Развитие торговли в Брянской области в 50–60е годы XX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

II международная научная конференция «Исторические исследования» (Чита, декабрь 2013)

Дата публикации: 02.12.2013

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Мороз, И. А. Развитие торговли в Брянской области в 50–60е годы XX века / И. А. Мороз. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/116/4606/ (дата обращения: 19.04.2024).

При рассмотрении развития экономики страны предпочтение всегда отдавалось изучению процессов и проблем в промышленности или сельском хозяйстве. Ведь именно здесь создаются материальные результаты труда. Очень долго торговля рассматривалась как второстепенная сфера жизни человека, сфера, обслуживающая производство и реализующая готовый продукт. Однако нельзя торговлю представлять как промежуточный этап между производителем и потребителем.

Торговля представляет собой сложный механизм, состоящий из многих составных частей. Её различные формы, особенности её развития в различные исторические периоды, проблемы управления, планирования, расширения торговой сети, совершенствования торгового оборудования, подготовки торговых кадров, увеличения разнообразных форм реализации товаров стали предметом изучения отечественных ученых.

Рассматривая состояние советской торговли в 50–60е годы в СССР и Брянской области, следует отметить слабую изученность данного вопроса в связи с малым количеством обобщающих работ и закрытостью некоторых архивных фондов. Тем не менее, имеющаяся литература 50–60х годов и более позднего времени, статьи в периодической печати, статистические сборники, воспоминания людей, живших в рассматриваемое время, позволяют сделать выводы о происходящих в торговле процессах, проблемах и путях их разрешения.

В целом процессы, происходящие в стране, были характерны и для Брянской области. Главным органом, руководящим деятельностью торговых организаций в ней, было Брянское областное управление торговли. На начало 1953 года оно имело следующую структуру: директор, начальник торгового отдела — заместитель директора, старший товаровед — заместитель начальника отдела, товароведы, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, начальник планово-финансового отдела, начальник общественного питания и подсобного хозяйства, старший кулинар [1, с.1]. На I квартал 1953 года Брянский облторг имел следующие отделения: Жуковское, Карачевское, Клетнянское, Почепское, Севское, Сельцовское, Стародубское, Суражское, Трубчевское [2, л.2]. В ежегодно составляемых облторгом отчетах важное место занимали данные о прибылях и убытках за прошедший год. Примером могут служить статьи прибылей и убытков за 1963 год [3, л.10].

Обязательными к отчету были форма № 4 «Реализация и отпуск за год», форма № 5 «Расходы по складам и розничным предприятиям за год», форма № 6 «Отчет об административно-управленческих расходах за год», форма № 8 «Расходы предприятий общественного питания за год», форма № 9 «Отчет о движении средств финансирования за год», форма № 11 «Отчет по производственным и бытовым предприятиям», форма № 13 «Отчет об израсходовании средств на подготовку кадров», форма № 3 «Сведения о недостачах, растратах и хищениях и контрольно-ревизионной работе», что позволяет сравнивать и анализировать статистические данные о развитии торговли в Брянской области.

В объяснительной записке к годовому отчету Брянского областного управления торговли за 1954 год дана торговая сеть в разрезе торгов и трестов столовых, где видно, что торговая сеть за 1954 год увеличилась на 32 магазина, 102 палатки, 7 столовых.

Таблица 1

Торговая сеть Брянской области за 1954 год

 

Наличие торговой сети на 01.01.1954 года

Наличие торговой сети на 01.01.1955 года

 

магазины

палатки

столовые

буф., закус.

чайные

магазины

палатки

столовые

буф., закус.

чайные

Облторг

145

90

16

43

8

146

123

18

29

8

Горпищеторг

59

40

-

-

-

63

48

-

-

-

Горпромторг

36

11

-

-

-

44

30

-

-

-

Бежицкий торг

54

29

-

-

-

57

52

-

-

-

Клинцовский торг

56

16

14

27

2

65

30

14

19

2

Новозыбковский торг

41

20

4

16

1

42

23

5

16

1

Дятьковский торг

46

13

8

24

5

52

15

11

20

6

Брянский трест столовых

21

50

5

20

56

3

Бежицкий трест столовых

12

43

2

14

47

Итого:

437

219

75

203

23

469

321

82

187

20

Уменьшение сети общественного питания: буфетов, закусочных и чайных произошло за счет их передачи в розничную сеть [4, л.75].

Кроме того, анализируя выполнение плана товарооборота за 1954 год, можно выделить не только факт общего выполнения плана на 101,8 % (911933 тысячи рублей при плане 896078 тысяч рублей), но и проследить увеличение или уменьшение реализации товаров по таким показателям, как мясо и птица, хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, овощи, а среди непродовольственных — обувь, спички, керосин, мебель, швейные товары, культтовары.

В рассматриваемый период в Брянской области, как и в целом по стране, большое внимание уделялось развитию специализированной сети магазинов. Хотя это было приемлемо не везде, но в крупных городах, районных центрах покупатели отдавали предпочтение покупкам в магазинах, где товары были представлены по определенным категориям. Удобство данного вида магазинов состояло в том, что жители городов и населенных пунктов точно знали, где можно приобрести необходимые товары. Завоз продукции в них производился целенаправленно и, как правило, отличался разнообразием ассортимента.

В отчете за 1955 год состоянию специализированной сети уделено особое внимание [5, л.138].

Таблица 2

Наличие специализированной сети на 01.01.1956г.

№ п/п

Магазины специализированные продовольственные и непродовольственные

Количество

1.

Булочные и хлебные

33

2.

Мясные, мясо-рыбные, мясо-рыбо-овощные

10

3.

Плодоовощные

14

4.

Бакалейно-гастрономические

21

5.

Винно-водочные

4

6.

Молочные

2

7.

Вод и мороженого

6

8.

Прочие специализированные

11

9.

Тканей

9

10.

Обувные

12

11.

Швейных товаров

8

12.

Мехов и головных уборов

2

13.

Бакалейно-трикотажно-парфюмерные

10

14.

Детских товаров

3

15.

Культтоваров

1

16.

Посудо-хозяйственные и железо-скобяные

22

17.

Мебельные

7

18.

Нефтелавки

12

19.

Строительных материалов

2

20.

Итого:

195

Как видно из приведенной таблицы торговая сеть за 1955 год увеличилась на 7 магазинов, 7 столовых, две чайных и 23 кафе-закусочных и буфета. Увеличение торговой сети произошло за счет нового строительства, открытия торговых предприятий в первых этажах.

В соответствии с приказом Министерства торговли РСФСР от 29 июня 1955 года № 424 областное Управление торговли при разработке мероприятий по внедрению передового опыта в торговле установило задание по открытию отделов без продавцов, отделов раскроя тканей, отделов по продаже штучных товаров и других форм торговли.

По местным торгам и трестам столовых области в это время введены следующие формы торговли: Брянский горпищеторг организовал в магазине № 6 одну секцию по продаже товаров без продавцов. Брянский горпромторг в магазине № 1 и № 42 организованы отделы по раскрою тканей, в магазине № 39 организована конференция покупателей радиотоваров и производится установка на дому. В магазине № 14 организована доставка мебели на дом.

Бежицкий торг в магазине № 51 организовал отдел по раскрою тканей по просьбе покупателей, в магазине № 19 организован отдел по продаже штучных товаров без продавцов, в магазине № 39 организован отдел по продаже головных уборов, в магазине № 48 производится выкладка тканей на прилавки. В магазине № 27 и № 58 организованы отделы подарков и секции без продавцов [6, л.139].

Увеличение розничного товарооборота прослеживается в статистическом отчете Брянского облторга за 1958 год [7, л.150].

Таблица 3

Розничный товарооборот за 1958 год по Брянской области (в тысячах рублей)

Наименование торговых организаций

Розничный товарооборот

Оборот общественного питания

План 1958г.

Выполнение за 1958г.

План 1958г.

Выполнение за 1958г.

Главювелирторг

5250

4594

   

Главлесстройторг

11600

15754

   

Местные торги

1388874

1415860

175700

175070

в том числе Брянский горпищеторг

209200

217039

   

 Брянский горпромторг

264429

267509

   

 Брянский горхлебторг

50400

50681

   

Бежицкий райпищеторг

138500

144226

   

Дятьковский торг

86800

88698

11600

12022

Клинцовский торг

147445

145655

19200

18707

Новозыбковский торг

78000

78309

8960

9166

Жуковская торговая контора

24300

24605

3500

3704

Карачевская торговая контора

31000

31998

7100

7753

Клетнянская торговая контора

17200

17711

3250

2930

Почепская торговая контора

29700

29460

5700

5532

Севская торговая контора

15600

15466

2770

2522

Сельцовская торговая контора

27300

28628

6010

5593

Стародубская торговая контора

31550

32830

5620

6105

Суражская торговая контора

24800

25311

4100

4244

Трубчевская торговая контора

31800

30945

5000

4883

Цементовская торговая контора

35500

36034

5260

5197

Гастроном № 1

16200

16941

-

-

Гастроном № 2

16900

19917

-

-

Гастроном № 3

12600

13782

-

-

Инвентарьторг

650

732

-

-

Брянский трест столовых

-

-

53800

52831

Бежицкий трест столовых

-

-

33830

33881

Универмаг

99000

99383

-

-

Местные торги

-

1056308

-

137397

Главдорресторан

-

-

45400

48222

Большую популярность у населения страны приобрела продажа товаров в кредит. В единовременном отчете за октябрь 1959 года представлены следующие данные, позволяющие говорить об увеличении количества магазинов, торгующих в кредит и значительном повышении количества покупок и полученных сумм за товары, проданные в кредит: радиолы высшего, первого и второго классов — всего: 830, в том числе в кредит: 539; радиоприемники — всего: 102, в том числе в кредит: 37; фотоаппараты — всего: 56, в том числе в кредит: 16; мотоциклы «К-58» — всего: 29, в том числе в кредит: 23 [8, л.96].

Увеличение торговой сети прослеживается и в 1961 году. В этот год было открыто предприятий розничной торговли 32 на 196 рабочих мест, предприятий общественного питания — 23 на 1271 посадочное место. Проведена специализация магазинов. Всего по местным торгам имелось 320 специализированных магазинов на 1179 рабочих мест. 69 магазинов работали по новым формам. В предприятиях общественного питания переведено на последующую оплату 73 предприятия, что позволило увеличить пропускную способность этих предприятий на 1,5–2 раза. 45 предприятий переведены на работу с полуфабрикатами. Производился отпуск обедов на дом в среднем 1600 блюд ежедневно [9, л.59].

В 1962 году особое внимание было обращено на поставку и реализацию картофеля и овощей, так как местные торги не выполнили установленного плана их реализации. В результате была сокращена поставка этой продукции, что характеризовалось следующими данными [10, л.153].

Таблица 4

Реализация картофеля и овощей за 1962 год

Наименование продукции

Реализация за 1962г.

Результат

План

Фактически

Больше

Меньше

Картофель

25477

21352

-

4125

Овощи свежие

12417

12844

427

-

Фрукты свежие

2425

353

-

2–72

Цитрусовые

108

123

15

-

Арбузы — дыни

2590

611

-

1979

Переработанные овощи

1535

1516

-

19

Прочие культуры

1041

1041

-

-

Итого:

45593

37840

442

8195

Недостаточно удовлетворялась потребность населения области виноградом, бахчевыми и другими фруктами. В результате недопоставки недопродано значительное количество этих культур, а именно по фруктам продано 14,5 % к плану, арбузы и дыни — 23,5 %.

Для анализа того, на основании каких данных складывалась цена для реализации картофеля, овощей и фруктов за 1962 год, важную роль играют статистические данные, изложенные в годовом отчете Брянского облторга в разделе «Длительное хранение картофеля и овощей» [11, л.154].

Таблица 5

Расходы по хранению и реализации картофеля, овощей и фруктов за 1962 год

Виды расходов

На 1 июня

+ перерасход — экономия

Факт за 1961 год

По норме

Фактически

Расходы по железнодорожным перевозкам

0,69

0,98

+29

0,89

Расходы по автогужевым перевозкам

2,03

2,01

-2

1,91

Заработная плата

4,04

4,17

+13

4,33

Аренда и содержание помещений

1,80

1,56

-24

1,78

Убыль в пределах норм

0,97

1,51

+54

1,47

Потери сверх норм

-

0,39

+34

0,29

Расходы по таре

1,27

1,93

+66

1,36

Прочие расходы

1,48

0,58

-90

0,99

Итого:

12,28

13,13

+85

13,03

В ежегодных отчетах присутствует справка о количестве реализуемых и отпущенных картофеля, овощей и фруктов, что помогает анализу структуры питания населения. Данные за 1963 год представлены в следующей таблице [12, л.185].

Населению области продан больше, чем в 1962 году целый ряд продовольственных товаров: в том числе мясопродуктов на 70 %, рыбы — 21,6 %, сельдей — 19,7 %. масла животного — 22,3 %, кондитерских изделий — 15,5 %. Всего продовольственных товаров продано больше на 11 % [13, л.232].

Однако торговля непродовольственными товарами проходила более низкими темпами. Продажа промышленных товаров составила только 98,8 % к обороту за 1962 год. При этом сократилась реализация почти всех групп товаров.

В объяснительной записке к отчету за 1964 год указано, что в непосредственное подчинение Брянского областного управления торговли входит 25 торговых организаций, наиболее крупными среди которых был Брянский горпромторг, Брянский горпищеторг, контора «Гастроном», Центральный универмаг, Клинцовский торг, Дятьковский торг.

Товарооборот местных торгов за 1964 год, установленный в сумме 222800 тысяч рублей, выполнен на 209133 тысячи рублей, или на 93,9 % [14, л.358]. Значительно больше продано в 1964 году следующих товаров: рыбы — 134,5 %, сельди -121,4 %, масло растительное — 117,3 %, маргарин — 112,7 %, молокопродукты — 104,7 %, мороженое — 120,9 %, консервы мясные — 347,0 %, яиц — 118,5 %, кондитерских изделий — 120,5 %, фруктов — 129,1 %, картофеля — 114,1 %.

Таблица 6

Продажа товаров культурно-бытового назначения в 1964 году

в штуках

в % к 1963 году

Часов

35545

157,4

Холодильников

1730

265,8

Стиральные машины

5149

126,9

Электропылесосы

1030

109,2

Велосипедов и мотовелосипедов

8206

107,2

Телевизоров

11636

132,8

Невыполнение плана товарооборота в сумме 13667 тысяч рублей объясняется рядом причин. В 1964 году были трудности с товарным обеспечением, особенно продовольственными товарами, что снизило выполнение плана товарооборота. Однако торговыми организациями не все было принято к увеличению продажи товаров населению, имели место недостатки в организации торговли, которые снизили выполнение плана товарооборота: отсутствие товаров, имеющихся в достаточном количестве на базах и складах, закрытие магазинов и столовых на ремонт без соответствующей на то подготовки, не были использованы все возможности по вовлечению в товарооборот наибольшего количества и более широкого ассортимента товаров.

Большую роль в разработке и обосновании цен на товары народного потребления, на промышленные и продовольственные товары, овощи и фрукты, закупочные и оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию играл отдел цен Брянского облисполкома. Сотрудники данного отдела проверяли состояние работы по ценообразованию, проверяли правильность применения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях торговли, общественного питания, на предприятиях бытового обслуживания и коммунального хозяйства. Имеющиеся документы представляют материалы по экономическому обоснованию цен на товары народного потребления [15, л.389], на изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам [16, л.214], на ремонт обуви [17, л.98].

Большое значение для увеличения товарооборота имело внедрение прогрессивных форм обслуживания населения. На предприятиях общественного питания особое распространение получили магазины полуфабрикатов, самообслуживания, отпуск обедов на дом, продажа обедов по абонементам [18, л.33]. Промтоварные магазины использовали отделы фасованных товаров, с открытой выкладкой товаров, магазины-автоматы, отделы торговли по образцам [19, л.3]. Наличие магазинов с прогрессивными формами торговли за 1962 год в Брянской области представлены в результатах смотра работы по их внедрению [20, л.13]. И в последующие годы продолжалась работа по использованию прогрессивных форм в торговле и предприятиях общественного питания.

Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод, что процессы в торговле в Брянской области в 50–60е годы повторяли тенденции в стране в целом: увеличение товарооборота, капитальных вложений в развитие торговой сети, внедрения прогрессивных форм обслуживания покупателей и специализации предприятий торговли.

Литература:

1.                  Государственный архив Брянской области (ГАБО). Ф.2545. Оп.1. Д.53 Штатное расписание и сметы административно-хозяйственных расходов Брянского облторга и его отделений.

2.                  Там же. Л.2

3.                  Там же. Д.78 Годовой отчет деятельности Брянского облторга за 1953 год.

4.                  Там же. Д.134 Годовые сводные балансы и отчеты за 1954–1956 годы.

5.                  Там же. Л.138.

6.                  Там же. Л.139.

7.                  Там же. Д.143 Статистические отчеты за 1958–1962 годы.

8.                  Там же. Л.96.

9.                  Там же. Д.153 Годовые отчеты по основной деятельности управления за 1961–1965 годы.

10.              Там же. Л.153.

11.              Там же. Л.154.

12.              Там же. Л.185.

13.              Там же. Л.232.

14.              Там же. Л.358.

15.              Там же. Ф.2891. Оп.1. Д.1 Материалы по экономическому обоснованию розничных цен на товары народного потребления.

16.              Там же. Д.2 Материалы по экономическому обоснованию цен на изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам.

17.              Там же. Д.6 Материалы по экономическому обоснованию цен на ремонт обуви.

18.              Там же. Ф.2545. Оп.2. Д.168 Информация по внедрению прогрессивных форм обслуживания населения за 1961 год.

19.              Там же. Д.170 Сведения о магазинах, перешедших на прогрессивные формы торговли по состоянию на 1 января 1961 года.

20.              Там же. Д.198. Материалы по внедрению прогрессивных форм торговли за 1962 год.

Основные термины (генерируются автоматически): торговая сеть, общественное питание, Брянская область, магазин, товар, предприятие, реализация картофеля, торговля, Брянский горпищеторг, Брянский горпромторг.

Похожие статьи

Проблемы обеспечения товарами торгующих организаций...

Широкое распространение кольцевой завоз получил в Брянской области.

В основном эта сумма складывалась из показателей горхлеботорга и горпищеторга, которые уменьшили

Д.2740. Справка о недостатках в торговой работе организаций Министерства торговли СССР.

О роли материально-технической базы в развитии торговли...

общественное питание, машина, торговое машиностроение, автомат, предприятие, работа, механизм, тепловое оборудование, особое внимание, Брянская область. Ключевые слова. торговля, материально-техническая база...

Стратегия развития товаров местных производителей

‒ наличие на локальном рынке огромного количества покупателей: посредники, предприятия общественного питания, розничные магазины, конечные потребители

Реализация товаров местных производителей невозможно представить без розничной торговли, которая...

Проблемы и возможности производства импортозамещающей...

Картофельная продукция является коньком региона. Брянская область занимает 4 место в России по количеству производства картофеля.

Животноводством в основном занимаются три крупных Брянских сельскохозяйственных предприятий.

Особенности применения SWOT-анализа в территориальном...

В больших городах Брянской области, таких как Брянск, Дятьково, Клинцы, Новозыбков налажена сеть общественного транспорта, остановки есть в шаговой доступности у населения этих городов.

Готовность номер один показывает ООО «Брянская мясная...»

Уделено внимание развитию собственной торговой сети в рамках реализации решения Правительства РФ по импортозамещению основных продуктов питания.

К концу 2014 года в Брянской области создано 6 тыс. рабочих мест с достойной зарплатой.

Исследовательский проект семьи «Речевой колорит моей малой...»

Брянская область, брянский говор, родитель, активное участие, проектная деятельность, речевой колорит, моя малая родина, географическое расположение, брянский диалект, учебно-воспитательный процесс.

Современные тенденции развития сферы общественного...

Распределение предприятий общественного питания по формам собственности. Годы.

1. Снижение торговой наценки.

Рис. 2. Количество предприятий, осуществляющих оптовую торговлю продуктами питания в Калининградской области.

Анализ структуры и динамики внутренней торговли...

Калининградская область, розничная торговля, оптовая торговля, приграничный регион, продукт питания, приграничная торговля, физический объем оборота, Россия, товар, Российская Федерация. Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности...

Похожие статьи

Проблемы обеспечения товарами торгующих организаций...

Широкое распространение кольцевой завоз получил в Брянской области.

В основном эта сумма складывалась из показателей горхлеботорга и горпищеторга, которые уменьшили

Д.2740. Справка о недостатках в торговой работе организаций Министерства торговли СССР.

О роли материально-технической базы в развитии торговли...

общественное питание, машина, торговое машиностроение, автомат, предприятие, работа, механизм, тепловое оборудование, особое внимание, Брянская область. Ключевые слова. торговля, материально-техническая база...

Стратегия развития товаров местных производителей

‒ наличие на локальном рынке огромного количества покупателей: посредники, предприятия общественного питания, розничные магазины, конечные потребители

Реализация товаров местных производителей невозможно представить без розничной торговли, которая...

Проблемы и возможности производства импортозамещающей...

Картофельная продукция является коньком региона. Брянская область занимает 4 место в России по количеству производства картофеля.

Животноводством в основном занимаются три крупных Брянских сельскохозяйственных предприятий.

Особенности применения SWOT-анализа в территориальном...

В больших городах Брянской области, таких как Брянск, Дятьково, Клинцы, Новозыбков налажена сеть общественного транспорта, остановки есть в шаговой доступности у населения этих городов.

Готовность номер один показывает ООО «Брянская мясная...»

Уделено внимание развитию собственной торговой сети в рамках реализации решения Правительства РФ по импортозамещению основных продуктов питания.

К концу 2014 года в Брянской области создано 6 тыс. рабочих мест с достойной зарплатой.

Исследовательский проект семьи «Речевой колорит моей малой...»

Брянская область, брянский говор, родитель, активное участие, проектная деятельность, речевой колорит, моя малая родина, географическое расположение, брянский диалект, учебно-воспитательный процесс.

Современные тенденции развития сферы общественного...

Распределение предприятий общественного питания по формам собственности. Годы.

1. Снижение торговой наценки.

Рис. 2. Количество предприятий, осуществляющих оптовую торговлю продуктами питания в Калининградской области.

Анализ структуры и динамики внутренней торговли...

Калининградская область, розничная торговля, оптовая торговля, приграничный регион, продукт питания, приграничная торговля, физический объем оборота, Россия, товар, Российская Федерация. Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности...