Автор: Зимонин Евгений Михайлович

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Библиографическое описание:

Зимонин Е. М. Реализация культурной политики в Ставропольском крае в 1950-х — начале 1960-х гг. [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 65-69.

В 1953 году Ставропольское краевое управление культуры ставило своей задачей подчинить работу всех подведомственных учреждений культуры задачам коммунистического воспитания трудящихся, решению политических задач, которые были поставлены перед партийными и советскими органами края в области идеологической и хозяйственной деятельности, ликвидации недостатков в работе краевого управления культуры и его органов на местах, отмеченные в Постановлении Совета министров РСФСР по отчету «О работе Ставропольского крайисполкома».

Мероприятия краевого управления культуры были направлены на оказание практической помощи клубным учреждениям, библиотекам, музеям и лекционному бюро в работе по пропаганде исторических решений XIX съезда партии, 5-ой сессии Верховного Совета СССР, сентябрьского 1953 года Пленума ЦК КПССС и последующих постановлений партии и правительства. Большое внимание было уделено привлечению культурно-просветительских учреждений к активному участию в проведении выборов в местные советы депутатов трудящихся [1, л.1].

Работа культурно-просветительных учреждений.

а) Работа библиотек:

Сеть:

№ п/п

Типы библиотек

План на 1953 г.

Выполнение

1

Краевая библиотека

I

I

2

Областная библиотека

I

I

3

Городские библиотеки

15

16

4

Районные библиотеки

48

48

5

Детские библиотеки

35

35

6

Сельские библиотеки

300

300

ИТОГО:

401

401

 

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что народно-хозяйственный план по развитию библиотечной сети в крае был выполнен в полном объеме, что также свидетельствует о серьезном внимании к этой проблеме со стороны государства.

В 1953 году было открыто вновь 118 библиотек и значительно улучшена материальная база ранее существовавших государственных библиотек.

Комплектование библиотек в основном проходило через краевой библиотечный коллектор, который в 1953 году направил в государственные библиотеки края 246 573 экземпляров книг. Однако, в изучаемый период времени, стояла острая проблема укомплектования отдела общественно-политической литературы, особенно в сельских библиотеках [2, л.2]. Во многих сельских библиотеках недоставало отдельных томов 4-го издания сочинений В. И. Ленина, а также сочинений И. В. Сталина.

Государственные библиотеки Ставропольского края проводили большую и содержательную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся. В крае насчитывалось немало библиотек, которые стали подлинными очагами социалистической культуры на селе. К числу их можно отнести сельские библиотеки села Высоцкого Петровского района, села Григорополисского Ново-Александровского района, аула Эркен-Юрт Икон-Халкского района, районные библиотеки Благодарненского, Суворовского, Изобильненского и других районов. Городские библиотеки города Черкесска, Георгиевска, Пятигорска, Кисловодска и другие. [3, л.6].

Вместе с тем, еще многие библиотеки края работали неудовлетворительно, слабо продвигали книгу в массы и имели небольшое число читателей [4, л.8].

В крае насчитывалось 50 Домов культуры, 300 сельских и 300 колхозных клубов, 115 изб-читален. Народнохозяйственный план по развитию клубной сети был выполнен в полном объеме. Материальная база клубных учреждений продолжала оставаться крайне тяжелой. Достаточно продолжительный период времени многие Дома культуры и сельские клубы занимали плохо оборудованные помещения [5, л.15]. Несмотря на это, клубные учреждения полнее удовлетворяли культурные запросы населения, тесно связывали свою работу с решениями политических и хозяйственных задач, направляя всю свою деятельность на пропаганду решений XIX съезда КПСС, Постановлений V сессии Верховного Совета СССР, сентябрьского 1953 года Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» и последующих постановлений партии и правительства.

С этой целью в Домах культуры, сельских клубах и избах-читальнях и вне их стен читались для населения лекции, доклады, организовывались тематические вечера, создавались специальные агитбригады для обслуживания работников сельского хозяйства на фермах, в бригадах и дальних пастбищах [6, л.14].

С течением времени в Домах культуры края выросло общее количество кружков и участников в них. Если в 1952 году было 300 кружков с общим количеством участников в 6099 человек, то в 1953 году кружков стало 316, а участников в них — 6764 человека. В Новосельском доме культуры количество кружков увеличилось с 5 до 12, в Апанасенковском — с 4 до 10, в Советском — с 6 до 10. Соответственно этому увеличилось и количество участников в кружках художественной самодеятельности [7, л.27].

Большинство драматических коллективов — кружков художественной самодеятельности работали над многоактными спектаклями, что свидетельствует о художественном росте, как кружков, так и их участников. Например, в Петровском Доме культуры поставлены пьесы «Не все коту масленица» Островского, «Свадьба с приданым» Дьяконова, «Раки» Михалкова, опера «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского. В Изобильненском Доме культуры: «Доходное место» Островского, «Женитьба Бальзаминова», «На той стороне» Баринова, «Наталка-Полтавка» Котляровского и другие.

Несколько улучшалась работа хоровых и танцевальных коллективов. Возростали количественно и улучшались качественно исполнения хоровых и танцевальных коллективов Георгиевского, Петровского, Ново-Александровского, Кировского и других Домов культуры, особенно танцевальных коллективов Апанасенковского, Кисловодского и Буденовского Домов культуры [8, л.36].

За положительными фактами работы Домов культуры скрывались и серьезные недостатки. Коллективы художественной самодеятельности в ряже Домов культуры были малочисленны, кроме того, многие коллективы в погоне за количеством спектаклей не уделяли достаточного внимания их качеству. Недостаточность разносторонней работы Домов культуры объяснялась и отсутствием подготовленных кадров. Отсутствовали политпросветшколы и пополнения кадров за счет специалистов, по данным за 1953 год численность кадров Домов культуры мало чем изменился по сравнению с 1952 годом. Об этом свидетельствуют следующие сравнительные данные по годам:

Годы

Всего работников

По образованию

По опыту работы

сред. Обр.

в т. ч. спец.

 

нач.

до 1 года

от 1 до 5 лет

свыше 5 лет

1952

232

80

12

128

24

75

92

65

1953

238

86

16

131

21

86

89

63

 

Из приведенной таблицы видно, что большинство работников домов культуры не имели среднего образования, а также видно, что много работников не имели достаточного опыта в работе клубных учреждений.

С целью повышения квалификации работников Домов культуры, в 1953 году проводились месячные курсы художественных руководителей, но эти краткосрочные курсовые мероприятия не обеспечивали достаточной подготовки работников Домов культуры [9, л.11].

Выполнение планов развития киносети характеризуется следующими данными:

Виды киносети

Наличие киносети

На 01,01,1953 г

на 1.01.1954 г.

по плану

факт.

Городские кинотеатры

15

15

16

Городские кинотеатры/лекции

8

8

8

Городские кинопередвижки

8

7

8

Санаторные киноустановки

49

48

47

Школьные киноустановки

4

4

4

Итого по городу:

84

82

83

Село:

 

 

 

Районные постоянные кинотеатры

42

42

30

Районные кинотеатры летние

3

3

3

Сельские стационары

99

119

134

Кинопередвижки

103

103

101

ИТОГО по селу:

247

267

268

ВСЕГО по краю

331

349

351

 

В целом, план развития киносети был выполнен в полном объеме досрочно к 1 мая 1953 года с превышением на 2 киноустановки. Демонстрировались работы советских авторов и на сельскохозяйственные темы [10, л.17].

В ведении краевого управления культуры находился краевой драматический театр, краевой театр музыкальной комедии, Черкесский областной драматический театр, краевая филармония, в подчинении которой находился Черкесский национальный ансамбль пенсии и пляски.

Основные задачи и содержание работы театрально-зрелищных предприятий края в изучаемый период времени определялись важнейшими постановлениями ЦК КПСС по идеологическим вопросам, решением XIX съезда партии, сентябрьского 1953 года Пленума ЦК КПСС а другими важнейшими решениями партии и правительства.

Руководствуясь этими решениями партии правительства, театры края в своей деятельности отводили ведущее место постановкам пьес советских авторов. Так, в течение 1953 года краевой Драматический театр поставил 4 пьесы на современную тему: «Третья молодость» Бр.Тур, «Раки» Михалкова, «Стрекоза» Бараташвили, «Суворовцы» Моторина и Рысс. Одну пьесу на историко-революционную тему — «Огненный мост» Романова и пьесу для детей — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Данунгера. Русская классика была представлена двумя пьесами: «На бойком месте» Островского и «Замужняя невеста» Грибоедова, Шаховского и Хмельницкого.

Театр показал два спектакля западной классики: «Коварство и любовь» — Шиллера, «Анджело» В.Гюго, а также классика братской латвийской республики «Вей, ветерок» Яна Райниса, инсценировку Мюфке по роману американского писателя Н.Абрахамса «Тропою грома» [11, л.36].

В 1953 году краевой Театр музыкальной комедии выпустил музыкальные комедии советских авторов — «Самое заветное», «Табачный капитан», «Волшебный ветер», «Мечтатели», «Репка» и западных композиторов: «Фиалка Монмартра» и «Марица». [12, л.18]

Черкесский облдрамтеатр в 1953 году выпустил 9 спектаклей, из них советских авторов — 4: «Сказка о правде», «Тайная война», «Её друзья», «Любовь на рассвете»; русской классики — 2: «Свои люди — сочтемся», «Замужняя невеста»; западноевропейской классики — 1: Коварство и любовь» и инсценировки по роману О.Бальзака «Мачеха» и рассказу Лескова «Путейный художник» [13, л.64].

Краевой филармонией вместе с Черкесским ансамблем песни и пляски всего было проведено 38 гастрольных концертов, из них в краевом центре — 29, в районах края — 9.

Музыкально-литературный лекторий, находящийся в штате филармонии показал 2 лекции: «Советская песня» и «Комсомольская песня». В течение 1953 года в музыкально-литературном лектории были исполнены произведения композиторов:

Советских -90;

Русских — 48;

Братских республик — 37;

Стран народной демократии — 9;

Западных композиторов — 2;

Лекторием дано 143 концерта против плана — 156, в районах края дано 104 концерта.

Черкесский национальный ансамбль песни и пляски был крайне малочислен, его творческий состав насчитывал 20 человек. Ансамбль успешно гастролировал по Ставропольскому краю и Черкесской области. Ансамбль также с разрешения Министерства культуры выезжал на гастроли в Краснодарский край, Ростовскую, Воронежскую и Курскую области, где гастроли прошли успешно [14, л.25].

В 1953 году Краевое Управление культуры планировало свою работу поквартально. В основу плана была положена дальнейшая работа по реализации исторических постановлений XIX съезда партии, 5-ой сессии Верховного Совета, сентябрьского Пленума ЦК КПСС, Постановления Совета Министров РСФСР по отчету Ставропольского крайисполкома, Постановления правительства, краевых партийных и советских организаций по работе учреждений культуры.

В соответствии с этими основными задачами были намечены практические мероприятия, направленные на улучшение работы всех учреждений культуры, на расширение массовой работы среди населения.

Плановой задачей Управления культуры было оперативное руководство учреждениями культуры.

Культурно-просветительная работа на селе в ряде районов края продолжала оставаться неудовлетворительной (Туркменский, Дмитриевский, Степной и другие районы).

Главной причиной такого положения явилось то, что заведующие отделами культуры по своей общеобразовательной и политической подготовке не могли обеспечить руководство учреждениями культуры. До сего времени отдельные исполкомы Райсоветов и Райкомы КПСС не уделяли должного внимания организации работы учреждений культуры. Это подтверждает то, что многие учреждения культуры находились в непригодных для работы помещениях, неудовлетворительно прошла подготовка учреждений к работе в зимних условиях, не была ликвидирована текучесть кадров. Не менее важной причиной явилось и то, что отдельные работники Управления культуры и подведомственных ему краевых организаций при проверке работы в районах не оказывали должной помощи в ликвидации выявленных недостатков [15, л.34].

В Ставропольском крае имелось 967 клубов государственной, профсоюзной и ведомственной сети, 1050 библиотек, свыше 1000 киноустановок.

В крае работало 3 театра, филармония, два книжных издательства и другие учреждения культуры. Колхозами и совхозами края за 2 года было построено 86 клубных помещений, против 46 за 1956–1957 гг.

В стадии строительства находились еще 84 клубные помещения. В изучаемый период времени было вновь введено в эксплуатацию 301 киноустановка, вместо 145 по плану.

Было построено за счет ссуды Госбанка 55 кинотеатров и киноплощадок примерно на 28 тыс. мест. В стадии строительства находилось еще 9 кинотеатров в таких районах, как Александровском, Ново-Александровском, Зеленчукском, Изобильненском, Петровском, Кочубеевском, в городе Невинномысске и др.

В них было создано 238 постоянно действующих лектория, в которых 1–2 раза в неделю читались лекции по специально разработанной тематике.

В целях повышения общеобразовательного и культурного уровня трудящихся в районах края работали 22 университета культуры, которые посещали около 3-х тысяч человек.

С каждым годом все большее развитие получала художественная самодеятельность. В 1960 году в клубах только государственной сети насчитывалось свыше 1084 художественных коллективов, в которых принимало участие около 26000 человек [16, л.21]. На базе лучших коллективов художественной самодеятельности возникли и работали 5 народных театров: Прикумский, Ново-Александровский и др., а также самодеятельные ансамбли песни и пляски в с. Петровка, г. Ставрополе и т. д. В 1959 году для населения края была постановлена 51 тысяча киносеансов сельскохозяйственных кинофильмов, вместо 78 тысяч, которые ставились в прошлые годы. В районах края было организовано 74 кинолектория. Прочитано 13 тыс. лекций. Несколько усилили внимание к обслуживанию сельского зрителя учреждения искусства края: театры и краевая филармония. Крайдрамтеатр в 1959 году дал на селе 118 спектаклей вместо 34 в 1958 году, Карачаево-Черкесский театр — 70, краевая филармония — 1200 концертов, кроме того, она вела работу в 16 музыкальных лекториях. [17, л.29]

В изучаемый период времени в крае художественная самодеятельность получила некоторое развитие. Участие в ней рабочих, колхозников, интеллигенции способствовало эстетическому воспитанию трудящихся наряду с профессиональными коллективами. Многочисленные сельские самодеятельные коллективы являлись главной силой в художественном обслуживании трудящихся села.

За 1960-е годы репертуар самодеятельности обогатился произведениями местных композиторов и писателей, прославляющих партию, Родину, героический труд советских людей, борьбу за мир и дружбу народов. В крае было создано и работало много хороших самодеятельных коллективов, таких как хор Пятигорского ремзавода (художественный руководитель Яреско), ансамбль песни и пляски Петровского Дома культуры (художественный руководитель Севрюков), хор Воронцово-Александровского районного Дома культуры (руководитель Кипа).

На базе театральных самодеятельных коллективов домов культуры Ново-Александровского, Прикумского, Есентукского, Кисловодского районов были созданы любительские самодеятельные театры.

Прикумский самодеятельный театр (режиссер т. Алёхина А. Я.) подготовил спектакли таких пьес как «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Три соловья» Добризанина, «Не называя фамилии» Минько, «Сады цветут» Масса и Червинского.

Посильную помощь сельскому хозяйству оказала художественная самодеятельность и особенно такая ее оперативная и доходчивая форма, как агитбригады. Участники большинства агитбригад выступали перед работниками сельского хозяйства с докладами, беседами, выпускали боевые листки, «молнии», организуя отдых трудящихся на полевых станах, фермах, отгонных пастбищах [18, л.41].

Проведенный в 1959 году в крае смотр агитационно-художественных бригад показал их возросшее мастерство, идейную целеустремленность, злободневность, особенно агитационно-художественных бригад Арзирского, Прикумского, Петровского, Георгиевского и ряда других районов.

Таким образом, несмотря на некоторый рост уровня культурно-просветительной работы, главным ее недостатком по-прежнему оставался отрыв от жизни, от практики коммунистического строительства.

Многие клубы и библиотеки проводили массово-политическую работу вне связи с конкретными задачами, стоящими перед колхозами и совхозами, зачастую ограничивали свою деятельность проведением вечеров, танцев и киносеансов, не охватывали своим влиянием широкие круги населения.

Работа всех культурно-просветительных учреждений должна была быть подчинена выполнению социалистических обязательств, принятых в соответствии с решениями декабрьского 1959 года Пленума ЦК КПСС [19, л.87].

Таким образом, в изучаемый нами период, государство уделяло огромное внимание вопросам развития культуры на территории Ставропольского края и объединив усилия с краевыми властями оказывало им всестороннюю помощь и поддержку в реализации своей культурной политики, что способствовало решению накопившихся за долгое время проблем в области культуры и привело к культурному подъему, который, в свою очередь, сыграл положительную роль в развитии региона.

 

Литература:

 

1.      Государственный архив Ставропольского края (ГАСК) Фонд Р3798, Опись 1, дело 3.

2.      Фонд Р3798, Опись 1, дело 60.

3.      Фонд Р3798, Опись 1, дело 68.

4.      Фонд Р3798, Опись 1, дело 95.

5.      Фонд Р3798, Опись 1, дело 57.

6.      Фонд Р3798, Опись 1, дело 16.

7.      Фонд Р3798, Опись 1, дело 42.

8.      Фонд Р3798, Опись 1, дело 51.

9.      Фонд Р3798, Опись 1, дело 81.

10.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 11.

11.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 48.

12.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 74.

13.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 21.

14.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 17.

15.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 67.

16.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 47.

17.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 28.

18.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 19.

19.  Фонд Р3798, Опись 1, дело 74.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle