Библиографическое описание:

Нурмухаметов А. В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 16-19.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; вклад малого бизнеса; уровень развития бизнеса.

Цель: проанализировать значение и вклад малого и среднего бизнеса в экономике страны.

Методы: статистический анализ, абстрактно-логический.

Результаты: на основе проведенного анализ, показан современный вклад российского бизнеса в экономику страны. Выявлены слабые стороны и предложен комплекс решений для устранения проблем в развитии малого и среднего бизнеса в стране.

Научная новизна: на основе проведенного анализа сделан вывод, что вклад малого и среднего бизнеса в России не соответствует масштабам страны. Выявлены факторы сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса.

Практическая значимость: предложены комплексные меры для решения проблем, влияющих на уровень развития малого и среднего бизнеса.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что во многих странах субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом. От уровня развития малого бизнеса зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д.

Цель данной статьи — определить роль малого и среднего бизнеса в экономике страны.

Результаты исследования

В первую очередь, мы хотим обратить внимание на основные критерии и черты предпринимательства.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Основные критерии субъектов МСП представлены на рисунке 1 [1].

Зарезервировано: 209-ФЗ

Рис. 1. Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источник: Составлено автором.

По мнению к. э.н. Лановой О. Г. малый бизнес — это, прежде всего — создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов. Наконец, развитие малого предпринимательства — это рост числа людей, самостоятельно обеспечивающих достойный уровень жизни для себя и своих семей [2]. На наш взгляд, Лановая О. Г. раскрывает понятие малого бизнеса не только с социальной точки зрения, но и с экономической, позволяя определить значение малого бизнеса для экономики страны в целом.

Характерными чертами малого предпринимательства является взаимосвязь понятий «выживаемости» и «неустойчивости». Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимого для сдвигов в экономике страны. В чертах малого и среднего бизнеса прослеживается тот факт, что они проигрывают по своим конкурентным преимуществам более крупному бизнесу. Так, в настоящее время крупные предприятия, которые опережают по показателям субъектов МСП, чувствуют себя комфортнее и увереннее на рынке. Этому есть логическое объяснение.

По мнению Ж. Ж. Ламбена [3], чье мнение разделяет и профессор С. Г. Демченко, устойчивое конкурентное преимущество получают фирмы, осуществляющие «постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов» [4]. Соглашаясь с данным выводом, добавим, что на вышеперечисленный сбор и анализ информации, требуется выделение дополнительных денежных средств, которые для субъектов МСП не всегда подъемны, особенно в современных условиях, когда особенно остро стоит вопрос о финансовом состоянии малого предпринимательства. Таким образом, крупные предприятия, обладая большей финансовой устойчивостью, обеспечивают себе сильные конкурентные преимущества.

По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 17–20 %, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и Японии [5]. От уровня развития малого бизнеса зависит степень развития экономики государства. Так, достаточно взглянуть на таблицу 1, где приведены основные показатели МСП.

Таблица 1

Показатели малого и среднего бизнеса*

Показатели

Российская Федерация

Страны — члены ЕС

Вклад малого бизнеса в ВВП страны, %

17–20 %

50–70 %

Численность занятых в малом и среднем бизнесе, от числа всех занятых во всех предприятиях

27 %

67,4 %

Доля малого и среднего бизнеса в общем числе всех предприятий, %

97,2 %

99,8 %

*Источник: составлено с использованием [5, 10, 13].

Из таблицы видно, что самое высокое значение имеет доля МСП в общем числе всех предприятий. Именно данный показатель характеризует динамику развития МСП, но в тоже время не всегда отражает реальную ситуацию, которая характеризует положение предпринимательской активности, так как фактически большая часть зарегистрированных предприятий не осуществляет реальную деятельность.В этой связи становится понятным, что рост числа зарегистрированных предприятий не связан с развитием сектора МСП. Все это в совокупности находит прямое отражение и на показателях вклада в ВВП страны и численности занятых в малом и среднем бизнесе.

Получается, что основной вклад в экономику страны, по крайней мере, в России, вносит в настоящее время крупный бизнес. Об этом свидетельствуют и данные, которые приводит Президент ассоциации российских банков Г. Тосунян по словам которого, позитивная динамика по корпоративным кредитам его «не успокаивает», поскольку здесь 60 % — это крупный бизнес, а не малый и средний, на котором, как убежден банкир, и должна держаться экономика нашей страны. А МСП при этом «прячется» в потребкредитовании, с помощью которого развивают бизнес немало предпринимателей [6].

По мнению известного банкира, на рост и развитие сегмента МСП способствует, доля кредитов, направленная в данный сегмент. Однако, это не единственно сдерживающее условие. Согласно материалу Всемирного банка приведенного в докладе об экономике России [7] диверсификация российской экономики не возможна без выживания новых предприятий. Как показывают результаты анализа, одной из причин недостаточного уровня диверсификации российской экономики может быть то, что относительно небольшие сектора в меньшей степени, чем крупные отрасли, способны справляться с периодами спада. Низкий уровень выживания новых компаний может объясняться тем, что новые предприятия сталкиваются с трудными условиями ведения бизнеса и жесткой неконкурентной средой. Эти результаты подчеркивают важность экономической политики, направленной на улучшение перспектив для появления новых предприятий, повышение эффективности распределения производственных факторов и усиление конкуренции на пути к более диверсифицированной экономике.

Следует сделать вывод, что на развитие МСП влияние оказывают множество факторов. Малый и средний бизнес оказывает и должен оказывать все более весомое воздействие на социально-экономическое развитие страны, именно поэтому один из важнейших ориентиров экономической политики российского государства — создание и поддержание максимально благоприятного климата для малого и среднего бизнеса [8]. Развитие малого и среднего бизнеса объявлено в России одним из приоритетных направлений государственной политики. Практически сразу после избрания на пост Президента Российской Федерации Дмитрий Медведев стал уделять этому вопросу пристальное внимание. Уже в мае 2008 года был подписан указ, нацеленный на снятие ограничений для предпринимательской деятельности, а малый бизнес назван «способом возрождения России» [9].

Субъекты Российской Федерации в настоящее время уделяют особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства. Так, в Республике Татарстан традиционно разрабатываются программные действия и новые подходы к развитию малого и среднего бизнеса [10]. Состояние малого и среднего предпринимательства и основные направления его дальнейшего развития обсуждается на уровне руководства Республики и вызывает огромный интерес у общества.

Малый и средний бизнес, являясь очень гибкой формой хозяйствования, быстро реагирующей на происходящие изменения на рынке, способен активно генерировать новые точки финансово-экономического роста, оказывая действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики. Теория точек, введенная в практику французским экономистом Ф.Перру, не утратила своей актуальности и в современных экономических условиях, и применительно к малым формам хозяйствования позволяет их рассматривать в качестве инструментов моделирования экономического роста российской экономики [11].

По словам В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения. Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов российской Федерации» [12], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт [11, с.364].

К сожалению, на современном этапе в Российской Федерации уровень развития малого и среднего бизнеса, который своими налогами приносит в бюджет все больше доходов, не соответствует потребностям экономики страны и не отражает его потенциал в формировании валового внутреннего продукта. Превратить малый и средний бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса способно расширение этого сектора экономики. Малый бизнес занимает определенное и достаточно важное место в экономиках стран с рыночной ориентацией, участвуя в решении серьезных экономических, социальных и иных задач.

Выводы

В целом учитывая важность развития малого и среднего бизнеса, в частности, в обеспечении занятости населения, увеличении регионального валового внутреннего продукта и роста налоговой базы, сегодняшнее состояние и необходимость создания более благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса требуют комплексного решения и следующих задач:

-          усиление роли местных органов власти в координации деятельности всех структур поддержки малого и среднего бизнеса;

-          большая активация процессов разработки, принятия и реализации региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса;

-          обеспечение малого и среднего бизнеса финансовой поддержкой, адекватной его потребностям и по доступности, и по объему, и по срокам;

-          активное совершенствование действующего законодательства по регулированию деятельности малого и среднего бизнеса;

-          усиление информационно-консультативной поддержки малого и среднего бизнеса на всех уровнях российской власти.

В период высокой турбулентности, нестабильности внешней среды, отразились на объемах и динамике развития предпринимательского сектора в стране. Но все же, в такой тяжелый период, малый бизнес удержал позиции и показал неплохие результаты по сравнению с другими сегментами рынка. Наряду с этим, эксперты отмечают гибкость и быструю адаптацию малого бизнеса, что позволяет ему быстрее остальных восстановиться.

Динамическое развитие предпринимательского сектора для стабилизации экономики страны очень важно. Если субъектам МСП будет уделено должное внимание, если и дальше укреплять взаимоотношения государства с малым бизнесом, то мы сможем не только укрепить нашу экономику, но и выйти на новый уровень развития и построить новую модель экономики, которая позволит быть нашей стране более конкурентоспособной.

Литература:

1.         О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209-ФЗ (ред. от 18.10.2007) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2.         Лановая О. Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ / О. Г. Лановая // Банковские услуги. — 2008. — № 1.

3.         Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. — Спб: Питер, 2011–720 с.

4.         Демченко С. Г., Файзханова А. Л. Маркетинговые подходы к оценке конкурентных преимуществ услуг медицинских учреждений //Вестник экономики, права и социологии. — 2013. — № 3.

5.         Шестоперов А. Сектор повышенной опасности: малый и средний бизнес ожидает чистилище / А.Шестоперов // Национальный банковский журнал. — 2009. — № 4 (61).

6.         Материалы интернет-конференции с читателями БИЗНЕС Online — Г.Тосунян — «Центробанк попытался избавиться от тех, кто уже фактически был «трупом». — 10.02.2014г.

7.         Всемирный банк в Россси. — Доклад об экономике России. — Восстановление и перспективы дальнейшего развития экономики. — № 29, весна 2013г.

8.         Крюков С. П. О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса / С. П. Крюков // Финансы. — 2009. — № 2.

9.         Картуесов А. И., Волков С. А. Два сценария кредитования малого бизнеса / А. И. Картуесов // Банковское дело. — 2008. — № 9.

10.     Проект «Дорожная карта развития малого и среднего предпринимательства на период 2014–2016гг»..

11.     Бабленко И. Б., Ишина И. В. Источники финансового обеспечения малого бизнеса в современных условиях / И. Б. Бабленко // Аудит и финансовый анализ. — 2009. — № 2.

12.     Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

13.     Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования. — Аналитический центр ОАО «МСП Банк». — Апрель 2013г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle