Библиографическое описание:

Маркова Е. Г. Сущность, закономерности и социально-экономические последствия научно-технической революции [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1-6.

Наука в её современном виде (как особый вид духовного производства, характеризующийся направленностью на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, как форма общественного сознания, отражающая реальность в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания и, наконец, как совокупность социальных институтов) имеет долгую историю формирования. Элементы научного знания зародились в обществах Древнего Востока (IV тыс. до н. э.). Первыми теоретическими научными системами по праву может гордиться античная Греция. VI-IV вв. до н. э. считают временем первой (аристотелевской) научной революции, в результате которой произошло отделение науки от других форм познания и освоения действительности, выработаны определенные образцы и нормы научного познания и знания. В наибольшей степени эта заслуга принадлежит Аристотелю: им была создана формальная логика, т. е. учение о доказательстве, (главный инструмент выведения и систематизации знания), разработан категориально понятийный аппарат. Им были утверждены каноны проведения и организации научного поиска (история вопроса, постановка проблемы, подбор аргументов за и против, доказательность решения), дифференцировал само знание, отделив естественные науки от метафизики и математики. Следующий этап в развитии науки приходится на XVI-XVIII вв. — период развития классической науки, явившейся результатом так называемой второй (ньютоновской) научной революции. Исходным пунктом этой революции является переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Переход этот был обусловлен чередой открытий, совершённых Н. Коперником, Г. Галилеем, И. Кеплером, Р. Декартом. И. Ньютон подытожил их исследования, сформулировав главнейшие принципы новой научной картины мира в общем виде. В итоге сложилась механистическая научная картина мира, базирующаяся на экспериментальном математическом естествознании.

На рубеже XIX-XX вв. происходит третья (эйнштейновская) революция в науке. Она была обусловлена целой серией открытий (это и открытие сложной структуры атома, дискретного характера электромагнитного излучения, явления радиоактивности, и др). В результате подорвана была важнейшая предпосылка ньютоновской классической картины мира — убежденность в том, что все явления природы можно объяснить с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами. Наступил период так называемой неклассической науки.

Современный этап становления науки, начавшийся в 70-х гг. XX века получил название постнеклассической науки [5]. Важнейшей характерной чертой его является появление междисциплинарности, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа рассмотрения явлений в контексте эволюции.

Современная эпоха закономерно называется эпохой научно-технической революции (НТР). Это означает, что наука в наше время превратилась в решающий фактор развития не только производства, но и всей общественной жизни, стала непосредственной производительной силой общества.

По выражению известного физика и философа науки Вернера Гейзенберга, «Теперь уже интересовались не природой как она есть, а, прежде всего, задавались вопросом, что с ней можно сделать. Естествознание поэтому превратилось в технику. Точнее, оно соединилось с техникой в единое целое» [1, с. 14]. Именно эта связь науки и техники и выражена в самом термине НТР.

Если проанализировать процесс развития НТР, то можно выделить целый ряд значимых тенденций, свойственных этому процессу:

-          прежде всего, превращение науки в ведущий фактор общественного развития, реализующееся через непосредственное влияние достижений науки и техники на все сферы совместной человеческой деятельности (производство и потребление, коммуникацию и образование, рекреационную сферу);

-          интефация производства, управления и образования на базе применения и распространения научно-технических достижений;

-          комплексная автоматизация производства и управления, активная замена ручного труда машинным, проникновение машинной техники во все сферы деятельности (вплоть до творчества); огромная роль информационных процессов, автоматизация и глобализация обмена информацией;

-          интенсификация научных исследований, интеграции и взаимообмена наук (как на внутринаучном, так и на межгосударственном уровнях), следовательно, усиление доли и роли исследований прикладного характера; — высокая степень интеграции науки и техники, обеспечивающая резкое ускорение темпов технического прогресса;

-          ведущая роль государства в финансировании, планировании, управлении и организации научных исследований;

-          увеличение роли социальных наук а также эффективности применения результатов их исследования в материально- и социально-практической деятельности.

-          повышение уровня общего и специального образования, профилизация образования в соответствии с кадровыми потребностями науки и техники [7].

Основными направлениями реализации НТР и научно-технической деятельности стали: открытие и использование новых видов энергии, создание материалов с заранее заданными свойствами, освоение космоса, биотехнологии, электронные микротехнологии, глобальная автоматизация информационных процессов и создание глобальных средств массовой коммуникации, создание искусственного интеллекта [6].

Выявляя предпосылки НТР, следует определить две основные составляющих: собственно научную и социальную.

Собственно научные (внутринаучные) предпосылки — это основные достижения естественных и точных наук конца XIX — начала XX столетия. Именно в начале XX в. были совершены крупнейшие открытия в науке и технике, которые и подготовили научно-техническую революцию. За четверть века в физике была раскрыта сложная структура атома (Э.Резерфорд), открыт электрон, установлен корпускулярно-волновой дуализм света и вещества, открыты явления естественной и искусственной радиоактивности, возникла квантовая механика (М. Планк), сформулированна теория относительности (А. Эйнштейн), что ознаменовало прорыв в области микромира. Стали широко использоваться электричество, механизация и автоматизация производства; поистине революционно развивались средства связи: появились радио и телевизор, автомобиль, самолет, электропоезд; открывались новые источники энергии. Успехи в химии привели к разработке технологий органических веществ и методов управления химическими процессами, в частности синтеза многих лекарств, красителей, продуктов питания, взрывчатых веществ, а также к получению новых веществ с заранее заданными свойствами. Ряд поистине революционных открытий в биологии привели к появлению новых наук — генетики, молекулярной биологии, вирусология и др. [5]

Дальнейшим прорывом в научно-технической сфере были исследования атомной энергии, а также появление и быстрое развитие кибернетики — науки об обработке информации и управлении, и автоматизированных вычислительных средств (ЭВМ), способных к выполнению логических операций. Это привело к значительному ускорению темпов научного прогресса.

Существенное влияние на НТР оказало быстрое развитие электронных технологий, способствовавшее автоматизации хранения и обработки информации с помощью ЭВМ, а затем — комплексной автоматизации производственных процессов

Вторую мировую войну можно считать повивальной бабкой НТР. Именно в ходе Второй мировой войны воюющими странами создаются принципиально новые виды вооружения: реактивный самолёт, реактивный миномёт, первые тактические ракеты, атомная бомба и т. д. Эти плоды прикладных НИОКР огромного количества сверхсекретных военных институтов и конструкторских бюро, в силу понятных политических причин, моментально внедрявшиеся в производство, как ничто другое задали направление третьей НТР.

В послевоенном мире одним из главнейших стимулов ускоренного развития НТП и внедрения его достижений в производство было стремление национальных корпораций в условиях послевоенной международной и внутренней конкуренции обеспечить устойчивое возрастание прибыльности производства.

Очень важную роль в развитии НТР сыграли политические (по сути имперские) амбиции двух сверхдержав того времени СССР И США, длительное соперничество и противостояние двух военно-политических блоков в период «холодной войны». В беспрецедентной по масштабам послевоенной гонке вооружений сверхдержавы сделали ставку достижение технологического превосходства, создание и совершенствование новых видов оружия массового поражения. Вслед за США в СССР создается собственное ядерное оружие, не уступающее американскому, а позднее и превосходящее его. Это стратегические, континентальные бомбардировщики, баллистические межконтинентальные и средней дальности ракеты, произведшие революцию в военном деле, и одновременно создавшие условия для начала эры покорения космического пространства (запуска в СССР первого искусственного спутника Земли и первого пилотируемого человеком космического корабля) [6]. Таким образом, с первых же шагов НТР перед человечеством возник вопрос о сфере использования ее результатов. И первоначально это была преимущественно военная сфера.

В отличие от западных стран в СССР с его сверхцентрализованной экономикой, основанной на использовании методов прямого регулирования (а потому и более затратной, инертной к научно-техническому прогрессу), НТР в большей степени развивалась под воздействием внешнеполитических факторов: сначала этому способствовала военная конфронтация с Западом, а потом в соответствии с доктриной «мирного сосуществования (подразумевалось — соревнования) двух систем». Вот почему применение достижений НТР происходило главным образом в военных областях.

Тем временем, рыночные отношения, основанные на частной собственности и конкуренции, в ведущих странах мира по мере развития НТР все более и более проникали в другие отрасли народного хозяйства. Это способствовало росту производительности труда, и, как следствие, прибыльности производства. Научно-технический потенциал этих стран развивался главным образом под воздействием конъюнктуры рынка, а не под воздействием внешнеполитического фактора.

НТР в своем развитии прошла два этапа.

I этап — с середины 40-х по 60-е гг.: 40-е г. — телевидение, транзисторы, пенициллин, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, компьютеры; 50-е гг. — искусственные спутники Земли, водородная бомба, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ); 60-е гг. — лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.

II этап — с 70-х гг. и по настоящее время: 70-е годы — микропроцессоры, волоконно-оптическая связь, биотехнология, промышленные роботы; 80-е гг. — сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, термоядерный синтез, компьютеры пятого поколения и Всемирная система общедоступных электронных сетей («Интернет»), генная инженерия. [6]

Границей же между двумя этапами третьей НТР является создание и внедрение в народное хозяйство ЭВМ четвертого поколения, на основе которых была завершена комплексная автоматизация и начат переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики.

НТР имеет целостный всеохватывающий характер, оказывая влияние на все сферы не только экономической жизни, но и на политику, идеологию, духовную культуру, быт и психологию людей.

-        Влияние на экономику:

Создание и последующее массовое распространение ЭВМ, которым человек передаёт значительную часть своих логических функций и постепенно ряд функций по автоматизации производства, управлению и контролю, способствовали осуществлению огромного рывка в сфере производства. Открытие и использование принципиально новых видов энергии, электронное приборостроение, биотехнологии перестроили всю технологическую базу производства и управления.

Позднее на основе применения уже микропроцессоров пошёл процесс комплексной автоматизации производства, сопровождающийся многократным сокращением количества станков и числа обслуживающего персонала (механиков). Получали развитие и применение такие средства труда, как автоматические производственные линии, автоматизированные цеха, участки, станки с ЧПУ (числовым программным управлением), центры, занимающиеся обработкой информации. Одновременно процесс автоматизации сбора и обработки информации распространился и на прочие сферы хозяйства — управление, финансы, конструкторские работы и т. д. Само производство информационной техники становится отдельной отраслью промышленности, наука же превращается в мощную индустрию знаний.

Как уже отмечалось, под воздействием НТР ещё в 50–60-е гг. важнейшие изменения происходят в отраслевой структуре народного хозяйства. На втором же этапе НТР на основе повсеместного перехода к ресурсо- и трудосберегающим технологиям, экологически чистым, наукоемким производствам произошла глубокая структурная перестройка народного хозяйства ведущих стран. Информационная революция последней трети XX века привела к изменению самих экономических основ жизни общества (например, появился новый фактор производства — информация, ее производство, переработка, трансляция, возросло значение человеческого фактора производства — интеллектуальной рабочей силы).

-        Воздействие НТР на мировые политические отношения

В середине XX в. НТП стал оказывать определяющее влияние на международную политическую жизнь. Создание атомной бомбы показало, что тот, кто владеет передовыми технологиями, тот определяет судьбы всего человечества.

Следующая веха НТР — прорыв человечества в космос: создание искусственных спутников Земли, полет пилотируемых кораблей, исследование космическими аппаратами поверхности и недр других планет, выход человека в открытый космос и высадка на Луну. Эти достижения впервые зародили в человеческих умах идею о единстве человечества.

Позднее, на рубеже XX –XXI веков происходит изменение отношений между государствами (например, посредством использования электронных сетей стираются границы между странами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).

-        Изменения в сферах образования и бизнеса и организации труда

Понятие «научно-техническая революция» кроме прочего включает в себя революционные изменения в подготовке кадров и во всей системе образования. Новая технология требует нового работника — более культурного и образованного, гибко приспосабливающегося к техническим новшествам, высоко дисциплинированного, обладающего к тому же навыками коллективного труда, что является непременным требованием новых технических систем.

Важнейшей составляющей НТР является также подлинная революция в организации производства и труда, в системе управления. Появляется новая модель развития и использования человеческих ресурсов. Новая модель организации труда предусматривает расширение функций работника, переход к работнику «широкого диапазона», работнику-универсалу, способному осуществлять самостоятельную оценку, проникать в суть проблемы, осуществлять творческий синтез информации, корректировку технологического процесса, то есть быть движущей силой НТР, а не простым субъектом её производственного освоения.

Происходит также демократизация экономических отношений, называемая у исследователей не иначе как «сотрудничество коллектива с администрацией» и даже как «интеграция коллектива с предприятием». Суть этих изменений — в переходе от жёстких сугубо административных и даже авторитарных форм управления живым трудом к более гибким формам, предполагающим расширение прав рядового работника в управлении производством.

В результате этих новшеств получается, что от работника, формально не являющимся «белым воротничком», все более требуется наличие и проявление способностей, ранее считавшимися исключительной прерогативой организаторов производства — менеджеров. Это своеобразное «размывание границы» между менеджментом и работниками ведет к изменению традиционной иерархии, распределению ответственности между всеми участниками производства. В результате наблюдается эффект «исчезновения сопротивления изменениям» за счёт вовлечённости работников в дела своего предприятия.

В информационном обществе на базе современных технологий происходит непрерывное производство новых знаний, поэтому резко возросли требования к уровню образования и квалификации работников. Кроме того, происходит изменение характера отношений между людьми в процессе совместной производственной деятельности (например, вместо вертикальных связей, отношений долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии). Невиданная прежде скорость обновления информации привела к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование.

Важнейшей тенденцией в развитии образования является компьютеризация процесса образования; использование новых современных технологий обучения.

Под воздействием НТР происходили заметные изменения в социальной структуре западного общества. Во-первых, ускорился рост всего городского населения. Во-вторых, огромными темпами возрастала доля населения, занятого в сфере услуг. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33 % от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. — уже 44 %, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте. Общественное положение промышленных рабочих неуклонно приближалось к показателям жизни специалистов и служащих. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса. Произошло сокращение занятых в отраслях с высокой долей тяжёлого физического труда и увеличивалось число занятых в радиоэлектронике, ЭВМ, атомной энергетике, химии полимеров и других отраслях, возникших именно в процессе разворачивания НТР.

На втором этапе НТР, начавшемся в 70-е гг., рассмотренные процессы усиливаются, приобретают как бы «второе дыхание». Это в частности было связано с тем, что к середине 70-х гг. проходил процесс разрядки международной напряжённости, стали высвобождаться значительные средства, направляемые ранее в военно-промышленные комплексы (ВПК) ведущих стран. Запад все более и более переориентирует свою экономику на обеспечение социальных нужд. Научно-технические программы всё теснее увязываются с социальными, что не замедлило сказаться на росте доходов трудящихся, росте (количественный и качественный) потребления на душу населения, повышении технической оснащенности и качестве труда. В сочетании с реформированием модели государственного регулирования экономики такая переориентация хозяйства позволила на основе развития НТР капиталистическим экономикам избежать депрессивного состояния и начать переход ведущих западных стран на более высокую стадию общественного устройства.

Следует отметить негативные явления, сопровождающие победное шествие НТР. В сфере занятости — это хроническая безработица. Вот три главные причины порождающие это явление: прежде всего, это результат быстрых структурных изменений в экономике и как следствие — высвобождения большого числа рабочих в устаревших отраслях; во-вторых, это результат углубления процесса международного разделения труда и, вследствие этого, массовой миграции рабочей силы; и, наконец, рационализация производства в условиях жёсткой конкуренции.

На втором этапе НТР страны Запада столкнулись с серьезными проявлениями структурного кризиса, что привело к проведению правительствами этих стран комплекса достаточно глубоких социально-экономических и политических реформ. Только сочетание новационных достижений НТР и социально-политических преобразований позволило этим странам в полной мере воспользоваться достижениями научно-технического прогресса и обеспечить большинству собственных граждан материальный достаток и высокий уровень демократических свобод.

В конце ХХ в. продукция high technology зaнимает вcё большее место в валовом продуктe рaзвитых стран, oбеспечивая егo прирост; их развитость определяет положение государства в современном мире. Этим и объясняется тот факт, что большинство стран мира прилагают огромные усилия к укреплению научно-технического потенциала, расширению инвестиционных вливаний в наукоемкие технологии, участию в международном технологическом обмене и кооперации, ускорению темпов научно-технического развития. Экономический рост отождествляется прежде всего с научно-техническим прогрессом и интeллектуализацией оснoвных фактoров производства. Новые высокотехнологичные производства требуют высочайшей точности, надежности и стабильности. Малейшее нарушение или простая оплошность могут привести к срыву всего производства или катастрофы, вот поэтому так высоки требования к квалификации и надежности персонала.

Изменилось и мировоззрение людей. В условиях глобализирующегося мира человечество вновь осознало свое единство. Но нарастают и глобальные проблемы, которые могут быть решены только совместными усилиями (экология, ядерное разоружение, безопасность, строительство и поддержание глобальной информационной и коммутационной инфраструктуры). Высокий профессионализм неотделим от гуманизма и нравственности, цельного видения единства и взаимосвязи природы и общества, Человека и Космоса.

Меняются взаимоотношения человека и природой, людей друг с другом. Жизнь стала продолжительней и комфортней. Бытовая техника оснащается микропроцессорами (возникают так называемые электронные коттеджи), используя Интернет можно учиться, общаться, покупать и продавать товары, коллективно создавать энциклопедии, писать книги и др. За счет автоматизации и роботизации деятельности человек вытесняется из производства, растет доля творческого труда, общество должно непрерывно обучаться новому, становиться «обучающимся обществом». Возрастает степень человеческой свободы, но человек еще не готов на благо себе и обществу использовать тот материальный достаток и досуг, который дала ему НТР. Цивилизационные достижения, делающие нашу жизнь удобной и комфортной, отделяют людей друг от друга; ослабляют его физически, притупляя биологическую активность; усиливается давление на окружающую среду.

Увеличение численности высококвалифицированных специалистов становится главной формой накопления в современной экономике, а люди, их интеллектуальный капитал — самым ценным стратегическим ресурсом, за которые ведётся ожесточённая конкурентная борьба, едва ли уступающая по накалу борьбе за сырьевые ресурсы. И если какое-либо государство не готово или не способно финансировать научные исследования, разработки наукоемких технологий и развитие высокотехнологичных отраслей, оно рискует «отстать навсегда».

Между тем, никогда прежде на протяжении всей истории перед человечеством никогда не открывались такие поистине фантастические возможности как для гигантского созидания, так и для столь же глобального разрушения. Атомная и термоядерная энергии, которые в обозримом будущем смогут обеспечить подлинное изобилие энергии, автоматизация и информатизация производства, коренным образом меняющиеся условия и характер труда людей, достижения современной химии, благодаря которым можно создать неограниченное количество материалов с заранее заданными свойствами, фантастические возможности, открываемые кибернетикой, — вот характерные черты современной НТР. Покорение космоса, широчайший комплекс новых средств охраны здоровья и продления жизни и, наконец, быстроразвивающиеся средства воздействия на процессы органической жизни (на микромолекулярном уровне) — таков далеко не полный перечень созидательных возможностей, открываемых НТР.

Вместе с тем, неуправляемый прогресс таит в себе и настоящую угрозу для человечества. Ядерное оружие, накопленные запасы которого в состоянии уничтожить не только все человечество и все живое на Земле, но и саму планету как физическое тело, средства биологической (бактериологической) войны, глобальное загрязнение биосферы планеты, мирового океана и атмосферы, опасности, которые таит в себе новое направление молекулярной биологии (так называемая генная инженерия), — таковы лишь некоторые подлинно апокалиптические характеристики разрушительных возможностей этой же революции.

Вот почему первостатейное значение приобретают подготовка общественного сознания к правильному восприятию достижений НТР, разработка эффективных законов, разумно ограничивающих потребление (если последствия этого потребительского эгоизма поистине катастрофичны), повышение уровня компетентности управляющих и правящих. Фундаментальная наука является одной из высших духовных ценностей человечества и несет в себе объединительное начало.

Современной философии и социологии вообще, и философии и социологии науки в частности, свойственна неоднозначная оценка феномена НТР. По традиции выделяются два главных подхода к оценке научного прогресса. Один из них сциентистский по своей сути, более оптимистичен: в рамках него НТР рассматривается как закономерный этап общественного и научного развития в едином контексте модернизации человеческого сообщества, что, в конечном счете, обеспечит дальнейшее прогрессивное развитие человечества. Этих взглядов придерживалось, в частности советское обществознание и науковедение: НТР ими рассматривалось как одно из явлений, способствующих смене капитализма социализмом. Антисциентистский, пессимистический подход представляло сообщество западных социологов науки от Г. Маркузе и П. Гудмана до К. Хаффнера и П. Вигора) их внимание концентрировалось в основном на негативных последствиях технического развития (угроза ядерного апокалипсиса, экологические бедствия, возможность манипуляции сознанием, отчуждение личности в условиях стандартизации человеческой деятельности, отрицательное влияние техники на организм и психику человека — исчерпание «пределов возможностей Земли и человеческого организма»). Различны и оценки характера НТР: одни социологи заявляют об уникальности ситуации, вызвавшей к жизни НТР, акцентируя внимание на том, что этот «всплеск» вызван эпистемологической спецификой развития новоевропейской науки, что характерно и ценно только для модернизированной западной цивилизации. Между тем другие считают НТР закономерным этапом эволюции всего человеческого сообщества на путях его грядущей интеграции в единую социокультурную общность. Все эти противоречия в оценках объяснимы: процесс незавершён, он разворачивается и в наши дни и грядущим поколениям исследователей предстоит поставить все точки над i.

 

Литература:

 

1.                  Горелов А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для бакалавров / А. А. Горелов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. — 347 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

2.                  Гвишиани Д. М., Микулинский С. Р. Научно-техническая революция // БСЭ. — Изд. 3-е. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

3.                  Новикова Е. В. История экономики: учеб. пособие. — М.: МИЭМП, 2010. — 130 с.

4.                  Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

5.                  Дубнищева Т. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/dubn/01.php

6.                  Айсин Ф. О., Андреева И. А. и др. Всемирная история: учебник для вузов. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.bibliotekar.ru/istoriya/index.htm

7.                  Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания: Учебник. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/guseihan/21.php

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle