Автор: Бокова Яна Михайловна

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Библиографическое описание:

Бокова Я. М. Эволюция ученических производственных бригад на Ставрополье [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 48-51.

Ставропольский край — сегодня один из самых развитых аграрных регионов России. Не случайно именно здесь шестьдесят лет назад зародилось движение, принявшее впоследствии широкий государственный размах, — ученические производственные бригады, которые дали путевки в трудовую жизнь тысячам школьников.

Первая ученическая бригада появилась в станице Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края. Именно здесь 15 марта 1954 года на совместном заседании парткома, правления колхоза имени Сталина (председатель Николай Фаддеевич Лыскин), педагогического совета СШ № 2 (директор Г. А. Ладыгин), совета МТС и исполкома сельского совета станицы Григорополисской было решено организовать комплексную производственную ученическую бригаду с целью приобщения молодежи к производительному труду в колхозном производстве [1, С. 6].

Причины появления ученических бригад весьма разнообразны. Во-первых, с привлечением школьников к труду решался ряд экономических проблем в сельской местности: уже в школьные годы ребята могли получить профессиональные навыки, освоить сельскохозяйственную технику, проводить опытнические исследования. Таким образом, молодежь, пройдя школу ученического производства и получив необходимый опыт, пополняла профессиональные кадры села. Во-вторых, создание ученических производственных бригад соответствовало образовательной политике государства в 50-е гг. XX века, которая заключалась в установлении постоянной связи школы с производством, теоретического обучения с практикой. В-третьих, данное движение носило воспитательный характер: работа в ученических бригадах формировала самостоятельность, инициативность и дисциплинированность, способствовала сплочению детского коллектива, прививала любовь к Родине, труду, земле.

Выбор организационных форм для построения ученической бригады в станице Григорополисской вызывал споры у местных руководителей, колхозников, педагогов школы. Одни предлагали создать звенья школьников при «взрослых бригадах». Другие ратовали за распределение учащихся по их желанию. В итоге пришли к следующему выводу: необходимо создать самостоятельную школьную бригаду, которая будет иметь свою землю, инвентарь, скот и бригадный стан, самостоятельное производственное задание. Бригадиром должен быть школьник, а его наставниками — колхозный агроном и педагог-воспитатель. В бригаду решили принимать лучших учеников 8–10 классов на добровольных началах. Было решено, что в дни занятий члены бригады будут работать по два часа; во время каникул — по шесть часов. Учитывался и физический потенциал ребят: норма выработки для них снижалась по сравнению с общеколхозными на 30 %, «слабые» физически подростки выполняли более легкие задания. Член партбюро колхоза «Россия» А. Шнуровский вспоминал: «Начался прием в бригаду. Добровольцев нашлось значительно больше, чем требовалось по производственному плану. На 110 мест заявления подали 153 учащихся. Принятые радовались и гордились. Непринятые уходили из комсомольского комитета огорченные. Не обошлось и без слез. До боли было обидно, когда за двойку или плохое поведение тебя лишают права получить путевку в бригаду: там будут твои одноклассники, школьные друзья» [2, С. 87].

Учитель математики и педагог-воспитатель К. А. Пшеничникова рассказывала, что в бригаде было создано 10 звеньев, избрали звеньевых, бригадира (им стала лучшая ученица 9 класса Нина Самойлова), совет командиров. Она вспоминала: «Директор школы Г. А. Ладыгин позаботился о том, чтобы сам процесс вступления в бригаду проходил как можно торжественнее: ребятам вручались комсомольские путевки, а звеньевых утверждали на заседании правления колхоза. Были разработаны форма оплаты труда, порядок начисления трудодней, установлена норма выработки на тридцать процентов ниже нормы колхозников. Все это дисциплинировало ребят» [3, С. 31].

За ученической бригадой в пойме Кубани был закреплен участок в 22 га, колхоз выделил автомашины и необходимые сельскохозяйственные орудия, оборудовав на участке бригады полевой стан: построил жилой дом, кухню, столовую и спальню (для постоянной работы в летние каникулы).

Закипела работа школьной бригады. Ребята самостоятельно подготовили свой участок к пахоте, а после вспашки засеяли его. Первоначально колхоз поручил подросткам задание: вырастить на своем участке различные сорта полевых и огородных культур, выявить, какие дают большой урожай, чтобы в дальнейшем вырастить семена для массовых посевов в станице. Надо сказать, что ребята с большим энтузиазмом принялись за работу, проводили опыты, сеяли, поливали, убирали, экспериментировали. Под руководством агронома Д. М. Воскресенского старшеклассники выращивали кукурузу, картофель, пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу, капусту, клещевину, арбузы и др.

Первый год для ученической производственной бригады станицы Григорополисской прошел сложно. Бывали случаи неорганизованности, шалости и другие помехи. Кроме того, мешали родители некоторых ребят, полагая, что работа в бригаде снизит успеваемость их детей. А получилось, все наоборот. Успеваемость в школе повысилась, появилась заинтересованность к получению знаний. Во многом это было связано со стремлением ребят пополнить ряды ученической производственной бригады, в которую не брали неуспевающих, а быть ее членами хотели буквально все. Надо заметить, что не оправдались и замечания скептиков, которые не верили, что подростки смогут добиться хороших результатов в сельскохозяйственных работах. Однако при подведении итогов хозяйственного года выяснилось, что ученическая бригада собрала самый высокий урожай в колхозе. Подобный успех был достигнут благодаря широчайшей поддержке правления колхоза как в экономических, так идеологических вопросах, глубоко продуманному творческому подходу педагогов и воспитателей, трудолюбию и взаимопомощи ребят.

Достижения первой ученической бригады вызвало интерес в общественных и политических кругах. В 1956 году станицу Григорополисскую посетила делегация в составе Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, президента Югославии И. Б. Тито, первого заместителя председателя Совета Министров СССР А. И. Микояна. Они познакомились с членами ученической бригады, пожелали школьникам дальнейших производственных успехов. Позже в станице побывали делегации со всего Советского Союза, а также из других стран — Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Монголии, США, Канады. Приезжала сюда даже кубинская молодежь на обучение. Член ученической бригады Л. В. Маньшина вначале 60-х гг. вспоминала: «В нашу станицу Григорополисскую приехало много кубинских парней и девушек для обучения в сельскохозяйственном техникуме и училище механизации. Вначале наше общение проходило с помощью словарей и разговорников, но вскоре мы уже распевали русские и кубинские песни, устраивали совместные вечера отдыха» [4, С. 3].

Новое движение привлекло внимание и ученых. В сентябре 1956 года на базе григорополисского колхоза «Россия» проходила выездная сессия Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина. Кроме того, у школьной бригады была очень тесная связь с Тимирязевской академией сельскохозяйственных наук и биолого-почвенным факультетом МГУ им. Ломоносова.

Опыт григорополисской ученической бригады получил широкое распространение на Ставрополье. В 1956 году в крае работало уже 122 ученические бригады, в следующем году в 239 ученических бригадах работало 15 тысяч учащихся, а в 1958 году в крае насчитывалось 314 бригад, объединивших свыше 25 тысяч школьников [5, С. 340].

Педагоги других школ края, знакомясь с достижениями и подходами ученической бригады школы № 2, учитывали и местные условия хозяйствования, вносили много нового, совершенного в развитие политехнического образования. Повсеместно распространялся принцип ученического самоуправления в школьных бригадах, соединения теоретического знания, полученного на уроках, с производством. В большинстве случаев в бригадах создавались следующие звенья огородников (прополка пропашных и технических культур, выращивание рассады), садоводов, животноводов (птичниц, кролиководов, телятниц, доярок), механизаторов [6, С. 318]. Постепенно расширялся спектр деятельности бригад, зависевший напрямую от региональных особенностей местности и специализации колхозов и совхозов. Так, в районах выращивания винограда ученические бригады оказывали посильный уход за виноградниками; в районах с развитым овцеводством ученические звенья отправлялись на кошары и выпасали овец с ягнятами; некоторые бригады занимались даже выращиванием тутового шелкопряда.

Большое внимание в бригадах уделялось опытнической работе под руководством агрономов и учителей-биологов. Бригадир ученической бригады Солдато-Александровской средней школы Советского района Ставропольского края Л. Турченко рассказывал: «За годы существования бригады проведено свыше 95 сельскохозяйственных опытов. Результаты некоторых из них внедрены в производство в нашем колхозе. С большим интересом проводили ребята сортоиспытание кукурузы ВИР-42, Днепровская, Узбекская зубовидная, опыты по совместному посеву подсолнечника и гороха и т. д. С увлечением испытывали действие облучения на семена помидоров и огурцов. В результате облучения была получена прибавка урожая на 10–15 процентов» [7, С. 3–4].

Ученическая бригада помогла старшеклассникам не только получить трудовые навыки и определиться с выбором профессии, но и способствовала формированию личности. Учитель Привольненской средней школы Красногвардейского района Ставропольского края В. Белых говорил: «Как пробудить у молодежи интерес, любовь к труду своих родителей, к земле? Слово тут — за ученическими бригадами. Если в ученике будет сплав деловых качеств и здоровый романтизм, если он уже в школе овладеет несколькими профессиями, научится разбираться в духовных ценностях и пользоваться ими, уважать свой и чужой труд, отстаивать собственные принципы, то можно не волноваться за его будущее» [8, С. 5].

Вскоре ставропольский опыт ученических производственных бригад был распространен на весь Советский Союз. Этому способствовало постановление ЦК КПСС по РСФСР от 1961 года «О распространении опыта работы ученических бригад Ставропольского края».

В 60–70-е годы XX века ученические бригады в крае и в стране в целом обрели законченные организационные формы, их деятельность осуществлялась без кардинальных изменений. Этот период характеризовался дальнейшей механизацией производства, использованием новых усовершенствованных оборудований, активным развитием опытнических исследований в бригадах. Результаты школьников были плодотворны, поэтому и оценены по достоинству на краевом и всероссийском уровнях. Так, учитель истории Григорополисской школы № 2 (в 1959–1974 гг.) Л. Н. Иванова вспоминала, что ученическая бригада станицы в период с 1957 по 1977 гг. награждалась 18 дипломами I степени, двумя — II степени, юбилейной медалью В. В. Мичурина. 48 школьников были удостоены медалями «Юный участник ВДНХ СССР», а учителя школы — золотой, серебряной и двумя бронзовыми медалями. Кроме того, некоторые талантливые питомцы ученической бригады в период с 1956 по 1974 год окончили Московскую сельскохозяйственную академию (17 человек) и МГУ (14 человек). Некоторые из них остались работать в этих учебных заведениях, стали кандидатами и докторами наук, пополнив, тем самым, научную элиту страны.

В середине 80-х гг. XX века ученические бригады становятся объектом экономических и управленческих экспериментов. Они осваивали принципы хозрасчета и экономические методы хозяйствования.

Серьезному испытанию ученические производственные бригады подверглись в 90-е гг. Большинство из них либо вовсе прекратили свое существование, либо действовали формально, занимаясь уборкой пришкольного участка и ремонтом классов. К 1997 году в крае сохранилось всего 49 ученических бригад.

Новый всплеск интереса к бригадному движению и одновременно возрождение данного феномена произошли в 1998 году, когда было принято постановление губернатора Ставропольского края А. Л. Черногорова «О возрождении ученических производственных бригад Ставропольского края» [9, С. 44–45].

Сегодня ученические бригады функционируют в новых социально-экономических реалиях. В своей деятельности они используют новые способы хозяйствования, самостоятельно принимают вопросы сбыта и реализации продукции, арендуют земельные участки у базовых хозяйств и местной администрации. В современный период укрепляется и материальная база бригадного движения. Благодаря поддержке правительства Ставропольского края в собственности ученических бригад находится различная сельскохозяйственная техника: 11 комбайнов, 158 тракторов, 44 плуга, 48 культиваторов и др. В настоящее время базовой сферой приложения труда ставропольских бригад является возделывание сельскохозяйственных культур: зерновых, картофеля, овощей, плодов, ягод, технических культур, многолетних трав и т. д. Так, уже со школьной скамьи подростки приучаются к труду, ответственности, деловитости и самостоятельности.

Сегодня в Ставропольском крае функционируют 145 ученических производственных бригад, которые являются структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, в них занято 18.575 учащихся 8–11 классов. В 188 трудовых объединений школьников работает 18.516 школьников 5–7 классов [10, С. 89].

Лучшими в Ставропольском крае признаны следующие ученические производственные бригады (на базе школ): № 15 села Казинка в Шпаковском районе; № 3 села Китаевка в Новоселицком районе; № 11 станицы Галюгаевской в Курском районе; № 2 станицы Григорополисской и № 7 поселка Горьковский в Новоалександровском районе; № 7 села Калиновского в Александровском районе; № 9 села Урожайного в Левокумском районе; № 2 села Бешпагир в Грачевском районе и др.

Опыт ученических производственных бригад, как мне кажется, бесценен и очень поучителен. Приобщение к труду, к земле уже в школьные годы позволяет сформировать нового человека, воспитать гражданина своей малой Родины, способного честно и упорно работать, стойко и мужественно переносить испытания. Благодаря бригадному движению подростки учились уважать труд — физический и умственный; самостоятельно решать назревшие вопросы, творчески подходить к выполнению любого задания, искренне дружить и сопереживать, поддерживать друг друга в беде и радости.

Подобные ценности и качества необходимо прививать и современной молодежи, только тогда она сможет жить и трудиться во благо страны.

 

Литература:

 

1.         Иванова Л. Первая в СССР Григорополисская ученическая производственная бригада // Газета Ставропольского государственного аграрного университета. — № 6. — июнь 2014.

2.         Шнуровский А. Первая ученическая // Школа и труд (Сборник статей) / сост. В. А. Авраменко и др. — Ставрополь, 1958.

3.         Пшеничникова К. А. У истоков движения. Как это начиналось // Молодые хозяева земли. Сборник статей. / Сост. В. А. Рыженко. — Ставрополь, 1984.

4.         Маньшина Л. В. Вот где были романтика, патриотизм, гордость за свой коллектив, край, землю! // Ставропольские губернские ведомости. — № 99. — 1 июня 2004.

5.         Очерки истории Ставропольского края. — Т. 2. — Ставрополь, 1986.

6.         Марченко Е. М. Ученические производственные бригады Ставрополья: истоки и история // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. — Выпуск 15. — Ставрополь, 2014.

7.         Турченко Л. Бригада — наша гордость // Ученические производственные бригады Ставрополья. Ученическим производственным бригадам Ставрополья 20 лет. — Ставрополь, 1984.

8.         Крепкие корни: О роли ученических бригад рассказывают: Герой Социалистического Труда, главный агроном колхоза «Комсомолец» Александровского района Н. Мочалов, учитель Привольненской средней школы Красногвардейского района В. Белых, председатель Шпаковского района В. Гаркуша. — Ставропольская правда. — 1979, 8 марта. — (К 25-летию ученических бригад).

9.         Постановление Губернатора Ставропольского края от 06.08.1998 № 547 «О возрождении ученических производственных бригад Ставропольского края» // Ученические производственные бригады Ставрополья: документальная хроника слетов. — Ставрополь, 1999.

10.     Зима Т. М., Самарина У. В. Ученические производственные бригады — важный фактор формирования кадрового потенциала аграрно-промышленного комплекса страны. Сборник трудов по материалам Всероссийской научной конференции (4 июля 2014). — Ставрополь, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle