  Ручкин Б. А. Ленинский комсомол: участие в хозяйственном строительстве (опыт, проблемы). М., 1985.

26.  Комсомол в народнохозяйственном строительстве: история и современность. М., 1988.; Комсомол и формирование политической культуры молодёжи. М., 1988.

27.  Мельников Е. А. Исторический опыт партийного руководства комсомолом. Л.., 1986.

28.  Ширяев Э. Б., Алейников А. В. Новое в идейно-политическом воспитании молодёжи: (Комсомол и развитие молодёжного движения в СССР: сущность, проблемы, основные тенденции). Л., 1990.

29.  Очерки истории ВЛКСМ (В поисках истины) в 2-х ч. Саратов, 1991.

30.  Галаган А. А. Неоткрытые страницы истории (О «белых пятнах» и «чёрных дырах» истории Ленинского комсомола). Саратов, 1989.

31.  Гостев Р. Г. Формирование молодёжи в условиях культа личности Сталина. Воронеж, 1991.; Криворученко В. К. В тисках сталинщины: трагедия комсомола. М., 1991.; Последствия культа личности Сталина в жизни комсомола и молод. М., 1988.

32.  Стецюра Ю. А. Молодёжь в послереволюционных преобразованиях России в 20-е — 30-е гг. М., 1998. Его же. Революционный пафос и трагизм поколения 20-х и 30-х годов. Екатиринбург — Пермь, 1995.

33.  Ручкин Б. А. Комсомол: уроки прошлого и опыт для современного молодёжного движения. // Молодёжь и инновационное развитие России. Мат-лы научной конференции. М., 2008. с. 124–139.

34.  Мухамеджанов М. М. Методологические подходы к изучению истории ВЛКСМ // Комсомолу — 80: Вопросы методологии и истории. М., 1999. с. 12.

35.  Криворученко В. К. В.И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин о молодёжи. М.,1995.; Его же. Наука о молодёжи: история и политика. М., 1999.; Его же. Молодёжь, комсомол, общество 30-х гг. ХХ столетия: к проблеме репрессий в молодёжной среде. М., 2011.; Криворученко В. К., Родионов В. А., Татаринов О. В. Молодёжное движение в России и Советском союзе: уроки истории. М., 1998. Криворученко В. К., Цветлюк Л. С. Молодёжь и юношеское движение как опора коммунистического режима в преобразованиях страны 1917–1941 гг. М., 2006. и др.

36.  Криворученко В. К. Комсомолу 90. Каким и зачем он был: уроки истории. // Молодёжь и инновационное развитие России. — Мат-лы научной конференции. М., 2008 г. с. 140–154.

37.  Татаринов О. В. Молодёжное движение в России и Советском союзе в 1917–1991 гг.: уроки истории. Диссертация…канд. истор. наук. М., 1997.

38.  Соколов В.И История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XX века. Рязань, 2002.

39.  Слезин А. А. В борьбе за нового человека. Комсомол 1920-х гг. как институт политической социализации. Тамбов, 1998 г. Его же. Молодёжь и власть. Тамбов, 2002.

40.  Долгова И. Л. Социальный характер советской молодёжи Дальнего Востока 30-х гг. Диссертация…канд. истор. наук. — Хабаровск, 2003.

41.  Бакшеева Е. Б. Политика советского государства по отношению к русской православной церкви на Дальнем Востоке России (октябрь 1922 — июнь 1941 гг.) Диссертация…канд. истор. наук. — Хабаровск, 2004.

42.  Минина Е. А. Государственная молодёжная политика в деревне юга Дальневосточного края периода коллективизации (1927–1937 гг.) Диссертация…канд. истор. наук. — Хабаровск, 2008.

43.  Билим Н. Н. Молодёжное движение и государственная молодёжная политика на советском Дальнем Востоке (ноябрь 1922 — июнь 1941 гг.). Хабаровск, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle