Библиографическое описание:

Царихин В. А. История развития государственной молодёжной политики до 1991 года [Текст] // История и археология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 12-14.

В статье рассмотрены основные этапы развития государственной молодёжной политики в России. Показана специфика подготовки соответствующих законопроектов в советский период.

Ключевые слова: молодёжная политика, государство, право, закон, законопроект.

The article describes the main stages of development of the state youth policy in Russia. The specificity of the preparation of appropriate legislation in the Soviet period.

Keywords: youth policy, state, law, draft law.

Понять любое социальное явление и дать ему определение можно лишь при условии, если подойти к нему исторически, т. е. взять его в развитии, начиная с того момента, когда оно только возникло, проходя затем различные стадии становления и развития, вплоть до перехода в иное качество — распад, деградацию, гибель. Этот общий тезис справедлив и применительно к молодежной политике. Будучи фактором общественного развития, молодежная политика, несомненно, развивалась и сама по себе, претерпевая исторические трансформации во времени, достигая все новых качественных перемен и состояний. Необходимо рассмотреть становление и формирование государственной молодежной политики, а для этого мы обратимся к отечественному опыту.

В советский период становления молодёжной политики победили две позиции, без осознания которых невозможно писать научную историю государственной молодёжной политики. Одна связана с особенностями положения государства в политической системе, другая- с пониманием роли молодёжи в советском обществе. Первая позиция соответствует главной особенности советской политической системы: её ядром было не государство, а партия, притом единственная политическая партия. С точки зрения молодёжной политики это означало, что её линия определялась партией, её директивами, её лидерами. Не случайно на протяжении многих лет основным программным документом молодёжной политики оставалась речь В. И. Ленина на III съезде РКСМ (1920), она изучалась многими руководителями страны, организаторами работы с молодёжью, рядовыми комсомольцами как документ вне времени и пространства, как прямое указание что и почему надо делать [1 c. 9].То есть на тот момент не существовало ни термина «государственная молодёжная политика» ни, тем более её правового обеспечения.             О государственной молодёжной политике говорили лишь в связи с зарубежным опытом и обычно в критическом или скептическом тоне. Первыми двумя законопроектами, которые должны были закрепить основные нормы молодежной политики должны были стать проекты закона о молодёжи 1967 г. и 1977 г. Эти проекты не удовлетворяют современным нормам создания законотворческих инициатив, подготовки законопроектов, однако для своего времени, когда в условиях диктата одной партии вырождается сам язык права, заменённый на язык партийных постановлений, для времени, когда регулирующая роль права отводилась на второй план его воспитательной функцией, когда партийная фразеология в области социальных отношений была и неоспоримой, и привычной, декларативность «законов о молодёжи» не казалась ошибкой. Неслучайно законопроект 1967 года остался невостребованным: его с успехом заменило известное постановление ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодёжи» в 1968 году.

И, тем не менее, в законопроектах советской эпохи сохраняется основополагающая позиция, идущая от молодёжной политики КПСС — это позиция понимания роли молодёжи в советском обществе. Хотя в документах КПСС и комсомола декларировались цели развития личности молодого человека, всестороннего раскрытия творческого потенциала молодёжи, в действительности на всех этапах советской истории к молодёжи относились как к средству достижения целей, которые, по сути, находились вне ее, — общенародных, общегосударственных, общественных [2 c. 112].Следствием такого отношения к молодёжи стал закон «Об общих началах государственной молодёжной политике в СССР», разработка которого велась с 1987 года. Следует заметить, что и содержание закона, и организация работы над ним резко отличались от того, как это было в период работы над проектами 1967 и 1977 годов. Те два проекта инициировались ЦК ВЛКСМ и, в конце концов, остались в столах инструкторов ЦК КПСС.       Принятие этих законопроектов грозило перераспределение функций управления обществом, закрепившихся в политической системе СССР, возник шанс, что вместо системы, основанной на руководящей роли КПСС, которая напрямую связана с народом, через управляемые институты государства и общественные организации, возникла бы система, где в отношении целого возрастного слоя общества действует принцип руководства правовой нормой, а не указанием партии. Что привело бы к расширению функций государства и уменьшению функций партии, а вместе с ней и комсомола в таком сегмента деятельности, которая связана с обеспечением основных условий для становления молодых людей: образование, труд, жильё, здоровье и т. д.

Третий законопроект возник и готовился в совершенно другой политической, экономической, идеологической ситуации. Это годы перестройки, поначалу породившие в народе большие надежды. В сфере исследований проблем молодёжи перемены принесли не только обновление тематики, но и направленности научных проектов. Выдвижение идеи государственной молодежной политики и закрепляющего её принципы и механизмы закона стало поворотным пунктом в этом процессе и предопределил на последующие два десятилетия магистральный путь российской науки о молодёжи. [1 c. 14]

Выдвижение идеи государственной молодёжной политики применительно к условиям нашей страны принадлежит И. М. Ильинскому, который 29 октября 1986 года выступил с программным докладом «Проблемы молодёжи и молодёжной политики в условиях перестройки», в докладе становится вопрос о необходимости выработки «новой и более сильной молодёжной политики государства» [3 c.18–34]. Под «молодёжной политикой» в этом первом изложении её концептуальных основ применительно к новой проблемной ситуации, сложившейся в стране в период перестройки, И. М. Ильинский понимает, во-первых, систему идей и теоретических положений, относительно места и роли молодого поколения в обществе, во- вторых, практическую деятельность государства, общественных организаций, и других социальных институтов по реализации этих идей и положений в целях формирования и развития молодёжи, реализации её творческих потенциалов в интересах общества. Достаточно сравнить этот подход к трактовке молодежной политики с формулой Закона СССР, принятого в 1991 году, как становится ясно, что концепция государственной молодёжной политики, теоретически обоснованная И. М. Ильинским, а затем развитая в последующих работах его и его коллег по НИЦ, получила признание в государстве и обществе.   Но сегодня, когда слова «молодёжная политика» укрепились в практике государственной деятельности и тали правовым термином, не следует забывать, что до 1986 года они никогда не употреблялись применительно к условиям СССР. Впоследствии под руководством Ильинского, как директора НИЦ и велась разработка Закона СССР. По публикуемым вариантам законопроекта можно проследить, как шло развитие идеи государственной молодёжной политики. Но за формулировками правовых норм сложно разглядеть стратегический замысел этой работы, а он был в том, что бы восстановить взаимодействие поколений, в котором развились обширные кризисы, обозначился «разрыв поколений». Собственно, сознательная, целенаправленная молодёжная политика и есть способ урегулирования межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений и, стало быть, развития общества. Эта формула отражает смысл молодёжной политики во все времена, во всех обществах. Такой взгляд на молодёжную политику и был реализован в законопроекте 1987–1991 годов.

Сразу после принятия Закона резко активизировалась работа над соответствующими проектами в союзных и автономных республиках СССР, правовой статус которых позволял принимать нормативно правовые акты в форме законов. Уже 12 ноября 1991 года был принят Башкирский Закон ССР «О государственной молодёжной политике в Башкирской ССР». До конца 1991 года появились десятки законопроектов регионального уровня.

С распадом СССР в декабре 1991 г., история Закона СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР» как юридического акта завершилась: он не вошёл в состав нормативно правовых актов Российской Федерации. Но это был финал закона только по форме: его концепция, содержание, сформулированные правовые нормы продолжали оказывать решающее воздействие на весь процесс строительства правовых основ государственной молодёжной политики, по крайней мере, до конца 1990-х годов.

Литература:

1.         Ильинский И. М., Луков В. А. Закон о молодёжи Документы и материалы по истории становления государственной молодёжной политики в России том 1. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2008.

2.         Ильинский И. М., Луков В. А. Закон о молодёжи Документы и материалы по истории становления государственной молодёжной политики в России том 2. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2008.

3.         Ильинский И. М. Проблемы молодёжной политики в условиях ускорения социально- экономического развития советского общества // Молодёжь- 86: сб.ст./ НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКС. М., 1987.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle