Автор: Собиров Аброр Робитжонович

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Библиографическое описание:

Собиров А. Р. Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 128-130.

Проживавшие в одном из очагов цивилизации — Средней Азии народы внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Они также обладают богатым и древнейшим наследием в сфере музыкального искусства. Свидетельством этому могут служить древние письменные источники относящиеся истории музыкального искусства народов Средней Азии а также археологические памятники которые доказывают о наличии высокой культуры этих народов. Но в период арабского завоевания (VII –IX века) письменные источники, касающиеся музыки наравне с другими культурными памятниками были сожжены и утеряны. Именно в результате этого до нас дошли только письменные памятники, относящиеся к истории культуры народов Средней Азии позднего тысячелетия. Во второй половине IX века в результате распространения национально-освободительного движения в Мавераннахре и Хорасане, противодействия местных народов завоевателям и восстаний, была свергнута власть арабского халифата и возникли местные государства — Тахиридов позднее Саманидов. В этот период были созданы ряд условий для развития науки, культуры и искусства. Ученые вышедшие и Средней Азии именно в этот период прославились своими научными трудами на весь мир. Создавшие и в других отраслях науки свои бессмертные труды ал-Фараби, Ибн Сино, ал-Хоразмий и множество других великих ученых создали научные труды в сфере теории музыки («Илми мусикий») и открыли целый период в истории развития музыкальной науки Востока. Эти ученые сыграли решающую роль в возникновении теории музыки использованную народами Востока. Великий ученый-философ, один из основателей теории музыки на Востоке в Средние века — Абу Наср Мухаммад ал-Форобий родился в 871 году в городе Фараб на берегу Сырдарьи и умер в 950 году. Он вышел тюркских племен Средней Азии и первое образование получил в своём крае. Обладавший хорошим знанием ал-Фороби продолжил своё образование в Багдаде, Дамаске и позднее в Египте. Ал-Фароби являлся прекрасным музыкантом и теоретиком музыки. Он умел пользоваться всеми музыкальными инструментами своего времени. Мелодии он исполнял особенно мастерски посредством ная и танбура. Ал-Фароби являлся одним из полноценных ученых своего времени создавший крупные научные труды по философии, логике, математике и другим наукам. Музыка считалась одной из сфер математической науки, в которую входили арифметика, геометрия и астрономия. Ал-Фараби в своих трудах посвященных музыке обосновал теорию музыки Востока. Его произведениями посвященных музыке являются «Китабул-мусикий ал-кабир» («Большая книга по музыке»), «Киламу фил-мусикий» («Книга о методах музыки»), «Китабул-мусикий» («Книга музыки»), часть посвященная музыке «Китабун фи-ихсаъил — улум» («Книга о классификации наук»), «Китабун фи-ихсаъил-икаъ» («Книга о классификации музыкальных ритмов») и другие. Научно-теоретические произведения ал-Фараби и других ученых того времени на основании требований того времени были написаны на арабском языке и разъясняли корневые вопросы теории музыки Востока. Книги ал-Фараби посвященные теории музыки являлись самыми полноценными и известными на Востоке и служили в качестве источника для произведений последующих ученых музыковедения. Одним из продолжателей пути ал-Фараби являлся Абу Али ибн Сино. Абу Али ибн Сино родился близ Бухары в селении Афшона(980-1037). Он был великим философом, натуроведом, известным медиком и в то же время прекрасным теоретиком музыки. Книги Ибн Сины «Китабуш-шифо» («Книга исцеления»), «Донишнома» («Книга знаний»), «Рисалатун фи-илмил мусикий» («Произведение о науке музыки») и части других книг посвященных музыке имеют отличное значение в истории науки и культуры музыки мира. Абу Али ибн Сино не ограничился созданием специальных произведений о музыке но даже включил крупные произведения, посвященные теории музыки в книги по медицине. Это, конечно же не было случайным явлением. Абу Али ибн Сино в своих бессмертных произведениях по медицине очень высоко ценил силу чувственного влияния музыки и её роли в лечении различных душевных болезней. Так, в книге Ибн Сины «Конуну фит-тибб» в нескольких местах рекомендовал музыкальные произведения в качестве «исцелительной программы» душевных болезней и выделил отдельную главу комментирующую теорию музыки. Его книги «Китабуш-шифаъ», «Китабун-нажат» («Книга спасения») в их числе. Сравнительный анализ комментированных в источниках некоторых вопросов музыки доказывают, что Абу Али ибн Сино в своих трудах по музыке развил и вывел в более высокую ступень музыкально-эстетические взгляды ал-Фараби.

Часть энциклопедии Абу Абдуллах Мухаммада ибн Юсуф ал-Котиб ал-Хорезми «Мафатихул-улум» («Ключ наук») вышедшего из Средней Азии в истории музыкальной культуры IX-X века посвященной теории музыки также имеет немаловажное значение. Произведение ал-Хорезми считается одним из важных источников освещающих историю науки и культуры народов Средней Азии. Ученые Востока в своих книгах написанных в виде энциклопедии первоначально считали музыку одним из предметов философии и таким образом включали в качестве предметов философии в свои произведения. В них, конечно же без сомнения они учитывали художественно-эстетическую и социально-воспитательную роль музыки. Но в поздние времена в книги энциклопедического типа музыкальная наука была включена в качестве предмета математики. Произведения Ал-Кинди, ал-Фараби, Инб Сина, ал-Хорезми и многих известных ученых в течении многих веков служили в качестве основного источника в комментировании теории музыки народов Востока и обосновали суть музыкальных произведений созданных в поздние времена. Тема, содержание (несмотря на некоторые различия в их внутренних содержаниях) произведений касающихся теории музыки написанных начиная со времен ал-Фараби до XV века стояли очень близко друг к другу по многим вопросам. В этих произведениях созданных в различные времена и посвященных теории музыки существуют противоречия в некоторых вопросах. Крупный ученый XIII века Сайфиуддин Абдулмумин ал-Урмавий пытался доказать неправильность теоретических суждений ал-Фараби в некоторых вопросах. Такие противоречия нашли своё отражение в вопросах музыкальной акустики, музыкального звука, ритма и др. В этих противоречиях нашли своё отражение изменения происшедшие в истории музыки более трёхвекового периода. Вопросы поставленные в произведениях музыки Востока стоят очень близко к начальной теории музыки современного периода. Но вопросы связанные с практическими сторонами музыки народов Востока в музыкальных произведениях средних веков в современной теоретике музыки совершенно не встречаются. Средневековые ученые музыковеды в вопросах теории в качестве основы брали характеристику данную в трудах ал-Фараби и ибн Сины. Теория музыки была ещё более развита в трудах поздних авторов Сафиуддин Абдулмуъмина, Махмуда бин Масъуд аш-Шерозий (XIII-XIV), Хужа Абдулкодир Марогий (XIV век автор «Жамиул-алхан» и «Макасидул-алкан»), Ал-Кусайний, Абдурахмон Жомий (XV век) и других. В произведениях этих авторов вопрос «макома» ставился в качестве самого главного и важного вопроса. Так как целью разъяснения теории музыки являлось её связь с живыми музыкальными произведениями — макомами и объяснение её общности с музыкальной практикой. Эти вопросы описывают теоретические и практические стороны макомов и вообще элементы составляющие произведения живой музыки народов востока.

 

Литература:

 

1.         Каримов И.А. Тарихий хотирасиз келажак йўқ. –Тошкент: Шарқ, 1998 йил.

2.         Хамидов Х. Ўзбек анъанавий қўшиқчилик маданияти тарихи. –Тошкент: Ўқитувчи, 1996 йил.

3.         Шамсиддинов Р. Ўзбекистон тарихи. –Тошкент: Шарқ, 2013 йил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle