Библиографическое описание:

Андреев В. Н. Первые письменные свидетельства о новокрещенских поселениях в Среднем Поволжье (по писцовым материалам Казанского и Свияжского уездов 1565–1568 годов) [Текст] // История и археология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 87-89.

Как известно после крещения населения бывшего Казанского ханства после покорения Московским государством постепенно образуется группа православного тюрко-татарского населения, которое образует поселения на просторах Среднего Поволжья. Существуют несколько точек зрения ученых на образование кряшен. Самая правдоподобная — кряшены это потомки тех, которые были крещены после падения Казанского ханства в результате политики христианизации края. Предки кряшен в первоисточниках XVI–XVII вв. упоминаются как новокрещены. Этнограф Г. М. Макаров, как и многие, обратил внимание на то, что понятие происходит от слова «крещеный» и это есть синоним понятия христианин [7, с. 21]. В современной трактовке этимологии понятия «кряшен» нет единого мнения:

1)      этноконфессиональная группа

2)      субконфессиональная группа

3)      отдельный народ.

Современное положение кряшен показывают последние переписи народов России за 2002 и 2010 годы. Так, например, в разборе данных переписи за 2002 год упоминаются следующие самоназвания кряшен: «крещенные», «крешенцы» и «крещеные татары», последняя самая распространенная [9.].Первыми письменными свидетельствами о новокрещенском населении Казанского и Свияжского уездов — земель бывшего Казанского ханства упоминаются в писцовых описаниях за 1565–1568 годы.

Военное присоединение привело к уничтожению, а также, частично, к выселению части населения плодородных территорий, главным образом, феодальной верхушки и части земледельцев, которые бежали от произвола новой власти и насильственного крещения. Политика России отражала стремление усиливать власть и покорение народа в регионе. По мнению немецкого историка К. Ноака, Москва развивала две пути обеспечения господства над населением края. С одной стороны, это военная сила и репрессии, а с другой стороны, это вмешательство в общественные и культурные отношения населения [8,с.39].

3 апреля 1555 года во главе архиепископом Гурием была основана Казанская епархия. С ним в Казань отправились архимандриты Варсонофей и Герман с «наказной памятью»: «В крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников» [5, с. 146].Развертывается миссионерская деятельность, которая обращала в православие, прежде всего знати бывшего Казанского ханства. Из них правительство создавало служилых людей, которые освобождались от ясака, поощрялись денежными жалованиями и поместными дачами. В ответ они служили и проводили в реальность политику правительства -покорение новых земель, были опорной силой в защите новых территорий. Часть из них принимала христианство и, возможно, содействовала насильственной христианизации зависимого от него населения. Например, есть предания о трех братьях из княжеского рода — Нырса, Василий (мусульманское имя не сохранилось) и Исках, которые, а именно, последнее двое, после покорения Казани были крещены и рукоположены в священники в Дюртиле и село Богородское, где они обратили своих родственников в христианство [2, с. 9]. Можно согласиться с историком Р. Г. Галлямом, который указывает на такие задачи правительства в регионе как:

1.                  Окончательное ослабление и нейтрализация части татарских феодалов, которые были оппозиционно настроены к Москве.

2.                  Через крестившуюся часть людей распространение христианства на остальную часть коренного населения [1, с. 24].

Так появилась новая категория населения — новокрещены, которые были и служилыми и ясачными, а с ними постепенно образуются и новокрещенские поселения. Судя по всему, новокрещены — это искусственно созданная прослойка, люди, придерживавшиеся до крещения ислама, язычество и католичество, то есть человек западного происхождения, впоследствии принявшие (часто только формально) православную веру. Их потомки до 3–4 колен продолжали считаться новокрещенами. Изучая источники, Р. Г. Галлям пришел к выводу, что под наименованием «новокрещены» скрываются представители коренных этнических групп населения региона обращенные в православную веру после завоевания Казанского ханства. Татар среди прослойки «новокрещен» было большинство, но в их числе встречаются представители марийского, удмуртского, мордовского и чувашского народов, которые были, вероятно, из их социальной верхушки. Но есть вероятность, что отатарившиеся до 1552 года марийцы, удмурты, мордва, чуваши скрываются под понятиями «татары» и «новокрещены», и они состояли значительную долю населения среди новокрещен [1, с. 50–51, 59]. Встречаются проживавшие в новокрещенских деревнях вместе с служилыми новокрещенами и немногочисленные ясачные новокрещены. Например, историк Р. Г. Галлям исследуя писцовую книгу Ивана Болтина начала ХVII в. упоминает в Предкамье около 200 служилых новокрещен и малочисленных ясачных новокрещен [1, с.25]. Образование новокрещенских поселений шло путем миграции и внутреннего освоения обезлюдевших ранее деревень. В годы правления Федора Иоанновича образовавшиеся новокрещенское население изолировалось от мусульманского влияния путем правительственных мер, например, «да в котором месте новокрещеном слободу устроите, в которую церковь во имя велите в той слободе ставити» [5, с 150]. Стремление удержать новокрещен в православии, подкреплялось религиозным притеснениям мусульманского население и сломом мечетей. Например, в царском наказе казанским воеводам говорится: «Вы б мечети татарския все велели посметати и вперед татарам мечети …ставити не велели…» [5, с 149].

Итак, разбор писцовых описаний показывает следующие последствия завоевания края: новокрещенские поселения образовались во всех административных единицах (дорогах и станах) Казанского и Свияжского уезда. При этом, часть их, вероятно, не была зафиксирована в документах, так как зависело от целей работы писцов.

В самой Казани также были новокрещены.

Так, в посаде Казани, в Большой улице были дворы вдовы Матренки новокрещенки, новокрещенов Андрея Бурнашева, Федков да Мелентьева, Денисова, Василья Сеитова, ФедоровоМалово, Григорья да Игнатья Мартыновых [3, л. 44, 45 об.]. На Воздвиженской улице был двор Кадыша Иванка [3, л. 45–45об] и служилого новокрещена Петрова и Васильева [3, л. 46]. От этой улицы налево в тупике были две пустых новокрещенских двора. В переулке, меж улиц Большая и Воздвиженская, был двор новокрещена Матвея Нагаева [3, л. 48]. В Прямой улице к Арским воротам были следующие новокрещенские дворы — Ивана Милкоманова, Филипова Караева, Кирила и Василья Асанмурзина [3, л. 46об].

Больше новокрещенских поселений встречается в Казанском уезде, так как она была центром борьбы против Московского правительства. Сведений о новокрещенских поселениях в писцовых материалах Казанского и Свияжского уездов мало. Но, несмотря на это можно представить изменения в крае в первые десятилетия после падения Казани.

Упоминаются также как новокрещенские деревни Казанского уезда как Новые Четвертые и Мемеры, где был зафиксирован двор служилого новокрещена Василия Осанова [5, л. 130, № 59]. А в селе Каракчеи Кабан, где наряду с полонениками упоминается двор новокрещена Тимошки [3, л. 204].Также новокрещен встречается в дворцовым селе Большая Шегоздана реке Суле. Здесь авторы писцовых описаний упоминают большое количество дворов, в числе которых был двор помещичьего крестьянина новокрещена Марчко [3, л. 148, № 83]. Вероятнее всего, он был человеком западного происхождения.

Рассмотрим новокрещенские поселения по административным дорогам.

По Арской дороге к 1565–1568 годам новокрещенская деревня Енасала на речке Аштесуб, числилась, за старым жильцом и сыном боярским, за Прокофьем Никитиным сыном Огарева, в котором помещий двор пустовал [3, л. 118 об, № 34]. Также «учинена межа цареве и великого князя села Иски Казани» с новокрещенскою землею Карпа Ебакова «с товарищы» деревни Чюрилны.

По Зюрейской дороге как новокрещенская упоминается село Бетьки. Его земли были смежны с деревней Япшеик [3, л. 472 об, № 235]. Дореволюционный историк Е. А. Малов отмечал, что основание села Бетьки послужило ограждению и усмирению местности от набегов враждебных инородцев, татар, башкир и ногайцев. Он зафиксировал здесь факт обрусения крещеных татар. Он заметил, что прихожане села Бетьки и приходских деревень все русские, но большинство имеют фамилию Кульметевы, по преданию от крещеного татарина Кульметя [6, с. 1,17].

Также был зафиксирован факт ухода новокрещен из своего поселения. Так поступили жители села Елани на речке Ашти — Науросовы, Иванко и Ваноки Емельян Челымов да Федор. Треть села числился за Фомкою за Васильевым сыном Шубина, а две трети за его дядьми [3, л. 121 об. № 39, л. 169 об. № 103].К сожалению, причины ухода и места оседаний новокрещен не указаны.

Деревни Нижняя и Средняя также являются новокрещенскими [3, л.171. № 124].

По Алатцкой дороге, за старым жильцом и сыном боярским Богданом Ивановым сыном Чепеслина в «новокрещенской» деревне Саире числилось два полоняника — дворы Климко и Куземка [3, л. 119 об, № 36]. Также упоминается из деревни Большие Бимери новокрещен Сеирей Матфей [3, л. 158 об. № 98].Зафиксирован факт размежевания новокрещенской земли Ивана Хозянякова с 11 человек из новокрещенской деревни Туры с полоняничною землею [3, л. 247 об. № 220].

По Ногайской дороге как новокрещенская сельцо упоминается Куюк на речке Куюковке, где жили крестьяне, новокрещены, полоняники и чюваша. Были следующие новокрещенские дворы: монастырских крестьян Власа Агишева и Микитки [3, л. 123].

По Чувашской дороге деревня Нырса упоминается как «татарская, чювашская и новокрещенская деревня на речке Нырсе» и «…лес пашеннои и непашеннои у всеи деревни не в розводе. Не смешен, потому что татарская и чювашская и новокрещенская земля по государеву указу не писана» [3, лл. 128, 129 об. № 55].Вероятнее, здесь новокрещены происходили из татар.

По Свияжском уезде новокрещены жили в деревнях вместе с татарами, чювашамии полоняниками. Такая ситуация прослеживается в деревне Бурундукова, где проживали новокрещеныВ. Митько, В. Малайко и В. Михалко [4, с. 106–108]. Также была ученена межа Богородицкого монастыря сновокрещенской деревней Ширдан Сергея Тикеева. При межеваний участвовал новокрещен Игнаша Тамачинов «с товарищи» [4, с. 128].

Таким образом, писцовые описания дают для исследователей некоторые сведения о первых новокрещенских поселениях в Среднем Поволжье. Рассматривая и изучая их можно выделить и зафиксировать некоторые изменения после покорения края Московским государством. В том числе появление новокрещенских поселений, таких как:

Уезды

                                              Новокрещенские поселения

Казанский уезд

д. Новые Четвертые, д. Мемер; с. Большая Шегозда на р. Суле, с. Каракчеи Кабан; д. Енасала на р. Аштесуб, деревня Чурилня на р. Чурилька; с. Бетьки на р. Бетьки, с. Елань на р. Ашти; д. Нижняя и Средняя Ие на р. Ия; д. Сайря, д. Большие Бимеры, д. Туры; сельцо Куюк на р. Куюковка; д. Нырса на р. Нырса.

Свияжкий уезд

Д. Бурундукова, д. Ширдан.

Также зафиксирована миграция населения, и процесс формирования поселений.

Литература:

1.         Галлям Р. Ф. После падения Казани… — Казань: Татар.кн. изд-во, 2001. — 143 с.

2.         Износков И. А. Материалы для истории христианского просвещения инородцев Казанского края. — Выпуск 3. — Изд. второе. — М.: Печатня А.И Снегиревой, 1895. — 47 с.

3.         Писцовое описание Казани и Казанского уезда 1565–1568 годов. Публикация текста. — Казань: Изд-во «ФАН» АН РТ, 2006. — 660 с.

4.         Список с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда, письма и межевания Никиты Васильевича Борисова и Димитрия Андреевича Кикина (1565–1567). — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1909. — 143 с.

5.         История Татарии в документах и материалах. — М.: 1937. — 503 с.

6.         Малов Е. А. Село Бетьки. — Казань: В губ.типографии, 1868. — 24 с.

7.         Макаров Г. М. Перспективы развития традиционной культуры в современных условиях. // Материалы научно-практической конференции «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность». –Казань: 2001. — 19–44 с.

8.         ChristianNoack, MuslimischerNationalismusimRussischenReich: NationsbildungundNationalbewegungbeiTatarenundBaschkiren, 1861–1917; / ChristianNoack. — Stuttgart:Steiner, 2000.– 616 с.

9.         Всероссийская перепись населения 2002 года // Итоги переписи: [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle