Библиографическое описание:

Кожухарь А. И. Городской быт Восточной Сибири XIX — начала XX вв. в музейной практике [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 164-166.

Статья посвящена обзору экспозиционно-выставочной деятельности в Музее городского быта, филиале Музея истории города Иркутска, коллекции которого отражают повседневную бытовую культуру восточносибирского города на рубеже XIX-XX вв. Также рассмотрена деятельность структурного подразделения Музей чая, в котором представлена история восточносибирской купеческой чаеторговли и ее влияния на городскую повседневность. Анализируется влияние межкультурных коммуникативных процессов, сопровождавших чайную торговлю, на повседневность Восточной Сибири и практика ее музеефикации.

Ключевые слова:городской быт, Восточная Сибирь, музейная деятельность, межкультурная коммуникация

 

В Восточной Сибири, в отличие от европейской России, дворянство было крайне немногочисленно и по большей части состояло из ссыльных и приезжего чиновничества. Таким образом, торговое сословие — купечество — приняло на себя значение структурообразующего элемента, формирующего устои и повседневный общественный уклад. Купцы делали значительный вклад в существование восточносибирских городов, а ведомый ими образ жизни постепенно транслировался в быт остальных сословий. Немаловажную роль в этом процессе сыграли и купцы-чаеторговцы. И это не удивительно, учитывая само место Иркутска в системе чайной торговли. Именно чаеторговцы во второй половине XIX в. стали преобладать среди восточносибирских купцов, и, говоря об их вкладе в общественную жизнь, можно судить о таковом вкладе восточносибирского купечества в целом. Кроме того, для купцов способность адаптации в той среде, в которой приходилось вести торговые дела, была залогом коммерческого успеха, а заимствования из восточной культуры, проникавшие сначала в быт самих купцов, а затем и прочих социальных групп, сформировали в восточносибирских городах моду на «восток». Она нашла свое отражение в предметах повседневного пользования, одежде, интерьерах, объектах декоративно-прикладного искусства и в некоторых элементах образа жизни в целом. Музеефицированные материальные свидетельства этого культурного обмена служат чрезвычайно важным и информативным источником, позволяющим увидеть эпоху так, как видели ее принадлежавшие к ней люди.

Межкультурные коммуникативные аспекты повседневности наиболее полно и информативно могут быть представлены в бытовых, интерьерных музейных экспозициях, обеспечивающих своего рода погружение в историческую среду. Пример деятельности Музея городского быта, филиала Музея истории города Иркутска показывает продуктивность такого подхода. Его постоянная экспозиция и тематические выставки посвящены повседневной жизни иркутян конца XIX — начала XX вв. Необходимо отметить, что музей имеет некоторые проблемы с комплектованием, доля целевых закупов в котором начала расти лишь в последние годы. Основную же часть поступлений, по-прежнему, составляют предметы, переданные в дар иркутскими жителями, которые можно образно обозначить как «вещи из бабушкиных сундуков». Конечно, большинство из них нельзя отнести к раритетам, многие предметы нуждаются в реставрации; кроме того, в основном, в музей поступают экспонаты советского периода. Вместе с тем, даже при небольшом объеме фондов, относящихся к имперскому периоду, экспозиции создают атмосферу, позволяющую погрузиться в бытовую среду ушедшей эпохи.

Сам филиал располагается в доме, построенном в середине XIX в., который принадлежал семье купца Ф. М. Полканова. В 2009 г. здание было отреставрировано и передано музею для воссоздания интерьеров типичного иркутского дома среднего достатка рубежа XIX-XX вв. Дополнительно филиал включает подразделение, размещенное в отдельно стоящем здании постройки XIX в. Подразделение именуется «Музей чая» и содержит экспозицию, рассказывающую о чаеторговой истории Иркутска и всего восточносибирского региона, его контактов с Китаем и Монголией. Чайная торговля была одним из ключевых аспектов исторического развития Иркутска и оказывала значительное влияние на повседневную жизнь иркутского общества, таким образом, экспозиции купеческого интерьера Музея городского быта и Музея чая тесно взаимосвязаны. Обзор избранных коллекций и отдельных предметов, представленных в постоянных экспозициях и на некоторых временных тематических выставках, демонстрировавшихся в этих музеях, позволяет получить впечатление о том, как материальные свидетельства повседневной жизни могут работать в качестве музейных объектов и служить целям популяризации краеведческих знаний. В то же время, анализируя фонды музеев Восточной Сибири в целом, можно убедиться, что многие из этих предметов, сохранившиеся до наших дней, представляют собой весьма информативные источники по культуре городского быта XIX — начала XX вв.

К сожалению, фонды музеев экспонируются далеко не в полном объеме, поэтому важно обратить внимание на публикуемые каталоги музейных коллекций. Хотя имеется ряд содержательных изданий такого рода [1; 2], но они явно не охватывают все богатство культурно-бытовых коллекций восточносибирских и, в частности, иркутских музеев. В связи с этим, представляется важным отметить необходимость издания каталогов и путеводителей по экспозициям, представляющим историю повседневности восточносибирских городов, в том числе и по интерьерам иркутского Музея городского быта. Однако, как это часто происходит с выставками в российских региональных музеях, для коллекций Музея городского быта не публиковались каталоги, и данная проблема требует принятия соответствующих мер в ближайшем будущем, однако решение не может быть достигнуто исключительно самостоятельными усилиями музейных сотрудников. Для развития публикационной активности музеев требуются комплексные действия, в том числе, и на административном уровне.

В постоянную экспозицию Музея городского быта включены пять комнат: гостиная, столовая, кабинет, будуар и детская. Экспозиция детской и тематическая выставка «Мужское образование в Иркутске в конце XIX — начале XX вв.», представленная в 2010 г., отразили историю домашнего обучения и институционального образования для детей из иркутских городских семей указанного периода. Среди представленных экспонатов были некоторые книги и периодические издания для детей, такие как журнал «Задушевное слово», научно-популярные приложения к журналу «Нива», руководства и учебники по каллиграфии, географии, гигиене, математике и другим учебным дисциплинам, религиозная литература (1890-е — 1910-е гг.) [3, Инв. ОС 327, ОС 211а, ОС 238, ОС 1740, ОС 271–1, ОС 273–6, ОС 275–12, ОС 573–1, ОС 271–2]. Также выставлялись письменные принадлежности и некоторые фотографии учащихся (1910-е гг.) [3, Инв. ОС 143–26, ОС 1586, ОС 4–1, ОС 275–5, ОС 143–25, ОС 275–3, ОС 273–5, ОС 143–30, ОС 38–15, ОС 4–8]. Наибольший интерес представляют тетради и дневник, показывающий количество и темы уроков на каждый день и существовавшую систему школьных оценок. Кроме того, следует выделить стереоскоп и фотографические карточки к нему с видами различных пейзажей, природных явлений и других стран, использовавшиеся на занятиях по географии в качестве учебных пособий (начало XX в.) [3, Инв. ОС 460–20, ОС 323].

В Музее городского быта был организован цикл временных выставок под названием «История одного предмета», который предполагал, что каждая выставка в цикле должна представлять эволюцию какого-либо бытового объекта на протяжении определенного исторического периода. В рамках этого цикла в 2012 г. были представлены выставки «Шкатулка», «Кабинетная скульптура» и «Чашка и подстаканник». На первой из них демонстрировались различного вида и предназначения шкатулки, изготовленные в разных декоративных техниках, российского, китайского и японского происхождения. Таким способом предполагалось отразить моду на ориентальную стилистику в восточносибирской повседневной культуре (1890-е — начало XX в.) [3, Инв. ОС 2359–53, ОС 1662–13, ОС 674–12, ОС 465–204, ОС 1631–23, ОС 733–4, ОС 1749–1, ОС 1047–2, ОС 184–1, ОС 1970–1, ОС 1692–2, ОС 1662–2, ОС 735–5]. Следующая выставка в этом цикле была посвящена металлическим и фарфоровым статуэткам и скульптурам, служившим для украшения гостиных, будуаров и кабинетов. Эти фигурки могли также выполнять функции ваз, подсвечников, карандашниц и пресс-папье (1890-е — середина XX в.) [3, Инв. OC 1862, OC 1631, OC 1311, OC 2427–23, 2427–24, 2171–8]. Эти две выставки отразили типичный подход к украшению восточносибирского купеческого городского интерьера конца XIX — начала XX вв., который подразумевал эклектичное сочетание европейского и азиатского влияния.

Третья выставка из того же цикла относилась как к Музею городского быта, так и к Музею чая. На ней были представлены чайные чашки, стаканы, подстаканники, чайники и другие предметы, связанные с сервировкой чайного стала и восточносибирской традицией чаепития XIX-XX вв. Хотя выставка включала некоторые предметы советского времени, они не упоминаются здесь, т. к. выходят за рамки рассматриваемой темы. Из предметов, относящихся к XIX — началу XX вв. на выставке были представлены деревянные пиалы, использовавшиеся чаеторговцами, путешествовавшими через Монголию, фарфоровая чайная посуда центральных российских и региональных сибирских фабрик, самовары, подстаканники [3, Инв. ОС 1842–17, ОС 1339–8, ОС 2041–1, ОС 2145–2, ОС 2145–3, ОС 466–4, ОС 628–8, ОС 2131, ОС 1613–6, ОС 744–4, ОС 744–5, ОС 1641–5, ОС 1871–1]. Также на выставке экспонировались несколько металлических банок и деревянных упаковочных ящиков для чая, призванных продемонстрировать не только как проходило чаепитие, но и какие сорта чая предпочитали иркутяне столетие назад [3, Инв. ОС 344–2, ОС 674–9, ОС 1692–3]. Три упомянутые выставки проходили в интерьерах гостиной и столовой, постоянная экспозиция которых также включает ряд характерных экспонатов, отражающих специфику восточносибирской бытовой культуры [3, Инв. ОС 295–1, ОС 27–45, ОС 2937–1, ОС 2742]. Выставка скульптуры также задействовала интерьеры мужского кабинета, в постоянной экспозиции которого представлены вещи из обихода преуспевающего купца [3, Инв. ОС 1117–1, ОС 490].

Необычные аспекты повседневной жизни отразила выставка «Жестяная упаковка конца XIX — середины XX вв.», организованная в 2013 г. На этой выставке были представлены различные виды жестяной тары (1890-е — 1910-е гг.) для сладостей, производства известных российских фабрик «Абрикосова сыновья», «Эйнем», «Сиу и Кº», «Каргин и Савинов», «Жорж Борман» и др. [3, Инв. ОС 700–5, ОС 2157–1, ОС 2740–1, ОС 1778–5, ОС 2401–16, ОС 1672–1, ОС 2681, ОС 3020–5, ОС 344–9, ОС 1900–3, ВС 2791–4, ОС 2954–4], и для других пищевых продуктов — чая, меда, рыбных консервов, муки [3, Инв. ОС 2953, ОС 2620–8, ОС 344–3, ОС 2620–7, ОС 344–1, ОС 2469–1]. Так же были представлены упаковки для косметических средств: мыла, пудры, зубного порошка, крема, вазелина, талька [3, Инв. ОС 1692–4, ОС 1662–24, ОС 344–19, ОС 788–2, ОС 492–1, ОС 2427–5, ОС 674–8, ОС 344–21, ОС 344–7]. Основная идея этой выставки состояла в том, чтобы показать образцы упаковки рядом с копиями рекламы соответствующих продуктов, печатавшейся в «Сибирском торгово-промышленном календаре» (конец XIX — начало XX вв.). Таким образом, посетители имели возможность видеть, какие потребительские товары были распространены в Восточной Сибири в этот исторический период, как они рекламировались, насколько богат был ассортимент магазинов и сколько стоил тот или иной конкретный продукт. Выставка жестяной упаковки демонстрировалась в интерьерах гостиной, столовой и будуара. В постоянную экспозицию последней комнаты включены предметы, сопровождавшие женскую повседневность [3, Инв. ОС 2329, ОС 3038].

Временная выставка «Визит: Иркутский гостевой этикет на рубеже XIX-XX вв»., представленная в 2012 г., была подготовлена специально, чтобы продемонстрировать коллекцию визитных карточек, хранящуюся в Музее истории города Иркутска [3, Инв. ОС 1586–2, ОС 937–4, ОС 1948–1, ОС 2214–2, ОС 2214–3, ОС 937–5, ОС1277–10, ОС 937–1, ОС 937–3, ОС 2214–1, ОС 1950–2]. Также на выставке экспонировались визитные аксессуары, такие как вечерние сумочки, шляпки, зонтики и т. п. [3, Инв. ОС 2779, ВС 1777, ОС 2439–6, ОС 2687–2, ОС 3031, ОС 2843, ОС 2359–46, ОС 1754–3]. Последняя выставка, на которой следует остановиться, называлась «Игровой досуг иркутян в конце XIX — начале XX вв.» Она была организована в 2013 г. и рассказывала о традиционном времяпрепровождении иркутской городской семьи среднего достатка в указанный период.

Опыт проведения экскурсий по временным выставкам и постоянным экспозициям Музея городского быта и Музея чая (в первую очередь, основная экскурсия «Повседневная жизнь иркутян конца XIX — начала XX вв.») подтвердил, что погружение в реконструированное бытовое пространство является более информативным и более понятным для посетителя. Узнавание предметов, аналоги которых, возможно, хранятся и у старших поколений его родственников или сопровождали его детство, помогает воспринимать историю региона через чью-либо личную или семейную историю. Процесс подготовки упомянутых выставочных проектов показал, что наиболее эффективным является представление краеведческой информации через историю повседневности жителей региона, чтобы обеспечить возможность взаимодействия с реальностью ушедшей, но оставившей след в музейных предметах. Кроме того, это позволяет продуктивно сочетать в рамках музейной работы экспозиционно-выставочную и научно-исследовательскую деятельность с целью более глубокого изучения социально-культурных процессов, т. к. информация, получаемая из музейных источников, это не просто сухие факты, но осязаемые свидетельства протекавшей жизни.

 

Литература:

 

1.                 Сибирский портрет XVIII — начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы: Альбом / Вступ. ст. е.С. Зубрий, Л. Н. Снытко, А. Д. Фатьянов. Авт.- сост. Л. Н. Снытко. СПб., 1994. 172 с.

2.                 Чайный путь в коллекциях музеев Бурятии. Улан-Удэ, 2011. 72 с.

3.                 Фонды Музея истории города Иркутска

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle