Библиографическое описание:

Артемкина Е. Е. Методы определения спроса на пассажирские автоперевозки и их значение для эффективной организации системы пассажирского автотранспорта [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 169-171.

Жизнь современного человека невозможно представить без использования механических средств передвижения. Наибольшее распространение для осуществления передвижения населения получил автомобильный транспорт, который занимает ведущее положение в перевозках пассажиров. Население использует общественный автотранспорт с целью трудовых, учебных, деловых и культурно-бытовых поездок.

Потребность в передвижении характеризуется транспортной подвижностью населения, которая представляет собой среднее количество поездок на транспорте, приходящееся на одного жителя в год. Рост транспортной подвижности населения, а также уровня автомобилизации усложняет процесс создания рациональной структуры пассажирских автоперевозок.

Получение оперативной информации о состоянии спроса на услуги пассажирского автотранспорта — актуальная задача современного общества, решение которой предоставит возможность не только удовлетворить потребность населения в передвижении при оптимальном использовании автотранспортных средств, но и повысить эффективность управления системой пассажирского автотранспорта.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 1 квартал 2014 года наметилась устойчивая тенденция к увеличению пассажирооборота общественного транспорта в целом в сравнении с предыдущими 2013 и 2012 годами (Рис.1).

Рис.1. Пассажирооборот транспорта общего пользования, в % [3]

В частности, говоря об общественном автотранспорте, наблюдаем (Таблица 1) интенсивный рост пассажирооборота. Так, только в 1 квартале 2014 года пассажирооборот общественного автотранспорта составил 29,2 млрд пасс.-километров. По отношению к 1 кварталу 2013 года пассажирский автотранспорт составил 100,5 %, тогда как соотношение 1 квартала прошлого 2013 года к 2012 году равно 97,6 %.

Таблица 1

Пассажирооборот общественного автотранспорта [3]

 

Март 2014 г., млрд. пасс.- км

В % к

1 квартал 2014 г. в % к 1 кварталу 2013 г.

Справочно

 

Марту 2013 г.

Февралю 2014 г.

Март 2013 г. в % к

1 квартал 2013 г. в % к 1 кварталу 2012 г.

 

Марту 2012 г.

Февралю 2013 г.

Пассажирский автотранспорт

10,7

108,0

111,8

100,5

92,8

105,2

97,6

Из вышесказанного следует отметить, что в настоящее время спрос на услуги автотранспорта общего пользования постоянно увеличивается, в связи с его высокой социальной значимостью. Это дает предпосылки для изучения, исследования и использования различных методов, которые предоставляют возможность определить величину транспортной подвижности как фактора эффективного функционирования системы пассажирского автотранспорта.

Для определения среднего количества поездок, приходящегося на одного жителя в год, используют различные методы, которые делятся на две основные группы.

К первой относятся методы, которые связаны с обследованием транспортных потребностей населения, ко второй — которые связаны с обследованием действующей системы транспортного обслуживания населения, т. е. проводимые непосредственно на ГПТ [1, с. 117].

1)                 Анализ потребностей населения в транспорте позволит изучить формирование спроса на услуги пассажирского автотранспорта.

2)                 Анализ обслуживания на общественном транспорте — направлен на получение информации о текущем состоянии спроса.

Методы первой группы «специализируются» на тщательном исследовании расселения, подвижности, анализируют посещаемость учреждений, перемены места работы и жительства, не оставляют без внимания и бюджет времени. Вторая группа сконцентрирована на внимании к решению вопросов по изучению интенсивности движения пассажирского автотранспорта и наполненности транспортных средств.

Выявление закономерностей расположения места жительства по отношению к месту работы возможно только при проведении исследования расселения.

Информация, полученная в результате данного вида обследований, применяется при разработке генеральных планов городов, комплексных схем развития ГПТ и при решении таких вопросов, как раздвижка времени начала и конца рабочего дня для предприятий и организаций города, улучшение транспортного обслуживания промышленных зон и отдельных крупных предприятий [1, с. 119].

Исследование интенсивности движения населения играет немаловажную роль при изучении закономерностей передвижений различных групп населения, анализа транспортного спроса, сбора информации для дальнейшего прогнозирования и определения качества обслуживания пассажиров.

Проведение обследований подвижности населения дает более широкую информацию, чем обследование расселения, поскольку материалы, получаемые в результате этого вида обследований, включают в себя данные о трудовых передвижениях населения, а, следовательно, и о закономерностях расселения относительно мест работы [1, с. 119].

Разработку планов городов следует проводить на основе анализа, связанного с посещением населения определенных учреждений.

Градостроители стремятся, по возможности, реализовать принцип «транспорт без транспорта», зонируя городскую территорию и, приближая места посещения к местам жительства, что делает не нужными многие транспортные передвижения [2, с. 82].

Такого рода обследования позволяют более подробно изучить структуру и последовательность передвижения населения с различными целями [1, с. 119–120].

На развитие системы пассажирского автотранспорта существенным образом влияют перемены места жительства и работы — отсюда возникает необходимость их исследования.

Такие обследования позволяют выявить тенденции изменения закономерностей расселения жителей города в зависимости от их социально-демографических характеристик [1, с. 120].

Возможность выявления тактики населения по распределению суточного времени с целью посещения определенных учреждений предоставляет анализ бюджета времени.

Мониторинг поездок, как и анализ пассажиропотоков, несет в себе информацию о наполненности пассажирского автотранспорта. Мониторинг поездок также способствует получению данных о количестве поездок между определенными остановочными пунктами — что является его отличительной чертой от анализа пассажиропотоков.

Результаты данного вида обследований используют для оценки качества транспортного обслуживания, установления рациональных показателей использования транспортных средств, анализа причин и выявления тенденций изменения показателей работы транспорта в зависимости от различных аспектов жизни городского населения [1, с. 120].

Определение уровня наполненности пассажирского автотранспорта — задача обследования наполнений.

Информация, получаемая в результате данного вида обследований, используется транспортными организациями только в оперативных целях, поскольку весьма ограничена по своему содержанию и объему. Для обследования наполнений в основном используют силуэтный (шаблонный) метод. Число пассажиров в транспортном средстве определяют в зависимости от номинальной вместимости по степени наполненности салона на основании типовых шаблонов (заняты только места для сидения, имеются стоящие пассажиры, салон заполнен полностью и т. п.). При глазомерном методе оценку числа пассажиров выполняет водитель или кондуктор [1, с. 120–121].

Каждый вид обследования имеет определенный способ проведения, причем для некоторых видов могут применяться одинаковые способы. По способу проведения обследования могут быть ведомостными, анкетными, обследованиями по дневниковым записям, натурными, автоматизированными и отчетно-статистическими [1, с. 121].

При всем многообразии методов, направленных на определение спроса, следует отметить, что данные «процедуры» несовершенны.

Во-первых, обследования проводятся фрагментарно, например, за определенный промежуток времени или в отдельном районе населенного пункта.

Во-вторых, полученная информация используется достаточно длительное время и в какой-то момент становится не актуальной, а ситуация на рынке услуг пассажирского автотранспорта — не контролируемой. Дальнейшие обследования отражают уже реализованный спрос. И, как следствие, нет прогноза — нет перспективы.

В-третьих, проведение обследований, направленных на изучение спроса — трудоемкий процесс, требующий достаточного количества времени и рабочей силы.

В связи с этим, все чаще можно встретить пассажирский автотранспорт, оснащенный современной технологической разработкой, а именно — датчиками подсчета входящих и выходящих пассажиров.

С помощью датчиков можно определить, какие именно остановочные пункты не пользуются спросом и, возможно, их стоит закрыть или, наоборот, при переизбытке спроса на отдельных остановках — пустить новый маршрут. Также данная технологическая разработка позволит рассчитать оптимальные интервалы движения.

При всей эффективности данной разработки следует также отметить некоторые её несовершенства.

Погрешность обработки информации датчиками составляет 5–10 %. Чаще всего это происходит, когда пассажир выходит и заходит несколько раз за одну поездку, например, для того, чтобы выпустить другого пассажира.

Еще один недостаток — процедура оснащения транспортного средства датчиками движения требует серьезных затрат. Оптимально решение — периодическая эксплуатация транспортного средства, оснащенного датчиками движения, на других маршрутах.

Тем не менее, способ получения информации с помощью датчиков более точный и менее трудоемкий — исключается человеческий фактор. Данный способ позволяет в любой момент получить информацию для интересующего промежутка времени.

Таким образом можно обеспечить автоматизированный анализ пассажиропотоков по трассам маршрутов, конкретным остановочным пунктам, часам суток, дням недели, сезонам, что позволяет объективно планировать работу автотранспортных средств [1, с. 121].

Следует отметить, что эффективное функционирование системы транспорта общего пользования имеет существенное значение для обеспечения жизнедеятельности современного общества. Всем известно, что спрос предопределяет предложение и от их соотношения зависит ситуация на рынке транспортных услуг. Следовательно, своевременное получение новой и актуальной информации о состоянии спроса на услуги пассажирского автотранспорта улучшит качество обслуживания пассажиров, в полной мере удовлетворив потребность населения в передвижении, а также создаст предпосылки для эффективного управления пассажирскими автоперевозками и, тем самым, позволит усовершенствовать систему пассажирского автотранспорта.

Литература:

1.                  Горев, А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 256 с.

2.                  Спирин, И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ И. В. Спирин 5-е издание, перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 400 с.

3.                  URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_01/IssWWW.exe/Stg/d03/2–1-8.doc- Федеральная служба государственной статистики (дата обращения 19.05.14).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle