Власть и Русская православная церковь в 20 – 30 гг. на примере Кемеровской области | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

II международная научная конференция «История и археология» (Пермь, май 2014)

Дата публикации: 31.03.2014

Статья просмотрена: 484 раза

Библиографическое описание:

Титоренко, Е. Э. Власть и Русская православная церковь в 20 – 30 гг. на примере Кемеровской области / Е. Э. Титоренко. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/117/5434/ (дата обращения: 26.04.2024).

Юг Западной Сибири к 1917 г. составлял каноническую территорию Томской епархии (обр. в 1834 г.). К началу ХХ в. Томская епархия включала в себя территорию современных Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. [1.В. А. Овчинников Монастыри и монашествующие РПЦ на территории юга Западной Сибири в начале XX века // Вестник Томского Государственного университета № 1(13), с.70–72,2011.]

Как и по всей России, в Западной Сибири были монастыри, соборы, храмы. В 1917 г. из 11 было 8 женских (4 монастыря и 4 общины) и 3 мужских (2 монастыря и 1 пустынь) обители. [2. Там же.]

Также следует отметить, что в 1917 г. из 11 обителей епархии три женских и один мужской монастырь были городскими, остальные 7 обителей были расположены в сельской местности или местности, где традиционно проживало инородческое население. Возраст насельниц женских обителей не старше 30 лет. Средний возраст насельников мужских обителей был выше, чем в женских, но у большей части братии также составлял менее 50 лет. [3. Там же.]

Во всей России в 1920- 30-е гг. отношения между Церковью и государством определялись советским репрессивным законодательством. В 1922 Томско-Алтайский епископ Тихон обращается к сибирским приходам с призывом к лояльности в отношении власти. В 1925 советом этой епархии принят опубликованный властями Устав религиозных общин, получавших статус религиозных обществ. Существенные ограничения делались в области имущественных прав и внутренней жизни: для созыва церковных собраний стало необходимо разрешение административных отделов, зарегистрированные общины могли быть закрыты по постановлению губернских органов власти и т. д. Но, как отмечалось в докладе епархиального совета Московскому собору 1925, несмотря на эти трудности, епископ Тихон привел в «образцовый порядок» управление епархией, способствовал открытию нескольких новых приходов. [4. Из истории земли Томской: 1921–1924. Народ и власть. Томск, 2000.]

И чтобы рассмотреть какие были взаимоотношения РПЦ и государства в Кемеровской области, то я хочу рассмотреть их на примере Никольской церкви и Щегловской Епархии г. Кемерово (1920–1930гг.).

В Кузбассе в 20–30-е гг. были закрыты церкви и молитвенные здания, подвергнуты репрессиям прихожане и представители церковного актива, священнослужители. Решением Новосибирского облисполкома, а ранее Западносибирского края в 1931–37 гг. на территории Кузбасса было закрыто 40 церквей, с 1939 г. до образования Кемеровской области еще 70. Всего по данным на 1.01.1945 г. на территории области находилось 164 недействующих церковных здания и молитвенных домов. [5. А. В. Горбатов, У. И. Зенькович, А. П. Самович. Религиозные организации в Кузбассе.http://oldwww.history.kemsu.ru/public/read/s2/gor.htm].

Этому свидетельствует постановление № 1962, из которого можно увидеть, что Президиум Облисполкома решил закрыть церковь в г. Кемерово по ул. Чапаева. [6. Государственный архив Кемеровской области. Ф. Р-18. Оп.1. Д.25. Л.8]

По воспоминаниям Мазуриной Матрены Тимофеевны «Во время коллективизации церкви закрывались. У нас в деревне была своя маленькая церквушка. Её не стало. Сняли колокола и кресты, но саму не разрушили. Церкви использовали под склады, куда ссыпали зерно. Священников ссылали». [7. Мазурина Матрена Тимофеевна родилась в 1917 г. в д. Демидово-Карповка Мариинского района Кемеровской области. Живет в д. Сокольники. Рассказ записала Луконина Светлана в декабре 1999 г.]

В Кемерово, как и во всем государстве, закрывались церкви и снимались колокола, например, справка № 1362, по которой, известно, что в 1934 году были сняты все колокола с молитвенных домов. [8. ГАКО Ф. Р-18. Оп.1. Д.25. Л.10]

Также этому может свидетельствовать справка № 13196, по которой известно, что церковь была закрыта и использована для хранения хлеба. [9. ГАКО Ф. Р-18. Оп.1. Д. 25. Л.9]

В середине 20-х гг. XX века в Кемеровской области взаимоотношения между РПЦ и государством были такими же, как и во всем государстве. Например, в г. Тисуле есть храм, установленный в самом центре поселка и напротив того места, где когда-то располагался старый собор. Первая Тисульская каменная церковь Святой Троицы была построена в 1880 году и вмещала в себя более 300 человек. В храме была большая звонница, а главный колокол весил 122 пуда 22 фунта (около двух тонн), звук от него распространялся на 20 верст (более 20 километров). А в 1935 году местные жители наблюдали, как колокол-великан летел с высоты и как при ударе о землю раскололся, издав глухой звук.

 В 1935 году большинством голосов местного населения было решено закрыть храм в Тисуле. Колокол увезли тогда в Новокузнецк на переплавку: стране нужен был металл. По воспоминаниям очевидцев, через неделю вынесли из церкви все иконы, священные книги. Кое-что успело спасти население, остальное бросали в костер, пускали по воде. В церковь вошли солдаты и, увидев возле алтаря троих священнослужителей, расстреляли их в упор. Отодрав доски от пола, они сбросили убитых вниз. А еще за год до закрытия церкви солдаты под предлогом необходимости причастить больного в одном из сел отвезли настоятеля церкви отца Николая ночью на озеро Большой Берчикуль, где и расстреляли.

В 30-е годы в поселок Тисуль привозили осужденных священнослужителей из области и других регионов. На Флоре, на месте старого сереброплавильного завода, были казнены около 20 человек. После войны 1941–45 гг. останки убиенных тайком вытащили местные жители и похоронили на Тисульском кладбище.

По дороге на кладбище была тополиная роща, в этой роще также происходили расстрелы. Убитых волокли через дорогу, как собак, закапывали как попало, некоторых заставляли копать себе могилу, а потом расстреливали.

Из воспоминаний Карпова: «Мне было 10 лет, нас вместе с другими осужденными привезли на кладбище, заставили копать могилы. Когда начали стрелять, я упал, и меня завалило трупами. Нас присыпали землей 30 см. Ночью я выбрался и убежал. Не всех, видно, убили, кто-то был ранен, шевелился, умирая, поэтому земля буграми была. Люди боялись ходить».

Отца Владимира выманили обманом, вывезли за Тисуль, в Ремок, расстреляли. Позже дьякона на площади (где сейчас больница) скинули в кипящий котел, его жену расстреляли.

Такие расправы творились по всей области. Священников обвиняли в антисоветской агитации, распространении провокационных слухов; такие обвинения попадали под ст. 58–10, 11 УК РСФСР — расстрел. На территории Мариинского района располагалась расстрельная тюрьма, где приводились в исполнение приговоры. Среди заключенных Сиблага были и священники, и прихожане, которые даже под страхом смерти не отреклись от христианских заповедей. В годы сталинских репрессий они были сосланы, замучены, расстреляны или умерли в застенках Сиблага.

Следуя из протокола 1926 года, Щегловская Епархия просила административный отдел разрешить им провести съезд, чтобы решить несколько важных вопросов, например, об издательском деле, избрании делегатов, о миссионерской деятельности и др. [10. ГАКО Ф. Р-18. Оп.1. Д. 25. Л.14]

Также можно сказать о том, что согласно показаниям верующих, власти угрожали активистам — членам общины привлечением к суду за сбор подписей для открытия церкви. Одновременно им предлагалось поставить подписи в решении технической комиссии. Опасаясь наказания, представители церковного актива подтвердили акт комиссии. [11. Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е — 1960-е гг. Томск, 2008. С. 128.]

Также можно привести в пример протокол № 11. В нем описаны, что было проведено заседание под руководством Преосвященного Епископа Василия 26 января 1927 г. Как и предыдущем протоколе на этом заседании решались самые важные вопросы, например, отчет о деятельности Щегловского Центрального управления. [12. ГАКО Ф. Р-18. Оп.1. Д. 25. Л.18]

Щегловская епархия, проводя какие — либо мероприятия, должна была спрашивать разрешения у административного отдела, например, следуя из заявления Щегловской епархии, то в нем просилось разрешить шествие на р. Томь 19 января 1929 г. [13. ГАКО Ф. Р-18. Оп.1. Д.25. Л.20]

Следуя негласной установке Совета по делам РПЦ «новые церкви не открывать», Кемеровский облисполком направил на имя председателей горайисполкомов «Разъяснения по поводу случаев нарушения верующих и духовенства установленного порядка», в которых запрещалось давать разрешение на покупку дома для молитвенных целей незарегистрированной общине. Если же община производила богослужение в доме, приобретенном физическим лицом, то соответствующие меры должны были приниматься по линии административных и налогов органов. Подобная практика когда властные структуры отказывали в передаче верующим бывшего церковного здания и противодействовали в покупке нового, повторялась в различных регионах Сибири. [14. Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е — 1960-е гг. Томск, 2008. С. 128.]

Таким образом, ситуация в Кемерово была точно такая же, как и во всем государстве в этот период, а именно:

-       как и во всем государстве, в Кемерово закрывались церкви;

-       репрессировали священников;

-       снимали колокола с церквей.

Приложения

http://213.171.53.29/foto_1/o10-47a.jpg

Рис. 1.

http://213.171.53.29/foto_1/o10-47.jpg

Рис. 2.

Литература:

1.                 В. А. Овчинников Монастыри и монашествующие РПЦ на территории юга Западной Сибири в начале XX века // Вестник Томского Государственного университета № 1(13), с.70–72,2011.

2.                 Из истории земли Томской: 1921–1924. Народ и власть. Томск, 2000.

3.                 А. В. Горбатов, У. И. Зенькович, А. П. Самович. Религиозные организации в Кузбассе. http://oldwww.history.kemsu.ru/public/read/s2/gor.htm

4.                 Государственный архив Кемеровской области. Ф. Р-18. Оп.1. Д.25.

5.                 Воспоминания Мазуриной Матрены Тимофеевны

6.                 Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е — 1960-е гг. Томск, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Кемерово, Кемеровская область, церковь, горбатов, государство, томск, административный отдел, Западная Сибирь, Мариинский район, томская епархия.

Похожие статьи

Китайская община в Томской губернии в конце XIX — первой...

Кемерово, Кемеровская область, церковь, государство, томск, горбатов, Западная Сибирь, Мариинский район, административный отдел, томская епархия. Из истории железнодорожной почты дореволюционной России.

Забытые страницы истории Кемеровской области. История села...

Административно Островская площадка входит в состав Заводского района города

Как и по всей России, в Западной Сибири были монастыри, соборы, храмы.

Власть и Русская православная церковь в 20 – 30 гг. на примере Кемеровской области.

Служебная и общественная деятельность священников...

Первые исторические свидетельства о Богоявленской церкви появляются после учреждения в 1620 г. Сибирской епархии с резиденцией в

деятельность он был не раз награжден: «В 1866 г. 14 октября приказом за № 1826 Генерал Губернатора Западной Сибири за усердную и...

Тисульская церковь — история и современность

В середине 1993 года произошло разделение Епархии, и Кемеровская область стала

Главе епархии сослужили: игумен Кирилл (Котов) — и.о. благочинного Мариинского церковного

В последние десятилетия церковь принимает активное участие в жизни района: проводятся...

Развитие здравоохранения в Западной Сибири в конце ХIХ...

Государство поддерживало церковь в этом вопросе. Местными священниками почти во всех без исключения районах Сибири велись исследования жизни и быта населения своих приходов.

Томск, 1895. 21. Памятная книжка Акмолинской области на 1909 год.

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

Согласно Основному закону Дальневосточной республики Церковь отделялась от государства, утрачивала ряд функций, которые были присущи ей в синодальный период. Однако в отличии от западных регионов России структурные подразделения Дальневосточных епархий сохраняли...

Социальная база формирования сельской интеллигенции...

Справочная книга по Томской епархии за 1898–1899 гг. [Текст] / Томск: Тип.

Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

— 32 с. Толочко, А. П. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в.: (опыт истории в контексте современности)...

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Развитие художественного образования в области народного... художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство...

Становление западно-сибирского нефтегазового комлекса...

Томск, 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): Западная Сибирь, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, Тюменская область, СССР

Сургутский НГР — один из богатейших нефтегазоносных районов Западно-Сибирской провинции.

Похожие статьи

Китайская община в Томской губернии в конце XIX — первой...

Кемерово, Кемеровская область, церковь, государство, томск, горбатов, Западная Сибирь, Мариинский район, административный отдел, томская епархия. Из истории железнодорожной почты дореволюционной России.

Забытые страницы истории Кемеровской области. История села...

Административно Островская площадка входит в состав Заводского района города

Как и по всей России, в Западной Сибири были монастыри, соборы, храмы.

Власть и Русская православная церковь в 20 – 30 гг. на примере Кемеровской области.

Служебная и общественная деятельность священников...

Первые исторические свидетельства о Богоявленской церкви появляются после учреждения в 1620 г. Сибирской епархии с резиденцией в

деятельность он был не раз награжден: «В 1866 г. 14 октября приказом за № 1826 Генерал Губернатора Западной Сибири за усердную и...

Тисульская церковь — история и современность

В середине 1993 года произошло разделение Епархии, и Кемеровская область стала

Главе епархии сослужили: игумен Кирилл (Котов) — и.о. благочинного Мариинского церковного

В последние десятилетия церковь принимает активное участие в жизни района: проводятся...

Развитие здравоохранения в Западной Сибири в конце ХIХ...

Государство поддерживало церковь в этом вопросе. Местными священниками почти во всех без исключения районах Сибири велись исследования жизни и быта населения своих приходов.

Томск, 1895. 21. Памятная книжка Акмолинской области на 1909 год.

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

Согласно Основному закону Дальневосточной республики Церковь отделялась от государства, утрачивала ряд функций, которые были присущи ей в синодальный период. Однако в отличии от западных регионов России структурные подразделения Дальневосточных епархий сохраняли...

Социальная база формирования сельской интеллигенции...

Справочная книга по Томской епархии за 1898–1899 гг. [Текст] / Томск: Тип.

Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

— 32 с. Толочко, А. П. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в.: (опыт истории в контексте современности)...

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Развитие художественного образования в области народного... художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство...

Становление западно-сибирского нефтегазового комлекса...

Томск, 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): Западная Сибирь, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, Тюменская область, СССР

Сургутский НГР — один из богатейших нефтегазоносных районов Западно-Сибирской провинции.