Библиографическое описание:

Темирова М. Т., Алиева Д., Сувонова М. Преимущества создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Узбекистан [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 73-75.

Refer tax and investment policy, as well as tax incentives for foreign investors in Uzbekistan. Provides scientific and practical conclusions and recommendations for further development and improvement of tax policy as a whole, as well as helping to attract foreign investment due created favorable conditions for both domestic and foreign entrepreneurs.

В современном обществе налоги — это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. Нужно отметит, что в 2013 году были обеспечены высокие устойчивые темпы роста экономики Узбекистана, макроэкономическая сбалансированность, модернизация и диверсификация национальной экономики. Государственный бюджет исполнен с профицитом 0,3 процента к валовому внутреннему продукту при том, что налоговое бремя на экономику в 2013 году снизилось с 21,5 до 20,5 процента, а минимальная ставка налога на доходы физических лиц была уменьшена с 9 до 8 процентов. В структуре расходов Государственного бюджета продолжает сохраняться высокая доля расходов на социальную сферу — 59,3 процента от общих расходов. Особого внимания заслуживают серьезные качественные изменения, происходящие в экономике страны [1]. По итогам 2013 года в Республики Узбекистан объем инвестирования в экономику страны составил 23 процента к ВВП [1]. Проводимая в стране политика эффективного экономического обновления и модернизации экономики и создания благоприятного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов даёт устойчивый приток иностранных инвестиций в национальную экономику. Можно отметить, что без инвестиций нет прогресса, нет технического, технологического обновления и модернизация производства и в целом страны.

Следует подчеркнуть, что 2014 год станет годом ввода в строй важнейших высокотехнологичных и современных объектов и мощностей в промышленности, роста и совершенствования инвестиционного процесса. В течение последних 5 лет ежегодные темпы роста инвестиций в Узбекистане растут, что является одним из самых высоких и стабильных показателей в международном сообществе. Благоприятная бизнес среда, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями способствовали существенному увеличению притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны, что позволило за годы независимости создать абсолютно новые отрасли промышленности.

Для создания более благоприятного инвестиционного климата в стране, стимулирования привлечения иностранных инвестиций Президентом Республики Узбекистан 10 апреля 2012 года принят Указ № УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций». В частности, для предприятий отраслей экономики, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции, предоставлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие инфраструктуры, единого налогового платежа, предусмотренного для микрофирм и малых предприятий, а также от уплаты обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.

Во-первых, упрощены процедуры государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями, а также оформления необходимых разрешительных документов. На уровне закона установлено, что они будут осуществляться по принципу в «одно окно». Ранее порядок создания и государственной регистрации указанных предприятий определялся Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Во-вторых, расширены обязательства государства по иностранным инвестициям. В частности, министерствам, государственным комитетам, ведомствам, органам государственной власти на местах, правоохранительным и контролирующими органам, банкам запрещается устанавливать дополнительные требования и ограничения, связанные с деятельностью иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

Кроме того, законодательно закреплено право иностранных инвесторов — физических лиц и должностных лиц юридических лиц — иностранных инвесторов въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период существования их долей (вкладов, акций) в предприятиях с иностранными инвестициями с получением соответствующих многоразовых виз. А право на беспошлинный ввоз имущества для личных нужд, наряду с иностранными инвесторами и гражданами иностранных государств, получили лица без гражданства, при условии, что все обозначенные лица постоянно проживают за пределами Республики Узбекистан и находятся в нашей стране в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами.

Также установлено, что иностранные инвесторы могут распоряжаться своими доходами, включая их репатриацию, а также реинвестицию (понятие которой дано в новой редакции) только после уплаты налогов и других обязательных платежей. Так, реинвестициями признается любой доход, полученный от иностранных инвестиций в Республике Узбекистан и вкладываемый иностранными инвесторами на территории Республики Узбекистан в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, включая прибыль, проценты, дивиденды, роялти, лицензионные и комиссионные вознаграждения, платежи за техническую помощь, техническое обслуживание и другие формы вознаграждений. С этими положениями связаны и изменения, внесенные в Налоговый кодекс. Льготы в виде освобождения от уплаты налогов на прибыль, на имущество, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд, по-прежнему предоставляются на определенный срок исходя из внесенного объема инвестиций в соответствии с законодательством. Но условия применения льгот приведены в соответствие с требованиями Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» (от 11.04.2005 г. УП-3594).

Кроме того, начали успешно функционировать специальные свободные экономические зоны «Навои», «Ангрен» и «Джизак», созданные с целью создания выгодных условий для привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых инвестиций для создания современных высокотехнологичных производств с целью развития инвестиционного потенциала республики. Такие экономические зоны широко распространены во всех развитых странах и являются основными источниками по привлечению прямых инвестиций.

Например, в соответствии с отдельным налоговым режимом, участники СИЭЗ «Навои» освобождены от уплаты налога на прибыль, налога на землю, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие инфраструктуры, единого налогового платежа с малых предприятий, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд, в Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений.

При этом, эти льготы предоставляются в зависимости от объемов прямых инвестиций на следующие сроки:

-          от 3 млн. евро до 10 млн. евро — на 7 лет;

-          от 10 млн. евро до 30 млн. евро — на 10 лет. В последующие 5 лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа устанавливаются в размере на 50 процентов ниже действующих ставок;

-          более 30 млн. евро — на 15 лет; В последующие 10 лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа устанавливаются в размере на 50 процентов ниже действующих ставок.

Постановлением Президента от 25 декабря 2013 года № ПП-2099 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год» продлены на 5 лет или до 1 января 2019 года действие ряда льгот для сторон, реализующих проект по созданию на базе аэропорта города Навои международного интермодального центра логистики. В частности, авиакомпания «Кореан Эйр» освобождена от уплаты таможенных платежей за товары и оборудование, импортируемые в Узбекистан для управления аэропортом города Навои. Также корейская авиакомпания получила освобождение от налога на прибыль по доходам, полученным на территории республики. Персонал «Кореан Эйр», направленный для постоянной работы в Узбекистан, получил освобождение от налога на доходы физических лиц. Аэропорт города Навои был освобожден от уплаты таможенных платежей за товары, ввозимые для собственных нужд по развитию аэропорта и созданию на его базе международного интермодального центра логистики, а также единого социального платежа в части заработной платы персонала авиакомпании «Кореан Эйр», работающего в республике.

Наряду с этим хозяйствующие субъекты, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории СЭЗ «Ангрен» и «Джизак», освобождены от уплаты таких налогов как налог на прибыль, налог на имущество, налог на благоустройство и развитие инфраструктуры, единый налоговый платеж для малых предприятий, а также от обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Эти льготы предоставляются сроком от 3 до 7 лет в зависимости от вышеуказанной суммы инвестиций.

Изучив международный опыт по созданию свободных экономических зон, мы убедились, что все виды свободных экономических зон являются очень важным приоритетом в стабилизации экономики и развития реального сектора страны. Такие страны, как Китай, Малайзия, Сингапур, Турция, Южная Корея, Россия, Австралия, Израиль считаются в мире ведущими по созданию свободно экономических зон. Они развивают экономику высоким темпом, создавая разные виды свободно экономических зон. Предоставленные условия и льготы участникам свободно экономических зон всё больше и больше притягивают их в эти страны.

Исходя из практики этих стран, мы можем предложить следующие меры для прогресса и процветания Узбекистана в этой сфере:

-          взаимной экономической заинтересованности как государственных, так и местных органов в создании свободных зон. Возможности государственных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры и коммуникации в регионах где создаются СЭЗ, с пониманием того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

-          учитывая интерес всего мира в наши исторические города как Бухара, Самарканд, Хива, создать в этих регионах ещё один вид из свободных зон, именно туристско-рекреационные зоны, на которых ведется туристско-рекреационная деятельность, т. е. создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Литература:

1.      Каримов И. А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ./Доклад на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2013 году и важнейшим приоритетам на 2014 год // Газета «Народное слово» от 18.01.2014 г.

2.      Постановление Президента Республики Узбекистан, ПП-2099 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета на 2014 год».

3.      www.stat.uz — сайт Государственного комитета по статистике РУз.

4.      http://www. mf.uz — сайт Министерства финансов РУз.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle